Консультация «Логоритмика ».
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Борщева Галина Васильевна

 

Сочетание движения, музыки и речи на логоритмических занятиях повышает эффективность логопедической работы в целом. Логопедическая ритмика, являясь составной частью коррекционной ритмики, воздействует на моторику и речь.

   Основная цель логоритмики – преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logoritmika.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад №44 «Сказка» комбинированного вида города Белово»

                 Консультация  

                «Логоритмика ».

                                                                                 Автор: Г.В.Борщева,

                                                                         учитель-логопед

2013   

В современной логопедии все более утверждается принцип ранней диагностики и устранения дефектов речи у детей, поскольку любое нарушение речи той или иной степени может отразиться на дальнейшем речевом и психическом развитии, на поведение и деятельность ребенка.

Особенно важное значение для развития речи имеет чистое произношение ребенком звуков в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной, и недостатки произношения могут привести к неуспеваемости в школе.

В настоящее время наиболее распространенным нарушением произносительной стороны речи является дизартрия.

Дети со стертой формой дизартрии не выделяются резко среди своих сверстников, даже не всегда сразу обращают на них внимание. Однако у них отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у них тихий, слабый, а иногда наоборот, резкий темп дыхания нарушен, темп речи может быть ускоренным или замедленным.

    Логопедическую ритмику – как одно из средств развития совершенствования моторики и речи для людей с речевыми нарушениями рекомендовали такие авторы, как Волкова Г.А. и т.д.

Сочетание движения, музыки и речи на логоритмических занятиях повышает эффективность логопедической работы в целом. Логопедическая ритмика, являясь составной частью коррекционной ритмики, воздействует на моторику и речь.

   Основная цель логоритмики – преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы.

К коррекционным задачам относятся: преодоление основного речевого нарушения, развития дыхания, голоса, артикуляции, а также развития и совершенствования основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти), во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мышечной и артикуляционной).

На логоритмических занятиях развитие психомоторики осуществляется на неосознанном, непроизвольном уровне.

Методику развития ритмических способностей впервые осознавал швейцарский педагог и музыкант Э. Жак-Делькроз (1913). Его ученики преподаватели ритмики (Н.Г. Александрова, В.А. Гринер, и др.) считали, что кем бы ни вырастал ребенок, он должен ритмически развиваться для того, чтобы получить ряд навыков и представлений, которые отразятся благоприятным образом на психофизическом аппарате, на его профессии.

Нарушение произносительной стороны речи и моторных функций у детей старшего дошкольного возраста проявляется в общей, мелкой, артикуляционной моторики, в звукопроизношении, слоговой структуре речи.

Г.А. Волкова считает, что «логопедическая ритмика может быть включена в любую реабилитационную методику воспитания, лечения и обучения людей с различными аномалиями развития, особенно в отношении лиц с речевой патологией».

Средствами логопедической ритмики являются: ходьба и маршировка в различных направлениях; упражнения на развитие дыхания, голоса, и артикуляции; упражнения, регулирующие мышечный тонус.

Основной принцип - тесная связь движения с музыкой; включение речевого материала.

Занятия логоритмикой укрепляют мышечный аппарат, развивают дыхание, моторные функции, воспитывают правильную осанку, грацию движений, силу, выносливость, координацию движений, силу и тембр голоса.

Ходьба включается в каждое занятие. Она является естественным видом движения и вместе с тем достаточно сложным по координации. У детей с расстройства речи, особенно младшего возраста‚ часто отмечается нарушение координации движений во время ходьбы. Они широко расставляют ноги, шаркают, и наблюдается неустойчивость в ходьбе, замедленность движений. Педагог с первых же занятий начинает формировать у детей устойчивость, умение ставить ноги ближе к средней линии, приподнимать их при ходьбе. Для этого используются упражнения в перешагивании через предметы: палки, канат, кубики, положенные на пол, и т. п.

Упражнения на развитие дыхания способствуют выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности, их можно сочетать с движениями рук (вверх - вниз, вверх - в стороны, вверх - на пояс, вверх - на голову и т.д.), туловища (повороты вправо - влево, наклоны вперед, круговые вращения), головы (наклоны к плечу, на грудь, круговые поворот).

