Конспект занятия по развитию фонематического слуха с использованием театрализованной деятельности "Путешествие с колобком".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kolobok.docx | 29.59 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБ(О)ОУ специальный (коррекционный) детский дом 8 вида
г. Лебедянь
Конспект открытого занятия
по развитию фонематического слуха
у детей старшей группы «Колокольчик» с использованием театрализованной деятельности.
Учитель – дефектолог: Голева З.С.
2014 г.
Тема: « Путешествие с колобком». К.о.з.: вырабатывать умение слушать сказку вместе с группой сверстников, побуждая эмоционально откликаться на воспринимаемое содержание сказки и принимать участие в ней. К.р.з.: активизация речевой деятельности. Развитие фонематического слуха, тонкой и общей моторики, слухового внимания, зрительного внимания, творческого воображения, подражательности. К.в.з.: формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений. Воспитывать желание говорить правильно и красиво. Материал к занятию : ёлочки разной высоты, комочки ваты, бумажные снежинки. Игрушки: колобок, заяц, волк, медведь, лиса. Мультимедийное устройство – показ на нём силуэтов животных: зайца, волка, медведя, лисы и лошади. Показ картинок: лес, ветер, снег, сова, синичка, воробей, ворона, волк. Предметы: зонтик, ленточка, варежки, мелки. Коврики для выполнения релаксации, игрушечные резиновые ёжики для выполнения массажа кистей рук. Магнитофон, кассета с записью звуков природы. Ход занятия: Организационный момент. - Дети, я очень рада вас видеть. Приветствие. Встанем мы в кружочек дружно, Поздороваться нам нужно. Говорю я вам « Привет!». Улыбнитесь мне в ответ. Здравствуй правая рука, Здравствуй левая рука. Здравствуй друг, здравствуй друг, Здравствуй весь наш дружный круг! ( Дети садятся на стулья, поставленные в ряд) Педагог: - Дети, вы любите путешествовать? ( да, любим) - А сказки любите? (да) - Тогда давайте отправимся в путешествие в сказочный зимний лес, нас там ждёт очень знакомый вам, герой. Он приглашает нас в свою сказку. Нам надо на чём – то путешествовать. А давайте поедем на волшебном паровозике? Согласны? ( да) Приготовьте руки, сделайте их хоботком. Вероника, ты будешь машинистом , объявляй: Машинист: - Осторожно, двери закрываются.( ууууу… не громко, без напряжения) Педагог: - И закрутились колёса ( руки согнуты в локтях, круговые движения руками в такт словам). Поезд мчится и шипит И колёсами стучит. Дети: - Чух – чу, чух – чу. Я лечу, лечу, лечу. Я качу,качу, качу. Педагог: - Ну, вот мы и подьехали к лесу. ( дети садятся на стулья) -Какой красивый зимний лес. Всё покрыто снегом, снег искрится на солнышке. Зелёные ёлочки стоят в снегу. А это, кто лежит под ёлочкой? ( колобок) - Дети, поздоровайтесь с колобком (здравствуй колобок) Педагог: - Дети, колобок очень весёлый, любит задавать вопросы и отвечать на них, но он может ошибаться, поэтому вы , будьте внимательны и если колобок ошибётся, вам нужно помочь ему, исправить его ошибки. Хорошо? ( да) И так, испекла бабушка колобок и поставила его студить на окошко. Полежал колобок, полежал, выпрыгнул в форточку и покатился по снежной дорожке. И прикатился колобок в лес, на снежную полянку. Остановился и слушает. Давайте поможем колобку, расскажем какие звуки можно услышать в лесу. - Как шумит лес?( шшш…) - Как свистит ветер? (ссссс) - Как скрипит снег под ногами? (сссс) - Как ухает сова? (ууууу) - Как поёт синичка? ( зинь – зинь – тан – 2 раза) - Как чирикает воробей?