"Использование элементов театрализованной деятельности при обучении диалогу детей с ОНР"
методическая разработка по логопедии на тему
Диалог является наиболее развитой формой непосредственного общения личностей. Имеет чрезвычайно большое значение в речевом общении, т.к. способствует развитию социальных отношений.
У детей с ОНР процесс овладения этой формой речи затруднен в связи с ограниченным словарным запасом, отставании в усвоении грамматического строя речи и низкой потребности общения. Дети не умеют программировать речевое высказывание, производить отбор слов точных по смыслу, варьировать словами в процессе общения, составлять словосочетания и предложения, располагать их в определенной логической последовательности. Для формирования этих процессов у детей с ОНР необходимо специальное обучение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_elementov_teatralizovannoy_deyatelnosti_pri_obuchenii_dialogu_detey_s_onr.docx | 18.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование элементов театрализованной деятельности при обучении диалогу детей с ОНР.
Проблема.
Диалог является наиболее развитой формой непосредственного общения личностей. Имеет чрезвычайно большое значение в речевом общении, т.к. способствует развитию социальных отношений.
У детей с ОНР процесс овладения этой формой речи затруднен в связи с ограниченным словарным запасом, отставании в усвоении грамматического строя речи и низкой потребности общения. Дети не умеют программировать речевое высказывание, производить отбор слов точных по смыслу, варьировать словами в процессе общения, составлять словосочетания и предложения, располагать их в определенной логической последовательности. Для формирования этих процессов у детей с ОНР необходимо специальное обучение.
Цель: Формирование у ребенка языковых навыков и речевых умений.
Задачи:
- Вызвать у детей потребность в общении;
- Развитие высших психических функций;
- Развитие коммуникативных процессов;
- Развитие и укрепление положительной самооценки ребенка.
Новизна.
Обеспечение мотивации и формирование потребности в общении создаются на основе театрализованной деятельности. В процессе которой, осуществление речевого высказывания возникает значительно легче, чем в условиях формальных словесных упражнений. Ребенок принимает роль изображаемого персонажа, следовательно, речевые средства подбираются в соответствии с потребностями общения. Такая работа помогает раскрыть творческие способности каждого ребенка с учетом его психологических особенностей.
Методика.
Организация, содержание и методы коррекционной работы имеют ряд специфических особенностей:
- Одно из требований – коммуникативная направленность всего коррекционно-воспитательного воздействия.
- Современная тенденция состоит в побуждении детей во время занятий к выполнению различных видов речевой деятельности.
- Необходимость одновременной работы над всеми компонентами речевой системы, звуковой стороны речи и лексико-грамматическим строем.
- Обеспечение оптимального соотношения между фронтальными и индивидуальными методами преодоления речевых нарушений в процессе коррекционного обучения. Данное требование составляет основу дифференцированного подхода к детям и практически связано с конкретизацией всех компонентов коррекционно-воспитательного воздействия с учетом имеющихся возможностей и условий логопедического пункта.
- Оптимизации коррекционного обучения способствует активизация мыслительной деятельности детей.
Предпочтение отдается тем видам работы, во время которой дети проявляют максимальную активность и самостоятельность.
Развитие диалога у детей с ОНР в процессе театрализованной деятельности приводит к позитивным изменениям всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. В работе по развитию диалога сочетаются общедидактические принципы обучения, методы, приемы, принципы логопедического воздействия. К которым относятся:
- Активизация творческого потенциала и развитие индивидуальности личности;
- Развитие познавательной активности;
- Создание предметно-развивающей среды;
- Педагогическое просвещение родителей по проблеме развития диалога у детей.
Основными этапами работы при обучении детей с ОНР диалогу можно назвать:
- Обеспечение мотивации на основе театрализованной деятельности.
- Обучение детей умению заканчивать фразу. Этому способствуют следующие приемы:
- Договаривание детьми фраз, начатых логопедом (на зрительной основе).
- Договаривание слов, словосочетаний в разучиваемых потешках, стихах.
- Обучение детей ответам на вопросы по демонстрации действий.
- Обучение детей самостоятельно создавать диалоги.
Обучение диалогической речи происходит в специально организованных речевых ситуациях. Они направлены на развитие умений в определенной роли договариваться во время общения, расспрашивать собеседника, вступать в чей-то разговор, соблюдать правила речевого этикета, выражать сочувствие, доказывать свою точку зрения.