В упражнения на развитие дыхания также включается речевой материал, произносимый на выдохе. Например, - вверх — вдох, опускаясь на полную ступню и ставя руки на пояс, длительно тянуть глухой звук с, затем гласные звуки изолированно и в различных сочетаниях с согласными звуками. Далее на выдохе произносятся слова: с открытыми слогами, закрытыми, двух- и трехсложные; фразы, состоящие из трех - пяти слов. Удлинение фразы требует более длительного выдоха.

С произношения на выдох и согласных звуков начинается работа над голосом. Необходимо воспитывать силу, высоту, длительность звучания и выразительность голоса, которая определяется его тембром. Упражнения в развитии голоса проводятся с музыкальным сопровожден и без него. Гласные пропеваются с изменениями в высоте голоса. Для воспитания выразительности голоса полезно проводить чтение стихотворений с вопросительной, восклицательной, побудительной и другой интонацией.

Воспитанию четкой дикции способствуют дыхательные, голосовые и артикуляторные упражнения. Вначале под музыку или счет педагога гласные обозначаются немой артикуляцией, затем произносятся на шепоте и громко, изолированно и в ряду из 2 - 3 - 4 гласных всего ряда. Далее на выдохе произносятся слоги, слова на шепоте со звуками п, т, к, ф, с, ш (па-по-пу-пы, паф-поф-пуф-пыф и т. д.) и громко, четверостишия, пословицы, поговорки со сменой ударения и темпа речи.

К середине коррекционного курса дыхательные, голосовые и артикуляторные упражнения включаются в подвижные игры, игры - драматизации, в ходьбу с замедлением, в упражнения с хлопками, счетом, пением.

В занятия по воспитанию дыхания, голоса и артикуляции включается пение и произношение междометий, которые экспрессивно окрашены, выражают эмоции, волевые побуждения человека: радость, боль, гнев, страх: «А! О! Ах! Ох! Ой! Ай-ай-ай!» и т. д. Затем междометия включаются в стихи, которые подбираются таким образом, чтобы окраска звука в них была разной. Полезны распевания на материале артикуляторной гимнастики с одновременным развитием мелкой моторики.

Упражнения, регулирующие мышечный тонус позволяют детям управлять своим движением. Дети должны усвоить понятия: «сильно», «слабо» как понятия относительно большей или меньшей силы мускульного напряжения. Дошкольники знакомятся с громким и тихим звучанием музыкального инструмента сначала в положении стоя или сидя около него и выполняя, например, мягкие движения флажками внизу - на тихое звучание и более сильные взмахи ими над головой - на громкое звучание; кроме флажков, можно использовать барабан, бубен, обруч, ленту. Затем упражнения усложняются. Дети выполняют задания с предметами в процессе ходьбы, бега, поскоков. Так, на сильное звучание дети идут по кругу, размахивая флажками, на тихое - останавливаются, прячут их за спину.

Различие звучания можно обозначить и характером шага: на громкое звучание дети идут на всей ступне, на тихое - на носках. Наконец, предлагается одно звучание для ног, другое для рук, связанное со сменой силы звучания. Упражнения с разными построениями приучают детей работать в коллективе.

В работе по воспитанию умения регулировать мышечный тонус можно выделить общеразвивающие и коррекционные упражнения.

Общеразвивающие упражнения многообразны. Помимо всестороннего воздействия на организм, с помощью этих упражнений можно избирательно воздействовать на развитие мышц спины, живота, плечевого пояса, ног и др. По характеру выполнения они делятся на упражнения с предметами (флажки, мячи, ленты и пр.) и без предметов. В упражнениях с предметами развиваются сила движений, ловкость, четкость, быстрота реакции, глазомер. Особое внимание следует уделить упражнениям с мячами. Используются мячи всех размеров: большие (при отталкивании подвешенного мяча), средние (при перекатывании и ловле), маленькие (при выполнении бросков, передаче по ряду и переносе). В этих движениях чередуется напряжение и расслабление, снимается излишнее напряжение с мышц, когда упражнение уже освоено на уровне двигательного навыка.

Коррекционные упражнения применяются для укрепления мышц стоп и туловища, для развития функции равновесия, формирования правильной осанки. Упражнения в положении лежа на животе по подтягиванию на руках по гимнастической скамейке и наклонной доске, в лазанье по гимнастической стенке, в перелезании через скамейки укрепляют мышцы спины и плечевого пояса, влияют на формирование правильной осанки.

