Консультация «Логоритмика в системе здоровьесберегающих технологий»
консультация по коррекционной педагогике

Морозова Елена Александровна

Консультация "Логоритмика в системе здоровьесберегающих технологий" знакомит с определением логоритмики, историей ее возникновения, целями, задачами и коррекционными возможностями. В консультации есть полезные ссылки на источники литературы по теории и практике логоритмики и интернет - ресурсы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГКУЗ НО «Выксунский специализированный дом ребенка»

Консультация

«Логоритмика в системе здоровьесберегающих технологий»

                     https://file2.rrxh5.cc/g2/c1/2018/10/30/1540886320693.png

Ознакомились:  

Воспитатель

Дата

Подпись

                                                              Подготовила:

                                                              учитель - дефектолог
                                                             ГКУЗ НО «Выксунский
                                                             специализированный дом ребенка»
                                                             Е.А.Морозова

  1. Что такое логоритмика?

      Логоритмика – здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья, позволяющая преодолевать речевые нарушения путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними. Логоритмика направлена на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь – движение», расширение у детей активного и пассивного словаря. Кроме этого, логоритмика способствует совершенствованию психофизических функций, развитию эмоциональности, навыков общения.

  1. Из истории возникновения логоритмики…

      На протяжении полувекового периода второй половины XX в. логоритмика вызывала практический интерес у многих исследователей (Н.А. Рычкова, Е.В. Кузнецова, Н.А. Лукина, Р.Л. Бабушкина, О.М. Кислякова, Г.Р. Шашкина, М.Ю. Картушина, И.Л. Лебедева, И.В. Таран и др.).

      До 70 — 80-х годов логопедическая ритмика привлекает внимание исследователей лишь в отношении заикающихся.

Однако в 1976 г. Г. А. Волковой был представлен разнообразный логоритмический материал, который можно использовать в различных реабилитационных методиках, и в 1985 г. в книге «Логопедическая ритмика» ею была предложена методика занятий при разных формах нарушений речи. Среди выделенных Г.А. Волковой средств данной технологии много упражнений, известных и доступных не только учителям -логопедам и дефектологам, но и специалистам смежных специальностей (воспитателям, учителям начальных классов). К ним относятся упражнения на развитие дыхания, голоса, артикуляции; регулирующие мышечный тонус; ритмические; активизирующие внимание; речедвигательные и др. Такие упражнения помогут не только исправить недостатки звукопроизношения и нормализовать речевое дыхание, ритм, темп и слитность речи, голос, интонацию, но и обогатить словарный запас, расширить кругозор, развить межанализаторные связи. Основной принцип построения перечисленных видов работы — тесная связь движения с музыкой при обязательном включении речевого материала. Слово вводится в самых разнообразных формах. Это могут быть тексты песен, хороводов, драматизаций с пением, инсценировок на заданную тему, команды водящего в подвижных играх, чистоговорки, речевые игры и т.п.

 Таким образом, логопедическая ритмика находит более широкое применение в различных реабилитационных методиках как самостоятельное средство коррекционного воздействия. 

  1. В каком возрасте можно начинать занятия логоритмикой?

      Чем раньше, тем лучше. Логоритмика адаптируется под возраст ребенка.

В раннем возрасте очень трудно осуществлять логопедическое воздействие - ребенок быстро утомляем, не может выполнять артикуляционную гимнастику и т.д. Поэтому, есть смысл пробовать заниматься логоритмикой, которая может помочь в плане закрепления звуков, отработки плавности речи, улучшения двигательной координации, обучения коммуникативным навыкам.

Если малыш еще слишком маленький, чтобы понимать указания педагога, выполнять движения и пропевать текст ему помогают взрослые. Так, по сути всем известные «Ладушки», «Сорока-сорока» - это классические простейшие логоритмические упражнения.

  1. Цель и задачи логоритмики

      Цель логоритмики: профилактика и преодоление речевых расстройств у детей, начиная с раннего возраста, путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Достижение разнообразных целей логоритмических занятий - расширение активного и пассивного словаря детей, отработка грамматических тем, автоматизация звуков, развитие фонематического восприятия, происходит за счет подкрепления речевого  материала  ритмическими движениями или музыкально -двигательными упражнениями. Происходит это за счет решения следующих задач:

  • Коррекционные задачи: профилактика речевых нарушений, развитие дыхания, голоса, артикуляции, а также развитие и совершенствование основных психомоторных качеств во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной).
  • Образовательные задачи: формирование двигательных навыков и умений, знакомство с разнообразием движений, с пространственной организацией тела.
  • Воспитательные задачи: воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма движений, воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически относится к своим движениям и речи.

