Картотека игр направленных на развитие просодических компонентов речи
методическая разработка по логопедии по теме
Эта картотека игр для занятий с детьми дошкольного возраста по развитию силы, высоты голоса, темпа и интонационной выразительности речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_prosodika.docx | 95.94 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Работа по формированию мелкой моторики. 1.1 Пальчиковые игры с речевым сопровождением. Цель: формировать тонкие движения пальцев рук. Например, упражнения "Пальчик-мальчик", "Про сороку", "Белка", "Этот пальчик". При проведении этих игр необходимо учитывать речевые возможности детей. В связи с этим при первом знакомстве с игрой необходимо читать текст стихотворения полностью и выполнять соответствующие движения пальцами. Непривычные детям слова и выражения подробно объясняются. | 1. Работа по формированию мелкой моторики. 1.2. Пальчиковые игры без речевого сопровождения. Цель: формировать тонкие движения пальцев рук. Например, следующие упражнения: "Здороваются" сначала большой палец с большим, потом указательный с указательным и т.д. Пальцы обеих рук поднять к себе тыльной стороной, производя движения вверх-вниз – "Птичка летит". Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу – "Лодочка". |
2.1 Работа над ритмом Цель: развивать чувство и восприятие ритма. Отхлопывание (отстукивание) ритма начинается с гласного [А], а затем подключаеются другие звуки. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением повторений на один выдох. Затем можно отхлопывать различные сочетания звуков. _ . Условные обозначения: А – долго, А – коротко Короткий звук – отхлопываем, длинный – показываем плавным движением руки от груди в сторону. | 2.1 Работа над ритмом А О А А О О А А А О О О |
2.1 Работа над ритмом У Э У У Э Э У У У Э Э Э | 2.1 Работа над ритмом И Ы И И Ы Ы И И И Ы Ы Ы |
2.1 Работа над ритмом У А У А А У У У А А | 2.1 Работа над ритмом О О У О У Э О О У Э |
2.2 Работа над ритмом Цель: развивать чувство и восприятие ритма. Проводится в двух направлениях: восприятие и воспроизведение различных ритмических структур. Детям предлагается прослушать серию ударов, сначала простую, затем акцентированную. После предъявления ритмических структур определяется, какое количество и какие удары были услышаны. Для этого детям предлагается показать карточки с записанными на них соответствующими ритмическими рисунками: та-та та-та-та I - I I - I – I. | 2.3 Работа над ритмом Цель: развивать чувство и восприятие ритма. Услышанные удары отстукиваются детьми по подражанию (без опоры на зрительное восприятие), записываются условными знаками, самостоятельно воспроизводятся по предъявленной карточке. |
2.4 Работа над ритмом Цель: научить соотносить движения с музыкой и со словами. «Согреемся»: Поиграем мы немножко- Мы похлопаем в ладоши: Хлоп-хлоп-хлоп. Ножки тоже мы погреем – Мы потопаем скорее: Топ-топ-топ. | 2.5 Работа над ритмом Цель: научить соотносить движения со словами. Можно использовать как физпаузы в середине занятия. Например, « Зарядка»: А - руки в стороны вверх. О - руки соединить. И - руки развести в стороны. У - руки вперед, назад, вместе. |
2.6 Работа над ритмом Цель: развивать чувство ритма. Медленные стихи. Например: (Большим и указательным пальцем медленно, в ритм текста стучать по столу). Си-дят в те-ни маль-чиш-ка с книж-кой, Чи-та-ет сказ-ку по скла-дам. Зве-нят стре-ко-зы над маль-чиш-кой, Ко-зел ша-га-ет по цве-там. | 2.7 Работа над ритмом Цель: развивать чувство ритма. Медленные стихи. Занудливый дождь. (Медленно постукивать пальцами по столу, изображая капли). Стеной стеклянной идет Противный дождь, занудливый. И льет, и льет, и льет, и льет Противный дождь, занудливый.
