Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области «Экология»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Хромова Татьяна Петровна

Тема: «По лесным тропинкам». 

 

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:

 

Продолжать формировать элементарные экологические представления о природе (о животных и растениях, о единстве организма и среды, о сущности взаимодействия человека и природы).

Уточнить знания детей о Красной книге, учить понимать важность охраны природы.

Закреплять умение детей соблюдать правила поведения в лесу.

Совершенствовать умение детей отвечать на поставленные вопросы и воспитывать культуру речевого общения.

Развивать эстетическое восприятие природы, умение замечать красоту, наслаждаться ею, оберегать её.

Воспринимать гуманно- деятельное отношение к природе, выраженное в бережном и заботливом отношении к живым существам, в осознанном выполнении определённых норм поведения.

Активация словаря:соловей, жаворонок, дятел, воробей, кукушка, клёст. Деревья: берёза, дуб, липа, ель, сосна. Первоцветы: подснежник, мать-и-мачеха, медуница. Красная книга.

Материал: игрушка- заяц, д/и «Правила поведения в природе», иллюстрации с изображением деревьев: берёзовая роща, дуб, ель, сосна, липа, первоцветы (картинки с изображением цветов), стрелки с названием станций: «Лесная», «Сосновый бор», «Птицы- наши друзья», «Цветочная».

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением растений, деревьев, животных, чтение произведений о лесе, загадывание загадок. Поведение д/и, правила проведения в природе, хоровод «Ай, да берёзка» музыка Попатенко, индивидуальная работа.

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение Маршака С.

 

«Апрель»

 

Апрель, апрель!

На дворе звенит капель

По полям бегут ручьи,

На дорожках лужи.

Скоро  выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник

Стали птицы песни петь

И расцвёл подснежник.

 

- О каком времени года говорится в стихотворении. Как вы догадались? (Ответы детей).

 

Дети, весна нас приглашает в гости, вместе с ней пройти по весенним лесным тропинкам и посмотреть, что она уже успела сделать, заметить какие изменения произошли в весеннем лесу.

- Входит Весна: «Здравствуйте дети, принимаете моё приглашение пойти со мной в весенний лес»?

- Дети и Весна идут в лес.

- А вот и станция «Лесная». (Звучит грамзапись из серии «Времена года» П.И. Чайковского).

- Весна:-

         «Здравствуй лес, дремучий лес,

         Полный сказок и чудес!

         Кто в глуши твоей таится?

         Что за дверь? Какая птица?

         Всё открой не утаи,

         Ты же видишь, мы свои!

Лес- большой дом, в нём много жильцов.

- Кто эти жильцы? (Ответы детей: деревья, травы, птицы, звери).

В лесу надо ходить осторожно. Почему? (Чтобы не раздавить маленьких обитателей, например, муравьёв). (Ответы детей).

Внимательно вслушиваться и всматриваться, чтобы обнаружить красивое и интересное.

- Дети, а пословицы о лесе вы знаете? (Ответы детей).

- Посмотрите, а здесь какие-то стрелочки?

- Как вы думаете, что  это за стрелочки? (Ответы детей: - Да это весна их расставила, чтобы вы не заблудились в лесу!)

- На стрелке написано «Сосновый бор».

- Почему называется «Сосновый бор?» (Ответы детей).

- Дети, а что вы знаете о сосне? (Ответы детей).

- Красивое дерево сосна.

В сосновом лесу хорошо и легко дышится. В сосновых лесах много грибов. Весной сосна сбрасывает шишки и семена попадают на землю.

- А вот дубрава, почему называется дубравой? (Ответы детей).

Дуб самое мощное дерево называется лесов. В нём много энергии, когда бывает плохо, подойди к дубу и постой немного, и он даст тебе свои силы.

Дуб не живёт в воде. Кора дуба содержит лекарственное вещество, когда болят зубы, их поласкают настоем коры дуба и зуб пройдёт. Для животных и птиц – настоящая кормушка.

