"Использование элементов театрализованной деятельности при обучении диалогу детей с ОНР"
методическая разработка по логопедии на тему

Диалог является наиболее развитой формой непосредственного общения личностей. Имеет чрезвычайно большое значение в речевом общении, т.к. способствует развитию социальных отношений.

У детей с ОНР процесс овладения этой формой речи затруднен в связи с ограниченным словарным запасом, отставании в усвоении грамматического строя речи и низкой потребности  общения. Дети не умеют программировать речевое высказывание, производить отбор слов точных по смыслу, варьировать словами в процессе общения, составлять словосочетания и предложения, располагать их в определенной логической последовательности. Для формирования этих процессов у детей с ОНР необходимо специальное обучение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование элементов театрализованной деятельности при обучении диалогу детей с ОНР.

Проблема.

Диалог является наиболее развитой формой непосредственного общения личностей. Имеет чрезвычайно большое значение в речевом общении, т.к. способствует развитию социальных отношений.

У детей с ОНР процесс овладения этой формой речи затруднен в связи с ограниченным словарным запасом, отставании в усвоении грамматического строя речи и низкой потребности  общения. Дети не умеют программировать речевое высказывание, производить отбор слов точных по смыслу, варьировать словами в процессе общения, составлять словосочетания и предложения, располагать их в определенной логической последовательности. Для формирования этих процессов у детей с ОНР необходимо специальное обучение.

Цель: Формирование у ребенка языковых навыков и речевых умений.

Задачи:

  1. Вызвать у детей потребность в общении;
  2. Развитие высших психических функций;
  3. Развитие коммуникативных процессов;
  4. Развитие и укрепление положительной самооценки ребенка.

Новизна.

Обеспечение мотивации и формирование потребности в общении создаются на основе театрализованной деятельности. В процессе которой, осуществление речевого высказывания возникает значительно легче, чем в условиях формальных словесных упражнений.  Ребенок принимает роль изображаемого персонажа, следовательно, речевые средства подбираются в соответствии с потребностями общения. Такая работа помогает раскрыть творческие способности каждого ребенка с учетом его психологических особенностей.

Методика.

Организация, содержание и методы коррекционной работы имеют ряд специфических особенностей:

  1. Одно из требований – коммуникативная направленность всего коррекционно-воспитательного воздействия.
  2. Современная тенденция состоит в побуждении детей во время занятий к выполнению различных  видов речевой деятельности.
  3. Необходимость одновременной работы над всеми компонентами  речевой системы, звуковой стороны речи и лексико-грамматическим строем.
  4. Обеспечение оптимального соотношения между фронтальными и индивидуальными методами преодоления речевых нарушений в процессе коррекционного обучения. Данное требование составляет основу дифференцированного подхода к детям и практически связано с конкретизацией всех компонентов коррекционно-воспитательного воздействия с учетом имеющихся возможностей и условий логопедического пункта.
  5. Оптимизации коррекционного обучения способствует активизация мыслительной деятельности детей.

Предпочтение отдается тем видам работы, во время которой дети проявляют максимальную активность и самостоятельность.

Развитие диалога у детей с ОНР в процессе театрализованной деятельности приводит к позитивным изменениям всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. В работе по развитию диалога сочетаются общедидактические принципы обучения, методы, приемы, принципы логопедического воздействия. К которым относятся:

  1. Активизация творческого потенциала и развитие индивидуальности личности;
  2. Развитие познавательной активности;
  3. Создание предметно-развивающей среды;
  4. Педагогическое просвещение родителей по проблеме развития диалога у детей.

Основными этапами работы при обучении детей с ОНР диалогу можно назвать:

- Обеспечение мотивации на основе театрализованной деятельности.

- Обучение детей умению заканчивать фразу. Этому способствуют следующие приемы:

  1. Договаривание  детьми фраз, начатых логопедом (на зрительной основе).
  2. Договаривание слов, словосочетаний в разучиваемых потешках, стихах.

- Обучение детей ответам на вопросы по демонстрации действий.

- Обучение детей самостоятельно создавать диалоги.

        Обучение диалогической речи происходит в специально организованных речевых ситуациях. Они направлены на развитие умений в определенной роли договариваться во время общения, расспрашивать собеседника, вступать в чей-то разговор, соблюдать правила речевого этикета, выражать сочувствие, доказывать свою точку зрения.

