Развитие диафрагмального дыхания у дошкольников с ТНР
материал по логопедии (старшая группа) по теме
"Дыхание - энергетическая основа жизни..."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dmitrieva_statya_razv_dyhaniya.docx | 27.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для родителей:
«Развитие диафрагмального дыхания у детей с ТНР»
Учитель-логопед: Дмитриева Е.С.
Цель: Дать информацию о значимости работы по развитию диафрагмального дыхания у детей с ТНР. Познакомить и наглядно продемонстрировать игры и игровые упражнения для развития плавного ротового выдоха.
Задачи:
- Развивать диафрагмальное дыхание;
- Улучшить функцию внешнего (носового) дыхания.
- Вырабатывать более глубокий вдох и более длительный выдох.
- Развивать фонационный (озвученный) выдох.
- Развивать речевое дыхание.
- Продемонстрировать практическое использование экспонатов группового мини-музея «Дыхание ветра».
- Дать знания о необходимости обучения детей диафрагмальному дыханию.
- Воспитывать мотивацию к занятиям с ребенком.
Подготовка к семинару практикуму: подбор литературы, заданий для практической работы.
Участники семинара: учитель-логопед, воспитатели, родители воспитанников группы.
План семинара-практикума:
I. Теоретическая часть.
1. Вступительная беседа о тяжелых нарушениях речи.
2. Основные направления и содержание работы по развитию правильного дыхания у детей с ТНР.
II. Практическая часть.
1. Усвоение правил и условий проведения упражнений на развитие дыхания.
2. Знакомство с пособиями мини-музея «Дыхание ветра» и наглядная демонстрация способов работы с пособиями на развитие дыхания.
3. Усвоение приемов работы с игровыми пособиями по развитию дыхания.
Оборудование:
Раздаточный материал: памятки, игровые пособия.
Демонстрационный материал: групповой мини-музей «Дыхание ветра», таблицы «Дышим правильно».
Ход семинара-практикума.
I. Теоретическая часть.
Вступительная беседа.
Как известно, необходимым условием для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности является воздушная струя.
Если ребёнок имеет ослабленный вдох и выдох, как правило, он говорит тихо и затрудняется в произнесении длинных фраз. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, заикающиеся вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием, появляются запинки. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.
Следует научить ребенка дышать предельно глубоко, чтобы легкие заполнялись воздухом до самых нижних, широких оснований:
- нужно как следует натренировать диафрагму, заставить ее активно участвовать в голосообразовании – создать так называемую «опору»;
- надо тесно смыкать голосовые связки во время фонации, сделать их максимально подвижными и выносливыми.
Дыхательная гимнастика представляет собой мощное средство не только для устранения дыхательных судорог, но и справедливо составляет исходную точку упражнений в методах большей части авторов, занимающихся проблемами речевого развития детей.
II. Практическая часть.
По результатам обследования на начало года был получен низкий результат по всем показателям речевого развития, в том числе и развитии дыхания. Перед нами встала проблема: развитие правильного (диафрагмального) дыхания у детей с ТНР. В нашей группе детей с ТНР (ОНР) для развития диафрагмально-реберного дыхания мы проводим комплексы физических упражнений. Различают статические и динамические упражнения. Статические упражнения проводят для тренировки удлинения выдоха в состоянии покоя (лежа, сидя, стоя): «Шарик», «Погреем ладошки», «Подуть, как ветерок», «Трубач». Динамические упражнения связаны с ходьбой, медленным бегом, движениями рук, ног и туловища: «Ныряльщики», «Паровоз», «Насос», «Лыжник», «Ежик», «Пильщики». Так же проводим комплекс парадоксальной гимнастики (по А.Н. Стрельниковой), которая способствует увеличению объема вдоха и диафрагмального выдоха.
Помимо обязательных комплексов дыхательных гимнастик, которые проводятся ежедневно в нашей группе, нам хотелось внести разнообразие в работу по постановке правильного дыхания у детей.
