Консультация «Логоритмика - современная образовательная технология»
консультация по развитию речи на тему
Задача взрослых - помочь детям овладеть речью. Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения; правильность речи, ее выразительность, четкая дикция, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности (мимика, жесты), элементами культурного общения (общая тональность детской речи, поза двигательные навыки в процессе разговора), речевым слуховым.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logoritmika_-_sovremennaya_obrazovatelnaya_tekhnologia.docx | 28.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация «Логоритмика - современная образовательная технология»
Задача взрослых - помочь детям овладеть речью. Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения; правильность речи, ее выразительность, четкая дикция, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности (мимика, жесты), элементами культурного общения (общая тональность детской речи, поза двигательные навыки в процессе разговора), речевым слуховым. Речевое развитие тесно связано с двигательной активностью ребенка. А так как ведущим видом деятельности детей является игра, игровая технология - логоритмика , благодаря своей высокой эмоциональной насыщенности, является очень эффективной в развитии речи. А включение элементов логоритмики в процесс овладения звуковой стороной речи способствует непосредственному развитию речи детей и согласованности движений с речью. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка и т.д.
Что же такое логоритмика? Это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение речевых, образовательных и оздоровительных задач. Под влиянием занятий логоритмикой у детей происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса. Профессор В.А. Гиляровский считал, что логоритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, на настроение, она способствует тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы. Основа логоритмики – игра (пальчиковая, артикуляционная, музыкально-ритмическая, коммуникативная). Сочетание трех компонентов логоритмики позволяет развить у детей: слуховое внимание, фонематический слух; правильное дыхание и звукопроизношение; тембровый, ритмический, мелодический, динамический слух; мелкую моторику; координацию и умение ориентироваться в пространстве ;умение красиво, выразительно, ритмично двигаться под музыку; коммуникативность и эмоциональность. В процессе логоритмических игр, упражнений происходит активизация одновременно всех видов памяти: слуховой, зрительной, двигательной. Немаловажно, что логоритмические упражнения включают элементы, имеющие оздоровительную направленность .
Что включает в себя логоритмика?
- ходьбу в разных направлениях;
- упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
- упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание;
- речевые упражнения без музыкального сопровождения;
- упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
- ритмические упражнения;
- пение;
- упражнения на развитие мелкой моторики.
Включать логоритмические упражнения можно практически в любой вид детской деятельности, важно связать это с изучаемой лексической темой и учесть возраст детей.
Пример:1Утренний сбор, тема : «Овощи»
Как-то вечером на грядке Дети идут по кругу, взявшись за руки, в
Репа, свекла, редька, лук центре на корточках сидит водящий с
Поиграть решили в прятки, завязанными глазами.
Но сначала встали в круг.
Рассчитались четко тут же: Останавливаются, крутят водящего.
Раз, два, три, четыре, пять.
Прячься лучше, прячься глубже, Разбегаются, приседают, водящий их
Ну а ты иди искать. ищет.
Тема: «Домашние животные».
Упражнение «Лошадка»:
Цок, цок, цок, цок!
Я – лошадка – серый бок!
(поочередное топанье ногами)
Я копытцем постучу,
(ходьба на месте)
Если хочешь – прокачу!
(легкий бег на месте)
Посмотри, как я красива,
(наклоны туловища вправо – влево)
Хороши и хвост, и грива.
(повороты туловища)
Цок, цок, цок, цок!
Я – лошадка – серый бок!
(кружатся на месте)
Утренняя гимнастика с речевыми и двигательными подражаниями. «Котята», «Медвежата», «Хомка-хомка,хомячок».
2. Проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время режимных процессов - умывания, одевания на прогулку, подготовки к занятиям. Пример: во время умывания «Умывалочка»
Знаем, знаем да, да, да
Где тут прячется вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Моем руки дружно,
.