Для этого необходимо:
- Провести работу по обогащению словаря детей;
- Познакомить детей с различными видами социальных отношений;
- Научить детей перед зеркалом придавать лицу определенное выражение ( радости, грусти, страха и т.д.);
- Научить детей с помощью мимики, движений, голоса, входить в роль;
- Научить детей использовать имитационные движения и жесты с целью создания выразительных образов;
- Научить детей говорить от имени персонажа не только заученными фразами, но и придумывать свои.
Принципы работы:
- Принцип сознательности и активности, основанный на осознанном включении детей в творческую деятельность.
- Принцип наглядности.
- Принцип систематичности и последовательности.
- Принцип доступности. Опирается на психологические особенности детей с ОНР (эмоциональная незрелость, замкнутость, тревожность) и психофизиологические недостатки (ограниченный объем движений общей и мелкой моторики, задержка в развитии зрительного и слухового внимания, памяти).
- Принцип индивидуальности. Построен на учете индивидуально-личностных особенностей детей с ОНР: темперамент, характер, интересы и др. Данный принцип реализуется через свободный выбор ролей.
Анализ образовательной деятельности.
В течение всего учебного года на логопедических занятиях использовались элементы театрализованной деятельности. Проводились такие работы как:
- Настольный театр;
- Пальчиковый театр;
- Театр по потешкам;
- Игры с «превращениями» (в животных, птиц и др.)
- Театр на руках (дети друг другу красками наносят на руки рисунок);
- Создание проблемных ситуаций с использованием литературных персонажей. Используются персонажи хорошо известных сказок (Буратино, Незнайка, Красная Шапочка и другие). Дети должны опираться на типичное поведение персонажей.
Обязательным компонентом таких занятий должна быть музыка, сопровождающая и настраивающая ребенка на работу. Атрибутика также играет большую роль. Элементы костюмов и декораций, маски вызывают у детей эмоциональный подъем.
Дети с ОНР испытывают трудности при переносе знаний, полученных на занятиях в повседневную, самостоятельную деятельность. С этой целью проводиться тесная работа с родителями, воспитателями, музыкальным руководителем по включению детей в речевую деятельность через домашние обязанности, игру, пение, танец.
Основные выводы.
Использование элементов театрализованной деятельности способствует не только обучению детей с ОНР диалогу, но и развитию творчества. Вызывает возникновение эмоционального контакта между взрослым и детьми, содействует преодолению у детей безразличия, пассивности, а так же негативного отношения к взрослым.
Результаты.
В процессе работы у детей появилась потребность общения с другими людьми, интерес к усвоению новых знаний, к расширению своего кругозора. Изменилось представление ребенка о самом себе, у многих детей повысилась самооценка.
Во время театрализованной игры дети научились входить в образ героя. Передавать его чувства, настроение, характер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий театральной постановки "Теремок на новый лад" из опыта работы"Использование элементов театрализованной деятельности в коррекции речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
Представляю вашему вниманию авторский сценарий из опыта работы учителя -логопеда Микрюковой Натальи Анатольевны с детьми дошкольного возраста с диагнозом общее недоразвитие речи...
Использование элементов театрализованной деятельности в работе психолога
Существует самостоятельное направление - куклотерапия — это метод лечения с помощью кукол. Возможности куклотерапии позволяют решить разные важные коррекционные задачи: расширение репертуара самовыраж...
"Использование элементов театрализованной деятельности в развитии выразительной речи у дошкольников" (Январь 2021 год)
Использование элементов театрализованной деятельности в развитии выразительной речи у дошкольников....
Развитие диалогической речи детей посредством использования элементов театрализованной деятельности
Театр - удивительный мир. Даже маленький ребенок, который едва научился осмыслять окружающую его жизнь, охотно демонстрирует, как выглядят гуси-лебеди, разводя в стороны ручки и помахивая ими, к...
Использование элементов театрализованной деятельности для формирования навыков коммуникации у детей с РАС дошкольного возраста
Методическая разработка по работе с детьми с РАС. Один из видов работы по формированию навыков коммуникации....
Использование элементов театрализованной деятельности в работе учителя-логопеда по формированию и совершенствованию диалогической речи у детей с ОНР
В последние годы увеличивается количество детей с различными речевыми нарушениями. На фоне общего недоразвития речи у детей не формируются навыки диалогической речи.Использование театрализованной деят...
Использование элементов театрализованной деятельности для развития речи детей среднего дошкольного возраста
Самообразование педагога по теме: Использование элементов театрализованной деятельности для развития речи детей среднего дошкольного возраста.Речь в самообразовании идет о театрализованной деятел...