Конспект НОД по образовательной области "Коммуникация" тема "Транспорт"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: «Транспорт»
Цели:
- Образовательные:
- Продолжать учить согласованию прилагательных и существительных в роде, числе, падеже.
- Закрепить обобщающие понятия «пассажирский транспорт», «грузовой транспорт»; дифференцировать грузовой и пассажирский транспорт.
- Упражнять детей в практическом употреблении существительных в родительном падеже; в употреблении множественного числа существительных.
- Активизировать речевую деятельность детей через умение формулировать полные ответы.
II. Коррекционно – развивающие:
1.Развивать умение понимать обращённую речь; слуховое внимание.
2. Развивать умение ориентироваться в пространстве.
3. Развивать общую и мелкую моторику.
III. Воспитательные:
- Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия.
- Воспитывать умение работать в коллективе.
Словарная работа: троллейбус, трамвай, самосвал, теплоход, поливальная машина.
Оборудование: предметные картинки пассажирского, грузового и специального транспорта; зелёные кружки на каждого ребёнка, наложенные друг на друга контуры различных видов транспорта, игрушки (машина, самолёт), две демонстрационные карточки для дифференциации пассажирского и грузового транспорта, компьютер, магнитофон с аудио записью сигналов городского транспорта, мольберт с магнитами.
Ход:
Дети заходят в кабинет.
I.Организационный момент :
Логопед: Здравствуйте, ребята. ( Дети здороваются).
Из- за дверей слышен шум, плач.
Логопед: Что за шум? Кто это плачет? ( Открывает дверь. Входит плачущий Незнайка с большим конвертом)
Логопед: Незнайка, почему ты плачешь? Что случилось?
II. Постановка цели ( проблемы), темы занятия.
Незнайка: Мой друг Самоделкин собрался в путешествие и меня с собой возьмёт если я выполню его задания ( показывает конверт), но они такие трудные, что я боюсь не справлюсь. ( Плачет)
Логопед: Незнайка, успокойся, мы с ребятами тебе поможем. Ребята, поможем Незнайке? ( Дети соглашаются)
Незнайка: Самоделкин говорил про машины, корабли, самолёты и каким- то странным словом их называл, я и не запомнил даже, а вы не знаете, дети?
Логопед: Ребята, кто из вас подскажет это слово?
Дети: Это транспорт.
III. Пальчиковая гимнастика
Есть игрушки у меня: Паровоз и два коня, Серебристый самолёт, Три ракеты, вездеход, Самосвал, подъёмный кран- Настоящий великан. Сколько вместе? Как узнать? Помогите сосчитать! | Попеременно хлопают в ладоши и ударяют кулаками друг о друга. Загибают пальчики на обеих руках. Попеременно хлопают в ладоши и ударяют кулаками друг о друга. |
IV. Решение проблемы ( игры и упражнения, предполагающие самостоятельную деятельность детей)
Логопед: Незнайка, давай посмотрим в твоём конверте какое первое задание.
- « Отгадай загадки»:
- У каждого из вас по две картинки, на которых нарисован различный транспорт. Я загадаю загадку. Тот, у кого картинка с отгадкой – поднимет её, назовёт ответ и поместит на мольберт. Если мы с заданиями справимся, то на мониторе загорится зелёный цвет, а если нет, то красный.
Очень рано за окошком- стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам ходят красные дома. ( трамвай)
По асфальту едет дом, ребятишек много в нём.
А над крышей вожжи, он без них ходить не может. ( троллейбус)
Паровоз без колёс, вот так чудо – паровоз.
Не с ума ли он сошёл – прямо по морю пошёл? ( пароход)
Не машет крылом, а летает,
Не птица, а всех обгоняет. ( самолёт)
Чтоб тебя я повёз, мне не нужен овёс,
Накорми меня бензином, на копытца дай резины,
И тогда поднявши пыль побежит …( автомобиль)
Что за чудо – белый дом, ребятишек много в нём.
Носит обувь из резины и питается бензином. ( автобус)
Логопед: Скажите, этот транспорт перевозит людей или грузы?
Дети: Этот транспорт перевозит людей.
Логопед: Как называют людей, которые едут в транспорте?
Дети: В транспорте едут пассажиры?
Логопед: Как называется транспорт, который перевозит пассажиров?
Дети: Пассажирский транспорт.
Логопед: Ребята на мониторе горит зелёный цвет – значит, с первым заданием мы справились. Молодцы! Незнайка, давай посмотрим второе задание.
2.Игра «Чего не стало?»
Логопед: Давайте поиграем с этими картинками. Незнайка, ты будешь убирать по одной картинке, а дети догадаются, чего не стало.
Дети: Не стало автобуса … И.т.д.
Логопед: Ребята посмотрите, на мониторе горит зелёный цвет – значит второе задание мы выполнили правильно. Молодцы! А вот и третье задание.
3.Игра « Угадай по действию.»
Логопед: У вас остались ещё картинки. Догадайтесь, про какой транспорт я скажу:
Эта машина помогает тушить пожары.
Дети: Это пожарная машина.
Логопед: Эта машина помогает поливать улицы?
Дети: Это поливальная машина.
Логопед: Эта машина помогает врачу оказывать помощь больным людям?
Дети: Это скорая помощь.
Логопед выставляет на мольберт картинки с изображением пожарной , поливальной машины и скорой помощи.
Логопед: Это тоже транспорт, называется – специальный.
