Распространение педагогического опыта. Тема: «Использование мнемотехники в развития связной речи у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи»
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) по теме

Татаринцева Надежда Геннадьевна

 

Содержание

  • Литературный обзор состояния вопроса…………………………….

3

  • История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении……………………………………..

4

  • История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании…

 

6

  • Основные понятия, термины в описании педагогического опыта………………………………………………………………...

 

7

  • Психолого-педагогический портрет группы воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта………………………………………………..

 

10

  • Педагогический опыт…………………………………………………

12

  • Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте…………………………..

 

12

  • Актуальность педагогического опыта…………………………….

15

  • Научность в представляемом педагогическом опыте……………

18

  • Результативность педагогического опыта………………………..

22

  • Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта………………………………………………………………...

 

24

  • Технологичность представляемого педагогического опыта…….

25

  • Описание основных элементов представляемого педагогического опыта…………………………………………….

 

28

  • Заключение..…………………………………………………….........

32

  • Список используемой литературы.…………………………………

33

 

Систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием нетрадиционных приемов и методов, дидактических игр и упражнений, занимательного материала, наглядных пособий, совместной работой с родителями воспитанников дает свои положительные результаты.

Мне удалось повысить уровень речевой активности детей благодаря взаимодействию с родителями, воспитателями через использование мнемотехники, в коррекционном процессе.

Поставленные задачи:

1. вовлечь родителей в процесс речевого развития детей;

2. познакомить родителей с приемами и методами развития речи детей с помощью мнемотехники;

3. способствовать созданию в домашних условиях речевой предметно - развивающей среды.

Все это способствовало улучшению речевой активности у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_tatarinceva.doc234 КБ

Предварительный просмотр:

Районное управление образованием администрации муниципального образования Мостовский район

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка - детский сад № 1 «Березка» поселка Мостовского муниципального образования Мостовский район

Тема: «Использование мнемотехники в  развития связной речи у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи»

 Автор опыта:  Татаринцева Надежда Геннадьевна,

Учитель-логопед, педагогический стаж 4 года

п. г.т. Мостовской

2013год.

Содержание

  1. Литературный обзор состояния вопроса…………………………….

3

  1. История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении……………………………………..

4

  1. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании…


6

  1. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта………………………………………………………………...


7

  1. Психолого-педагогический портрет группы воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта………………………………………………..


10

  1. Педагогический опыт…………………………………………………

12

  1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте…………………………..


12

  1. Актуальность педагогического опыта…………………………….

15

  1. Научность в представляемом педагогическом опыте……………

18

  1. Результативность педагогического опыта………………………..

22

  1. Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта………………………………………………………………...


24

  1. Технологичность представляемого педагогического опыта…….

25

  1. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта…………………………………………….


28

  1. Заключение..…………………………………………………….........

32

  1. Список используемой литературы.…………………………………

33

●  Литературный обзор состояния вопроса

На основании анализа научной литературы мы выделили следующие подходы в работе с технологией мнемотехника:

- системный – технология мнемотехника используется в системе обучения и воспитания;

- личностный – с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка;

- деятельностный - развитие ребенка происходит в деятельности, он читает предложенные воспитателем схемы, таблицы и составляет свои;

- диалогический - процесс обучения происходит в форме диалога;

- культурологический - ребенок расширяет словарный запас, развивает связную речь, учится грамматически правильно говорить;

- информационный - ребенок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире;

- аксиологический – образовательная деятельность основана на идеях гуманистической педагогики, субъект- субъектное взаимодействие с детьми.

 Работа с технологией мнемотехника опирается на следующие принципы:

1. Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребенка;

2. Принцип научной обоснованности и практической применимости - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.

 В дидактике выделены три вида моделей:

 1. Предметная модель в виде физической конструкции предметов, закономерно связанных. В этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главнейшие части, конструктивные особенности, пропорции и соотношения. Например, план постройки.

 2. Предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. Примером простой предметно-схематической модели может служить модель для раскрытия детям понятия о покровительственной окраске, как проявлении связи животного со средой обитания (лист картона определённой расцветки и фигура животного; если их цвета совпадают, то животное не видно) .

 3. Графические модели – обобщённо передающие разные виды отношений (графики, формулы, схемы). Этот вид моделей используется в школе, хотя последние исследования свидетельствуют о доступности их в детском саду.

●   История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении

История мнемотехники

История мнемотехники ведёт отсчёт едва ли не с первобытных времён.

Простейшие способы запоминания появились прежде, чем была изобретена письменность (что естественно). Служители культов, сказители, бродячие певцы должны были держать в голове огромные объёмы информации.

Не будь у наших предков умения фиксировать в памяти обширные сведения, многие мифы, молитвы, рецепты потерялись бы в веках. Общеизвестные «Илиада» и «Одиссея», как считают многие авторитетные учёные, были ритмизованны, наполнены повторами и статичными эпитетами неспроста – всё это позволяло облегчить процесс запоминания и воспроизведения текста.

Раз уж мы завели речь об античной мнемотехнике, упомянём и первых теоретиков этого искусства. Среди них – поэт Симонид, ораторы Квинтилиан и Цицерон. Именем последнего даже назван один из удобнейших мнемотехнических приёмов, популярных в наши дни (см. Метод Цицерона (способ мест)). Надо предполагать, что арсенал приёмов запоминания, которыми пользовались древние, был богаче, чем мы думаем. Трактатов по мнемонике и мнемотехнике до нас дошло не так уж много, зато история хранит поразительные биографические факты отдельных мудрецов. Например, Сенека мог запомнить одним махом пару сотен стихов.

