программа "Синтез театра и фольклора"
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Мацан Оксана Олеговна

 

В настоящее время повсеместно наблюдается упрощение и оскудение русского языка. Исключительно мал и беден словарный запас многих взрослых, которые в свою очередь должны быть примером для подражания, в самом положительном смысле, для подрастающего поколения.

Русская классическая педагогика с усвоением родного языка связывала все духовное развитие ребенка. Огромное влияние языка на психическое развитие и поведение детей отмечается в исследованиях советских психологов и педагогов (Е. А. Аркин, Е.И.Тихеева, А.Н.Гвоздева, Л.С.Выготский и др.).

В книге «Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательной школы» А.В.Ястребова излагает методы коррекционно-развивающего обучения связной речи детей с ОНР, рекомендует приемы формирующие полноценную речевую деятельность, отдавая предпочтение различным заданиям творческого характера, которые значительно способствует развитию связной речи и творческих возможностей детей. Приоритетной формой организации работы с детьми, имеющими речевые нарушения, для воспитателя может стать театрализованная деятельность, элементы сценического искусства.

Другим эффективным средством речевого развития детей дошкольного возраста является использование в качестве речевого материала различных фольклорных форм.

Основываясь на этих двух факторах, была выдвинута гипотеза о том, что речевое развитие детей средствами сценического искусства и фольклора позволит преодолеть речевые нарушения и повысить эффективность работы по развитию речи детей. Именно эта идея заложена в программу «Синтез театра и фольклора»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx34.55 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «Синтез театра и фольклора»

Пояснительная записка

В настоящее время повсеместно наблюдается упрощение и оскудение русского языка. Исключительно мал и беден словарный запас многих взрослых, которые в свою очередь должны быть примером для подражания, в самом положительном смысле, для подрастающего поколения.

К.С. Аксаков писал: "Слово - есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира". Воссоздание это идет всю жизнь, но особенно интенсивно в первые годы жизни. Дошкольное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство сензитивно к усвоению речи. Поэтому проблема речевого развития – одна из важнейших проблем воспитания детей дошкольного возраста. Русская классическая педагогика с усвоением родного языка связывала все духовное развитие ребенка. Огромное влияние языка на психическое развитие и поведение детей отмечается в исследованиях советских психологов и педагогов (Е. А. Аркин, Е.И.Тихеева, А.Н.Гвоздева, Л.С.Выготский и др.).

В современной логопедии нарушения речи никогда не рассматривались вне связи с умственным развитием ребенка, поэтому взаимосвязь речевой деятельности детей со всеми сторонами их психического развития должна быть в центре внимания логопеда и воспитателя, работающего на логопедической группе.

В книге «Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательной школы» А.В.Ястребова излагает методы коррекционно-развивающего обучения связной речи детей с ОНОР, рекомендует приемы формирующие полноценную речевую деятельность, отдавая предпочтение различным заданиям творческого характера, которые значительно способствует развитию связной речи и творческих возможностей детей. Приоритетной формой организации работы с детьми, имеющими речевые нарушения, для воспитателя может стать театрализованная деятельность, элементы сценического искусства.

Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной но и образной, эмоциональной стороны языка. Психолог и философ С.Л.Рубенштейн в труде “К психологии речи” писал: “Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому, что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам”. Выразительность он рассматривал как качественную характеристику речи, которая тесно связанна с проявлением индивидуальности человека.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что понятие “выразительность речи” имеет интегрированный характер и включает в себя невербальные (мимика, позы, жесты) и вербальные (интонация, лексика, синтаксис) средства.

Для развития выразительности речи необходимо создавать такие условия, в которых ребенок сможет не только получать знания, но и перерабатывать их и выражать свое отношение к ним. Наилучшие условия для этого создаются на театрализованных занятиях, т.к. игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности, раскрепощенности и т.д.

