Перспективный календарно-тематический план проведения логопедических занятий в подготовительной группе для детей с ФД
календарно-тематическое планирование по логопедии (подготовительная группа) по теме

Трифонова Ирина Юрьевна

 

Перспективный

календарно-тематический план

проведения логопедических занятий

в подготовительной группе для детей с ФД (I группа)

на 2012 – 2013 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_fd.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дата

Артикуляционная гимнастика

Дыхательная гимнастика

Фонематический слух

Пальчиковая гимнастика

(самомассаж кистей рук)

1.10. – 5.10.

Знакомство с артикуляционным аппаратом

Развитие дыхания:

формирование плавного выдоха. Упражнение «Осенние цветочки»

-медленно набираем воздух через нос. Ах, как приятно пахнет!

(Следить, чтобы плечи у ребенка не поднимались.)

Картотека игр для развития фонематического слуха.

Игра № 1

Массаж шестигранным карандашом.

Пропускать карандаш между одним и двумя – тремя пальцами, удерживая его в определенном положении в правой и левой руке.

Карандаш в раках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу.

8.10. – 12.10.

Развитие дыхания:

формирование плавного длительного выдоха.

Упражнение «Ветерок»

-подуть на ветку с листочками.

В этот солнечный денёк

Дуй  - подуй, мой ветерочек!

Ветерочек – ветерок,

 Дуй - подуй, мой ветерок!

Картотека игр для развития фонематического слуха.

Игра № 2

Массаж грецкими орехами (каштанами).

Катать два орехи между ладонями.

Прокатывать один орех между двумя пальцами.

Научился два ореха,

Между пальцами катать.

Это в школе мне поможет,

Буквы ровные писать.

15.10. – 19.10.

Основной комплекс артикуляционной гимнастики

Развитие дыхания:

Формирование плавного длительного выдоха.

Ребенок играет на дудочке.

Картотека игр для развития фонематического слуха.

Игра №3

Упражнение «Щелкунчики»

- каждым пальцем щелкаем по бусам, закрепленными на ширме.

22.10. – 26.10.

Развитие дыхания:

Формирование плавного выдоха.

Упражнение «Подуй на шарик»

-дуть на шарик в тазике с водой.

Упражнение «Сдуй с ладони перышко».

Картотека игр для развития фонематического слуха.

Игра № 4

Упражнение «Кус  – кус»

- бельевыми прищепками поочерёдно «кусать» ногтевые фаланги (подушечки) на ударные слоги стиха от большого пальца к мизинцу.

29.10. – 2.11.

Развитие речевого дыхания:

Упражнение Антенна»

- ребёнок делает вдох  и на выдохе произносит звук «И», представляя себя длинной, тонкой антенной, направленной вверх.


Картотека игр для развития фонематического слуха.

Игра № 5

Упражнение « Узелки»

-завязывать и развязывать узлы на верёвке, перебирать верёвочки узлами пальцами, называя дни недели, месяцы.

5.11. – 9.11.

Артикуляционная гимнастика для постановки звуков «Волшебные картинки»

Развитие дыхания:

формирование плавного длительного выдоха. Упражнение «Сдуй снежинки со снежной поляны»

-дети сдувают с листа бумаги голубые бумажные снежинки.

Картотека игр для развития фонематического слуха.

Игра № 6

Упражнение « Узелки»

-завязывать и развязывать узлы на верёвке, перебирать верёвочки узлами пальцами, называя дни недели, месяцы.

12.11. – 16.11.

Развитие дыхания:

формирование плавного длительного выдоха.

Упражнение «Чей комочек дальше улетит?»

-дети сдувают с листа бумажные комочки.


Картотека игр для развития фонематического слуха.

Игра № 7

Упражнение « Прогулка»

-с помощью подставки под горячее «ходить» указательными и средними (средним и безымянным, безымянным и мизинцем) пальцами по клеточкам, на каждый ударный слог стиха делать по шагу.

На прогулку мы пойдём,

И в футбол играть начнём.