5. Содержание логоритмических занятий

      В содержание логоритмических занятий Г. А. Волкова рекомендует включать следующие виды работы:

  • обшеразвивающие упражнения (ритмическая разминка);
  • упражнения на координацию движений с речью и музыкой;
  • развитие чувства ритма;
  • развитие различных сторон внимания и памяти;
  • пальчиковая гимнастика;
  • артикуляционная гимнастика;
  • дыхательные и голосовые упражнения;
  • слушание и пение;
  • упражнения на регуляцию мышечного тонуса;
  •  релаксация.

6. О методике Железновых…

      Популярной музыкальной методикой для детей дошкольного возраста в России являются разработки Сергея и Екатерины Железновых. Оба методиста имеют музыкальное и педагогическое образование. Обширный опыт преподавания позволил Сергею и Екатерине создать комплексные программы, которые отличаются доступной игровой формой и системностью. Жестовые, пальчиковые и подвижные игры, сказки-инсценировки, входящие в программы методики, смело можно использовать как эффективный логоритмический материал для занятий с детьми от 6 месяцев до 7 лет. Обучение детей происходит через игровую двигательную активность: в движении усваивается большее количество информации. Это обусловлено взаимодействием левого и правого полушарий при мозговой активности и, следовательно, более быстрой передаче нервных импульсов, формирующих любую психическую и физическую активность. В итоге получается веселая и развивающая игра с ребенком, которая позволяет решать такие задачи, как:

  • развитие музыкального слуха и ритмики;
  • становление речи в результате многократного повторения слов – звукоподражаний;
  • развитие моторики в результате взаимодействия с различными предметами – как музыкальными, так и обычными; очень хорошо воспринимаются детками деревянные ложки и звонкие бубенчики;
  • тесный эмоциональный контакт в результате веселого совместного времяпровождения;
  • слуховые и тактильные ощущения и восприятие информации посредством музыки;
  • укрепление общего состояния здоровья в результате активной физической активности;
  • музыка расслабляет – она показана при различных детских неврологических нарушениях, а также является мощной профилактикой неврозов у малышей;
  • развитие способности общаться в коллективе и взаимодействовать с другими детьми.

  1. Полезные источники литературы по теории и практике логоритмики.

1). Аксанова Т.Ю. Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР. – СПб, 2009.

2). Анищенкова Е.С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников.- М., 2010.

3). Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика. Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. – СПб, 2005.

4). Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет. – М, 2008.

5). Кныш В.А., Комар И.И., Лобан Е.Б., Дудак Е.В. Логоритмические минутки: тематические занятия для дошкольников.- Минск, 2009.

6). Макарова Н.Ш. Коррекция речевых и неречевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмики. – СПб, 2009.

7). Сакулина Т.И. Практический материал для логоритмических занятий.

8). Таран В.Т. Логоритмические занятия в системе работы логопеда ДОУ. – СПб, 2011.

9). Филатова Ю.О., Гончарова Н.Н., Прокопенко Е.В. Логоритмика. Психология развития моторного и речевого ритмов у детей с нарушением речи. – М., 2017.

10). Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи. – М., 2005.

  1. Полезные интернет – ресурсы

1). https://www.youtube.com/watch?v=rB6esBMMkQ0 

(Методика Железновых. Музыка с мамой | Методики раннего развития)

2). https://www.youtube.com/watch?v=U5fc2s9FAwE 

(Музыка с мамой. Песенки-инсценировки. Железнова Е.С.)

3). https://www.youtube.com/watch?v=cksnc9nCfMA 

(Музыка с мамой. Первая песенка)

4). https://детские-песни-онлайн.рф/pesni/ispolniteli/ekaterina_zheleznova 

(Полная подборка песенок и занятий с постановками и играми для Вас и ваших крошек).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Логоритмика: Ее роль в системе здоровьесберегающих технологий в ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста"

Роль логоритмики в системе здоровьесберегающих тенологий. Опыт работы в данном напралении, используемая литература....

Логоритмика как элемент здоровьесберегающих технологий в деятельности воспитателя.

Логоритмика как элемент здоровьесберегающих технологий в деятельности воспитателя....

Рекомендую статью "ЛОГОРИТМИКА В СИСТЕМЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ"

https://www.defectologiya.pro/Очень интересная статья!Демакова И.Г. Учитель – логопед высшей квалификационной категории...

Консультация для педагогов: "Работа по развитию мелкой моторики в системе здоровьесберегающих технологий"

Консультация для педагогов: "Работа по развитию  мелкой моторики в системе здоровьесберегающих технологий"...

Консультация «Подвижные игры в системе здоровьесберегающих технологий. Мордовские народные игры».

laquo;Подвижные игры в системе здоровьесберегающих технологий.Мордовские народные игры»....