Нам обедать нужно.***Кран, откройся! Нос, умойся! Мойтесь сразу, Оба глаза! Мойтесь, уши, Мойся, шейка! Шейка, мойся Хорошенько! Мойся, мойся, Обливайся! Грязь, С помощью чистоговорок автоматизируются звуки ,отрабатывается чёткое ритмичное произношение фонем и слогов.
Са-са-са - в лесу бегает лиса.
Со-со-со - у Сони колесо.
Су-су-су - ягоды в лесу смывайся! Грязь, смывайся!!!
3. Динамические паузы между НОД.
4. Логоритмические физкультминутки во время проведения образовательного процесса.
Пример: ФЭМП
Раз - поднялся, потянулся,
Два - согнулся, разогнулся,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать
Шесть - на стульчик сесть опять,
(дети выполняют соответствующие движения).
5.Гимнастика после сна со звукоподражанием.
“Котята просыпаются”, «Покажите мне ребята, как в лесу живут зверята».
6. Подвижные игры с речитативом и движениями. «Эй ребята не зевайте»,» «Медведь и пчёлы», «Кот и мыши», « У Маланьи, у старушки».
У Маланьи, у старушки - показываем движениями завязывание платка
Жили в маленькой избушке - руками показываем крышу
Семь сыновей - показываем семь пальцев
Все без бровей - закрываем руками брови
с такими ушами - показываем уши как у слона, описывая круг в воздухе
с такими носами - приставляем к носу кулачки
с такими усами - рисуем в воздухе длинные усы
С такой головой - сцепляем руки над головой
С такой бородой - рисуем в воздухе бороду от подбородка до пола
Ничего не ели - жест отрицания
Целый день сидели - руки складываем как ученики за партой
На Маланью глядели - складываем бинокль
Делали вот так - разводим руки
Стихотворения (речевые упражнения) необходимо подбирать так, чтобы дети могли соотнести движения рук, ног, туловища с ритмом речи. Здесь важна правильная последовательность: сначала дети выполняют действие «по показу», затем самостоятельно, в нужном ритме, одновременно проговаривая или пропевая в том же ритме слова.
Музыка и музыкальные инструменты – неотъемлемый атрибут в логоритмике. Как правило, дети любят, когда шумно и весело. Движения в сочетании со словом и музыкой представляют собой целостный воспитательно-развивающий процесс: на детей благотворно влияют темп, ритм, динамика музыки и слова. Многие из таких игр нам известны, например : знакомые игры в младшем возрасте «Заинька попляши. серенький попляши», «Где же наши ручки», « Мы ногами топ-топ»; в среднем и старшем возрасте «Мы в автобусе сидим…», « Мы руки поднимаем».
(«Сказка о весёлом языке» , «Баба яга»)
1.Е.А. Алябьева «Логопедические упражнения без музыкального сопровождения».
2.М.М. Савицкая « Логоритмика для малышей 4 - 5 лет»». Санкт - Петербург. Издательство « Каро»
3. М.Ю. Картушина . «Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет.»
4. «Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях
практическое пособие для педагогов и родителей»
Автор: Новиковская Ольга Андреевна
Книга поможет в проведении занятий с детьми воспитателям, музыкальным работникам детских садов, логопедам, а также родителям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...
Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Сравнение бурого и белого медведей". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексические темы:...
Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Игра - путешествие "Едем в деревню". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексичес...
Деловая игра: «Использование современных образовательных технологий (технология исследовательской деятельности, технология обучение в сотрудничестве (групповая, командная) в условиях введения ФГОС в образовательном процессе»
Разрабока направлена на повышение профессиональной компетентности педагогов по освоению и использованию современных образовательных технологий - исследовательской деятель...
Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего возраста с использованием современных образовательных технологий. (игровые технологии, здоровьесберегающая технология). «Это чудо - транспорт»
Цель занятия: Расширить представления о транспорте. Задачи: 1.Образовательные : Расширять знания детей о транспорте: название транспортного средства, назначение. Закреплять умения ...
Выступление на семинаре «Использование современных образовательных технологий в ДОУ» на тему: «ИКТ как современная педагогическая технология».
Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распростр...