Театрализованные занятия являются частью воспитательно-образовательной работы, не только потому, что в них упражняются отдельные психические процессы, но и потому, что эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития. Участвуя в театрализованных занятиях, ребенок знакомится с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, разговорную речь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

Любой театр включает в себя достаточно большое количество различных направлений деятельности: литературное (знание текстов, оборотов речи, их изложение); музыкальное (пропевание песен, музыкальное сопровождение); изобразительное (оформление театральных действ, подготовка декораций) и, конечно, игровое, где во всей неповторимости виден сам актер.

Другим эффективным средством речевого развития детей дошкольного возраста является использование в качестве речевого материала различных фольклорных форм.

Ознакомление детей с народным языком, литературным наследием и включение его во все направления коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи, используя разные жанры фольклора: потешки, пословицы, поговорки, частушки, небылицы, попевки, сказки, народные подвижные игры, пальчиковые игры предполагает   комплексное воздействие на все стороны речевого дефекта: исправление неправильного звукопроизношения, просодики, лексико-грамматического строя, связной речи, мелкой моторики рук.

Использование фольклорного материала может помочь сформировать правильное четкое произношение (скороговорки), разработать мышцы речевого аппарата (колыбельные, попевки), сделать речь ярче и образнее и т.п.

Основываясь на этих двух факторах, была выдвинута гипотеза о том, что речевое развитие детей средствами сценического искусства и фольклора позволит преодолеть речевые нарушения и повысить эффективность работы по развитию речи детей.

Цель программы:  речевое развитие детей средствами сценического искусства и фольклора

Задачи программы:

1.Помочь детям прикоснуться к основам театрального искусства, формировать представления о многообразии средств выразительности для воплощения игрового образа.
2.Формировать театральные умения и навыки, развивать сознательное отношение к сценическому творчеству.

3. Учить определять музыкальные жанры (танец, марш, песня)

4. Развивать связную речь, интонационную выразительность.

5. Развивать художественный вкус, творческие способности.

6. Воспитание интереса к русской национальной культуре.

Программа рассчитана на два года обучения и ориентирована на детей старшего дошкольного возраста.

Отличительной особенностью программы является ее поступательный (пошаговый) характер и широкое использование фольклорного материала.

Шаг 1. Знакомство с литературным источником. Сюда входит чтение и анализ произведения, работа с темой, обсуждение его с детьми.

На данном этапе рассказ воспитателя, рассматривание художественных иллюстраций, прослушивание музыкальных произведений, просмотр фильмов по теме помогают прочувствовать атмосферу событий, расширить кругозор, активизировать познавательный интерес.

Очень полезно для развития связной речи, воображения предлагать детям сочинять жизнь героев до начала произведения ли после, помогая разнообразными вопросами. Ответы детей часто служат толчком для появления новых вопросов.

Шаг 2. Работа над сценарием. На данном этапе происходит перевод произведения в драматический жанр с учетом возраста детей, выбор событийного рядя на основе анализа детьми каждого события, характера каждого персонажа.

Шаг 3. Театральные игры. Задача данного этапа – подготовка ребенка к художественной деятельности. Для решения этой задачи детей знакомят с элементами актерского мастерства, учат «вживаться в образ»,  композиционному умению построения сцен, побуждают их импровизировать в создании своего варианта сказки.

Шаг 4. Ритмопластика.  Здесь у дошкольников развивают умения пользоваться жестами, движениями, мимикой, учат с их помощью передавать характер и настроение музыки, героев, развивают выразительность, логичность и четкость речи.

Шаг 5. Культура и техника речи. В рамках данного направления у детей развивают дыхание и правильную артикуляцию, дикцию, учат строить диалог, пользоваться интонациями.

Шаг 6. Совершенствование певческих навыков. На этих занятиях педагог заниматься развитием у детей музыкального слуха, чувства ритма, вокально-хорового исполнительства и хорового вокала, а так же индивидуальной постановкой голоса при разучивании сольных партий.