Чувство равновесия развивается в процессе ходьбы, бега, прыжков, метания и других упражнений. Для развития равновесия полезно включать в занятия упражнения на уменьшенной площади опоры (дорожка из канатов, доска), с изменением ее высоты (наклонная доска, скамейка), подвижности опоры (мостик-качалка), расположения в пространстве (горизонтально, наклонно). Эти упражнения выполняются под спокойную музыку, с выраженными акцентами, указывающими начало и окончание движения. В качестве специальных средств тренировки функции равновесия используются: кружение на месте переступанием с последующим приседанием по звуковому сигналу, а также остановки во время ходьбы и бега по звуковому сигналу, подпрыгивания на месте с поворотами, перешагивание через предметы (кубики, палки, рейки, канат).

Упражнения, активизирующие внимание. 3анимающиеся учатся сосредоточиваться и проявлять волевые усилия. Организуя двигательную сферу, мы тем самым формируем определенные состояния, которые заключаются в установке, т. е. готовности действовать определенным образом в определенном направлении. Воспитание такой готовности способствует и воспитанию внимания: его устойчивости, наблюдательности, переключению, распределению, умению воспроизводить заданный ряд последовательных действий, способности переключаться с одного движения на другое, удерживать в памяти последовательный ряд движений.

Воспитанию внимания способствуют также сигналы: слово, музыка, жест. Особенно широко используется музыка. Смена музыкальных отрезков, темпов, ритмов, контрастность регистров, характер и сила звука, форма музыкального произведения позволяют регулировать смену движений, составляющих упражнение и привлекать внимание занимающихся к меняющейся музыке, а значит - и движению.

На логоритмическом занятии проводится обычно одно упражнение на активизацию внимания. Поэтому педагог должен выбрать такое подвижное задание, которое было бы связано с бегом или маршировкой, или задание статического характера. Этот выбор зависит от психомоторного напряжения предыдущего и последующего упражнений по схеме занятия.

Речевые упражнения без музыкального сопровождения можно использовать при проведении утренней зарядки или физкультминутки во время логопедических занятий, с проговариванием стихотворных строк, как с движениями, так и без них. Однако следует помнить, что движения не должны быть механическими. Для проведения занятий необходимо специально подбирать материал, руководствуясь разной коррекционной направленностью логоритмических занятий:

- речевой материал для нормализации темпа и ритма заикающихся; для развития словаря (глагольного, именного) у детей с общим недоразвитием речи; для автоматизации звукопроизношения у детей с дизартрией и т. д.;

- стихотворения подбираются так, чтобы можно было соотнести движения рук, ног, туловища с ритмом речи;

- длина стихотворной строки должна быть средней, иначе будет трудно подобрать соответствующее движение;

- преобладание в стихотворении глагольной лексики, чтобы легче было сопровождать текст движениями;

- в стихотворении должна присутствовать сюжетная линия или действующее лицо, чтобы исключить механические движения;

- стихотворения подбираются с учетом возраста, речевых и двигательных возможностей.        

Не все речевые упражнения можно выполнять с одновременным выполнением действия и проговариванием стиха. Это может вызвать

расстройство дыхания. Поэтому лучше разделить занимающихся на две группы одна выполняет движения, другая произносит текст.

Литература

  1. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. – М.: ТИ Сфера, 2005г.
  2. Хрестоматия по логопедии. Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений. Т.I (Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова). – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1997г.
  3. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи. – М.: Издательство центр «Академия», 2005.  
  4. Ялябьева Е.А. Логопедические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация Логоритмика дома

"Логоритмика дома" консультация для родителей...

Консультация "Логоритмика для родителей"

Логоритмика – это комплексные занятия по развитию речи детей, опирающиеся на связь музыки, слова и движения.Все окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный р...

Консультация «Логоритмика - современная образовательная технология»

Задача взрослых - помочь детям овладеть речью. Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой  речепроизношения; правильность речи, ее выразительность, четкая ди...

Консультация «Логоритмика в системе здоровьесберегающих технологий»

Консультация "Логоритмика в системе здоровьесберегающих технологий" знакомит с определением логоритмики, историей ее возникновения, целями, задачами и коррекционными возможностями. В консуль...

Практическая консультация "Логоритмика на музыкальном занятии"

Логоритмические игры и упражнения на музыкальных занятиях для всех возрастов....

Консультация «Логоритмика, как средство развития речи у детей»

laquo;Логоритмика, как средство развития речи у детей»  В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. По статисти...