Сказки о звуках
презентация урока для интерактивной доски по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Всем известно, что обучение дошкольников должно проходить в игре. Обучение чтению - не исключение. Но прежде чем учить читать, ребенка следует научить слушать и слышать звуки родной речи.
Эту задачу с легкостью решит любой желающий, если, читая или рассказывая сказку, сначала сам, а затем вместе с ребенком (детьми) будет: четко артикулировать и пропевать звуки (длиннее-короче, выше-ниже) так, как указано в тексте; отхлопывать ритм «песен» каждого звука; «дирижировать» - демонстрировать рукой продолжительность звука, высоту звучания голоса; имитировать игру на музыкальных инструментах, следуя ритмическому рисунку той или иной «песенки»; использовать наглядный материал для «записи» и «чтения песен» звуков.
При этом следует показывать: протяжный звук - ведением руки в воздухе по горизонтальной линии; отрывистый звук - резким разведением (растопыриванием) предварительно сомкнутых пальцев; повышение звука - подниманием руки вверх; понижение звука - опусканием руки вниз.
После чтения сказки детям следует задать вопросы по тексту и предложить выполнить задания, направленные на закрепление и осмысление ее содержания. Примерные вопросы и задания даются после каждой сказки. Ответы детей могут быть полными и краткими. В скобках после вопроса указывается суть возможного ответа. Если ребенок испытывает какие-либо затруднения, взрослому необходимо напомнить ему содержание сказки, прочитав из нее нужный для ответа отрывок.
Сказка «Гласные звуки», состоящая из двух частей, может использоваться как полностью, так и фрагментарно, в зависимости от возраста детей, особенностей их развития, объема знаний и умений, этапа работы над звуками, целей занятия.
Первая часть сказки дает возможность: познакомить детей с гласными звуками, или закрепить знание гласных звуков формировать понятие «гласный звук» развивать слуховое внимание развивать фонематический слух (например: после прочтения или рассказа текста предложить вспомнить, какие «песенки» пели звуки, сколько звуков пели ту или иную «песенку», в какой последовательности пели звуки, какие «песенки» могут спеть звуки[У], [И] и так далее) познакомить детей с гласными буквами, или закрепить зрительные образы гласных букв закреплять у детей различие понятий «звук - буква» Вторая часть сказки, помимо перечисленных выше задач, позволяет: формировать понятие «согласный звук» познакомить дошкольников с йотированными гласными буквами
Часть первая Давным-давно жили-были звуки. И было их шесть. У каждого звука был свой характер: «А» - радостный и веселый, «У» - угрюмый, задумчивый, «О» - очень любил всему удивляться, «И» - игривый, улыбчивый, «Э» - медлительный, рассудительный, «Ы» - самый серьезный и хмурый.
Звуки были разными, но очень дружными, так как все они любили петь. Голоса их звучали красиво, звонко. Умели звуки петь и очень тоненько - высоко: «А, У, О, И, Э,Ы». И низко: «А, У, О, И, Э, Ы». Звуки пели по одному и парами: «АУ,ОИ,ЭЫ». Пели звуки также и по трое: «АУО, ИЭЫ». А ещё звуки могли петь хором: «АУОИЭЫ».
Ходили звуки по свету и голосисто пели. За это их стали называть ГЛАСНЫМИ и красные рубашки подарили. Но однажды задумались звуки: - Как же так, - говорит «А», - у всех есть дома, а у нас нет. - У зверей - у кого дупло, у кого берлога, - поддержал «У». - О, и у каждой птички есть гнездо, - подхватил «О». - И люди в домах живут, - тихонько заметил «И». - Это что же получается, одни мы без постоянного места жительства, - возмутились «Э» и «Ы». Подумали-подумали да и начали дома мастерить. «А» да «И» нашли по три палочки. «А» сделал шалаш с перекладиной. «И» к двум столбикам перекладинку наискосок приладил и остался очень доволен. «У» и «Ы» взяли по две палочки. «У» смастерил себе домик, похожий на дерево с сучком. «Ы» к одной палочке пристроил половинку маленького колесика, вторую палочку поставил рядом для надежности. «О» увидело колесо, оно ему и подошло. «Э» долго смотрел на треснутый ободок от колеса, потом приделал к нему палочку и устроился - домик появился и у него.
Довольные звуки на радостях и названия своим домам придумали, стали их называть БУКВАМИ. У звука «А» - домик-буква «А», у звука«У» - домик-буква «У», у звука «О» - домик-буква «О», у звука «И»- домик-буква «И», у звука «Э» - домик-буква «Э», у звука «Ы» - домик-буква «Ы». С тех пор, глядя на домики-буквы, все узнают, какие звуки в них живут.
Часть вторая Сидят однажды гласные в своих домах-буквах, распевают песни на все голоса, вдруг слышат что-то странное, непонятное: «Й Й Й Й...». Смотрят - какой-то непохожий на них звук в зеленой рубашке что-то пытается им объяснить, да уж очень кратко говорит: «Й... Й... Й...». Прислушался «И» и узнал в нем своего дальнего родственника, которого звали «И-КРАТКИМ», потому что звучит он отрывисто, коротко, и расслышать его не всегда легко. Слушали-слушали звуки и наконец поняли - это «И-КРАТКИЙ» в хор к ним просится. Вышли гласные, встали в кружок и стали думу думать, как же «И-КРАТКОГО» петь научить. Все у него хорошо: голос и звонкий, и мягкий, и нежный, а звук тянуть не может... Для начала домик ему построили - такой же, как у его родственника, звука «И», но с козырьком, для отличия. Домик«И-КРАТКОГО» назвали буквой «И-КРАТКОЙ». Обрадовался «И-КРАТКИЙ», благодарит всех за домик-букву:«Й Й Й Й...». Поселился «И-КРАТКИЙ», в своем домике-букве, слушает, как гласные поют, и сам пытается им подпевать: «Й Й Й Й...».
