Логопедическое занятие на тему: "Звук [с]"
план-конспект урока по логопедии по теме
Предварительный просмотр:
Деятельность логопеда | Деятельность детей | Примечание |
1. Организация начала занятия. – Здравствуйте, ребята. Посмотрите, в какой замечательный лес вы пришли! Какое же у нас сейчас время года? Правильно, а осень какая? – Пока я вас ждала, я нашла эту красивую веточку. Давайте рассмотрим её: какие на ней листья? Ребята, разве можно встретить поздней осенью зелёные листья? да это просто волшебство! Посмотрите, на одной веточке листья с разных деревьев, а на зелёных листьях – загадки. Отгадаем их!? 2. Развитие зрительного внимания. – Ребята, это необычные загадки: они с цветными отгадками. Кто из вас отгадает загадку, должен совместить свою отгадку с соответствующим силуэтом. – А что такое силуэт? – Будьте очень внимательны Хвост пушистою дугой, Вам знаком зверёк такой? Острозубый, темноглазый, По деревьям любит лазать. Хитрая плутовка, рыжая головка. Хвост пушистый – краса. Кто же это? Хозяин лесной просыпается весной. А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой. Комочек пуха, длинное ухо, Прыгает ловко, любит морковку. Сердитый недотрога Живёт в глуши лесной. Иголок очень много, А нитки ни одной. Кто зимой холодной ходит злой, голодный? – Молодцы, ребята! Ой, что это такое, что за звук? 3. Дыхательная гимнастика «Дует ветер». Дифференциация носового и ротового дыхания. – Сейчас и мы с вами превратимся в ветерок. Я подую высоко, (руки поднять вверх, встать на носки, подуть) Я подую низко, (руки перед собой, присесть и подуть) Я подую далеко, (руки перед собой, наклон вперёд, подуть) Я подую близко (руки положить на грудь и подуть на них) 4. Артикуляционная гимнастика. – А дорогу в нашем лесу нам укажет зайка. Дима, какое ты знаешь стихотворение о зайке? – Ребята, посмотрите, какая в нашем лесу замечательная языковая полянка! Сейчас мы поиграем с язычком. «Лягушки улыбаются» Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам. Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца. «Лопатка» Язык спокойно положу и под счёт его держу. Один, два, три, четыре, пять – язык можно убирать. «Заборчик» Зубы ровно мы смыкаем и заборчик получаем, А теперь раздвинем губы – посчитаем наши зубы. «Горка» Вот так горка! Что за чудо! Выгнулся язык упруго; Кончик в зубы упирается, бока кверху устремляются. «Песенка ослика» Иэ-иэ-иэ-иэ-иэ-иэ-иэ – Молодцы, ребята. 5. Характеристика звуков [с]. – Ребята, скажите, какой звук помогают нам произносить выполненные упражнения? – Этот звук поётся? Воздух проходит свободно? – А что мешает ветерку? – Значит, этот звук какой: гласный или согласный? – Звук [с] звонкий или глухой? 6. Развитие мимической мускулатуры. – Ой, ребята, посмотрите, сколько животных встречают нас здесь. Кто же там? – Какие это животные? – Скажите, волк по характеру какой? – Лиса? Заяц? – Покажем их: лису, волка, зайца – Мы знаем, что у каждого животного есть детки и дом. Сейчас мы поиграем с мячом: я называю животного и, тот, кому попадёт мяч, называет детёныша и место жительства – Волк; лиса, белка, заяц, медведь 7. Автоматизация звука [с] в слогах. – Ребята, посмотрите, кто это притаился? Ой, а что это у неё в лапах? – Поможем мышке: из множества имеющихся звуков нам нужно выделить звук [с]. Приготовили ладошки. – Молодцы. А ещё у мышки есть слоги, проговорим их чисто для неё. са-со-су ас-ус-ос сы-сы-са су-со-со са-са-са – хитрая лиса со-со-со – катим колесо ус-ус-ус – у Сони много бус ас-ас-ас – мы купили квас аска-аска – у Сони маска оска-оска – у Сони соска иска-иска – у сони миска уска-уска – у Сони блузка 8. Логоритмическая разминка. Координация речи с движением, развитие творческого воображения и подражательности Осенним днём лесной тропой звери шли на водопой. За мамой-лосихой топал лосёнок, За мамой-лисицей крался лисёнок, За мамой-ежихой катился ежонок, За мамой-медведицей шёл медвежонок, За мамою-белкою скакали бельчата, За мамой-зайчихой косые зайчата, Волчица вела за собою волчат; Все мамы и дети напиться хотят. 9. Автоматизация звука [с] в словах. – Ребята, а сейчас давайте угостим наших зверей чаем. Только вот чашки им нужно дать такие, на которых нарисованы картинки со звуком [с]. – А пока наши лесные друзья отдыхают, мы с вами поиграем в игру «Измени слово». Я называю слово, а вам нужно заменить первый звук на звук [с]: мода, бок, дом, лук. А теперь замените последний звук в слове: Рим, лев, нож, голод 10. Массаж «Лиса» – Молодцы, ребята, справились с заданием! А поиграть хотите? Но сначала отгадайте загадку: Рыжая плутовка, хитрая, ловкая. Хвост пушистый, мех золотистый. В лесу живёт, в деревне кур крадёт. – Конечно, это лиса. Утром лисонька проснулась, Лапкой вправо потянулась, Лапкой влево потянулась, Солнцу нежно улыбнулась. В кулачок все пальцы сжала, Растирать все лапки стала – Ручки, ножки и бока. Вот какая красота! А потом ладошкой пошлёпала немножко. Стала гладить ручки, ножки и бока совсем немножко. Ну, красавица-лиса! До чего же хороша! 