Шаг 7. Оформительская деятельность. Дети под руководством педагога и при участии родителей готовят костюмы к выступлению, декорации, пригласительные билеты  и.т.п.  

Шаг 8. Репетиционные работы. На данном этапе завершается работа над постановкой, где происходит репетиция отдельных картин в разных составах, а затем все иррадиированные моменты сливаются воедино и проходят репетиции всей пьесы целиком. Репетиция идет с музыкальным сопровождением, происходит уточнение темпоритма спектакля.

Шаг 9. Премьера

Основные направления программы:
1. Культура и техника речи:
-интонация;
-монолог-диалог;
-речевые игры;
-разучивание и обыгрывание стихов.
 2. Театральная игра:
-средства образной выразительности (мимика, пантомимика);
-игры-драмматизации;

- режиссерские игры;
- развивающие игры.
3. Ритмопластика: 

-расслабляющие упражнения;

-пластические импровизации;

- этюды;

-танец;

4. Совершенствование певческих навыков:
- песня;
- речевых и дыхательные упражнения;

- ритмическая декламация;

- попевки;
-песенное, танцевальное творчество.
5.Театральная азбука:
-виды театра;
-театральные профессии;
-театральные атрибуты;
-театральные понятия;
-устройство театра;
-правила поведения в театре.

Принципы построения программы 

Синтетичности. На театральных занятиях осуществляется тесная взаимосвязь музыки, ритмики, развития речи, риторики, ознакомления с художественной литературой и окружающей действительностью.

Адаптивности. Данный принцип предполагает гибкое применение содержания и методов развития сценических способностей в зависимости от индивидуальных и психофизических особенностей каждого ребенка. Рекомендуется вариативное применение репертуара внутри каждой темы с учетом готовности детей к восприятию, а также времени, необходимого для осознанного усвоения материала.

Социализации. Программа предоставляет исключительно широкие возможности для социализации ребенка, то есть развития его личности во взаимодействии с окружающей средой, усвоения и воспроизводства им социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации. Программа предполагает непосредственное взаимодействие дошкольников 5-7 лет с театральными коллективами учреждений дополнительного образования и драматического театра.            

Креативности. Содержание программы максимально ориентировано на  развитие детского творчества – как первоначальную ступень актерского мастерства, позволяющую ребенку познать новое для себя и передать с помощью средств образной выразительности свои ощущения, чувства, переживания в игре, драматизации.

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

При реализации программы широко используются практические методы обучения: игра, метод игровой импровизации (служащий мостом между играми ребенка в быту и искусством актера), упражнения, метод действенного анализа (этюдная методика), инсценировки и драматизация.

Из словесных методов применяются рассказ, чтение воспитателя, рассказ детей, беседы, разучивание произведений устного народного творчества.
Все методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя воспитателю дать детям знания, помочь освоить умения и навыки, развить внимание память, воображение, творческое воображение.

Работа с детьми проводится большей частью в нерегламентированной деятельности с привлечением следующих специалистов:

  1. Учителя – логопеда;
  2. Музыкального руководителя;
  3. Родителей воспитанников.

В течение учебного года дети совместно с педагогом готовят 9 спектаклей, представлений, общим числом 18 по двум годам обучения. Таким образом, на подготовку каждого премьерного мероприятия отводится один месяц.

Работа по направлениям внутри программы строится в процессе нерегламентированной деятельности 1 раз в две недели.

Учебный план старшая группа

Вид деятельности

Программные задачи

Содержание

Кол-во часов

Культура и техника речи

Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, дикцию. Учить строить диалог, подбирать слова по общим признакам и определения к словам. Совершенствовать навык четкого произношения звуков в слове. Формировать навыки составления предложений с заданными словами по карточкам.

Речевые игры и упражнения

Скороговорки, потешки

Сочини предложение

Фраза по кругу

18

Театральная игра

Учиться снимать зажатость, скованность, согласовывать свои действия с действиями других детей. Развивать умение произвольно реагировать на команду, навыки действия с воображаемыми предметами. Учить сочинять этюды по сказкам и импровизировать на темы знакомых сказок.  