- Какие деревья вы ещё знаете? (Ответы детей: берёза, липа, ель).

- Расскажите о берёзе.

- Берёзка- любимое дерево. Любят за её красоту. За что, что лечит от многих болезней. Болит голова, прислонись к берёзке, обними её и боль пройдёт. В жару берёза спасает от жары, потому что ствол у берёзы даже летом холодный.

- Молодые девушки и парни водили вокруг берёзки хороводы.

Проводится хоровод «Ай, да берёзка» муз. Т. Попатенко, сл. Ж. Агуджановой

- А что вы можете сказать о липе? ( Ответы детей).

- Липа цветёт летом, цветы липы медоносны. Липа даёт нам мёд, он считается самым лучшим. Липовый чай помогает от простуды. Из коры липы плетут корзины.

- Ель нас радует своей зеленью круглый год. В густых её ветвях живут животные. Ель называют музыкальным деревом.

- Почему как вы думаете? (Ответы детей: изготавливают скрипки, гитары, пианино).

- Берёза самая первая из деревьев, которая встречает весну своей зеленью, а дуб- провожает.

- Вот сколько много мы узнали о деревьях.

- А вот теперь отгадайте загадку о каком это дереве.

- Дети садятся около берёзки. Загадывание загадок.

 

«Стоит красавица- косы зелёные, платье белое,

Кора горючая, ветка плакучая, сама летучее».

(берёза)

 

 

Тёмной он покрыт корой, лист красивый, вырезной,

А на кончиках ветвей, много-много желудей».

(дуб)

 

 

«Весной растёт, летом цветёт, осенью осыпается,

Зимой отсыпается, а цветок то- медок,

Лечит от гриппа, кашля и хрипа»

(липа)

 

 

«Стоят дома высокие, этажи несчётные,

Шпили колючие под тучами летучими».

(ель)

 

 

«Стоит столб до небес, а на нём шатёр- навес.

Красной меди столб точёный,

А навес сквозной, зелёный».

(сосна)

 

                                                                                                      

 

 

 

- Молодцы! Вы правильно отгадали загадки.

- Какие из этих деревьев лиственные? Какие хвойные? Почему?

(Ответы детей)

- А какие ещё бывают леса? ( смешанные). Почему их так называют?

- Дети идут дальше, доходят до тропы: «Птицы – наши друзья».

(Грамзапись с голосом птиц).

«Так весело в густом лесу, на ветках птицы распевают.

Увидеть леса красоту, пернатые нам помогают».

- Какие бывают птицы? ( Ответы детей).

-Назовите перелётных птиц? Зимующих? (Ответы детей).

- Дети, а какая птичка зимой выводит птенцов? (Ответы детей: клёст).

- Вот сколько много изменений произошло с приходом весны.

- Это ещё не всё, что вы заметили.

Предлагает отдохнуть. Проводится физкультминутка.

«Руки подняли и помахали- это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули, ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем- это к нам птицы летят,

Как они сядут покажем, крылья сложили назад».

         Звучит грамзапись «Вальс цветов» П.И. Чайковского из балета «Щелкунчик».

-Пора в путь дальше по лесу. Станция «Цветочная поляна».

- Как красиво на лесной поляне, так и хочется отдохнуть.

- Почему она так называется? Почему называются первоцветы?

- Какие вы знаете первоцветы? (Ответы детей: медуница, ландыш, подснежник (пролезка), мать-и-мачеха).

- Как красиво на поляне, много цветов, лёгкий ветерок касается наших волос. Закройте глаза и представьте, кто может летать над цветами? (Ответы детей: бабочки, шмели).

- Какие бывают бабочки? (Ответы детей).

- Молодцы! И бабочек вы знаете.

Проводится дидактическая игра «Правила поведения в природе».

- Раздаётся шорох. За кустом сидит зайчонок. Он весь дрожит.

- Не бойся маленький, мы тебя не обидим.

Как и этот зайчик, природа просит у нас защиты. Как мы может- помочь? (Ответы детей: Красная книга).

