Использование элементов театрализованной деятельности для развития речи детей среднего дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Нечаева Елена Александровна

Самообразование педагога по теме: Использование элементов театрализованной деятельности для развития речи детей среднего дошкольного возраста.

Речь в самообразовании идет о театрализованной деятельности в развитии речи детей среднего дошкольного возраста, о ее роли в жизни ребенка, как вызвать интерес к театрализованным играм и сказкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_teatralizovannaya_deyatelnost_docx.docx26.96 КБ

Предварительный просмотр:

Тема самообразования: Использование элементов театрализованной деятельности для развития речи детей среднего дошкольного возраста.

Автор: Воспитатель - Нечаева Елена Александровна

Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в мир, получает широкие возможности общения с другими людьми.

Все педагоги знают, что речевое развитие направляет все остальные стороны интеллектуального и личностного развития ребенка. То есть, если нет речи – дальнейшего развития нет.

 Также, ни для кого не секрет, что самый интенсивный и продуктивный период становления речи у ребенка – это именно ранний возраст и дошкольное детство. Его еще называют «золотым» периодом. Упущенные на этом этапе возможности и время практически невозможно наверстать в будущем; это очень плачевно может сказаться на дальнейшем развитии ребенка.

Поэтому педагоги-дошкольники принимают на себя основную роль в становлении и развитии речи детей.

Данная деятельность реализуется через различные формы – непрерывную образовательную деятельность, общение и игры в режимных моментах, в свободной деятельности, через диалог и беседы ребенка со сверстниками и педагогами, и т.д.

Я тоже пробую разные способы и приемы – игровые, музыкальные и т.д. Но среди прочих мне очень помогает театрализация. Я считаю ее одним из эффективных направлений речевого развития. И вот почему:

1.Театрализованную деятельность, в принципе, можно применять очень широко во взаимодействии с детьми, и решать с ее помощью многие проблемы в развитии ребенка – психоэмоциональные, личностные, коммуникативные, физиологические.

2. И в речевом развитии данная деятельность также незаменима. В чем ее ценность?

Театрализованная деятельность:

• стимулирует активную речь

развивает выразительные средства языка – интонацию, силу и высоту голоса, мимику, жесты

• совершенствует артикуляционный аппарат

• формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь

• улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий

• дети получают эмоциональный подъём

• позволяет формировать опыт социального поведения

3. Но самое главное, это то, что для ребенка театрализованная деятельность – это не занятие, а игра, встреча со сказкой. А сказка, особенно для маленьких ребятишек, еще очень близка, актуальна и понятна. И это делает театрализацию еще более привлекательной для детей.

4. Кроме того, элементы театрализации можно использовать с самого раннего детства, пока еще многие другие методы и средства, различные речевые упражнения недоступны ребенку по возрасту. Таким образом, мы опираемся на возрастные особенности детей.

 Антипина А. Е., Дронова Т. Н. – авторы таких книг как: «Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности», «Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет. Методическое пособие», Театрализованные представления в детском саду» педагоги, психологи, ученые, - они утверждают, что театрализованная деятельность – это, «прежде всего, игра, в которой ребенок чувствует себя раскованно и свободно, в ней он самостоятельно совершает выбор предметов деятельности и ситуаций общения и сотрудничества».

А этот момент (свободный самостоятельный выбор ребенком) способствует реализации основных принципов ФГОС ДО, где ребенок – субъект деятельности.

Первым направлением моей работы стало проектирование РППС.

При проектировании РППС необходимо учитывать:

- индивидуальные социально – психологические особенности ребёнка;

- особенности его эмоционально – личностного развития;

- интересы, склонности, предпочтения и потребности;

- любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;

- возрастные и полоролевые особенности.

В группе я оборудовала театральный уголок, а также «уголок уединения», где ребёнок может побыть один и прорепетировать какую-нибудь роль или просмотреть иллюстрации к театрализации.

Поскольку предметно-развивающая среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка на театрализацию любимого произведения, в зоне театрализованной деятельности я разместила разные виды театра : кукольный, настольный, пальчиковый, би-ба-бо, а так же маски, реквизит, куклы, декорации. Кроме того, периодически обновляла материал, ориентируясь на интересы разных детей.

Чтобы у детей не угас интерес, необходимо все время подкреплять его каким-то новшеством, что послужило бы мотивом развития дальнейшей деятельности.

Поэтому, в нашей группе, я стараюсь пополнять центр театра два раза в месяц какими-то новыми масками, или новым героем, различными атрибутами для театра, тем самым поддерживая интерес к театрализованной деятельности. Дети принимают новых героев с восторгом и стремятся сразу же опробовать его.