На Руси, между прочим, мнемотехнические приёмы пошли в ход тоже довольно рано. Вспомним древнерусскую азбуку, несколько букв которой знает каждый из нас. Она была основана на речевой мнемонике. Все буквы связывались со словами (аз –я, буки – буквы, веди – ведаю), более того – слова складывались в более крупные единицы речи (я буквы знаю; письменность – это добро и так далее).

Письменность значительно облегчила оперирование информацией во всех странах мира. Но и в письменный период интерес к методам управления памятью был высок. Среди самых видных учёных, работавших над этим вопросом, - Джордано Бруно (16 век). Кстати, в честь него названа современная система запоминания Джордано.

В средние века элементами мнемотехники не брезговали и церковники: успешно применялись знаки-аллегории, религиозные символы, которые выступали как подпорки для запоминания добродетелей и грехов невежественным людом. Тогда ещё не было достаточного разграничения эмоциональных и логических основ человеческого восприятия. На эту тему спорят с 19 века. Тогда учёный Генрих Эббингауз (Германия) целенаправленно занялся ассоциативной психологией запоминания.

20 век – особый в истории мнемотехники. Она стала развиваться семимильными шагами по всему миру, кроме нашей страны. В России, как и остальная наука, мнемотехника формировалась скрыто «благодаря» специфике советского режима.

Последняя серьёзная веха истории мнемотехники – создание двух самых авторитетных на настоящий момент систем – визуальной методики «Джордано», автор Владимир Козаренко и метод речевых способов Самвела Гарибяна.

До 1990 года мнемотехника существовала в виде разрозненных приемов, не имела теоретической базы, не объясняла механизмов памяти, книги о тренировке памяти описывали низкоэффективные приемы и содержали большое количество методических ошибок. Системы запоминания 16-го века были «системами Знаний» (что-то вроде энциклопедий), но не системами мнемотехники. Мнемотехника (как целостная система, как учебная дисциплина) ранее не существовала, о чем совершенно справедливо писал в книге «О памяти и мнемонике, 1903 г.» профессор Г.Челпанов, основатель и директор Московского психологического института (1912-1923).

Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н. э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

Таким образом, мы видим, что в Росси целенаправленное использование мнемотехники, довольно молодое направление в области педагогике. Но, не смотря на это, интерес к мнемотехнике, зародившейся еще до нашей эры, никогда не ослабевал. Особенно популярной эта дисциплина была в эпоху Возрождения. В наше время объем информации возрос до невероятных размеров. И интерес к мнемотехнике начинает возрождаться. Так как этой техникой интересуются не только воспитатели и педагоги, но и специалисты всех областей, все больше и больше людей тянется к литературе о развитии памяти и записываются на курсы тренировки памяти.

Изучая литературу по данной теме, можно смело сказать, что мнемотехника "прописалась" и во всемирной паутине. Вот статистика только по поисковой системе "Яндекс" (по Рунету).

Слово "мнемотехника": страниц - 1289, серверов - 152.

Слово "мнемоника": страниц 10644, серверов 171.

"Тренировка памяти": страниц 9134, серверов 137.

"Развитие памяти": страниц 18666, серверов 516.

Информации по мнемотехнике - море.

●  История изучения темы педагогического опыта в образователь-ном учреждении и муниципальном образовании.

В связи с большим объемом познавательного материала, заложенного в современных программах воспитания и обучения дошкольников, все более актуальным становится выбор методов обучения детей. Понятно, что знания должны стать не целью, а средством развития ребенка.

 Дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы, знаки, наглядные модели. Как показали психологические исследования Л.А.Венгер, А.В.Запорожец, одной из основных способностей, складывающихся в дошкольном детстве, является способность к опосредованному решению познавательных задач. Один из видов способности к опосредованию – это способность к наглядному моделированию.

 Работая с мнемотехникой, мы убедились, что у ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования, возникает возможность применения наглядной модели в уме, выделения в рассказах самого существенного, предвидения результата собственных действий, преобразования имеющейся системы в новую.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится более актуальным. Цель обучения развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи. Основа обучения – развитие творческого познания.

Как сформировать речь ребенка, напомнить ее большой палитрой слов, красивых фраз, благозвучных словосочетаний? Как помочь ребенку чувствовать ритм речи, мелодию слов, переживать содержание услышанной речи? Как способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка, помочь ему научиться коммуникативной речи?

Все ответы на эти вопросы мы нашли в методике мнемотехника. Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала – мнемотаблица.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

Что можно изобразить на мнемотаблице? Вообще мнемотаблица это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. И “спрятать” персонажа в графическом изображении. Например: лиса – состоит из геометрических фигур (треугольника и круга). Медведь – большой коричневый круг и т.д. Нужно отметить, если вы сделали, например волка – изображением зубов, тогда это должно быть на протяжении всего возрастного периода. С переходом в другую группу можно усложнить или заменить другой графической заставкой. Такую технику могут и применяют все специалисты ДОУ, даже в младшей группе рекомендуется использовать мнемотехнику, конечно с учетом возраста.

Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов.

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразо-вание из абстрактных символов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания.  Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н. э.) .

 Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз.

С целью привлечения педагогического коллектива детского сада к данной теме опыта были проведены несколько мероприятий, посвященных теме использования мнемотехники в своей работе. Опрос воспитателей показал, что все специалисты пользуются приемами мнемотехники, по их наблюдениям, применения различного рода мнемотаблиц и схем способствует улучшению и развитию памяти, активизации всех психических процессов.

Таким образом, мы видим, что коллектив детского сада активно использует в своей практике систему методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

 

●  Основные понятия, термины в описании педагогического опыта

    Анкетирование – 1. Метод массового сбора информации с использованием анкет, включающий их составление, распространение, изучение. 2. Способ получения информации с помощью специального вопросника (анкеты), адресованного обследуемому лицу.