11. Автоматизация звука [с] в предложении – Ребята, скажите, о ком говорят: днём спит, а ночью охотится? – Сейчас мы с вами выучим чистоговорку: В саду темно, все спят давно, Одна сова не спит, на суку сидит. 12. Развитие мелкой моторики рук Аппликация из геометрических фигур «Сова» 13. Итоги занятия. Оценка деятельности детей – Ой, ребята, а вот и наша веточка. Что же в ней необычного? – Эта веточка подарила нам замечательную прогулку, мы погуляли в осеннем лесу, повстречали зверей. – Дима, кто запомнился тебе? – А Кристине кто понравился? – Лиза, какие игры тебе запомнились? – Молодцы, ребята. Эта прогулка у меня оставила великолепные воспоминания. А эту волшебную веточку мы подарим нашим мамам с добрыми словами: 1, 2, 3, 4, 5 (загибают пальцы, начиная с большого) Будем листья собирать. (сжимают и разжимают кулачки) Листья берёзы, Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба мы соберём (загибают пальцы, начиная с большого) Маме осенний букет отнесём (сжимают и разжимают кулачки). | – Сейчас осень – Поздняя осень – На ней кленовые, берёзовые, дубовые листья. Они жёлтые, красные, оранжевые, зелёные – Поздней осенью очень трудно найти зелёные листья – Да, мы любим загадки – Силуэт – это контурное очертание предмета. – Это белка – Это лиса – Это медведь – Это заяц – Это ёж – Это волк Дети выполняют гимнастику вместе с логопедом – Первым зайка прискакал, про дорогу рассказал, язычком всё показал. – Звук [с] – Нет. Этот звук не поётся – Преграда из зубов – Этот звук согласный – Этот звук глухой – Мы встретили волка, зайца, ежа, лису, белку, медведя – Это дикие животные, потому что они живут в лесу – Волк сердитый, злой – Лиса умная, хитрая. Зайка пугливый, трусливый – Волк живёт в логове, у него рождаются волчата Дети находят мышку – Это конверт з, с, ф, т, с, п, з, н, с, з, с Идут по кругу Идут, громко топая Крадутся на носочках Приседают, медл. двигаются вперёд Идут вперевалку Скачут вприсядку Скачут на прямых ногах Идут на четвереньках Лицом в круг, делают движение языком – «лакают» Дети выполняют задание самостоятельно – Сода, сок, сом, сук – Рис, лес, нос, голос – Это лиса Дети выполняют массаж вместе с логопедом Так говорят о сове Дети повторяют чистоговорку хором, затем несколько человек проговаривают самостоятельно – На ней листья с разных деревьев | Звучит фонограмма Проведена предварительная словарная работа Дети держат зеркала в руках Дети проверяют глухость-звонкость звука Дети мимикой показывают страх, хитрость, злость Дети отвечают полными предложениями Коллективная работа Дети перечисляют задания, выполненные во время прогулки Дети берут веточку и уходят в группу |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия на тему "Звуки Р и Рь".
В прикрепленном файле находится: подробный конспект для проведения логопедического занятия по обучению грамоте в логопедической подготовительной к школе группе на тему "Звуки Р и Рь". Занятие пос...
Конспект фронтального логопедического занятия на тему «Звук [К]», проведенного с детьми старшей группы.
Конспект фронтального логопедического занятия на тему «Звук [К]», проведенного с детьми старшей группы....
Конспект логопедического занятия на тему: «Звуки Х – Х`. Буква Х».
Конспект логопедического занятия на тему: «Звуки Х – Х`. Буква Х»....
Конспект логопедического занятия на тему: «Звуки Х – Х`. Буква Х».
Конспект логопедического занятия на тему: «Звуки Х – Х`. Буква Х»....
Конспект группового логопедического занятия по теме "Звуки (с) - (ш)"
В создании организационного момента использовалось пальчиковая гимнастика. А также в ходе заняти применялась игра "Чудесный мешочек" , которая помогла детям закрепить названия цвета, формы и способств...
Конспект логопедического занятия на тему "Звуки Л-Л"
Конспект логопедического занятия в группе компенсирующей направленности на тему "Звуки Л-Л\'"...
открытое логопедическое занятие на тему:"Звук Ш. Лексическая тема: "Посуда" (ООД для детей с ОНР),
Целью данного занятия является уточнение правильного произношения звука Ш в слогах.словах.Решаются следующие задачи:Коррекционно-образовательная:упражнять детей в определении звука в слога...