Чтобы вызвать интерес детей к театрализованным играм, сначала я сама показывала им небольшие кукольные спектакли, мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов («Тили-бом», К. Ушинский «Петушок с семьей», А. Барто «Игрушки», В. Сутеев «Цыпленок и утенок»). Через такие мини-спектакли создавала условия для общения как с группой детей в целом, так и с кем-то из детей индивидуально. Далее, дети уже сами начинали использовать фигурки пальчикового или настольного театра. В игре они пытались озвучивать своих героев, как-то подражать им голосом, произносили звуки и несложные звуковые конструкции. И в это время у ребят проходило не только первичное освоение театрализованной игры, но и речевое развитие, воспитание звуковой культуры речи – через звукоподражания, повторы, простые фонетические упражнения

 Пример: 1. Сказка «Поспешили - насмешили»
Цель. 
Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. Развитие у детей умения правильно произносить звуки по подражанию. Развитие речевого слуха. Подготовительная работа. Приготовить для показа на фланелеграфе дом, в окно которого выглядывает медведь; лягушку, мышку, курицу, гуся, корову. Продумать вопросы по тексту сказки.
Краткое описание:
Прискакала лягушка к медвежьему дому. Заквакала под окном: «Ква-ква-ква - к вам в гости пришла!» Прибежала мышка. Запищала: «Пи-пи-пи - пироги у вас вкусны, говорят!» Курочка пришла. Заквохтала: «Ко-ко-ко - корочки, говорят, рассыпчаты!» Гусь приковылял. Гогочет: «Го-го-го - горошку бы поклевать!» Корова пришла. Мычит: «Му-му-му - мучного поилица попить бы!» Тут медведь из окна высунулся. Зарычал: «Р-р-р-р-р-р-р-р-р!» Все и разбежались. Да зря трусишки поспешили. Дослушали бы, что медведь сказать хотел. Вот что: «Р-р-р-р-р-рад гостям. Заходите, пожалуйста!»

2. РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСА.
Игра «Громко — тихо»
Цель.
 Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса.
Подготовительная работа. Педагог подбирает парные игрушки разных размеров: большую и маленькую машины, большой и маленький барабаны, большую и маленькую дудочки.
Краткое описание:
Взрослый показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Дети громко произносят: «би-би». Педагог продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо произносят: «би-би». Педагог убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая - тихо».
Аналогично обыгрываются остальные игрушки.

 Важное значение для развития речи, снятия эмоционального напряжения имеет развитие мелкой моторики через «пальчиковые игры». Поэтому, одним из средств развития движений пальцев рук и речи детей я использую  «Театр пальчиков». Это замечательная «палочка-выручалочка» помогает соблюдать один из важнейших принципов «от простого к сложному».

Начиная с простейших потешек («Эта ручка – правая, эта ручка – левая», «Семья», «Игрушки») которые я показывала, а дети повторяли за мной, переходили к более сложным, требующим от ребёнка внимания, терпения и старания («Я веселый человечек», «Капуста», «Апельсин»). Исполняя потешки, дети показывали фигуры и проговаривали слова в такт с движениями пальцев. Помогая малышам овладеть потешками, пальчиковыми играми, постепенно переходила к театрализованной деятельности.

Затем, постепенно стали подключать работу над выразительными средствами языка (мимика, жесты) через театрализованные этюды, в которых сначала сама показывала образы героев (например, лиса: хитрая, красивая, говорит ласково, ходит плавно, не спеша). А потом стали повторять и дети.

В этой деятельности мы активно сотрудничаем с музыкальным руководителем и инструктором ФИЗО, которые также на своих занятиях включают эти элементы, развивают координацию движений, пластику

Кроме этого, рассматриваю с детьми иллюстрации к сказкам

Например: к одной и той же сказке – иллюстрации разных художников оформителей, в разной манере исполнения Ю. Васнецова, Е. Рачёва, М. Соловьева, А. Савченко, М. Федотовой, И. Есаулова.

В ходе беседы стимулирую, чтобы дети описывали  одного героя на разных картинках, подбирали слова-признаки, Такая работа обогащает их словарный запас, активизирует речевую деятельность, а также, позволяет детям сформировать представления о характере и образе сказочных героев,

С детьми среднего дошкольного возраста часто использую игры с разными видами театра «Придумай сказку» дети с удовольствием включаются в придумывание новых интересных сюжетов сказок. Пример: я начинаю сказку, затем дети по очереди придумывают продолжение, я записываю, потом зачитываю то, что мы придумали. Если у нас нет тех героев, которые присутствуют в нашей сказке, вместе с детьми изготавливаем их. Затем проигрываем.