Слушал-слушал «А», да и говорит: - А давай-ка попробуем спеть вдвоем. Ты начинай, а я подхвачу. «И-КРАТКИЙ» согласился, и они запели: - «ЙА, ЙА, ЙА». - У вас здорово получается, - задумчиво протянул «У», - ну а со мной петь будешь? - обратился он к «И-КРАТКОМУ». - Буду, - ответил тот, не задумываясь. И тут же все услышали: -«ЙУ, ЙУ, ЙУ». - О, как хорошо! Спой теперь со мной, - попросил «О». - Пожалуйста. - «ЙО, ЙО, ЙО», - полилась новая песня. - Э, я не хочу оставаться в стороне, - рассудил «Э», - споем вместе, - предложил он «И-КРАТКОМУ». Следующая песня звучала так: - «ЙЭ, ЙЭ, ЙЭ». Радуется «И-КРАТКИЙ»: поет с «А» - получается «ЙА, ЙА, ЙА», поет с«У» - получается «ЙУ, ЙУ, ЙУ», поет с «О» - получается«ЙО, ЙО, ЙО», поет с «Э» - получается «ЙЭ, ЙЭ, ЙЭ».
Опечалены были только «И» да «Ы». - Мило, очень мило, - вздыхал «И», слушая пение друзей, - хотелось бы мне спеть с «И-КРАТКИМ», но если я запою, его вообще никто не услышит, мы же родственники. - Мы с «И-КРАТКИМ» тоже петь вместе не сможем. Он такой высокий, а я такой низкий, - горевал «Ы». Так сидели они, слушали песни: «ЙА», «ЙУ», «ЙО», «ЙЭ», тихонько переговаривались и надумали построить такие домики, где бы«И-КРАТКИЙ» мог выступать с концертами со звуком «А»,, со звуком«У», со звуком «О», со звуком «Э». Подумали-подумали да и смастерили четыре домика. Первый домик назвали буквой «Я», в нем «И-КРАТКИЙ» стал петь со звуком «А». Второй домик назвали буквой «Ю», в нем «И-КРАТКИЙ» стал петь со звуком «У». Третий домик назвали буквой «Ё», в нем «И-КРАТКИЙ» стал петь со звуком «О». Четвертый домик назвали буквой «Е», в нем «И-КРАТКИЙ» стал петь со звуком «Э». Так до сих пор и поют в домиках-буквах «Я», «Ю», «Ё», «Е». А звук «И-КРАТКИЙ» за то, что согласился петь с гласными, стали называть «СОГЛАСНЫМ», да прибавлять «звонкий, мягкий». Голос-то у«И-КРАТКОГО» действительно удивительно звонкий и удивительно мягкий. Пели звуки много - и дома, и на концертах. Выступали гласные звуки всегда в красных рубашках, а «И-КРАТКИЙ» - в зеленой. Глядя на него, все мягкие звуки стали носить рубашки зеленого цвета, а твердые звуки решили ходить в синих рубашках.
Гласных букв десять: «А», «У», «О», «Э», «Ы», «И», «Я», «Ю», «Ё»,«Е». В четырех буквах-домиках: «Я», «Ю», «Ё», «Е» поет «И-КРАТКИЙ»дуэтом, то есть вдвоем с гласными «А», «У», «О», «Э». Все звуки, согласившиеся петь с гласными, называются согласными. Гласные звуки любят красный цвет, согласные мягкие - зеленый, согласные твердые - синий. Вот и сказочке конец, кто запомнил - молодец!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
логопедическая сказка. автоматизация звука Ш
Сказка помогает в период автоматизации звука [ш] во фразовой речи, на дальнейших этапах автоматизации сказку можно продолжать и добавлять новые развлечения для гостьи...
сказка на звук Р
Сказка для развития артикуляционной моторикиСказка помогает в период работы над сонорными звуками р и рь...
«Пересказ сказки «Репка», звуки «М-МЬ»»
Занятие по образовательной области "Коммуникация"....
Конспект индивидуального логопедического занятия для детей (5 - 6 лет) “Путешествие по сказкам. Автоматизация звука [Р]”.
Конспект индивидуального логопедического занятия для детей (5 - 6 лет) “Путешествие по сказкам. Автоматизация звука [Р]”.Тема: Путешествие по сказкам . Автоматизация звука [Р]Цель: Закрепить уме...
Презентация "Сказка для звука "Л""
Презентация "Сказка для звука "Л""...
По дороге к сказке . Автоматизация звука "Ш"
Конспект открытого подгруппового занятия с детьми старшей группы, посещающие логопункт...
Сказки о звуках
Ребенку с помощью слайдов с предметными картинками, в названии которых есть заданный звук, может сочинить свою собственную сказку....