Фольклор в детском театре
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Ткаченко Марина Петровна

Музыкально - интегрированное занятие для детей подготовительной к школе группе. Автор разработки содержания занятия музыкальный руководитель МБДОУ "Детский сад № 17" города Энгельса Саратовской области  Ткаченко Марина Петровна. Цель занятия: "Приобщение детей к русскому народному творчеству средствами музыкальной, театрально - игровой деятельности". Вниманию педагогов предоставлен музыкально - игровой материал, с помощью которого можно вводить детей в мир театрального искусства.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 17»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Фольклор в детском театре

Музыкально – интегрированное занятие для детей подготовительной к школе группы

Автор разработки содержания занятия                               музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад № 17»

                                               Ткаченко Марина Петровна

г. Энгельс


Цель занятия.

  • Приобщение детей к русскому народному творчеству средствами музыкальной, театрализовано - игровой деятельности.  

Задачи.

  1. Осуществление разностороннего музыкального воспитания дошкольников, применение синтеза искусств и интеграции художественной деятельности в эстетическом воспитании детей.

  1. Развитие творческих способностей детей во взаимодействии с различными видами художественной деятельности.

  1. Воспитывать познавательный интерес и эстетическое восприятие детей к разным видам искусства, воплощая свои чувства, переживания и фантазии выразительными средствами творческих проявлений в разных формах художественной деятельности (музыкальной, изобразительной, художественно – речевой, театрально – игровой).

  1. Способствовать развитию творческой активности детей в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности (игра на детских музыкальных инструментах, пение, танцевально – игровые движения…)

Оборудование.

  • различные виды театров с конкретной детской сказкой (театр игрушек, театр петрушек, театр картинок на картоне, фланелеграф, теневой театр);

  • детские музыкальные инструменты (деревянные ложки, трещетки, бубны, колокольчики…);

  • картинки к загадкам о музыкальных инструментах; платочки;

  • игровое пособие «калачи», шапочки грачей;

  • слайды (картинки) к русским народным сказкам.

        

Звучит музыка, взрослые приглашают детей  в зал.

Ребята, проходите,

Здесь сегодня необычно, посмотрите…

Музыка звучит, играет

На театральные подмостки

Она нас приглашает.

Это, значит, здесь сейчас

Мы о театре поведем рассказ.

Присаживайтесь.

-А что такое театр? (ответы детей)

Театр – это древнее искусство. Театр предназначен для каких-либо представлений и выступлений.

-А какие виды театров мы знаем? (ответы детей)

-Кто из ребят знает, без чего и без кого театра не бывает? (ответы детей)

Мы тоже любим в театр с вами играть

И как артисты учимся выступать.

А чтобы настоящим артистом стать надо многому учиться, много уметь и много знать. Это прекрасная и в тоже время тяжелая профессия.

-Чем должен владеть артист, чтобы на сцене играть? Что он должен уметь? Что он должен знать?  (ответы детей)

Нас сегодня с вами ждут необычные театрализованные действия, в которых мы соприкоснемся с народным искусством нашей страны. А в какой стране мы проживаем? (ответ детей)

Значит, в наших театральных действиях будет различный репертуар, основанный на русском народном творчестве.  Вы готовы в них принять участие и проявить свои творческие способности?

Сопутствовать театральным действиям наших выступлений станет музыка. Она нас будет сопровождать при обыгрывании различных персонажей и тех заданий, которые мы  будем вам предлагать. И так, давайте начинать.

(музыкально-игровой этюд на проявление творческих способностей детей. Музыкальный руководитель, воспитатель и дети обыгрывают муз.-игровое содержание песни: рус. нар. мелодия, обр. Железновых, автор текста Ткаченко М.П.) –см. приложение.

Приложение:

Взрослые поют, пританцовывая с платочками:

Мы с платочками гуляем,

        А кому их дать -  не знаем?

        Маша, Катя, выходите

        И с платочками пляшите!

(вызванные дети берут у взрослых платочки и пляшут)

Взрослые поют, подыгрывая ложками:

        Цок-цок-цок, стучат копытца,

        Цок-цок-цок, лошадка мчится,

Ваня, Саша, выходите,

Как лошадки поскачите!

(вызванные дети берут у взрослых деревянные ложки, выполняют прямой галоп, стуча ложками в ритм мелодии)

Взрослые поют, подзывая к себе детей (девочек):

        А мы к девочкам идем,

А мы девочек зовем:

Вы скорее выходите,

Как матрешки, попляшите!

(выходят девочки, танцуют, проявляя творческую фантазию в передаче музыкально – игрового образа «матрешки»)

Взрослые поют, подзывая к себе детей (мальчиков):

        

        А мы к мальчикам  идем,

А мы мальчиков  зовем:

Вы скорее выходите,

Как петрушки, попляшите!

(выходят мальчики, пляшут, проявляя творческую фантазию в передаче музыкально – игрового образа «забавного петрушки»)

Русское народное творчество очень разнообразно и  представляет настоящую сокровищницу в театральном искусстве. Мы сейчас к ней прикоснемся, и вы опять нам будете помогать свои творческие способности показывать и проявлять.