- средства образной выразительности (мимика, пантомимика);
-игры-драмматизации;

- режиссерские игры;
-развивающие игры

18

Ритмопластика

Развивать умение пользоваться жестами, равномерно двигаться по площадке. Учить произвольно реагировать на музыкальный сигнал, передавать в свободных импровизациях характер и настроение музыки. Развивать умение создать образы с помощью жеста и мимики

Расслабляющие упражнения, пластические импровизации

18

Совершенствование певческих навыков

Развивать навыки декламации стихов, потешек, прозаического текста. Осваивать с детьми ритмические основы текста, ритмическую пульсацию. Пропевание ступеневых цепочек в разном ритме, варьирование знакомых мелодий. Тренировать музыкальную память. Учить различать звуки по высоте.

пальчиковая гимнастика, речевые упражнения

музыкальные игры и забавы песенное, творчество

18

Театральная азбука

Развивать интерес к сценическому искусству. Знакомить детей с видами театрального искусства, правилами поведения в театре. Познакомить детей с театральными профессиями, атрибутами театрального представления

Рассматривание иллюстраций, фотографий различных театров, просмотр видеозаписей, посещение театра

9

Учебный план подготовительная группа

Вид деятельности

Программные задачи

Содержание

Кол-во часов

Культура и техника речи

Тренировать 3 вида дыхания. Учить пользоваться интонациями, улучшать дикцию. Расширять образный строй речи. Учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях, выделять их голосом, строить диалог между героями разных сказок в придуманных обстоятельствах Тренировать точное и четкое произношение гласных и согласных звуков, сочинять коллективно сказку, по очереди добавляя свое предложение.

Речевые и артикуляционные игры и упражнения

Скороговорки, потешки

Сочини сказку

18

Театральная игра

Совершенствовать навыки действий с воображаемыми предметами. Учить самостоятельно сочинять этюды с заданными обстоятельствами, импровизировать игры – драматизации на тему знакомых сказок как драму, балет, оперу и этюды с нафантазированными обстоятельствами. Учить действовать на сценической площадке естественно

- средства образной выразительности (мимика, пантомимика);
-игры-драмматизации;

- режиссерские игры;
-развивающие игры;

- этюды на пять органов чувств и по знакомым сказкам

18

Ритмопластика

Развивать умение владеть своим телом, двигаться по площадке. Совершенствовать пластическую выразительность. Учить создавать образы предметов и живых существ через пластические возможности своего тела.

Расслабляющие упражнения, пластические импровизации

18

Совершенствование певческих навыков

Расширять диапозон и силу голоса. Учить слышать музыку и анализировать ее, внутренне слышать нотную запись, петь без инструментальной поддержки

Прослушивание музыки, ритмический аккомпанемент или речевые дорожки, чтение ритмоблоков

18

Театральная азбука

Познакомить детей с особенностями театрального искусства, его отличиями от других видов искусства. Уточнять знания детей о том, кто и как создает спектакль, между понятиями «артист» и «актер». Познакомить детей с устройством театрального здания. Дать элементарные театральные понятия.

Рассматривание иллюстраций, фотографий различных театров, просмотр видеозаписей, посещение театра

9

Учебно-тематический план

Мероприятие

Кол-во часов

1

«Дюймовочка»

1

2

«Муха – цокотуха»

1

3

«Бременские музыканты»

1

4

«Зеленые святки»

1

5

Рождественский спектакль «Ёлочка»

1

6

«Снежная королева»

1

7

«Широкая Масленица»

1

8

Пасха – Светлое Христово воскресение

1

9

«Кошкин дом»

1

10

«Веселая ярмарка»

1

11

«Гадкий утенок»

1

12

«Белоснежка и семь гномов»

1

13

«Рождественский сочельник»

1

14

«Пришла Коляда – отворяй ворота»

1

15

«Встреча весны»