Незнайка: А я на улице видел машины которые перевозят грузы. Как этот транспорт называется?
Дети: Это грузовой транспорт.
Логопед: Давайте его назовём.
Дети: Самосвал, грузовик, молоковоз, хлебовоз.
Логопед: Ребята, посмотрите, на мониторе горит зелёный цвет – очередное задание мы выполнили правильно. Молодцы! А вот и четвёртое задание
4. Игра « Четвёртый лишний».
Логопед предлагает две демонстрационные карточки для дифференциации пассажирского и грузового транспорта.
Логопед: Ребята, посмотрите внимательно на картинки , назовите «лишний» транспорт и объясните почему вы так думаете.
Дети: Лишний автобус , потому что он –пассажирский транспорт, а остальные машины – грузовой.
Логопед: На мониторе горит зелёный цвет – мы можем выполнять следующее задание.
V. Физминутка.
Логопед: Сейчас вы все станете водителями пассажирского транспорта. Я включу магнитофон, вы услышите шум транспорта и начнёте движение. « Ездить» нужно медленно, не сталкиваясь друг с другом, чтобы не было аварии. Когда вы услышите сирену милицейской машины – остановитесь.
5. Игра «Подбери действие к предмету»
Логопед: Сейчас вы на минуту станете зелёным сигналом светофора. Я показываю вам игрушки и называю действие. Если я правильно называю действие вы поднимаете зелёный кружок.
Самолёт- летит, плывёт, гудит, стоит, взлетает, прыгает, отплывает, приземляется.
Самосвал - едет, гудит, лети, стоит, заезжает, разгружается, плывёт, проезжает.
На мониторе горит зелёный цвет – задание выполнено правильно.
Незнайка, давай следующее задание.
6.Игра « Один – много»
Логопед раздаёт детям предметные картинки с пассажирским транспортом во множественном числе, у логопеда картинки с такими же видами транспорта, но в единственном числе. Далее игра проводится в форме диалога.
Логопед: У меня есть автобус.
Ребёнок: А у меня есть автобусы.
Логопед: У меня есть самолёт.
Ребёнок: А у меня есть самолёты. И.т.д.
Логопед: Ребята посмотрите, на мониторе горит зелёный цвет- ещё одно задание выполнено правильно. Молодцы!
7. Игра «Слова поссорились»
Логопед: Ребята , в этом задании в предложениях поссорились слова вот послушайте, что получилось: « Зелёный машина едет между домами». Давайте помирим слова.
Дети: Зелёная машина едет между домами.
Логопед: Синяя грузовик едет по мосту.
Дети: Синий грузовик едет по мосту.
Логопед: На мониторе горит зелёный цвет- ещё одно задание выполнено правильно. Молодцы! Незнайка, в твоём конверте есть ещё задания?
Незнайка: Есть, но оно наверно самое трудное . Посмотрите какой рисунок . Не понятно, что на нём нарисовано.
8. Игра «Кто внимательный»
Детям предлагаются наложенные друг на друга контуры различных видов транспорта.
Логопед: Ребята посмотрите внимательно на этот рисунок и назовите, что вы видите.
Дети: Самолёт, автобус, корабль, грузовик.
Логопед: Незнайка, как всё это можно назвать одним словом?
Незнайка: Транспорт.
Логопед: Молодец, Незнайка. Ребята, посмотрите на мониторе горит зелёный цвет. А у Незнайки пустой конверт. Мы все задания выполнили правильно.
VI . Итог.
Незнайка: Ребята, я понял зачем мне Самоделкин дал столько заданий. Теперь я знаю, что путешествовать можно на пассажирском транспорте, а грузы перевозить на грузовом. Большое вам спасибо! До свидания!
Логопед: Ребята, как вы думаете, мы смогли помочь Незнайке?
Дети: Да, мы выполнили все задания, и Самоделкин возьмёт Незнайку в путешествие.
Логопед: Какие вы молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области «Ознакомление с природой»
Тема: «Зимняя сказка». Программные задачи: Развивать умение, понимать смысл образных выражений загадки. Упражнять в подборе определений к заданному слову. Совершенствовать умение дет...
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области «Экология»
Тема: «По лесным тропинкам». ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: Продолжать формировать элементарные экологические представления о природе (о животных и растениях, о единстве организма и среды...
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» Тема: «Удивительные животные Африки».
Программные задачи:- систематизация и углубление представлений детей о животном мире жарких стран...
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» (старшая группа)Тема: «Удивительные животные Африки».
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» Подготовила и провела воспитательГБОУ детский сад с этнокультурным (русск...
Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности (НОД) по образовательной области «Коммуникация» и «Социализация» в детском саду с детьми младшего возраста.
Тема: «Мама – слово дорогое, очень близкое, родное»....
Конспект Итоговой непосредственной образовательной деятельности в старшей группе деятельности по образовательной области «Речевое развитие» , по образовательной области «Познавательное развитие»
Итоговой непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» (раздел развитие речи), по образовательной области «Познавательное развитие»...
Конспект ООД Тема: Образовательная область «Познавательное развитие» раздел «Формирование элементарных математических представлений» конспект образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Завяжем кукле бантики»
Дата:Тема: «Завяжем кукле бантики»Цель: Совершенствовать навыки счета в пределах 10Задачи:Совершенствовать навыки счета в пределах 10 и упражнять в счете по образцу.Продолжать формировать ...