    Взаимодействие педагога и воспитанников – процесс взаимного влияния взрослого и детей друг на друга, в результате которого происходит их взаиморазвитие и саморазвитие. Модель педагогического взаимодействия определяет характер педагогической системы.

Возрастной подход в воспитании – учет и использование закономерностей развития личности (физиологических, психических, социальных), а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом.

Демонстрационный дидактический материал – средство демонстрации при групповом обучении, выполненное в крупном формате и на плотной основе, сопровождающийся инструкцией или краткими методическими указаниями по их использовании. В педагогическом процессе.

Игра – термин иногда употребляется как синоним игровой деятельности, но в отличие от игровой деятельности, не рассматривает этапы развертывания (потребность, мотив, цель структуру, «конституирующие моменты игры» (Д.Б. Эльконин) и т.д.) и онтогенез данной деятельности, а характеризует разные виды детских игр, в основном, через их группировку или классификацию.

Игровая деятельность – ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста, реализующая его потребность в социальной компетенции и определяющая специфику социальной ситуации развития ребенка.

Инициатива – предприимчивость, способность к самостоятельным активным поступкам. Инициатива сотрудника – побуждение к началу какого-либо дела, способность и готовность к самостоятельным, активным действиям, к принятию решений, сознательное, творческое их выполнение.

Коллаж – это лист картона, где изображены буквы, цифры, геометрические фигуры, различные картинки, но связанные они все между собой одной целью – расширение словарного запаса, образного восприятия, развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать.

Логопедическая сказка – это текст со сказочным персонажем, содержащий как можно большее количество одинаковых звуков (сказки В. Волиной, А. Цыферовой).

Метод педагогический – метод воздействия взрослого на ребенка через совместную деятельность. Трактовка данного понятия как целенаправленной совместной деятельности опирается на положение Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития» - периоде в развитии ребенка, когда он под руководством взрослого осваивает новые области действительности, приобретает новые умения и навыки.

Методика – совокупность способов, приемов, средств целесообразного проведения какой-либо работы. Отрасль педагогической науки, выражающая подходы к обучению, воспитанию и развитию ребенка; тактика научного познания.

Методы обучения – способы совместной работы обучающего и обучаемых, организации познавательной деятельности ребенка, ведущие его от незнания к знанию, от неумения к умению и позволяющие ему усвоить конкретное содержание образования.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложенная определенная информация.

Наблюдение – метод сбора первичных эмпирических данных в конкретном исследовании; заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом, непосредственном восприятии и регистрации фактов, подвергающихся контролю и проверке. 

Непосредственно образовательная деятельность в ДОУ – специально организованная форма обучения. НОД может быть групповым, подгрупповым и индивидуальным. Для детей дошкольного возраста принципиально отличается от урока тем, что проводится на основе игры, а также других специфических для дошкольников видов деятельности.

Опорные или стимулирующие образы — это дополнительные образы, с помощью которых обеспечивается поиск информации мозге.

План перспективный – вид плана, который составляется на длительный период (год, квартал, месяц) и учитывает взаимосвязь между различными разделами работы с детьми, обеспечивает единство, систематичность и последовательность в работе воспитателей.

●  Психолого-педагогический портрет группы воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта

  1. Название группы: коррекционно-логопедическая группа, дети посещают логопедические занятия из нескольких общеобразовательных групп.
  2. Возраст детей: от   4 до  5 лет
  3. Количество воспитанников: 12 человек
  4. Коммуникативность детей группы: общение детей между собой носит добровольный, доброжелательный характер, практически все ребята коммуникативны и быстро подружились, не все дети самостоятельны, большинство ребят логопедической группы не являются лидерами. Воспитанники этой группы имеют диагноз: общее недоразвитие речи 3 уровня. Большинство детей логогруппы к своему логопедическому дефекту относятся равнодушно.
  5. Психолого-педагогический портрет ребенка  старшей группы 4 - 5 лет с общим недоразвитием речи 3 уровня:

Каждый возрастной период характеризуется анатомо-физиологическими и психологическими особенностями ребенка. В процессе развития малыша постепенно углубляются его знания, развиваются умственные способности, формируется отношение ребенка к окружающему миру, происходит становление личности.

Не для кого ни секрет, что у детей с общим недоразвитием речи существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление. Поэтому логопедическое воздействие при устранении общего недоразвития речи – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Исследования показали, что объём зрительной памяти и возможности смыслового, логического запоминания у детей с ОНР, практически не отличается от нормы, но заметно снижена их слуховая память и продуктивность запоминания.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:

- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.

- Неспособность грамматически правильно построить распростра-ненное предложение.

- Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

- Употребление нелитературных слов и выражений.

- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

- Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

●  Предметно-развивающая среда логопедического кабинета создана в соответствии с программой, которая реализуется в образовательном учреждении.

Речевой материал регулярно обновляется по мере изучения каждой новой лексической темы. Игры, игрушки и пособия систематически меняются в течение года. Это позволяет организовать развивающую среду в стенах логопедического кабинета, создать комфортные, обеспечивающие безопасность детей условия для занятий и эмоционального благополучия.

Создание особого пространства в логопедическом кабинете – необходимое условие качественной коррекционной работы в детском саду.

  1. Работа с родителями (особенности взаимодействия с семьей). Присутствует активное личное взаимодействие педагогов и родителей. Проводятся родительские собрания, обучающие тренинги, консультации, дни открытых дверей.  Готовятся рекомендации, памятки, стенды, оформляются уголки для родителей, информационные листы по развитию и воспитанию ребенка  дошкольного возраста.

Педагогический опыт

●  Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте.

Ни для кого не секрет, что у детей с общим недоразвитием речи существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление. Поэтому логопедическое воздействие при устранении общего недоразвития речи – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. 