1

16

«Морозко»

1

17

«Успение»

1

18

«Стрекоза и муравей»

1

Критерии эффективности реализации программы

Высокий уровень. Ребенок в процессе беседы отвечает более чем на 7 вопросов. Принимает активное участие в игре, разыгрывании стихов, мини-сценок, потешек, умеет перевоплощаться, подбирать себе костюм. Участвует в драматизации, инсценировках. Имеет понятие о мимике, жестах, пантомиме, их назначении. Показывает этюды и сценки. Ребенок обладает хорошей интонацией, силой голоса, умеет делать акцент на разных словах и менять голос в зависимости от «героя».

Средний. Ребенок в процессе беседы отвечает не более чем на 5 вопросов. Принимает участие в театральных играх не всегда, в зависимости от настроения. В разыгрывании потешек, мини-сценок, стихов принимает участие только по просьбе воспитателя. Участвует в драматизации, инсценировках, но испытывает трудности в подборе атрибутов к сказке, в выборе костюма. Плохо знает определение «мимика», «жест», «пантомима», не знает о их назначении. Участвует в показе этюдов, но не всегда его мимика соответствует заданию этюда. Обладает интонацией. В упражнении на силу голоса не может произносить все 7 ступеней с различной силой (только 4). Изменяет голос только на более грубый, на тонкий не может.

Низкий уровень. В процессе беседы отвечает не более чем на 3 вопроса. Участие в театрализованных играх принимает редко. Не любит разыгрывать потешки, стихи, мини-сценки. Не может показать мимику, жест, пантомиму. Может произнести фразу только с двумя интонациями. В упражнении на силу голоса произносит только три положения. Не изменяет голос.

Список литературы

  1. Алексеева М.М., Яшина В.А. Методика развития речи детей и обучения родному языку дошкольников. М., Академия, 2000.
  2. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. М., Учпедгиз, 1957.
  3. А.И. Буренина «Театр всевозможного или игры до спектакля». С-П., 2001
  4. Колчеев Ю.В. Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. М. Школьная пресса., 2003.
  5. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. /Пособие для работников дошкольных учреждений/ М., 2003.
  6. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду. М., 2003.
  7. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам. М., 1982.
  8. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. М., 2003.
  9. Фольклор – музыка – театр. /Под ред. С.И. Мерзляковой./ М., 1999.
  10. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр., издательство “Арки”. М. 2004.
  11. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. М., Просвещение, 1972.
  12.  Э.Г. Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников». М., Владос, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие в средней группе с использованием фольклора, театра и нетрадиционных методов ИЗО.

Данное занятие закрепляет умения детей эмоционально изображать взятую на себя роль, развивает творческие способности, умение отгадывать загадки, позволяет снять психоэмоциональное напряжение, воспитыв...

Адаптация детей средствами фольклора и кукольного театра.

Адаптация детей средствами фольклора и кукольного театра.           Дети в детский дом ,как правило поступают из неблагополучных семей, имея за ...

Интеграция жанров русского фольклора и фольклора народов Севера как условие формирования бережного отношения к природе у детей.

Охрана природной среды является одной из актуальных задач современного общества. От ее правильного решения зависит успешное развитие экономики, благосостояние нынешних и будущих поколений людей планет...

Фольклор в детском театре

Музыкально - интегрированное занятие для детей подготовительной к школе группе. Автор разработки содержания занятия музыкальный руководитель МБДОУ "Детский сад № 17" города Энгельса Саратовской област...

Конспект занятия по театрализованной деятельности на основе фольклора для детей старшей группы «Театр и дети»

Театральная деятельность помогает ребёнку раскрыть его творческий потенциал посредством мимики, жестов, движений, эмоций. В конспекте используются русские народные потешки....

"Театр и фольклор рядом"

В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполнили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Како...

Интегрированное занятие с использованием фольклора и театра в средней группе

Цель данного занятия - воспитывать интерес к устному народному творчеству, театрализованной деятельности....