По дороге к сказке . Автоматизация звука "Ш"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Конспект открытого подгруппового занятия
с детьми старшей группы, посещающие логопункт
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtomatizatsiya_zvuka_sh-_otkrytoe_zanyatie.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«МДОУ детский сад №5 «Сказка»
По дороге к сказке
Автоматизация звука Ш
(Конспект открытого подгруппового занятия
с детьми старшей группы, посещающие логопункт)
Составила и провела
учитель-логопед:
Мартынова Т.Л.
Первая квалификационная категория
г. Козьмодемьянск
10.12.2014 г.
Цель. Автоматизация звука [Ш] в словах, предложениях.
Задачи:
1. Активизировать звук [Ш].
2. Развивать физиологическое и речевое дыхание, фонематический слух, внимание, память, быстроту реакции, умения выделять из потока речи часто повторяющийся звук, умение слышать звук в слове, умение составлять предложения.
3. Совершенствовать мелкую моторику, грамматический строй речи.
4. Формировать произносительные навыки.
5. Воспитывать желание активно работать на занятии, добрые отношения.
Оборудование: Игрушка – маленькая Мышка; картинки для изолированного произношения; мольберт; картинки со звуком [Ш]; схемы и картинки для речевых игр.
Предварительная работа: Чтение с детьми сказок про мышку; разучивание стихов.
Ход занятия:
Организационный момент
Логопед: Добрый день, ребята! Сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. А теперь все внимание на меня.
Логопед: Для начала произнесем наши волшебные слова: (Стоя в кругу)
В ладошки наши посмотрите,
В них доброту, любовь найдте.
Чтоб злодеев побеждать,
Мало просто много знать
Надо быть активным,
Смелым, добрым, сильным.
А еще желательно
Делать все внимательно!
Логопед: Тихо! Послушайте, кто-то шуршит. Пойду, посмотрю. (Приношу в закрытых ладонях маленькую мышку). Ай да гостья у нас. Отгадайте загадку, кто же это к нам пришла?
С длинным хвостиком малышка.
Любит сыр и зерна …. (мышка).
Логопед: Угадали, ребята, сегодня к нам в гости пришла мышка. (Открываю ладошки) Она потерялась и пришла к нам за помощью. Мышка убежала из сказки, а из какой, забыла. Сегодня мы с вами будем помогать мышке искать свою сказку. Ответьте по одному, полным предложением, в каких сказках встречается мышка? («Репка», Теремок, «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», «Курочка ряба»)
Основная часть:
1. Автоматизация звука в изолированном виде (Работа над голосом)
Логопед: Мышонок, вместе с героями сказки, катался на машине, но у неё спустило колесо, как выходит воздух из колеса: ШШ - шш. (звук произносится тихо, плавно, с переходом на шепот). Тогда мышонок решил погулять и потерялся. Пока он гулял, встретил змейку. Давайте вспомним, как шипит змея? Ш – Ш – Ш. Но вдруг поднялся ветерок. Ветер дует, листики шуршат: Ш-Ш-Ш. Покажите руками, как ветер качает ветки деревьев, и длительно произносим звук «Ш».
2. Работа над дыханием (Упражнение «Фокус») (Стоя на ковре)
Логопед: Ребята, мышонок наш грустит, давайте поднимем ему настроение и покажем наш фокус. Возьмите каждый по шарику и держите его перед губами. Улыбнитесь. Покажите зубы. Приоткройте рот. Вытяните губы трубочкой. Легко подуйте на шарик. Смотрите, как красиво шарик отлетел от ваших губ.
Логопед: А теперь держите шарик у носа. Улыбнитесь. Покажите зубы. Приоткройте рот. Поднимите язык в форме чашечки к верхней губе. Подуйте на кончик языка. Смотрите, как красиво шарик отлетел вверх.
3. Пальчиковая гимнастика «Мышка» (Сидя на стульчиках)
Цель: развитие речевой активности.
Логопед: Ребята, посмотрите, мышонок повеселел. А сейчас мы с вами пройдем по дороге и присядем на пенечки, и чтобы легче нам было в пути, с успехом справлялись со всеми заданиями, сделаем пальчиковую гимнастику:
Мышка зернышко нашла
И на мельницу снесла
Намолола там муки
Испекла всем пирожки:
Мышонку с капустой,
Мышонку – с картошкой,
Мышонку – с морковкой,
Мышонку – с морошкой.
Для большого толстячка, аж четыре пирожка:
С капустой, с картошкой, с морковкой, с морошкой!
4. Развитие фонематического слуха (сидя на стульчиках)
Игра «Мячик»
Логопед: Нам пора в дорогу. (Дети встают каждый на свое место на дороге). Будете передавать мячик из рук в руки дальше друг другу, если услышите звук «Ш» в ряде других звуков, слогов и слов: ш, п, к, ш. ; ша, па, ка, шу. ; кот, шапка, шишка, ворона, шлем.