Много разнообразных пособий мы объединили в мини-музей «Дыхание ветра», атрибуты которого целиком и полностью направлены на развитие правильного дыхания у детей (см. II). Все игровые пособия в мини-музее по развитию дыхания у детей представляют собой три блока: в первом блоке – пособия на развитие длительности плавного вдоха и выдоха, во втором – на развитие резкого целенаправленного выдоха, в третьем – на развитие контроля силы воздушной струи. Распределение игровых пособий по блокам соответствует формированию у детей разного типа выдоха:
- «Формирование фиксированного (плавного) выдоха через нос или рот, чередование ротового и носового выдохов. Фиксированный выдох необходим для произнесения фрикативных (щелевых) согласных звуков (ф, в, с, з, ш, ж, щ, й, х)
- Формирование форсированного (толчкообразного) выдоха через нос или рот, чередование ротового и носового выдохов. Форсированный выдох необходим для произнесения взрывных (смычных) согласных звуков (п, б, т, д, к, г)
- Формирование умения сочетать фиксированный и форсированный выдохи. Это умение необходимо для произнесения аффрикат (ц, ч) и групп согласных звуков разного способа образования (тс, пл, вр, и т.д.)» (7; с.72)
Наш мини-музей «Дыхание ветра» занял призовое место в Городском конкурсе детских мини-музеев «Ступеньки познания» в номинации «Детский мини-музей группы» (см. III), методическая разработка мини-музея вошла в электронный сборник позитивного педагогического опыта городского конкурса детских мини-музеев «Ступеньки познания» 2012г.
Правильное дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Во время проведения игр и упражнений необходимо постоянно контролировать правильность дыхания и соблюдать некоторые условия.
Условия проведения:
- не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении;
- температура воздуха должна быть на уровне 18-20 градусов;
- одежда не должна стеснять движений;
- не заниматься сразу после приема пищи (не раньше, чем через 30 минут после еды), или на голодный желудок, при недомогании;
- не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.
- ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями
При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенные правила:
- следить за правильной осанкой детей и свободой мышц плечевого пояса, шеи, лица;
- вдох и выдох спокойный:
вдох – бесшумный, не поднимая плечи;
выдох – без лишних усилий, не надувая щек, во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы; во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
- дозировать количество и варьировать темп выполнения упражнений.
При появлении признаков недомогания (головокружение) прекратить упражнение и провести задержку дыхания – упражнение «Ныряем»: и.п. – стоя, резкий выдох ртом одновременно с быстрым приседанием на корточки; нос зажимается пальцами, задерживается дыхание насколько возможно.
При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями.
Представляем вашему вниманию игры и упражнения, которые помогут научить заикающегося ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха.
(Практическое выполнение упражнений родителями под контролем логопеда. Раздача памяток по развитию дыхания.)
Подробнее с проведением этих и других игровых упражнений на развитие дыхания можно познакомиться на сайте (см. II).
Интернет-ресурсы:
- Стрельникова А.Н. http://zdorovja.com.ua/content/view/295/1/1/14/)
- Ссылка на Городской конкурс детских мини-музеев «Ступеньки познания» в номинации «Детский мини-музей группы»: http://uddudzr.ru/node/243
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по звуковой культуре речи в подготовительной группе с использованием современных образовательных технологий (технология обучения диафрагмальному дыханию (хатха-йога), техн
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по звуковой культуре речи в подготовительной группе с испол...
Развитие диафрагмального дыхания.
Легкие и веселые упражнения развивают диафрагмальное дыхание детей...
Программа психологического сопровождения детей дошкольного возраста, имеющих эмоционально-волевые и личностные проблемы в развитии на основе психопрофилактической программы по обучению диафрагмальному дыханию "Волна"
В данной программе представлен тематический план и комплекс занятий по подготовке и обучению детей диафрагмальному дыханию на тренажере"Волна" с включением методов сказко-, игро-, песочной т...
Презентация по теме: "Развитие диафрагмального дыхания у детей дошкольного возраста".
Цель проекта: формирование правильного диафрагмального дыхания у детей 5 –7 лет с помощью упражнений.Цель дыхательных упражнений – увеличить объем дыхания, нормализовать ег...
"РАЗВИТИЕ ДИАФРАГМАЛЬНОГО ДЫХАНИЯ-ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ И ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ!"
РАЗВИТИЕ ДИАФРАГМАЛЬНОГО ДЫХАНИЯ-НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ И ЗДОРОВЬЯ ОРГАНИЗМА ВЦЕЛОМ....
Комплекс дыхательных упражнений для развития диафрагмального дыхания у детей с ТНР
В статье представлен мой личный опыт работы над развитием диафрагмального дыхания у детей с ОВЗ, в частности у детей с тяжёлыми нарушениями речи. Дыхательная гимнастика, в виде комплекса упражнений, я...
Мастер-класс для родителей "Игры с песком для развитие диафрагмального дыхания"
laquo;Самая лучшая игрушка для детей - кучка песка!» К. Д. Ушинский....