В настоящее время существуют разные программы и технологии, где предполагается обучение дошкольников составлению различных моделей.

 Л.А. Венгер выделяет следующие типы моделирования:

 1. Действия замещения.

 В младшем возрасте замещение осуществляется по внешним признакам заместителя (лиса - оранжевая), либо по размеру (три медведя – большой, поменьше, самый маленький круг или столбик). В 5-6 лет заместители становятся более условными.

 2. Использование самих моделей, которые дает взрослый в готовом виде.

 С их помощью ребенок решает познавательные задачи.

3. Построение модели.

 Сначала - на основе анализа уже готовых моделей, а в дальнейшем становится возможным построение моделей по собственному замыслу.

 Одной из разновидностей моделей является мнемотаблица предложенная Т.В. Большевой. Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация.

При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка. Мнемотаблицы-схемы, служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей с ОНР. Мною они используются для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывании загадок, заучивании стихов.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка.

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль и в развитии речи дошкольников.

 Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания».

Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится всё более актуальным. Цель обучения с её использованием – развитие памяти (разные виды: слуховая, зрительная, двигательная, тактильная), мышления, внимания, воображения. Основа обучения – развитие творческого познания.

Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) чёткими, связными и последовательными.

Одним из важнейших практических методов образования детей и основных форм необходимо рассматривать игру. Игра — это наиболее эмоционально насыщенная деятельность, а положительный эмоциональный фон, как уже отмечалось, имеет для экологического развития дошкольников большое значение.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

В качестве второго вспомогательного фактора можно выделить создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуюсь, как готовыми схемами, изменяя и совершенствуя их по-своему, так  и сама составляю мнемотаблицы, которые предназначены для работы по развитию у детей связной речи.

Работая год по теме «Использование мнемотехники в  развития связной речи у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи». Мною разработан перспективный план, к занятиям по развитию связной речи разработан комплекс занятий по развитию лексико-грамматического строя речи с использованием различных игр, а также приёмов мнемотехники и моделирования.

Работая в таком направлении, стремлюсь повысить уровень развития речи у детей, использую, как традиционную, основную систему методов и приемов: художественное слово, образец рассказа воспитателя, вопросы к детям по прочитанному произведению, речевые, дидактические и словесные игры, упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук детей, так и инновационные, нетрадиционные методы проведения коррекционно-логопедических занятий.

●  Актуальность педагогического опыта.

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.

 Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. И, чтобы достигнуть высоких результатов, решила использовать нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи.

Актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

1. Во-первых, ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

2. Во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь - записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»;

3. В-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Цель совместной работы всей логопедической службы нашего детского сада – обоснование целесообразности и эффективности практического применения метода наглядного моделирования в процессе коррекционно-развивающего обучения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Особенности данного метода – применение не изображения предметов, а символов. Прием символизации значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу. Например: для обозначения диких животных используется елочка, а для обозначения домашних животных домик.

Дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

Эффективность использования метода зависит от определенных условий. Модель должна быть доступна для восприятия ребенка данного возраста.

На разных этапах и в зависимости от индивидуальных способностей детей можно использовать различные приемы наглядного моделирования: пиктограммы, заместители, мнемотаблица.

Пиктограмма – символическое изображение, заменяющее слова, это рисунок, с помощью которого можно записать слова и выражения, это рисунок, который поможет вспомнить заданное слово. Например «веселый праздник»- шарик, салют. Например, знак, изображающий ногу, может означать ходить, стоять. Примеры пиктограмм-дорожные знаки, на одежде (уход за одеждой)

В своей работе мы используем пиктограммы с изображением: слов-предметов (например, «девочка», «солнце», «бабочка» и т.д.), слов-признаков («большой», «маленький», «грустный», «веселый» и т.д.), слов-действий («идет», «светит», «летает»), символов-предлогов («под», «над», «в» и т.д.). Личное творчество педагога позволяет воспроизвести это в различных вариациях.

Замещение – это вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реально-условными. В качестве заместителей удобно использовать бумажные квадратики, кружки, овалы, различающиеся по цвету и величине, т.к. замещение основывается на каком-либо различии между предметами, их признаками.

Разыгрывание с помощью заместителей лучше начинать с народных сказок, т.к. устойчивые стереотипы знакомых героев (лиса оранжевая, медведь большой и коричневый и т.д.) легко переносятся на модели. На первых занятиях число заместителей должно совпадать с числом персонажей, потом можно ввести лишние кружки или квадраты, чтобы ребенок мог выбрать нужные. Вначале достаточно, чтобы ребенок поднимал соответствующий символ по ходу рассказывания сказки взрослым, затем можно переходить к разыгрыванию сказки.

Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала – мнемотаблица.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

 Мнемотехникой можно начинать заниматься с раннего возраста, но рационально вводить ее в занятия с 4-5 лет, когда накоплен основной словарный запас.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая, ягодка – красная, и “спрятать” персонажа в графическом изображении. Например: лиса – состоит из геометрических фигур (треугольника и круга). Медведь – большой коричневый круг и т.д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.

Актуальность данного проекта определяется той ролью, которую играет мнемотехника в развитии речи и мышления ребенка.

Проблема: заключатся в обосновании педагогической методики и поиске педагогических условий развития речи и мышления детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники.

Цель проекта: развитие связной речи и мышления детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники при ознакомления с временами года.

Задачи проекта:

Образовательные:

 • обобщить лексический материал по теме «Времена года»;

 • способствовать закреплению знаний у детей об окружающем мире;

 • закрепить умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений и т. п.

 • подвести к установлению элементарной связи между сезонными изменениями и жизнью растений, животных и людей;

 • познакомить с сезонным трудом людей, связанным с природой;

 • расширять и углублять знания детей о сезонных изменениях в живой и неживой природе.