Для этого необходимо:

  1. Провести работу по обогащению словаря детей;
  2. Познакомить детей с различными видами социальных отношений;
  3. Научить детей перед зеркалом придавать лицу определенное выражение ( радости, грусти, страха и т.д.);
  4. Научить детей с помощью мимики, движений, голоса, входить в роль;
  5. Научить детей использовать имитационные движения и жесты с целью создания выразительных образов;
  6. Научить детей говорить от имени персонажа не только заученными фразами, но и придумывать свои.

Принципы работы:

  1. Принцип сознательности и активности, основанный на осознанном включении детей в творческую деятельность.
  2. Принцип наглядности.
  3. Принцип систематичности и последовательности.
  4. Принцип доступности. Опирается на психологические особенности детей с ОНР (эмоциональная незрелость, замкнутость, тревожность) и психофизиологические недостатки (ограниченный объем движений общей и мелкой моторики, задержка в развитии зрительного и слухового внимания, памяти).
  5. Принцип индивидуальности. Построен на учете индивидуально-личностных особенностей детей с ОНР: темперамент, характер, интересы и др. Данный принцип реализуется через свободный выбор ролей.

Анализ образовательной деятельности.

В течение всего учебного года на логопедических занятиях использовались элементы театрализованной деятельности.  Проводились такие работы как:

- Настольный театр;

- Пальчиковый театр;

- Театр по потешкам;

- Игры с «превращениями» (в животных, птиц и др.)

-  Театр на руках (дети друг другу красками наносят на руки рисунок);

- Создание проблемных ситуаций с использованием литературных персонажей. Используются персонажи хорошо известных сказок (Буратино, Незнайка, Красная Шапочка и другие). Дети должны опираться на типичное поведение персонажей.

Обязательным компонентом таких занятий должна быть музыка, сопровождающая и настраивающая ребенка на работу. Атрибутика также играет большую роль. Элементы костюмов и декораций, маски вызывают у детей эмоциональный подъем.

Дети с ОНР испытывают трудности при переносе знаний, полученных на занятиях в повседневную, самостоятельную деятельность. С этой целью проводиться тесная работа с родителями, воспитателями, музыкальным руководителем по включению детей в речевую деятельность через домашние обязанности, игру, пение, танец.

Основные выводы.

Использование элементов театрализованной деятельности способствует не только обучению детей с ОНР диалогу, но и развитию творчества. Вызывает возникновение эмоционального контакта между взрослым и детьми, содействует преодолению у детей безразличия, пассивности, а так же негативного отношения к взрослым.

Результаты.

В процессе работы у детей появилась потребность общения с другими людьми, интерес к усвоению новых знаний, к расширению своего кругозора. Изменилось представление ребенка о самом себе, у многих детей повысилась самооценка.

Во время театрализованной игры дети научились входить в образ героя. Передавать его чувства, настроение, характер.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий театральной постановки "Теремок на новый лад" из опыта работы"Использование элементов театрализованной деятельности в коррекции речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Представляю вашему вниманию авторский сценарий из опыта  работы учителя -логопеда Микрюковой Натальи Анатольевны с детьми дошкольного возраста с диагнозом общее недоразвитие речи...

Использование элементов театрализованной деятельности в работе психолога

Существует самостоятельное направление - куклотерапия — это метод лечения с помощью кукол. Возможности куклотерапии позволяют решить разные важные коррекционные задачи: расширение репертуара самовыраж...

"Использование элементов театрализованной деятельности в развитии выразительной речи у дошкольников" (Январь 2021 год)

Использование элементов театрализованной деятельности в развитии выразительной речи у дошкольников....

Развитие диалогической речи детей посредством использования элементов театрализованной деятельности

Театр - удивительный мир. Даже маленький ребенок, который едва научился осмыслять окружающую его жизнь, охотно демонстрирует, как выглядят гуси-лебеди, разводя в стороны ручки и помахивая ими, к...

Использование элементов театрализованной деятельности для формирования навыков коммуникации у детей с РАС дошкольного возраста

Методическая  разработка по работе с детьми с РАС. Один из видов работы по формированию навыков коммуникации....

Использование элементов театрализованной деятельности в работе учителя-логопеда по формированию и совершенствованию диалогической речи у детей с ОНР

В последние годы увеличивается количество детей с различными речевыми нарушениями. На фоне общего недоразвития речи у детей не формируются навыки диалогической речи.Использование театрализованной деят...

Использование элементов театрализованной деятельности для развития речи детей среднего дошкольного возраста

Самообразование педагога по теме: Использование элементов театрализованной деятельности для развития речи детей среднего дошкольного возраста.Речь в самообразовании идет о театрализованной деятел...