И с хорошей тренировкой,

Каждый станет сильным, ловким.

19.11. – 23.11.

Развитие дыхания:

Формирование плавного длительного выдоха.

Упражнение «Паровоз громче и дольше подаёт сигнал?»

- логопед дует в пузырек, чтобы послышался свист, затем предлагает ребенку сделать то же, не надувая щёк.

Картотека игр для развития фонематического слуха.

Игра № 8

Упражнение « Лыжники»

- «вставать» в углубления больших пуговиц указательными и средними

Пальцами, двигаться, делая по шагу на каждый ударный слог стиха.

Две новые клиновые

Подошвы двухметровые:

На них поставили две ноги,

И по большим снегам беги.

26.11. – 30.11.

Развитие дыхания:

Формирование плавного носового вдоха.

Ребёнок получает две коробки – с еловыми иголками и апельсиновыми корками. Логопед предлагает понюхать  содержимое каждой коробки и подобрать коробку с аналогичным ароматом из его набора.

Картотека игр для развития фонематического слуха.

Игра № 9

Упражнение «Волшебные верёвочки»

- из различной длины и цвета верёвочек, заплетать косички, рисовать цветы, различные предметы.

3.11. – 7.11.

Артикуляционная гимнастика. Сказки. (Косинова Е.)

Развитие комбинированного дыхания:

Вдох носом, выдох ртом

- ребенок получает стакан с водой, и трубочку для коктейля. Логопед показывает, как можно пускать пузыри с помощью трубочки: вдох носом, выдох через рот, зажав губами трубочку. Дети учатся контролировать силу выдоха

 (при сильном выдохе вода выливается из стакана, при слабом выдохе из трубочки выходят пузырьки).

Картотека игр для развития фонематического слуха.

Игра № 10

«Бассейн для пальчиков».

В большую коробку с бортиками высотой 7–8 см насыпать горох (фасоль, гречневую крупу, рис) и поместить несколько предметов, различных по форме и величине, знакомых ребенку. Он должен опустить кисти рук в «бассейн», найти предметы, ощупать их и назвать.

10.12. – 14.12.

Развитие комбинированного дыхания:

вдох носом, выдох ртом.

Игра « Мотылек»

-  на уровне глаз ребёнка прикреплен шнурок с привязанными к нему бумажными мотыльками разного цвета и величины. Логопед предлагает подуть на мотыльков определенного цвета и величины.

( На лугу мотыльки летают. Красный мотылек взлетел.  И т. д.)

Картотека игр для развития фонематического слуха.

Игра № 11

«Найди, из чего сделано». Ребенок вначале ощупывает 3–5 игрушек с различной фактурой поверхности, затем кусочки материалов, из которых сделаны игрушки. Необходимо соотнести на ощупь игрушку и материал, из которого она сделана.

17.12. – 21.12.

Развитие комбинированного дыхания:

вдох носом, выдох ртом.

Упражнение « Лёгкие шарики»

- ребенок дует на легкий пластмассовый шарик, так, чтобы он долетел к игрушке.

Картотека игр для развития фонематического слуха.

Игра № 12

«Волшебный мешочек».

 Ребенок должен на ощупь угадать, что находится в мешочке:

а) бытовые предметы (карандаш, монета, кольцо);

       б) мелкие игрушки;

в) геометрические фигуры различной величины и фактуры (наждачная, бархатная бумага, плотная фольга);

       г) буквы и цифры, различные по размеру и фактуре (для детей, знакомых с ними).

09.01. – 11.01.

Развитие дыхания:

формирование плавного выдоха.

Упражнение « Двигаем пёрышко»

-ребёнок дует в трубочку направленную на перышко, лежащего на столе.


Картотека игр для развития фонематического слуха.

Игра № 13

«Кулачок».

Рука лежит на столе тыльной стороной. Поочередно сжимаем в кулачок пальцы, начиная с большого, и разжимаем, начиная с мизинца. Движения выполняются одной рукой, другой рукой, затем двумя руками одновременно.

14.01. – 18.01.