Развивающие:

 • способствовать развитию образного и логического мышления;

 • способствовать развитию зрительной и слуховой чувствительности;

 • совершенствовать связную речь в ходе рассказов по темам проекта.

Воспитательные:

 • воспитывать бережное отношение к окружающему миру;

 • порадоваться вместе с детьми успехами, результатами деятельности.

Таким образом, видно, что данная тема проекта актуальна в настоящие дни. Использование мнемотехнике является весьма интересным, познавательным и эффективным направлением не только в развитии детей, но и в совершенствовании возможностей взрослых.

Исследование и изучение данных по мнемотехнике своевременно, целесообразно и значимы в современном мире педагогике и образования.

●  Научность в представляемом педагогическом опыте.

Использование мнемотехники в процессе коррекции речи имеет два аспекта:

- служит определённым методом познания;

- является программой для анализа новых явлений.

Овладение приёмами мнемотехники значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

• развитие основных психических процессов (памяти, внимания, образного мышления);

• перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы;

•  развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Метод мнемотехники включает в себя разные приёмы:

 модели (условно-схематичные, двигательно-сериационные, временно-пространственные, схематичные, силуэтные изображения, символические);

 картинографию;

 коллажи;

 планы-схемы;

 мнемотаблицы.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: сенсорно-графическими моделями, предметно-схематическими моделями, блоками-квадратами, коллажем, схемой составления рассказа. И, как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

Для стимулирования фантазии и творческих речевых действий необходимо на начальном этапе работы сформировать у детей знаково-символические функции. В качестве условных заместителей могут выступать символы разнообразного характера:

 геометрические фигуры;

 символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);

 планы и условные обозначения;

 контрастные рамки; и др.

Дети учатся анализировать объекты по различным параметрам, объединяли представления об отдельных предметах и их свойствах в целостные знания, находили точные, образные слова.

Ребёнок начинает знакомиться с художественной литературой в раннем детстве. Но далеко не каждый может понять авторскую мысль и ответить на вопросы по содержанию прочитанного произведения. В помощь детям мы стали использовать мнемоквадраты. Данные схемы помогали детям самостоятельно определять главные свойства и признаки рассматриваемого объекта, обогащали словарный запас. Важно учитывать, насколько ребёнок освоил принцип замещения. Дети легче запоминали образы, если цвет соответствовал герою: лиса рыжая, ягода красная. Позже усложняли или заменяли другой заставкой: изображали персонажа в графическом виде: лиса состояла из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т.д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

Для того чтобы понять основную последовательность и связность текста, удержать его в памяти, мы познакомили детей с мнемодорожкой. Это дидактический материал, схема, в которую занесена определённая информация. Поскольку она вначале не знакома детям, мы брали на себя обучающую роль, т.е. доводили до детей содержание, которое вложено в мнемодорожку. Работа заключалась не в сухом пересказе содержания, а в активном творческом процессе работы.

Поняв алгоритм работы с мнемодорожкой, дети легко осваивали обучающие мнемотаблицы. Содержание мнемотаблиц – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и другое, путём выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений, пальчиковых игр, загадок, пословиц, поговорок. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все произведение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит текст целиком.

На начальном этапе мы предлагали готовый план-схему, по мере обучения ребенок также активно включался в процесс создания своей схемы. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождается просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Для разучивания каждого произведения мы разрабатывали и составляли свою мнемотаблицу, подбирали рисунки к выбранному тексту (желательно на каждую строчку). И так, шаг за шагом, создавалась мнемотаблица. Глядя на нее, дети эмоционально, выразительно воспроизводили произведение.

Знания детей по заученным произведениям мы закрепляли в игровых модулях «Сцена», «Сказочная полянка», «Чудо-избушка» и др.

 Проводя работу в таком направлении постепенно дети, совместно со мной, научились составлять мнемотаблицы на многие программные сказки, схемы описательных рассказов одежды, овощей, фруктов, животных, человека, модели потребностей растений и ухода за ними, признаков живой природы и т.д., так как это интересная творческая работа, способствующая активному развитию детей по многим направлениям. Опираясь на таблицы, дети легко запоминали текст, передавали его содержание.

Наглядность в виде моделей любого плана помогает детям в освоении многих задач. Одним из приёмов мнемотехники является работа с коллажем. Это лист картона, на который наносятся различные картинки, буквы, геометрические фигуры и т.д. Это обучающее пособие решает разные задачи: развитие фотографической памяти, образного восприятия, логического мышления, расширение словарного запаса и т.д. Данное пособие мы используем в разных видах детской деятельности. Ребёнок учится связывать все элементы коллажа, составлять сюжеты.

Для развития навыка творческого рассказывания используем силуэтное изображение. В качестве элементов модели ребёнку предъявляются силуэты животных, растений, людей или природных явлений (снег, дождь, туман и т.п.).

Приём картинографии помогает детям решить трудности в составлении описательных, повествовательных и творческих рассказов. Для усложнения рассказа распространёнными предложениями, вводили модели «красивые слова» – употребление детьми качественных прилагательных; «слова – действия» – употребление глаголов. Незаменимое место отводилось моделям «настроения», с помощью которых дети во время пересказа вносили в рассказ эмоциональные нотки настроения. Использование картинно-графических схем способствуют образованию наиболее отчётливых и правильных представлений об изучающих предметах и явлениях, активизации чувственного опыта детей, развитию внимания, мышления, наблюдательности. Наличие зрительного плана делает рассказы чёткими, связными, полными, последовательными.

Для повышения эффективности работы по развитию навыка составления рассказов по пейзажным картинам используем приём фрагментарного рассказывания, который заключается в том, что картина, предложенная для составления рассказа, делилась на четыре части, которые закрываются картонными прямоугольниками разного цвета. Ребёнок, постепенно открывая каждую из четырёх частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет.