Пусть прозвучат сегодня шутки,

А вместе с ними прибаутки.

Мы прибауток много знаем

И даже под музыку их исполняем.

Мальчики, мы просим вас

Выступить сейчас для нас.

А какую прибаутку вы будете исполнять,

Вам придется загадку отгадать.

                                                              (Загадка о черном вороне)

(«Ворон» русская народная прибаутка, обр. Е.Тиличеевой;

                                                                                           исполняют мальчики)

Это что за народ,        

Почему он слезы льет?

Дети:                Да противные грачи

                Утащили калачи!

Можно жить без калачей,

Был бы чай погорячей!

Девочки, ваш черед выступленья настает.

( «Патока с имбирем» русская народная прибаутка;  исполняют девочки)

Вот они грачи летят,

С нами поиграть хотят.

(игра «Бай, качи, качи» русская народная прибаутка; играют все дети)        

Тугушев Марат прибаутку «Андрей-воробей» споет,

Да еще и ложками он играть начнет.

(«Андрей-воробей» р.н.п.)

Вы, наверно, заметили, что в наших театрализовано-игровых действиях звучит музыка, которая делает ваши выступления красочными, яркими, выразительными, она дополняет ваши игровые образы и помогает выразить к ним свое отношение. И если мы сегодня прикасаемся к народному творчеству нашей страны, то и музыка звучит народная, а, следовательно, в ней звучат народные инструменты. Некоторые мы знаем. Их сейчас мы назовем, если загадки отгадаем.

(загадки о народных инструментах, которые загадывают взрослые и дети)

Выступают юные таланты –

Музыканты-оркестранты!

(звучит русская народная мелодия по выбору педагога - детский оркестр)

                             

Народный оркестр, народные пляски,

Загадки, прибаутки, игры, маски…

Но, какой же, театр без сказки?!

Мы так их любим читать,

А еще в них играть.

        Давайте попробуем сказки узнать                        

И героев их назвать.

Слайды посмотрите, сказки назовите.

        

(педагог вызывает детей подойти к столам, где  расположены различные виды театров по русским народным сказкам;  назвать сказку и вид театра)

А вместе со сказкой в театр попадает народная песня, которая богата разнообразием своих жанров: игровые, колыбельные, плясовые, хороводные, песни-байки, которые прекрасно подходят для театральных разминок. Мы таких песен тоже много знаем: на музыке и в группе их поем, а в театрализованной деятельности инсценировать начинаем.

А что и кого мы сейчас обыграем, музыку послушаем и  угадаем.

Катя будет играть, а мы попробуем отгадать. (ребенок играет на муз. инструменте мелодию песни «Два веселых гуся»)

(«Два веселых гуся» укр.нар.песня)

Театрализованное действие продолжаем,

В музыкальном театре сейчас побываем.

(инсценировка  укр.нар. песни «Два веселых гуся»)

Ребята, мы с вами знаем, что «Два веселых гуся» - это украинская народная песня, а на ее основе появилась песня-байка «Жили у бабуси два веселых гуся» с замечательным мультфильмом для детей.  

                                                                                                         

Мы россияне, но мы не будем забывать, что нашу страну населяют народы разных национальностей, которые вносят свою культуру, быт, национальный колорит в развитие культуры нашего общества. И сегодня  в различных театрализованных действиях мы представляли народное искусство нашей страны, а принимали участие молодые таланты – дети разных национальностей, юные артисты и музыканты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация " Фольклор в детском саду"

Практическая консультация для воспитателей, учителей - логопедов по использованию фольклора в работе с дошкольниками....

Адаптация детей средствами фольклора и кукольного театра.

Адаптация детей средствами фольклора и кукольного театра.           Дети в детский дом ,как правило поступают из неблагополучных семей, имея за ...

Фольклор в детском чтении. Малые фольклорные жанры. Детский фольклор. РЕФЕРАТ

Воспитание ребенка словом начинается с фольклора, устной народной словесности. Использование разного жанра фольклора с первых же лет жизни ребенка помогает в его гармоничном интеллектуальном и эмоцион...

Детский театр "Медведь". Как создавался театр.

Из опыта работы. О том как начинали работу по организации детского театра на базе ДОУ....

Занятие фольклором в детском саду натолкнуло меня на проведение ряда праздников и досугов с использованием фольклором. Таким образом были проведены " Праздник каши "для старших и "Праздник молока" для младших дошкольников.

Занятие фольклором в детском саду натолкнуло меня на проведения ряда утренников с использованием фольклора. Таким образом были проведены праздники  "Молока" для старших и праздник "...

Детский театр - как технология развития детской одаренности.

Произнося слово "одаренность", мы подчеркиваем, что в психике ребенка есть нечто такое, что им "не выучено", а то, что ему "даровано"....

Любите ли вы театр? Детский театр?

Размышления музыкального руководителя о влиянии театрализованной деятельности на нравственно -эстетическое развитие дошкольников....