(чик – чирик) - Как каркает ворона ( кар – кар) - Как воет волк? (ууу) Молодцы! - Дети, давайте поиграем в игру: « Испечём колобок». Пальчиковая гимнастика. 1.Покажем, как бабушка собирала муку для колобка ( широко расставляют пальцы, затем сжимают их в кулак. 2. Месим тесто – дети водят пальцами одной руки по ладони другой по часовой стрелке. 3. Раскатываем тесто – трут ладошкой о ладошку. 4. Лепим колобок – кладут ладонь на ладонь и сжимают их, меняя при этом положение рук, накладывая сверху, то правую, то левую руку. Молодцы, ребята, колобку понравилась игра. - А теперь, колобок просит вас догадаться, каких зверей он вам покажет . Силуэты: волк, лиса, заяц, медведь, лошадь - показ на экране. Педагог: - Колобок говорит, что всех этих зверей он встретил в сказке. Правильно? ( нет) А, кто лишний?( лошадка) Дети, вспомните, кого повстречал колобок первым? ( зайчика) Правильно, зайчика. А вот и зайчик, давайте поздороваемся с зайчиком.( здравствуй , зайка) - Ребята, зайчик какой – то грустный, видимо что – то случилось, давайте спросим? Дети: - Что с тобой зайка? Педагог: - Ой, дети, он оказывается простудился , ел снег. Давайте оденем зайку, чтобы он согрелся. ( педагог надевает зайке шубку) Дети хором: - Шубка – шубейка, зайку согрей - ка. Педагог: - Ну , вот зайка согрелся и говорит вам, спасибо. А мы, давайте скажем зайке, чтобы не простужался. Ребёнок: - Зайчик – побегайчик, больше по сугробам не бегай, снег не ешь. Дети хором: - До свиданья, зайка. Педагог: - Покатился колобок дальше, а навстречу ему серый волк. Покажите, какой он страшый ( дети показывают). Волк спрашивает у вас, какой первый звук в его имени ( звук – в) Умница, правильно. Массаж кистей рук (самомассаж с помощью резинового ёжика) Дети, потрогаем колючки у ёжика. Возьмите сначала одной рукой, потом второй , вот так – показывает педагог ( дети попеременно, то правой, то левой рукой сжимают резинового ёжика) Катится колобок и видит кого – то: большой, неуклюжий, в берлоге сидит. Колобок говорит, что это заяц. Правильно он описал зайца?( нет, это медведь) Педагог: - Наших ребят не проведёшь, они знают, что это медведь. Давайте поздороваемся с мишкой ( здравствуй , мишка) - Медведь говорит, что он очень проголодался и с удовольствием съел бы колобка. Давайте попросим медведя: Дети: - Не ешь мишка колобка, лучше давай мы тебе чем- нибудь поможем. А, пока мишка придумывает нам задание, мы немножко отдохнём. Физкультминутка. Игровое упражнение « Повторяйте» Дети, давайте сделаем колобок, он у нас весёлый, любит катиться по дорожке. Возьмитесь за руки и покатимся по дорожке. 1.Колобок встретил зайку, он мягкий и любит прыгать( прыгают) 2.Колобок встретил волка, а волк злой и любит бегать ( дети бегут друг за другом) 3. А теперь идёт медведь, он большой и неуклюжий (ходят - руки в стороны) 4.А лиса хитрая, рыжая, ходит на носочках ( идут на носочках) Педагог: - Ну, мишка придумал для нас задание? Ты, что такой растерянный? Ребята, оказывается у него в стихах перепутались звуки, давайте поможем ему. Я буду читать стихи, а вы будете подсказывать, какой нужно поставить звук, чтобы было правильно. 1. Ой! Кричат вокруг хозяйки, в огород забрались шайки ( нет зайки) 2. Здесь хорошее местечко, протекает рядом печка ( нет речка) 3.Слёзы льются у Оксанки, у неё пропали банки ( нет санки) 4. Мишка спрятался под горку и грызёт тихонько норку ( нет корку) 5. Сшил себе котёнок тапки, чтоб зимой не мёрзли шапки (нет лапки) - Дети, мишка благодарит вас за помощь, теперь он будет спокойно спать. Дети: - До свиданья, мишка. Педагог: - Покатился колобок дальше, вдруг видит кто – то тихонько крадётся, к земле пригибается, а сама пушистая, золотистая, на груди жилет, на шее белый галстучек. Кто это, ребята?