Веселая артикуляционная гимнастика (Нищева Н.В.)

Развитие дыхания:

формирование сильного длительного выдоха.

Ребёнок дует на султанчики.

Картотека игр для развития фонематического слуха.

Игра № 14

«Здравствуй, пальчик». Локти опираются на стол, все пальцы поочередно прикасаются к большому подушечками – «здороваются».

 Движения выполняются одной рукой, другой рукой, затем двумя руками одновременно.

21.01. – 25.01.

Развитие дыхания:

формирование сильного длительного выдоха.

Ребёнок надувает воздушный шар.

Картотека игр для развития фонематического слуха.

Игра № 15

«Человечек бегает». Указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные прижаты к ладони большим пальцем. Выпрямленные пальцы передвигаются по столу.

28.01. – 1.02.

Развитие дыхания:

Упражнение «Надоедливый комар»

- руки вытянуть перед грудью ладонями друг к другу.

Вдох – руки разводим в сторону.

Выдох – очень медленно («чтобы не спугнуть комара») соединяем руки, одновременно произнося

 «з-з-з», затем следует резкий хлопок ладонями.

Картотека игр для развития фонематического слуха.

Игра № 16

Шнуровки

4.02. – 8.02.

Развитие дыхания:

Формирование сильного длительного выдоха.

Упражнение «Кто задует свечку одним выдохом?»

Ребёнок дует на «свечу» - деревянную палочку с прикрепленным к ней перышком.

Картотека игр для развития фонематического слуха.

Игра № 17

«Бинокль».

 Локти опираются на стол, ладони подняты вверх, большие пальцы соединены горизонтально. Остальные пальцы, начиная с указательного, поочередно приставляют к большим (движения рук могут быть как одновременные, так и последовательные) до образования «бинокля».

11.02. – 15.02.

Сказка о веселом язычке в картинках (Костыгина В. Н.)

Развитие дыхания:

формирование плавного вдоха.

Пускать мыльные пузыри.


Картотека игр для развития фонематического слуха.

Игра № 18

«Мишка косолапый».

 Все пальцы, кроме среднего, стоят на столе, средний согнут и приподнят вверх – «голова медведя». Выполняют движения поочередно большим и указательным пальцами – безымянным и мизинцем, как бы имитируя походку медведя.

18.02. – 22.02.

Чередование дыхания: нос (вдох) - рот (выдох), рот (вдох)- нос (выдох).

Картотека игр для развития фонематического слуха.

Игра № 19

«Игра на рояле».

 Ладони лежат на столе в позе пианиста (пальцы слегка согнуты). Попеременно постукивают первым – вторым, первым – пятым пальцами.

25.02. – 1.03.

Развитие дыхания: ребенок

делает краткий глубокий вдох и медленный выдох.

Картотека игр для развития фонематического слуха.

Игра № 20

«Краб».

 Ладони направлены вниз, пальцы переплетены внутрь, большие пальцы направлены к себе. «Краб» движется по столу влево -вправо путем поочередной перестановки большого пальца правой руки – остальных пальцев правой руки – большого пальца левой руки – остальных пальцев левой руки.

4.03. – 8.03.

Развитие дыхания:

ребенок делает глубокий медленный вдох и выдох узкой струёй.

Картотека игр для развития фонематического слуха.

Игра № 21

«Солим суп»

Ребёнок опускает руки в миску с солью и выполняет перетирающие движения большим, указательным, средним пальцами.

11.03. – 15.03.

Артикуляционная гимнастика «Утро с котиком Мурзиком»

Развитие дыхания:

ребенок делает глубокий медленный вдох через нос, и медленный выдох на счет 1,2,3,4,5


Картотека игр для развития фонематического слуха.

Игра № 22

Упражнение «Повар»

с использованием «пальчикового бассейна».

Варим, варим, варим щи.

(Выполнять движения по дну «бассейна» круговые движения кистью по часовой стрелке.)

Щи у нас хороши.

(Выполняются аналогичные движения  кистью против часовой стрелки.)