Одним из приемов обучения детей связному рассказыванию является логопедическая сказка. Логопедическая сказка – это текст со сказочным персонажем, содержащий как можно большее количество одинаковых звуков (сказки В. Волиной, А. Цыферовой). Дети самостоятельно составляют мнемотаблицы и рассказы по ним. Использование в работе таких сказок позволяет решать, наряду с задачами овладения навыками последовательного и связного творческого рассказывания, задачи автоматизации в связной речи поставленных звуков.

Мнемотехника прочно вошла в жизнь наших воспитанников. К концу первого года обучения дети научились пользоваться схемами, некоторые самостоятельно могут зарисовать результаты наблюдений, составить наглядные планы рассказов. Не у всех ребят еще получается самостоятельно составить планы из предложенных картинок, требуются наводящие вопросы и дополнительное обговаривание текста. Практика показала эффективность работы над данной проблемой, о чем свидетельствует:

- значительное расширение активного словаря у детей;

- усвоение ряда языковых средств, необходимых для составления речевых высказываний;

- улучшение монологической и диалогической речи.

Использование метода мнемотехники в работе с детьми с общим недоразвитием речи является важным способом развития связной речи и доступным средством познания окружающего мира. Представленные приёмы работы позволяют повысить эффективность коррекции речи дошкольников, страдающих ее недоразвитием. Однако могут быть использованы и в работе с детьми, не имеющими недостатков в развитии речи, как средство повышения интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса, который развивает связную речь детей дошкольного возраста.

●  Результативность педагогического опыта.

Использование метода мнемотехники позволяет мне повысить уровень развития связной речи у детей и одновременно решить задачи, направленные на развитие основных психических процессов, а это в свою очередь позволяет в достаточной степени подготовить детей к обучению в школе.

Выбрав тему педагогического опыта и начав работу с ребятами, предполагались следующие  результаты в отношении детей:

 • систематизация знаний детей по теме “Времена года”; закрепление знаний об окружающем мире;

 • умение устанавливать связи между сезонными изменениями и жизнью растений и животных;

 • пополнение и активизация словарного запаса детей;

 • развитие логического и образное мышление, совершенствование связной речи;

 • формирование целостности окружающего мира;

 • умение договариваться и работать слажено;

 • умение обратиться к взрослому с вопросом;

 • умение ребенка отвечать на вопросы полным предложением;

 • умение осуществлять поиск информации, иллюстраций, материалов необходимых для исследований по определенной тематике;

 • умение обрабатывать собранный материал;

 в отношении родителей:

 • повышение компетентности в вопросах организации и проведения совместной творческой и речевой деятельности;

 • повышение активности родителей в воспитательно-образовательном процессе.

Эффективность работы по данному опыту можно отследить по следующим критериям:

в отношении детей: 

 • через их совместную работу по поиску и сбору информации;

 • по умению анализировать и систематизировать информацию;

 • по умению общаться со сверстниками и взрослыми;

в отношении родителей:

 • через повышение родительской активности и их заинтересованностью воспитательно-образовательным процессом;

 • через активное участие в предлагаемых формах работы.

Этапы реализации проекта:

1. Организационно-подготовительный (сентябрь – октябрь).

2. Внедренческий (октябрь – май).

3. Заключительный (апрель – май) .

О результатах моей деятельности можно судить по проведенному мониторингу. Сравнительная диагностика развития связной речи детей логопедической группы в период с сентября 2013г. по апрель 2013г. Итоговая диагностика показала, что уровень развития речи значительно, видна положительная динамика.

 Вывод: таким образом, диагностика уровня развития связной речи воспитанников показала следующие результаты:

 • у детей появилось желание пересказывать сказки, тексты, придумывать интересные истории – как на занятии, так и в повседневной жизни;

 • расширился круг знаний об окружающем мире;

 • расширился активный и пассивный словарный запас;

 • появился интерес к заучиванию стихов и малых фольклорных форм;

 • дети преодолели робость, застенчивость, стали более общительными.

Практика показывает, что постепенно память дошкольников укрепляется, их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. При таком способе работы стихотворение запоминается целиком. Разучивание стало для дошкольников делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым.

       

●  Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта.

Новизна проекта заключается в том, что совместная деятельность педагога с детьми осуществляется по следующим принципам:

1. Принцип интеграции: интеграция на уровне содержания и задач психолого-педагогической работы; интеграция по средствам организации и оптимизации образовательного процесса; интеграция детской деятельности.

2. Комплексно-тематический принцип: объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы»; виды «тем»: «организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции»; тесная взаимосвязь и взаимозависимость с интеграцией детских деятельностей.

Метод организации работы с детьми отличается:

 - интегративностью;

 - экономичностью;

 - процессуальностью;

 - здоровьесбережением;

 - универсальностью.

 Метод моделирования можно с успехом применять в любой образовательной области:

 • развитие культурно – гигиенических навыков;

 • рассказывание о растительном, животном и предметном мире;

 • уход за комнатными растениями;

 • рассказывание о времени года;

 • отгадывание, разгадывание и придумывание загадок;

 • заучивание стихотворений.

●  Технологичность представляемого педагогического опыта

Бесспорно, базой  для  развития  речи  становится  дошкольное  учреждение.  Именно  в  детском  саду создаётся  специальная  среда,  способствующая максимально  полному  раскрытию  речевых  возможностей  воспитанников.

