Использование элементов театрализованной деятельности в работе учителя-логопеда по формированию и совершенствованию диалогической речи у детей с ОНР
статья по логопедии
В последние годы увеличивается количество детей с различными речевыми нарушениями. На фоне общего недоразвития речи у детей не формируются навыки диалогической речи.
Использование театрализованной деятельности во время логопедических занятий способствует формированию и совершенствованию навыков диалогического общения и других сторон речевого развития. Театральные игры интересны всем детям. Управление предметом, игрушкой, помогают им преодолеть трудности в общении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elementy_teatralizatsii.docx | 18.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование элементов театрализованной деятельности в работе учителя-логопеда по формированию и совершенствованию диалогической речи у детей с ОНР
В настоящее время дошкольники с общим недоразвитием речи составляют самую большую группу детей с отклонениями в развитии. На фоне общего недоразвития речи у детей не формируются навыки диалогической речи.
Чтобы речь таких детей развивалась более быстро и успешно, любая их деятельность на занятиях должна быть эмоционально окрашенной, интересной для всех.
Одним из видов детского творчества является театральная деятельность. Ребенку она близка и понятна, так как связана с игрой. Участвуя в подобной деятельности, дети видят примеры диалогического общения, усваивают нормы речевого этикета, слышат, как может изменяться интонация, голос, наблюдают за мимикой и жестами, запоминают их.
При логопедическом обследовании детей с речевыми нарушениями, были выявлены следующие особенности диалогической речи:
- инициатива в общении со взрослым проявляется редко или не проявляется совсем;
- отсутствует интерес к речи собеседника, реплики не дослушиваются до конца;
- отвечают на вопросы словосочетанием или, одним словом;
- недостаточно владеют формулами речевого этикета;
- невербальные средства общения используются крайне редко и не всегда уместны в той или иной ситуации;
- затрудняются в самостоятельном формулировании предложений, что проявляется в отдельных трудностях языкового оформления, недостаточной развернутости.
На фронтальных и групповых логопедических занятиях мы активно используем некоторые виды театра. Особое внимание уделяется следующим: настольный театр игрушек и картинок, пальчиковые театры и театр би-ба-бо.
Работа по развитию и совершенствованию диалогической речи проводится совместно с педагогами и родителями для достижения более высоких результатов. Так, например, для родителей можно предложить следующие темы консультаций и бесед: «Влияние театрализованной деятельности на развитие диалогической речи детей с речевыми нарушениями»; «Организация театрализованной деятельности в семье»; «Влияние пальчикового театра на развитие мелкой моторики дошкольника»; «Творческая мастерская: сочиняем сказку».
Для педагогов же, на наш взгляд, будут актуальны такие темы: «На что направлена театрализованная деятельность?»; «Влияние различных видов театра на речь ребенка»; «Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей».
Применение театрализованных игр на логопедических занятиях стоит строить по принципу «от простого к сложному». Сначала мы знакомим детей с понятием «театр», показываем фотографии и небольшие видеоролики выступлений, проводим беседы о нем, знакомим воспитанников с видами театральных игрушек. Затем переходим к использованию игрушек на занятии. Сначала пальчикового театра, затем более сложные виды – би-ба-бо и настольный.
Для детей созданы уголки с игрушками, картинками и другими материалами для постановки театрализованных игр и сценок. Дошкольники заметно оживляются, когда им предоставляется возможность побывать в роли «актера», управлять игрушкой, картинкой, говорить ее голосом, проявлять эмоции персонажа. Интерес к занятию растет, появляется мотивация выполнять задания правильно, говорить без ошибок и слушать друг друга.
Театральные игры интересны всем детям, даже недостаточно активным. Управление предметом, игрушкой, помогают им преодолеть трудности в общении. Заучивая и произнося реплики героев, ребенок усваивает диалогическую речь и впоследствии использует полученные навыки в общении с окружающими. Кроме того, применение такого вида деятельности на логопедических занятиях предполагает использование детьми в собственной речи выразительных средств, интонации, соответствующих характеру героев и их поступкам, ребенок старается говорить четко, чтобы его все поняли. Так формируется эмоционально насыщенная диалогическая речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование элементов театрализованной деятельности в работе учителя-логопеда
Одним из самых распространённых видов детского творчества является театрализованная деятельность. Она близка и понятна ребёнку, потому что связана с игрой. Данный материал содержит опыт работы учителя...
Использование игровых приёмов театрализованной деятельности в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи
Работая с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, учитель-логопед должен использовать весь арсенал доступных таким детям методов и приёмов. Важно, чтобы каждое занятие было для детей не только ...
Выступление на педагогическом совете. Использование элементов театрализованной деятельности в работе учителя – логопеда.
Оказание коррекционно-развивающей помощи – это цель работы любого логопеда....
Педагогический опыт "Использование комплекса нетрадиционных элементов здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда как средство коррекции речевых и неречевых функций у детей с тяжёлыми нарушениями речи"
Использование нетрадиционных элементов здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с дошкольниками....
ПРОЕКТ «Использование элементов театрализованной деятельности в работе учителя-логопеда»
Совершенствование монологической и диалогической форм речи, автоматизация поставленных звуков в ней средствами театрализованных игр и представлений. Развитие навыков межличностного взаимодействия дете...
Инновационные технологии в работе учителя-логопеда "Использование элементов мозжечковой стимуляции в работе учителя - логопеда"
Использование элементов мозжечковой стимуляции в работе учителя-логопеда...