|
2.8 Работа над ритмом ( Подбор рифмы) Цель: Научить детей подбирать рифму к слову. -Читается стихотворение, не договаривая последнее слово, дети должны подобрать рифмующееся слово из ряда близких по смыслу: Воробей, чего ты ждешь? Хлебных крошек не ... (Ешь? Кушаешь? Млеешь?) Я залез на коня И держусь руками, Посмотрите на меня. Я поехал к... (Дедушке? Маме? Леше?) В пыли валялась палка. Ее мне стало жалко, Взял я палку, и она Превратилась в ... (Лошадку? Скакуна? Коня?) | 2.9 Работа над ритмом ( Подбор рифмы) Цель: Научить детей подбирать рифму к слову. -Читается стихотворение, дети договаривают целое словосочетание, выбирая его из ряда сходные по смыслу: Наша старшая сестра Вяжет ... (До позднего вечера? С самого утра? Целыми днями?) Я сегодня утром рано Умывался ... (Холодной водой? И чистил зубы? Из-под крана?) У меня в кармашке Маки ... (И незабудки? Да ромашки? И колокольчики?) |
2.10 Работа над ритмом ( Подбор рифмы) Цель: Научить детей подбирать рифму к слову. -Логопед дает опорные слова, дети пробуют сами придумать стихотворение: Шина, машина, прокололась, ехала . (Ехала машина. Прокололась шина). Ножки, сапожки, надевай, на, теплые. (Надевай на ножки. Теплые сапожки). Паровоз, вагончики, загудел, повез, и. (Загудел паровоз. И вагончики повез). | 2.11 Работа над ритмом Работа над паузой, насыщенной речевым содержанием. Цель: развивать чувство ритма. 1 -Дети маршируют и произносят текст, затем продолжают маршировать, произнося текст про себя. 2 -Дети поют песню, по музыкальному сигналу останавливаются и про себя пропевают окончание куплета, слушая продолжающуюся музыку. 3 -Дети считают и топают: раз-два-три-четыре-пять, затем прекращают считать вслух и топать, продолжая счет до десяти про себя в том же темпе. |
2.12 Работа над ритмом Цель: развитие темпа и ритма звукоподражания. Например: «Мышки» - (пи – пи, пи – пи – пи) «Петухи» - (ко – ко, ко – ко – ко) «Дождик» - (кап – кап, кап – кап – кап) и т.п. | 3.1 Работа над развитием мимики. Цель: научить выражать эмоции при помощи мимики. Упражнения перед зеркалом. "Удивилки" - поднять брови. "Поразилки" - поднять брови, открыть рот. "Улыбалки" - улыбнуться, показав зубки, и с закрытым ртом. Примечание: если ребенок не может выполнить эти упражнения, прибегаем к методу "пассивных действий": чисто вымытыми руками поможем ему поднять бровки, открыть ротик и т.д., потом он сам руками поможет себе. "Хмурилки" - нахмурить брови. "Сердилки" - нахмурить брови, надуть щеки. "Огорчалки" - нахмурить брови, опустить кончики рта вниз. |
3.2 Работа над развитием мимики. Цель: научить выражать эмоции при помощи мимики. Мимика - прежде всего отражение эмоций. То же можно сказать и о жестикуляции. Прочитаем детям хороший литературный текст с выраженной эмоциональной динамикой происходящего. Очень удобны для этого произведения К.И.Чуковского. Дети должны выразительно улыбаться или даже хохотать над "Путаницей", когда "утки замяукали", а "кошечки заxрюкали". Они должны по крайней мере нахмуриться (а кто-то и заплачет), когда паук "муху-цокотуху в | 4.1 Развитие речевого дыхания Цель: Развитие длительного речевого выдоха. Например: «Погасим свечку» - выдох на пламя свечи «Осенние листочки» «Снежинки» «Дуем на ботву моркови» «Горячий чай» «Дуем на кораблик, плывущий по воде» «Мыльные пузыри» «Вертушки» «Надуем шарик» и т.д. |
4.2 Развитие речевого дыхания Цель: Развитие диафрагмального дыхания. Обучение правильному вдоху – не поднимая плечи: Например: «Мамины духи» «Узнай фрукт по запаху» «Как пахнет ёлочка» и т.д. | 4.3 Развитие речевого дыхания Цель: Развитие диафрагмального дыхания. «Крылышки» Руки вдоль туловища. Логопед отводит руки ребёнка назад за голову – вдох. Возвращает в исходное положение – выдох. Крыльями руки на вздохе взлетают - (вдох) Плавно на выдохе вниз опадают. (выдох) |