5. Развитие общей моторики (Физкультминутка)
А теперь мы дружно, встали,
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело
6. Речевые игры на автоматизацию звука Ш
- Игра «Назови ласково» (Дети сели на стульчики напротив мольберта)
Цель: Совершенствование грамматических категорий: Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
Логопед: Ребята, предлагаю рассмотреть картинки, которые лежат на стульчиках (пенечках или камушках). Обратите внимание, что у каждого из вас предметы большого размера, а на доске - маленького. Еще у каждого на карточке «кнопочки» - сколько кнопочек – столько повторов. По одному возьмите нужную картинку, покажите их всем и назовите сначала большой предмет, а затем маленький столько раз, сколько кнопочек на вашей первой карточке.
Картинки: ШАПКА - шапочка, ШУБА - шубка, ШАРФ - шарфик, ШТАНЫ - штанишки.
- Игра: «Закончи предложения» (Дети встали и идут дальше по дороге)
Цель: Формирование лексико-грамматического строя речи
Логопед: Нам пора идти дальше. Вам нужно будет закончить предложения всем вместе, используя слово МЫШКА. Одно предложение – один шаг.
Под шкафом шуршит … МЫШКА.
Чуткие ушки у … МЫШКИ.
Пушистая кошка подкралась к … МЫШКЕ.
Не поймать кошке … МЫШКУ
Мы наблюдаем за … МЫШКОЙ.
- Игра «Где сидит мышка?» (Карточки)
Цель: Развитие пространственной ориентировки. Совершенствование грамматического строя речи. Употребление предлогов, отработать понятия ПЕРЕД, ЗА, МЕЖДУ.
Логопед: Посмотрите, ребята, где же сидит мышка? Отвечайте, пожалуйста, полным предложением.
- Игра: «Дорожка» (За столом)
Цель: Развитие графомоторного навыка.
Логопед: Ребята, пока мы угадывали, где сидит мышка, она для вас сочинила стихи, но ей нужно подсказать последние словечки и нарисовать дорожку от одной картинки к другой.
Рисуют дружно малыши,
У них в руках …(карандаши).
Носит яркий гребешок
Наш веселый… (петушок).
Мама просит Машу:
«Свари братишке…(кашу)».
Мышка моется под душем,
Моет хвостик, моет … (уши). Вот бежит малышка-
Серенькая … (мышка). Зашуршали тихо шины-
Это едет к нам … (машина).
- Игра: «В мешочке шумит …?».
Цель: Развитие зрительной, тактильной памяти.
Логопед: Смотрите, ребята, и правда стоит машина, да еще с мешочком. Вам на ощупь нужно определить игрушку и достать её из мешочка со словами: « В мешочке шумит …»
( Лягушка, заяц, лиса, медведь, волк). Молодцы, ребята! А теперь назовите, пожалуйста, из какой сказки все эти животные? (Теремок). Верно, ребята, вот вы и смогли помочь мышке вернуться в свою сказку. Четко и ясно произносили звук [Ш] в словах, предложениях. Она благодарит вас и дарит вам подарок – вкусный сыр. Который вы съедите в группе.
Итог занятия:
Логопед: А сейчас закройте глаза и подумайте, что вам больше всего понравилось, запомнилось? А теперь откройте глаза. (Ответы детей)
Дети: Все мы весело играли
И немножечко устали.
Посмотрели на часы-
В группу нам пора идти.
Логопед: До, свидания! До следующей встречи!
Литература:
Смирнова Л.Н. Логопедия. Играем со звуками. Речевой дидактический материал. –
М: Мозаика-Синтез, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Поход в театр или Дорога в сказку"
Как выбрать детский театр? Репертуар?"-Введите в мир театра малыша,И он узнает, как сказка хороша,Проникнется и мудростью. и добротой,И с чувством сказочным пойдёт он жизненной тропой."...
логопедическая сказка. автоматизация звука Ш
Сказка помогает в период автоматизации звука [ш] во фразовой речи, на дальнейших этапах автоматизации сказку можно продолжать и добавлять новые развлечения для гостьи...
Конспект индивидуального логопедического занятия для детей (5 - 6 лет) “Путешествие по сказкам. Автоматизация звука [Р]”.
Конспект индивидуального логопедического занятия для детей (5 - 6 лет) “Путешествие по сказкам. Автоматизация звука [Р]”.Тема: Путешествие по сказкам . Автоматизация звука [Р]Цель: Закрепить уме...
Проектная деятельность Тема: «По дороге в сказку», по мотивам сказки «Теремок » в старшей группе
Проектная деятельность является одной из самых эффективных форм в воспитании и образовании детей в детском саду....
Сценарный план индивидуального логопедического занятия "Путешествие по сказкам" (Автоматизация звука "Л" )
Занятие в минигруппах (2-3 ребенкасо сходным этапом коррекции) построено в игровой форме с использованием современной образовательной технологии "Универсальные логопедические игры с картинк...
Педагогический проект по физическому развитию детей средней группы через сказки "По дороге в сказку"
Педагогический проект...
Конспект индивидуального логопедического занятия для детей (5 - 6 лет) “Путешествие по сказкам. Автоматизация звука [Р]”.
Закрепление умения произносить звук [Р] в слогах и словах....