Очень нравятся детям игры-пантомимы, в которых сочетаются пластические позы, жесты и мимика. (Все игры у меня есть в картотеке, при желании, можете ознакомиться с ними).

Театральные этюды: - Например, предлагаю детям с помощью образных средств представить следующие ситуации: "Поссорился с другом", "Рисовала возле окна и увидела как прилетела птичка". Потом прошу детей "изобразить" распускающийся цветок, прыгающую лягушку, засыпающего ребёнка, качающееся на ветру дерево и т. д.

При анализе сказки часто использую специальные упражнения, проблемные ситуации. Например, при чтении отрывка из сказки «Волк и семеро козлят», спрашиваю: «Кому принадлежит эта песня – волку или козе? Почему вы так думаете?». При рассматривании иллюстраций с зайцем, спрашиваю: «Как вы думаете, из какой сказки этот заяц? Почему вы так решили?». Особое внимание уделяю анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках («Что с ним, почему он плачет?», «Как вы думаете, кто ему помог?»

Отвечая на эти вопросы и объясняя, почему они именно так думают, дети вспоминают текст и представляют определённый образ. А самостоятельные высказывания, рассуждения стимулируют их речевую активность, развивают монологическую речь, умение выразить свое мнение

Родители не остаются в стороне, они тоже активно включились в нашу деятельность, помогают нам делать яркие, красочные декорации, изготовили различные виды театра.

Алгоритм работы по развитию речи с использованием театрализации

  1. Чтение произведения

(При чтении произведения сама стараюсь использовать средства интонационной выразительности, чтобы быть образцом для детей. Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом инсценировать прочитанное.)

  1. Беседа по содержанию, анализ, описание характеров героев, их действий, поступков и т.д.( В ходе беседы, стараюсь выяснить, насколько дети поняли суть произведения, эмоциональное состояние героев. Например, при чтении стихотворения С. Маршака «Котята» спрашивала у детей: «Какое настроение было у хозяйки в начале стихотворения? Как вы об этом догадались? Что произошло с котятами? Почему они оказались на улице?».)
  2. Игры-пантомимы и театральные этюды (по героям прочитанного произведения)
  3. Театрализация прочитанной сказки различными видами театра

Вся проведённая работа эффективна, на что указывают положительные результаты при повторном обследовании:

1. У детей повысился уровень развития речи.

2. Вырос интерес к театрализованной деятельности, дети активно принимают участие в драматизации знакомых сказок, разыгрывают небольшие сценки.

3. Заметно повысился уровень сформированности коммуникативных навыков.

Дети с удовольствием рассказывают знакомые литературные произведения, охотно вступают в речевые контакты со взрослыми и сверстниками, с удовольствием участвуют в инсценировках.

Таким образом, можно сделать вывод, что театрализованная деятельность – это эффективный метод развития речи, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы детей младшего дошкольного возраста. Данная деятельность интересна, доступна, эмоционально привлекательна и детям, и педагогам. Четко и грамотно спланированная работа воспитателя, его взаимодействие с семьей может помочь детям с проблемами в развитии речи.

Театрализованная деятельность интегративна, в ней познавательные процессы и речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской деятельности.

Речь детей становится более выразительной, грамотной, увеличивается способность подражать, воспроизводить услышанное.

В перспективе у меня предстоит знакомство с новыми видами тетра, новыми героями, распространение опыта среди коллег.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Значение театрализованной деятельности в развитии речи детей среднего дошкольного возраста»

Роль театра в жизни ребенка - дошкольника несоизмеримо велика, т. к. здесь можно решать множество задач, связанных с его воспитанием и развитием....

Использование технологии проектной деятельности в развитии речи детей среднего дошкольного возраста с ОНР

Проект по теме "Царство диких животных" для детей средней логопедической группы с ОНР...

Тема: «Роль пальчиковых игр и использование театрализованной деятельности в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

Возраст: дети 3-4 лет вторая младшая группа.         1 слайд. В процессе своей работы мы стали замечать, что все чаще в детский сад поступают дети с недост...

Использование театрализованной деятельности для развития речи детей старшего дошкольного возраста

Развивать и совершенствовать речь детей старшего дошкольного возраста по средством театрализованной деятельности....

Роль пальчиковых игр и использование театрализованной деятельности в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Роль пальчиковых игр и использование театрализованной деятельности в развитии речи детей младшего дошкольного возраста...

Мастер-класс для родителей «Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей среднего дошкольного возраста»

Мастер-класс для родителей«Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей среднего дошкольного возраста»Цель: формировать представления родителей о значении театрализованной...