- Красная книга. Её обложка красного цвета. Выбран он не случайно. Ведь красный цвет- сигнал тревоги, опасности. В Красную книгу внесены животные и растения, которых на земле почти не осталось.

 

Чтение стихов.

 

«Охраняются Красной книгой столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий ради света грядущих зарниц.

 

Чтоб пустыни нагрянуть не смели, чтобы души не стали пусты,

 Чтоб пустыни нагрянуть не смели, чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери, охраняются змеи, охраняются даже цветы.

 

 

Дерево, цветок, трава и птица не всегда умеют защищаться.

Если будут уничтожены они на планете, мы останемся одни.

 

Нор звериных, птичьего гнезда разорять не будем никогда.

Пусть птенцам и маленьким зверятам хорошо живётся с нами рядом».

- Не бойся зайчонок, мы будем охранять животных, растения, оберегать их, помогать им.

- Зайчонок убегает.

- Вы молодцы! Много знаете и о животных, и о лесе, о его цветущих растениях, о том, как себя вести в природе. Как важно бережно обращаться со всеми живыми существами. Ведь и ваше здоровье во многом зависит от чистоты воздуха, от деревьев, растений, от всей природы.

- А сейчас мне пора уходить. Я пошла дальше обходить свои владения. До свидания!

- Воспитатель: «Сегодня мы с вами побывали в необычном путешествии, в гостях у весны, узнали, какие изменения произошли с её приходом.

- Давайте скажем лесу до свидания!

 

«Лес дремучий, до свидания! Ты расти на радость людям!

Мы дружить с тобою будем, добрый лес, могучий лес,

Полон сказок и чудес!»

 

-Дети уходят.

 

 

 

 

 

 

  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon po_lesnym_tropinkam.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области «Ознакомление с природой» («Экология») для детей подготовительной группы.

Тема: «По лесным тропинкам».

Составила: МБДОУ №13 «Родничок»

Воспитатель Хромова Т.П.

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:

Продолжать формировать элементарные экологические представления о природе (о животных и растениях, о единстве организма и среды, о сущности взаимодействия человека и природы).

Уточнить знания детей о Красной книге, учить понимать важность охраны природы.

Закреплять умение детей соблюдать правила поведения в лесу.

Совершенствовать умение детей отвечать на поставленные вопросы и воспитывать культуру речевого общения.

Развивать эстетическое восприятие природы, умение замечать красоту, наслаждаться ею, оберегать её.

Воспринимать гуманно- деятельное отношение к природе, выраженное в бережном и заботливом отношении к живым существам, в осознанном выполнении определённых норм поведения.

Активация словаря: соловей, жаворонок, дятел, воробей, кукушка, клёст. Деревья: берёза, дуб, липа, ель, сосна. Первоцветы: подснежник, мать-и-мачеха, медуница. Красная книга.

Материал: игрушка- заяц, д/и «Правила поведения в природе», иллюстрации с изображением деревьев: берёзовая роща, дуб, ель, сосна, липа, первоцветы (картинки с изображением цветов), стрелки с названием станций: «Лесная», «Сосновый бор», «Птицы- наши друзья», «Цветочная».

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением растений, деревьев, животных, чтение произведений о лесе, загадывание загадок. Поведение д/и, правила проведения в природе, хоровод «Ай, да берёзка» музыка Попатенко, индивидуальная работа.

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение Маршака С.

«Апрель»

Апрель, апрель!

На дворе звенит капель

По полям бегут ручьи,

На дорожках лужи.

Скоро  выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник

Стали птицы песни петь

И расцвёл подснежник.

- О каком времени года говорится в стихотворении. Как вы догадались? (Ответы детей).

Дети, весна нас приглашает в гости, вместе с ней пройти по весенним лесным тропинкам и посмотреть, что она уже успела сделать, заметить какие изменения произошли в весеннем лесу.

- Входит Весна: «Здравствуйте дети, принимаете моё приглашение пойти со мной в весенний лес»?