( лисичка) -Правильно, лисичка. А какой характер у лисы?( хитрая, злая,коварная) - Лисичка хочет сьесть колобка. Дети: - Не ешь, лисичка, колобка. Педагог: - Дети, лисичка не будет есть колобка, если вы скажите с какого звука начинается её имя.( Со звука- ль) -Правильно. Педагог: - Дети, в русской народной сказке лиса съела колобка, а у нас сказка со счастливым концом, потому,что вы помогли колобку. Давайте на прощанье подарим зверюшкам, подарки. Смотрите, что у меня есть (показывает) Зайчику( зонтик) Медведю – (мелки) Лисе – (ленточку) Волку –( варежки) Дети выбирают предметы, название которых начинается с такого же звука, как и имя героя. Педагог: - А лесные зверюшки и колобок, вам тоже передают кое – что. Смотрите, это вкусные лесные орешки. Дети: - Спасибо. !До свидания! Педагог: - Нам пора возвращаться домой. И закрутились колёса( руки согнуты в локтях, круговые движения руками в такт словам) Поезд мчится и шипит И колёсами стучит Чух –чу, чух –чу. Я лечу, лечу,лечу. Я качу, качу, качу Вот , мы и дома. Дети, вам понравилось наше путешествие? ( да) - Что, мы делали?( мы думали) ( мы говорили) (мы играли) Дети, вы молодцы. Релаксация. Дети сидят на ковриках по турецки, закрыв глаза и слушают звуки природы. Дети, пройдите и сядьте на коврики, закройте глаза и послушайте звуки природы. Откройте глаза. Медленно встаньте. Глубоко вдохните и выдохните. Педагог говорит слова, а дети выполняют действия, согласно текста. Вместе хлопнули в ладоши, ( хлопают) Дружно топнули ногой.( топают) Всё, во что мы, здесь играли( слушают) Мы запомнили с тобой. (слушают) До свиданья всем сказали ( говорят: « До свиданья») И отправились домой. ( идут в группу)
Длительность занятия – 20 – 22 минуты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение устойчивого интереса к развитию фонематического слуха с использованием речевых игр и игровых упражнений
Повышение устойчивого интереса к развитию фонематического слуха с использованием речевых игр и игровых упражнений...
Конспект занятия на развитие фонематического восприятия с использованием ИКТ «Путешествие в волшебную страну»
Конспект занятия на развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза. Для занятия подготовлена слайд-презентация PowerPoint. Сюрпризный момент – появление мульт...
Конспект открытого занятия по развитию фонематического слуха и восприятия.Презентация к занятию "Мир звуков"
Конспект открытого занятия по развитию фонематического слуха и восприятия в старшей-подготовительной группе «В мире звуков» Цель: Развитие фонематического слуха и восприят...
Развитие фонематического слуха с использованием шумовых коробочек. Картотека
Шумовые коробочкиРазвитие фонематического слуха начинается с обучения различать неречевые звуки.Для этого этапа очень хорошо подойдут игры с шумовыми коробочкамиРазвиваем логику, слуховое восприятие, ...
Конспект занятия по развитию фонематического слуха и внимания в старшей группе «Детские музыкальные инструменты»
Конспект занятия...
Методическое пособие для педагогов ДОУ «Развитие фонематического слуха через использование попевки №1 Т. Н. Новиковой-Иванцовой»
Данное методическое пособие разработано для педагогов ДОУ. Попевки Новиковой-Иванцовой это уникальный материал, который помогает не только запускать речь неговорящих детей, но модифицируя их можно исп...