5.1 Работа по развитию силы голоса Цель: научить детей повышать и понижать силу голоса - "Укачаем куклу в коляске" – с каждым разом поём тише: А А А А А -« Ослик" – Повышение голоса при произнесении сочетаний из двух звуков (вдох носом) ИА ИА ИА -«Пчела» -делаем вдох, поднимая руки в стороны, медленно опуская произносим Ж-Ж-Ж -"Песенка лягушонка" – Поём песенку лягушонка различной протяжённости КВА, КВА-А-А, КВА, КВА-А-А-А-А -«Солнышко» -делаем вдох, поднимая руки в вверх выдыхаем и произносим: О-О-О-О – солнце высоко! - «Прятки с Мишкой» - Повышение голоса при произнесении сочетаний из двух звуков (вдох носом). АУ АУ - «Горка». Силу голоса соизмеряем с направлением движения руки: вверх (на горку) – сила голоса увеличивается, вниз (под горку) – сила голоса уменьшается. - Упражнения с опорой на наглядный материал (тише, громче, ровным голосом). | 5.2 Работа по развитию силы голоса Цель: научить детей повышать и понижать силу голоса -«Лесные тропинки» - Кто там далеко идёт? – топ – топ – топ (тихим голосом) Кто - то близко здесь идёт? – топ – топ – топ (громким голосом). -«Паровоз» - паровоз гудит тихо, он уехал далеко; паровоз гудит громко, он подъехал близко. -«Зайчики» - зайцы далеко играют на барабане – бам, бум, бом (тихим голосом); Зайцы близко стоят и играют громко – бам, бум, бом. |
5.2 Работа по развитию высоты голоса Цель: Развитие звукоподражания голосом разной высоты Например: «Кошка и котёнок» «Собака и щенок» «Овца и ягнёнок» «Свинья и поросёнок» и т.п. | 5.3 Работа по развитию высоты голоса Цель: Развития умения соотносить движения и высоту голоса «Дирижёр» Предлагается пропевать гласные звуки, обозначая высоту голоса движением руки: рука вверх поднята – поём высоким голосом, рука опущена вниз – поём низким голосом. Сначала взрослый проводит данную игру, а затем и детям предлагается побыть в роли дирижёра. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией"
Проблема преодоления нарушений просодической стороны речи является актуальной в системе работы с детьми дошкольного возраста с дизартрией. ...
Методическая разработка "Развитие просодических компонентов речи в коррекции заикания"
В методической разработке описывается об оказание логопедической помощи ребенку при заикание. атакже освещается вопрос помощи родителей такому ребенку....
Развитие просодических компонентов речи у детей дошкольного возраста.
Материал направлен на формирование ритмической и темповой организации высказывания и формированию интонационной выразительности речи....
Развитие просодических компонентов речи. Развитие общих речевых навыков у детей дошкольного возраста.
Речь – важное условие и средство коммуникации. Наряду с формированием лексического словаря, грамматического строя речи, фонематического восприятия и слуха, правильного звукопроизношения у ребёнка необ...
Картотека игр направленных на развитие просодической стороны речи у детей раннего возраста
Под просодией следует понимать голосовые характеристики (высота, сила, длительность, тембр) и мелодико-интонационную сторону речи (темп, ритм, паузация).Под просодией следует понимать голосовые характ...
Упражнения и игры на развитие просодических компонентов речи у детей с нарушениями устной речи
Упражнения и игры на развитие просодических компонентов речи у детей с нарушениями устной речи...
Картотека упражнений направленных на коррекцию просодических компонентов у детей с ТНР
Картотека упражнений направленны на коррекцию просодический компонентов у детей...