- Дети и Весна идут в лес.

- А вот и станция «Лесная». (Звучит грамзапись из серии «Времена года» П.И. Чайковского).

- Весна:-

        «Здравствуй лес, дремучий лес,

        Полный сказок и чудес!

        Кто в глуши твоей таится?

        Что за дверь? Какая птица?

        Всё открой не утаи,

        Ты же видишь, мы свои!

Лес- большой дом, в нём много жильцов.

- Кто эти жильцы? (Ответы детей: деревья, травы, птицы, звери).

В лесу надо ходить осторожно. Почему? (Чтобы не раздавить маленьких обитателей, например, муравьёв). (Ответы детей).

Внимательно вслушиваться и всматриваться, чтобы обнаружить красивое и интересное.

- Дети, а пословицы о лесе вы знаете? (Ответы детей).

- Посмотрите, а здесь какие-то стрелочки?

- Как вы думаете, что  это за стрелочки? (Ответы детей: - Да это весна их расставила, чтобы вы не заблудились в лесу!)

- На стрелке написано «Сосновый бор».

- Почему называется «Сосновый бор?» (Ответы детей).

- Дети, а что вы знаете о сосне? (Ответы детей).

- Красивое дерево сосна.

В сосновом лесу хорошо и легко дышится. В сосновых лесах много грибов. Весной сосна сбрасывает шишки и семена попадают на землю.

- А вот дубрава, почему называется дубравой? (Ответы детей).

Дуб самое мощное дерево называется лесов. В нём много энергии, когда бывает плохо, подойди к дубу и постой немного, и он даст тебе свои силы.

Дуб не живёт в воде. Кора дуба содержит лекарственное вещество, когда болят зубы, их поласкают настоем коры дуба и зуб пройдёт. Для животных и птиц – настоящая кормушка.

- Какие деревья вы ещё знаете? (Ответы детей: берёза, липа, ель).

- Расскажите о берёзе.

- Берёзка- любимое дерево. Любят за её красоту. За что, что лечит от многих болезней. Болит голова, прислонись к берёзке, обними её и боль пройдёт. В жару берёза спасает от жары, потому что ствол у берёзы даже летом холодный.

- Молодые девушки и парни водили вокруг берёзки хороводы.

Проводится хоровод «Ай, да берёзка» муз. Т. Попатенко, сл. Ж. Агуджановой

- А что вы можете сказать о липе? ( Ответы детей).

- Липа цветёт летом, цветы липы медоносны. Липа даёт нам мёд, он считается самым лучшим. Липовый чай помогает от простуды. Из коры липы плетут корзины.

- Ель нас радует своей зеленью круглый год. В густых её ветвях живут животные. Ель называют музыкальным деревом.

- Почему как вы думаете? (Ответы детей: изготавливают скрипки, гитары, пианино).

- Берёза самая первая из деревьев, которая встречает весну своей зеленью, а дуб- провожает.

- Вот сколько много мы узнали о деревьях.

- А вот теперь отгадайте загадку о каком это дереве.

- Дети садятся около берёзки. Загадывание загадок.

«Стоит красавица- косы зелёные, платье белое,

Кора горючая, ветка плакучая, сама летучее».

(берёза)

Тёмной он покрыт корой, лист красивый, вырезной,

А на кончиках ветвей, много-много желудей».

(дуб)

«Весной растёт, летом цветёт, осенью осыпается,

Зимой отсыпается, а цветок то- медок,

Лечит от гриппа, кашля и хрипа»

(липа)

«Стоят дома высокие, этажи несчётные,

Шпили колючие под тучами летучими».

(ель)

«Стоит столб до небес, а на нём шатёр- навес.

Красной меди столб точёный,

А навес сквозной, зелёный».

(сосна)

 

                                                                                        

- Молодцы! Вы правильно отгадали загадки.

- Какие из этих деревьев лиственные? Какие хвойные? Почему?

(Ответы детей)

- А какие ещё бывают леса? ( смешанные). Почему их так называют?

- Дети идут дальше, доходят до тропы: «Птицы – наши друзья».

(Грамзапись с голосом птиц).

«Так весело в густом лесу, на ветках птицы распевают.

Увидеть леса красоту, пернатые нам помогают».

- Какие бывают птицы? ( Ответы детей).

-Назовите перелётных птиц? Зимующих? (Ответы детей).

- Дети, а какая птичка зимой выводит птенцов? (Ответы детей: клёст).

- Вот сколько много изменений произошло с приходом весны.

- Это ещё не всё, что вы заметили.

Предлагает отдохнуть. Проводится физкультминутка.

«Руки подняли и помахали- это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули, ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем- это к нам птицы летят,

Как они сядут покажем, крылья сложили назад».

        Звучит грамзапись «Вальс цветов» П.И. Чайковского из балета «Щелкунчик».

-Пора в путь дальше по лесу. Станция «Цветочная поляна».

- Как красиво на лесной поляне, так и хочется отдохнуть.

- Почему она так называется? Почему называются первоцветы?

- Какие вы знаете первоцветы? (Ответы детей: медуница, ландыш, подснежник (пролезка), мать-и-мачеха).

- Как красиво на поляне, много цветов, лёгкий ветерок касается наших волос. Закройте глаза и представьте, кто может летать над цветами? (Ответы детей: бабочки, шмели).

- Какие бывают бабочки? (Ответы детей).

- Молодцы! И бабочек вы знаете.

Проводится дидактическая игра «Правила поведения в природе».

- Раздаётся шорох. За кустом сидит зайчонок. Он весь дрожит.

- Не бойся маленький, мы тебя не обидим.

Как и этот зайчик, природа просит у нас защиты. Как мы может- помочь? (Ответы детей: Красная книга).

- Красная книга. Её обложка красного цвета. Выбран он не случайно. Ведь красный цвет- сигнал тревоги, опасности. В Красную книгу внесены животные и растения, которых на земле почти не осталось.

Чтение стихов.

«Охраняются Красной книгой столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели, чтобы души не стали пусты,

 Чтоб пустыни нагрянуть не смели, чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери, охраняются змеи, охраняются даже цветы.

Дерево, цветок, трава и птица не всегда умеют защищаться.

Если будут уничтожены они на планете, мы останемся одни.

Нор звериных, птичьего гнезда разорять не будем никогда.

Пусть птенцам и маленьким зверятам хорошо живётся с нами рядом».

- Не бойся зайчонок, мы будем охранять животных, растения, оберегать их, помогать им.

- Зайчонок убегает.

- Вы молодцы! Много знаете и о животных, и о лесе, о его цветущих растениях, о том, как себя вести в природе. Как важно бережно обращаться со всеми живыми существами. Ведь и ваше здоровье во многом зависит от чистоты воздуха, от деревьев, растений, от всей природы.

- А сейчас мне пора уходить. Я пошла дальше обходить свои владения. До свидания!

- Воспитатель: «Сегодня мы с вами побывали в необычном путешествии, в гостях у весны, узнали, какие изменения произошли с её приходом.

- Давайте скажем лесу до свидания!

«Лес дремучий, до свидания! Ты расти на радость людям!

Мы дружить с тобою будем, добрый лес, могучий лес,

Полон сказок и чудес!»

-Дети уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области «Ознакомление с природой»

Тема: «Зимняя сказка».  Программные задачи:   Развивать умение, понимать смысл образных выражений загадки. Упражнять в подборе определений к заданному слову. Совершенствовать умение дет...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» Тема: «Удивительные животные Африки».

Программные задачи:- систематизация и углубление представлений детей о животном     мире        жарких     стран...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» (старшая группа)Тема: «Удивительные животные Африки».

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» Подготовила и провела воспитательГБОУ детский сад с этнокультурным (русск...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие»

Тема непосредственно организованной образовательной деятельности ознакомление со свойствами и качествами дерева и металла...