        В  настоящее  время   проблема   развития  речи   становится  особенно  значимой.  Главной  и  отличительной  чертой  современного общества  является  подмена  живого  человеческого  общения зависимостью  от компьютера.   Недостаток общения  родителей  со  своими  детьми, игнорирование  речевых  трудностей    лишь  увеличивает  число  дошкольников  с  недостатками  речи.    Дети моей группы -  не исключение, уровень развития их речи также требует большого внимания. Для  повышения уровня речевой активности детей было  принято  решение  использовать нетрадиционные методы развития, более активно привлекать родителей для сотрудничества с ДОУ в вопросах развития речи детей.

Для родителей было проведено родительское собрание по теме: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи». Одной из целей этого собрания было: довести до родителей значимость и необходимость их помощи в коррекционно-логопедическом процессе.

Технология проекта включает в себя разработку перспективного плана, конспектов специально-организованной деятельности работы педагога, логопеда с детьми, родителями воспитанников и педагогами учреждения.

Содержание опыта включает в себя работу воспитателей, а также работу учителей-логопедов. В период реализации опыта воспитатели данной группы целенаправленно уделяли  особенное внимание вопросам развития речи детей.

Было разработано и составлено перспективно-тематическое планирование, с учетом использования мнемотехники на занятиях,  что позволило охватить самые важные направления развития речи дошкольников.

Регулярно проводились консультации, беседы, открытые занятия, собрания, круглые столы и т.д.- это далеко не все формы, проводимые с родителями и для родителей по повышению уровня речевой активности их детей. Также были предоставлены (стенды, брошюры, методические рекомендации) для  дальнейшего самостоятельного использования в домашних условиях. В течении года систематично оформлялись и обновлялись стенды и уголки для родителей. Предоставляя  родителям теоретический и практический материал по развитию речи и использованию мнемотехники, как помощи в коррекционно-логопедической работе, у нас получилось повысить их заинтересованность и активность по данной теме, что способствовало плодотворной работе в данном направлении.

Взаимодействие с родителями:

 Анкетирование родителей;

 Домашняя работа по поиску информации и иллюстративного материала;

 Акция «Вместе с ребенком» (ежеквартально) ;

 Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе;

 Родительские собрания с просмотром открытых занятий по разнообразным темам, с использованием мнемотехники.

 Поощрение в виде «Благодарственного письма» родителям и «Медали «За стремление к знаниям! » ребенку;

 Консультации на тему: «Обогащение словаря ребенка в домашних условиях», «Роль семьи в развитии речевой активности дошкольников»;

 Индивидуальные консультации по интересующим темам;

 Оформление наглядной информации в родительском уголке.

 Заключительный этап включал в себя:

 1. Мониторинг.

 2. Показ непосредственно образовательной деятельности на родительском собрании (в течении учебного года) ; показ непосредственно образовательной деятельности для педагогов (апрель - май).

 3. Фотоколлаж по данной теме педагогического опыта (фотографии накапливались в течении года) .

 4. Выставка детских рисунков.

 5. Коллективные работы с детьми по различным лексическим темам с использованием мнемотаблиц.

 6. Итоговое мероприятие: развлечение логопедическая эстафета «Четыре времени года».

Представление образовательных результатов:

родительские собрания;

проведение индивидуальных бесед с родителями;

педагогические советы;

минитрененги;

публикации.

 

Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием нетрадиционных приемов и методов, дидактических игр и упражнений, занимательного материала, наглядных пособий, совместной работой с родителями воспитанников дает свои положительные результаты.

Мне удалось повысить уровень речевой активности детей благодаря взаимодействию с родителями, воспитателями через использование мнемотехники, в коррекционном процессе.

Поставленные задачи:

1. вовлечь родителей в процесс речевого развития детей;

2. познакомить родителей с приемами и методами развития речи детей с помощью мнемотехники;

3. способствовать созданию в домашних условиях речевой предметно - развивающей среды.

Все это способствовало улучшению речевой активности у детей.

●  Описание основных элементов представляемого педагогическо-го опыта.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинала работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходила к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

 Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

 Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

 - строение рассказа,

 - последовательность рассказа,

 - лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

 Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей, их использую для:

 обогащения словарного запаса,

 при обучении составлению рассказов,

 при пересказах художественной литературы,

 при отгадывании и загадывании загадок,

 при заучивании стихов.

 Работать с мнемотаблицами начала со средней группы (в течение года). Хотя уже в младшем возрасте можно использовать простейшие схемы одевания, формирования культурно-гигиенических навыков, экологических представлений т. д. (Алгоритм обучения детей)

Как показал опросник воспитателей – во всех группах используются мнемотехника или ее элементы.

 Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях использую модельные схемы, мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень".

 Опираясь на опыт педагогов, разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых (на все лексические темы можно подобрать и составить схемы и таблицы (см. Приложение), более интересно и познавательно для детей если подбор картинок проходит совместно со взрослым). Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

 Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать или, владея компьютером сделать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

 Для детей среднего дошкольного возраста использую цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже – усложняла или заменяла другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Для детей старшего возраста можно предложить схемы в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

 Стихотворения.

 Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаю готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

 Описательный рассказ. Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Считаю, что здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.

При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов широко использую мнемотехнику. Вместе с детьми беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению (схемы к некоторым сказкам см. Приложение). А в более старшем возрасте – дети сами, под руководством взрослого учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь, которые необходимы для пересказа литературного произведения.

 Творческие рассказы. Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но, как правило, рассказы детей однообразные, логично не всегда правильно выстроены. Для того,  чтобы рассказы были более полными и правильно выстроена основная мысль, детям предлагается опираться на мнемотаблицы, схемы.

 Пересказ. Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

 Работу на занятиях по мнемотаблицам строю в три этапа. 

 1 этап: - Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

 2 этап: - Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобра-зование из абстрактных символов слов в образы.