18.03. – 22.03.

Развитие дыхания:

Упражнение « Гудок»

-  на одном выдохе ребенок усиливает и ослабляет звук

 м-м-М-М-м-м.

Картотека игр для развития фонематического слуха.

Игра № 23

«Прикрепи лучики к солнышку»

прикрепить прищепки разных цветов к шаблону «Солнышко», затем откреплять прищепки по инструкции.

25.03. – 29.03.

Развитие дыхания:

Упражнение «Вой ветра»

- на одном выдохе ребенок усиливает и ослабляет звук

 в-в-В-В-в-в.

Картотека игр для развития фонематического слуха.

Игра № 24

Работа с трафаретами

1.04. – 5.04.

Развитие дыхания:

Упражнение «Свеча»

-  ровный медленный выдох  (пламя свечи) и его нужно удержать в этом положении.

Картотека игр для развития фонематического слуха.

Игра № 25

Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца.

Растирать зубной щеткой сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию.

Я возьму зубную щетку, Чтоб погладить пальчики.

Станьте ловкими скорей,

пальчики – удальчики.

8.04. – 12.04.

Игра «Ромашка»

Развитие дыхания:

Упражнение « Погаси свечу»

- ребёнок делает вдох, затем секундная задержка дыхания и несколько выдохов – толчков – фу- фу- фу.

Картотека игр для развития фонематического слуха.

Игра № 26

Массаж поверхностей ладоней мячиками – ёжиками, прыгунками.

Вертеть их в руках, щелкать по ним пальцами и « стрелять», состязаясь в меткости.

Мячик мой не отдыхает,

По ладони он гуляет.

Взад-вперед его качу,

Влево - вправо – как хочу.

Сверху – левой, снизу – правой.

15.04. – 19.04.

И. п. – руки перед  собой,

             вдох носом – руки развести в стороны,

             медленный вдох – руки свести так, чтобы встретились ладони.

Картотека игр для развития фонематического слуха.

Игра № 27

Собери пирамидку по образцам.

22.04. – 26.04.

Развитие дыхания:

Упражнение « Комар»

Стр.зз Крупенчук

Картотека игр для развития фонематического слуха.

Игра № 28

Работа с пазлами

29.04. – 3.05.

Развитие дыхания:

На одном вдохе, выдыхательными толчками ребёнок произносит звук «Ф» 5 раз (6-10).

Ладонь лежит на животе, контролирует подтягивание мышц живота при произнесении звука.

Картотека игр для развития фонематического слуха.

Игра № 29

Пальчиковый театр


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи на тему:" Составление описательного рассказа о людях разных профессий с использованием схемы"

Создание единого пространства речевого развития ребенка с патологией речи невозможно, если усилия учителя- логопеда и медиков будут  осуществляется независимо друг от друга и обестороны останутся...

Календарный план проведения фронтальных логопедических занятий в подготовительной группе для детей с ФФН.

В приложенном файле представлен календарный план работы логопеда для проведения фронтальных логопедических занятий по формированию звукопроизношения и обучению грамоте в подготовительной к школе групп...

Конспект итогового логопедического занятия по теме "Одежда" в подготовительной группе для детей с ТНР.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ТНР(второй год обучения). Конспект включает в се...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР "Развитие кругозора в процессе познавательной и исследовательской деятельности"

конспект логопедического занятия развитие кругозора в процессе познавательной и исследовательской деятельности....

Перспективный календарно-тематический план проведения фронтальных логопедических занятий в подготовительной группе для детей с ФФН

Перспективный календарно-тематический план проведения фронтальных логопедических занятий в подготовительной группе для детей с ФФН (II группа) на 2012 – 2013 учебный год+конспекты занятий...

Перспективный календарно-тематический план проведения фронтальных логопедических занятий в подготовительной группе для детей с ОНР

Перспективный календарно-тематический план проведения фронтальных логопедических занятий в подготовительной группе для детей с ОНР (III группа) на 2012 – 2013 учебный год (по Смирновой)...