 3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме. В начале года обучения с моей помощью (требовались наводящие вопросы), к концу первого года коррекционно – логопедической работы, большинство детей могут самостоятельно, с опорой на мнемотаблицу, составить пересказ.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложенная определенная информация.
Работа по мнемотаблице состоит из пяти этапов:

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2. Преобразование из абстрактных символов в образы.
3. Пересказ сказки с опорой на символы (образы).
4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
5. Таблица воспроизводиться ребенком при ее показе ему.

 Мнемотехника многофункциональна. На основе их были созданы разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:

 • модель должна отображать обобщённый образ предмета;

 • раскрывать существенное в объекте;

 • замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

 Важно не только заинтересовать детей, но и развивать. Этого можно добиться, подобрав необходимые игры. Настольно-печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки. Для индивидуальной работы с детьми использовалась компьютерная программа «Учимся говорить правильно», разработанная на основе приёмов мнемотехники, серию компьютерных презентаций для составления описательных рассказов.

 В ходе данной работы убедилась, что применять модельные схемы можно и на других занятиях, в других видах деятельности (Продуктивная деятельность, экспериментирование, театрализованная деятельность и др.)

Чем раньше учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше ребенка можно подготовить их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Но надо отметить, что дошкольники начинают испытывать некоторые сложности, так как трудно следовать предложенному плану модели. Очень часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы этих сложностей было как можно меньше, в программное содержание каждой мнемотаблицы необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря.

 В связи с введением новых Федеральных государственных требований к дошкольному образованию актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми.

 Интеграция – одна из важнейших и перспективных методологических направлений становления современного образования. Собственно «интеграция» означает объединение нескольких учебных предметов в один, в котором научные понятия связаны общим смыслом и методами преподавания. Таким образом, интеграция является одной из наиболее благоприятных форм развития детей дошкольного возраста.

 Известно, что интегрированный подход соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, ёмким.

Система занятий по развитию речи, как и система художественно - эстетического воспитания дошкольника — два взаимосвязанных компонента процесса воспитания обучения детей в детском саду. Каждый из них является в одно и то же время началом и продолжением другого. Моя задача — соединить в сознании, в чувствах детей живой мир и мир слов, вернее, даже не соединить, а раскрыть их взаимообусловленность, что самым непосредственным образом будет способствовать гармоничному развитию личности дошкольника. Данный тип интеграции, как показывает практика, позволяет повысить уровень развития речевых умений и умений, приобретаемых в процессе творческой работы у дошкольников.

 Наличие в ДОУ специалистов узкого профиля позволило мне включить в коррекционно-логопедический процесс и другие интегриро-ванные занятия, с использованием мнемотехники.

Обучение детей для меня – это увлекательное занятие, но и трудоемкое. Проведение таких занятий требует предварительной подготовки в отборе речевого материала, игр, изготовления наглядных пособий.

 Таким образом, интеграция всех видов деятельности на занятиях и интегрированная деятельность специалистов узкого профиля, шаг за шагом способствует преодолению сложного процесса по формированию правильной, связной речи дошкольников.

 Подчеркну, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Использование мнемотехнике в своей работе доказало, что действительно эта методика способствует и помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

Заключение

Использование мнемотехнике на занятиях показало положительную динамику. После года обучения в коррекционно-логопедической группе дети 4-5 лет с общим недоразвитием речи, по итоговой диагностики мы видим, что дети научились:

1. добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять план речевого высказывания (некоторые еще с помощью);

2. формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;

3. применение наглядного моделирования оказало положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.

Следовательно, можно сделать вывод, что, анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.

Использование наглядного моделирования в системе коррекционной работы дает положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей (см. Приложение).

Таким образом, метод наглядного моделирования нужно использовать в системе коррекционной работы с детьми дошкольного возраста.

Постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка со взрослым. Если на начальном этапе работы даю готовые схемы, то на следующем - коллективно выдвигаем и обсуждаем различные версии и отбираем наиболее удачные варианты, т. е. здесь педагог выступает как равноправный партнер, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, т. е. мнемотаблицы создаем, придумываем вместе, сообща.

Список литературы:

1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение: Книга для воспитателей детского сада. М.: Мозайка-Синтез, 1999

2. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники Т.В. Большова / Спб.,2005 — 71с.

3. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи /Воробьева В.К. – М., 2005 — 114с.

4. Выгодский Л.С. Мышление и речь. 5-е издание, исправленное. Издательство «Лабиринт», М. 1999 С. 352

3. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием // Глухов В.П. Дощкольное воспитание 2004г. № 6, с.6

4. Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми // Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с.16

5. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Ефименкова Л.Н. – М., 1985 — с.92

6. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М., 2007 — с.18

7. Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи // Кудрова Т.И. Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51-54.

8. Малетина, Н. «Моделирование в описательной речи детей с ОНР», 2004.

9. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. №4. - с.102 -115.

10. Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009.

11. Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников // Логопед. – 2005. – № 1. – С. 7-12.

12. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Ткаченко Т.А. Дошкольное воспитание.1990. №10 — с. 16-21.

13. Чохонелидзе, Н. «Учим стихи по картинкам», 2006.

14. Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. N2. С.59-62.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы учителя-логопеда Кулагиной Людмилы Васильевны по теме Устное народное творчество, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Эффективность опыта   состоит в возможности применения его  в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения.Представленный опыт  позволит повысить интерес ре...

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в ходе рассматривания картин с использованием технологии ТРИЗ (Теория Решения изобретательских задач ).

Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) испытывают особые трудности в овладении навыками составления рассказа, поскольку у них недостаточно развит словарь, грамматический строй речи. Имеется серье...

опыт работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр....

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Для ребенка с проблемами речевого развития важно не столько обучение, сколько образование. Процесс образования подразумевает умение воспринимать, интерпретировать и создавать образы.  Дети с общи...

Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста...