Картотека игр направленных на развитие просодической стороны речи у детей раннего возраста
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
Под просодией следует понимать голосовые характеристики (высота, сила, длительность, тембр) и мелодико-интонационную сторону речи (темп, ритм, паузация).Под просодией следует понимать голосовые характеристики (высота, сила, длительность, тембр) и мелодико-интонационную сторону речи (темп, ритм, паузация).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_3.docx | 677.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр направленных на развитие просодической стороны речи у детей раннего возраста
Под просодией следует понимать голосовые характеристики (высота, сила, длительность, тембр) и мелодико-интонационную сторону речи (темп, ритм, паузация).
Основной составляющей просодии является интонация. Она позволяет точно и выразительно передавать мысли и чувства, помогает правильно понимать смысл высказывания речевого партнера, его истинные намерения, чувства и отношение к собеседнику. Интонация представляет собой сложное явление, которое включает в себя несколько акустических компонентов. Это тон голоса, его тембр, интенсивность или сила звучания голоса, пауза и логическое ударение, темп речи.
Тембр – это особая окраска голоса человека, присущая только ему и позволяющая узнавать его по телефону или тогда, когда мы не можем видеть его, но можем слышать. Тембр – это величина постоянная, как отпечатки пальцев человека.
Громкость (сила) голоса – сила подаваемого звука определяется интенсивностью напряжения голосовых складок и величиной
давления воздуха в подсвязочном пространстве. Гибкое изменение громкости голоса – это средство достижения выразительности речи, ее разнообразия.
Хорошая дикция – основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата, особенно от подвижных его частей: языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки.
Темп речи – это скорость протекания речи во времени или число звуковых единиц, произносимых в единицу времени.
Ритм речи представляет собой звуковую организацию речи при помощи чередования ударных и безударных слогов. Как считают исследователи, темпо-ритмическая организация устной речи является тем стержнем, который объединяет и координирует все составляющие устной речи, включая лексико – грамматическое структурирование, артикуляторно – дыхательную программу и весь комплекс просодических характеристик.
Паузу принято определять как перерыв в звучании голоса на определенное время. В процессе устной речи периодически появляется необходимость сделать вдох для удовлетворения биологических потребностей и для поддержания оптимального подсвязочного давления в процессе речи это происходит в момент так называемых «дыхательных пауз».
Логическое ударение – это выделение голосом наиболее важного по смыслу слова.
Картотека игр направленных на формирование речевого дыхания
Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Нарушения речевого дыхания, могут быть следствием различных заболеваний.
Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей. Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.
Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.
Во время проведения описанных в статье игр необходим постоянный контроль над правильным дыханием.
Запомните параметры правильного ротового выдоха:
- выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";
- выдох происходит плавно, а не толчками;
- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
- выдыхать следует, пока не закончится воздух;
- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.
Перечисленные ниже игры и упражнения помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха.
- «Загнать мяч в ворота»
Цель: научиться выпускать длительную направленную воздушную струю.
Описание: Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.
Методические указания:
- Следить, чтобы не надувались щеки, для этого можно их слегка придерживать пальцами.
- Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.
- «Горячий чай»
Цель: Развитие речевого дыхания, формирование умения делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха).
Оборудование: Чашка с блюдцем наклеивается на картон, «пар» вырезается из голубого полиэтиленового мешочка и прикрепляется к чашке с помощью скотча.
Описание: Взрослый предлагает ребенку подуть на горячий чай, чтобы он быстрее остыл. Ребенок дует, а “пар”. Если правильно дует то “пар” отклоняется от чашки. Показ действия сопровождается словами: “Наберу воздуха и подую на чай”.
- «Бабочка – лети!»
Цель: Выработка длительного непрерывного ротового выдоха.
Описание: Взрослый показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на бабочку, как ветерок. Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт.
- «Сдуй снежинку».
Цель: формирование плавного длительного выдоха.
Оборудование: снежинки (изготовленные из бумаги); варежки (изготовленные из цветного картона); нить, соединяющая варежку и снежинку.
Описание: Воспитатель: ребята, зимой, когда падает снежок, мы видим на варежках снежинки. Давайте, подуем на снежинку и сдуем её с варежки.
- «Пчелка лети»
Цели: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: пчёлка (изготовленная из бумаги); цветок (изготовленный из цветного картона); нить, соединяющая пчёлку и цветок.
Описание: Воспитатель показывает ребёнку пчёлку и предлагает поиграть с ней. Ребёнок дует на пчёлку.
Методические указания:
- Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.
- Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.
- «Листопад»
Цели: обучение детей плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.
Оборудование: дерево, листочки разного цвета (изготовленные из бумаги).
Описание: Воспитатель рассказывает детям, что осенью происходит листопад, разноцветные листья падают с деревьев. Когда дует ветер - все листья разлетаются в разные стороны по земле! Давайте подуем на листья!
Взрослый вместе с детьми дует на листья, пока листочки не окажутся на полу.
Методические указания:
- Необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха, а также за тем, чтобы дети не переутомлялись.
- «Ветерок»
Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: бумажные султанчики (метёлочки).
Описание: Перед началом игры необходимо подготовить метёлочки. Для этого прикрепите полоски цветной бумаги к деревянной палочке. Можно использовать тонкую бумагу (например, бумажные салфетки), или елочное украшение "дождик".
Взрослый предлагает поиграть с метёлочкой. Показывает, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагает подуть ребенку.
- Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок - и зашелестели на дереве листочки! Вот так! А теперь подуй ты!
- «Снежинки летят»
Как подул Дед Мороз
В воздухе морозном
Полетели, закружились
Ледяные звезды.
Кружатся снежинки в воздухе морозном.
Падают на землю кружевные звезды.
Вот одна упала на мою ладошку.
Ой, не тай снежинка, подожди немножко.
Цель: выработать более глубокий выдох и более длительный выдох.
Оборудование: «Снежинки» из ваты.
Описание: сделать из ваты мелкие шарики «снежинки», положить ребенку на ладонь и предложить «устроить снегопад» - сдувать снежинки с ладони, сопровождая действия детей чтением стихотворения.
- «Одуванчик»
Цель: развитие плавного длительного выдоха через рот; активизация губных мышц.
Описание: Игру проводят летом - на полянке, где растут одуванчики. Взрослый предлагает детям найти среди желтых одуванчиков уже отцветшие и сорвать их. Затем показывает, как можно подуть на одуванчик, чтобы слетели все пушинки. После этого предлагает детям подуть на свои одуванчики.
- «Мельница»
Дует ветер на вертушку,
Очень славная игрушка!
Крутится, вращается,
Детишкам очень нравится.
Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: игрушка-вертушка.
Описание: Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Можно изготовить ее самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки.
Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее самостоятельно.
- «Воздушный шарик»
Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: обычный воздушный шар на ниточке;
Описание: Повесьте воздушный шар на уровне лица ребенка. Подуйте на шар так, чтобы он высоко взлетел, затем предложите подуть ребенку.
- «Плыви кораблик»
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: бумажные или пластмассовые кораблики; картон покрытый клеенкой или большая миска с водой.
Описание: На стол положите картон (или поставьте таз с водой), в котором плавает бумажный кораблик. Взрослый дует на кораблик, затем предлагает подуть ребенку.
- «Буря в стакане»
Цель: развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц.
Оборудование: стакан, с кипяченой водой, трубочки для коктейля, или прозрачный вымытый корпус от ручек предварительно.
Описание: В стакан, наполовину наполненный водой, опустите трубочку для коктейля и подуйте в нее - пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. Затем дайте трубочку ребенку и предложите подуть.
- «Перо жар-птицы»
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: птичье перышко.
Описание: Подбросьте перышко вверх и дуйте на него, не давая упасть вниз. Затем предложите подуть ребенку. Обратите его внимание на то, что дуть нужно сильно, направляя струю воздуха на перышко снизу вверх.
- «Мыльные пузыри»
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: пузырек с мыльным раствором, рамка для выдувания пузырей, трубочки различного диаметра для коктейля, из плотной бумаги, пластиковая бутылка с отрезанным дном.
Опписание: Поиграйте с ребенком в мыльные пузыри: сначала педагог выдувает пузыри, а ребенок наблюдает и ловит их. Затем предложите ребенку выдуть пузыри самостоятельно. Следует учесть, что выдувание мыльных пузырей часто оказывается для малышей довольно трудной задачей. Постарайтесь помочь ребенку - подберите разные рамки и трубочки, чтобы ребенок пробовал и выбирал, с помощью чего легче добиться результата.
Методические указания:
- Можно самостоятельно изготовить жидкость для мыльных пузырей: добавить в воду немного жидкости для мытья посуды и сахара.
- Не забывайте следить за безопасностью ребенка - не позволяйте пробовать и пить жидкость.
- «Свистульки»
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: керамические, деревянные или пластмассовые свистульки в виде различных птиц и животных.
Описание: Перед началом занятия следует подготовить свистульки.
Рассмотреть с детьми игрушки-свистульки. Показать, как они звучат. Предложить детям посвистеть в них.
Методические указания:
- Игру можно повторить несколько раз.
- Следите, чтобы дети дули, не напрягаясь, не переутомлялись.
Картотека игр направленных на а развитие тембра (высоты) голоса.
Игра «Угадай, кто позвал»
Цель: Упражнение направлено на различение по тембру максимально сокращенного, звука комплекса.
Описание: Педагог предлагает ребенку отвернуться и догадаться, кто из детей (если игра происходит в группе) или кто из родных (если играют дома) позвал его.
Вначале ребенка зовут по имени, затем (для усложнения) произносят короткое АУ.
Игра «Повтори так-же»
Цель: формировать навык определять местонахождение звучащего объекта и умение воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо).
Описание: Педагог предлагает ребенку определить, далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо).
Кричат дети: АУ (громко), АУ (тихо). Лает собака: АВ (громко) АВ – АВ (тихо). Мяукает кошка, мычит корова, поет петух, кудахчет курица, квакают лягушки, каркает ворона, блеет овечка и т.п.
Игра «В гостях у сказки»
Цель: формировать умение изменять звукокомплексы по высоте и силе.
Описание: Педагог предлагает ребенку сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах:
- Кто сидел на моем стуле?
- - Кто ел из моей чашки?
- - Кто спал в моей постели?
- Кто же был в нашем доме?
Методические рекомендации:
- При трудностях называния персонажей взрослый может предложить ребенку показывать на одну из картинок – изображения трех разных медведей.
- Когда малыш научится различать реплики по высоте звучания, следует попросить его самого произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.
Игра «Измени звуки»
Цель: формировать умение изменение одного звукокомплекса по высоте и силе.
Описание: Педагог предлагает ребенку сказать, например, МЯУ:
Громко (кот рядом и просит есть); тихо (кот за дверью); высоким голосом (маленький котенок); низким голосом (старый кот). Аналогично нужно изменить звуковые параметры при воспроизведении следующих звукоподражаний:
И-ГО-ГО, МУ, ГАВ, КВА, БЕ, КУ-КУ и т.п.
Игра «Мы шагаем»
Цель: упражнение направлено на различение по тембру маленького стихотворения.
Описание: Воспитатель предлагает ребенку голосом выделить смысл прочитанного:
Большие ножки
Шли по дорожке.
ТОП-ТОП-ТОП
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ
Игра «Кто кем становится»
Цель: формировать умение у ребенка, используя тембровую окраску голоса, показать маленькое и взрослое животное.
Описание: Воспитатель предлагает ребенку, используя тембровую окраску голоса, показать маленькое и взрослое животное.
Жил – был маленький ЩЕНОК.
Он подрос, однако.
А теперь он не щенок-
Взрослая…. (СОБАКА)
ЖЕРЕБЕНОК с каждым днем
Подрастал и стал…. (КОНЕМ).
БЫК, могучий великан,
В детстве был… (ТЕЛЕНКОМ)
Толстый увалень БАРАН-
Маленьким…. (ЯГНЕНКОМ)
Этот важный КОТ пушок-
Маленьким…. (КОТЕНКОМ)
А отважный ПЕТУШОК-
Крохотным… (ЦЫПЛЕНКОМ)
А из маленьких гусят
Вырастают…..УТКИ
Специально для ребят, тех, кто любит шутки
Игра "Угадай-ка"
Цель: Закреплять навыки восприятия тембровой окраски голоса.
Описание: Педагог произносит фразы радостным, грустным, злым, испуганным или удивленным голосом.
Дети определяют и называют, с какой тембровой окраской голоса произнесены фразы.
У меня живет котенок?
Игра «Разговор овощей»
Цель: формировать умение в произнесение слогов посредством дыхания без напряжения голосовых связок.
Описание:
(Спокойный вдох и выдох, на выдохе – произнесение слогов.)
Как-то овощи на грядке заговорили по порядку.
Горох: « Ох! Ох! Ох»!
Тыква: « Ква! Ква! Ква!»
Кабачок: « Чок! Чок! Чок!»
Репа: « Па! Па! Па!»
Огурцы: «Цы! Цы! Цы!» и т.д.
Игра «Рыбка»
Цель: формировать умение в произнесение слогов посредством дыхания без напряжения голосовых связок.
Описание: (Спокойный вдох и выдох, на выдохе – произнесение слогов.)
Вдалеке, вдалеке плавает карась в реке:
«Буль-буль-буль… Буль-буль-буль…» (Вдох – пауза – три коротких выдоха с паузами.)
Вдалеке, вдалеке сомик плавает в реке:
«Буль-буль-буль… Буль-буль-буль…»
Игра «Улиточка»
Цель: Узнать товарища по голосу.
Описание: Водящий (улиточка) становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает:
Улиточка, улиточка,
Высунь-ка рога,
Дам тебе я сахару,
Кусочек пирога,
Угадай, кто я.
Тот, чей голос улитка узнала, сам становится улиткой.
Игра «Артист»
Цель: формировать умение у детей воспроизводить изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука.
Описание: Взрослый показывает, а затем просит ребенка воспроизвести изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука.
А – плачет, кричит девочка
А – показывают горло врачу
А – поет певица
А – качаем малыша
А - девочка укололась иголкой
О – удивилась мама
О – стонет бабушка
О – поет певица
О – потягивается папа
О – кричит охотник в лесу
У – гудит пароход
У – звучит дудочка
Игра «Позови свою маму»
Цель: формировать умение у детей воспроизводить изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одной и той же фразы.
Описание: Педагог читает стихи, постоянно изменяя названия диких животных: мышонок, лисенок, волчонок, зайчонок. Дети проговаривают 2 последние строки, изменяя и имитируя тембровую окраску голоса животных:
Сел мышонок на полянку
Заблудился спрозаранку
«ОЙ-ОЙ-ОЙ, АЙ-АЙ-АЙ
мама, мама , выручай!»
Игра «Вьюга»
Цель: Развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ.
Оборудование : Сюжетная картинка "Вьюга".
Описание. Педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга.
Дети, сидящие в ряд, изображают вьюгу, воющую в ненастный вечер.
По сигналу воспитателя "Вьюга начинается" тихо говорят: у-у-у...;
по сигналу "Вьюга кончается" говорят тише; по сигналу "Вьюга закончилась" замолкают. Желательно, чтобы дети меняли силу голоса за один выдох не менее 2—3 раз. В этом случае удобнее словесные указания педагога заменить дирижированием: плавное движение руки вверх — дети говорят громче, плавное движение руки вниз — дети говорят тише.
Картотека игр направленных на развитие силы голоса и темпа речи
Третий год жизни ребенка наиболее благоприятен для воспитания звуковой культуры речи. Дети способны легко усваивать многие звуки и закреплять их в собственном произношении, учиться правильно пользоваться своим голосовым аппаратом.
В это время совершенствуется работа мышц языка и губ. Поэтому воспитание звуковой культуры речи у ребенка данного возраста направлено на развитие у него слухового восприятия, усвоение и закрепление правильного звукопроизношения.
Голосовой аппарат младшего дошкольника еще недостаточно окреп.
Ребенок не всегда может правильно им пользоваться, часто говорит тихо, шепотом или наоборот крикливо.
Поэтому для развития голоса мы предлагаем задания, в которых одни и те же звуки или слова надо произносить с различной громкостью.
Для того, чтобы речь малыша была выразительной, яркой и красочной, чтобы он мог говорить как быстро, так и медленно, начиная с двух-трехлетнего возраста его необходимо научить пользоваться умеренным темпом речи.
В предлагаемых играх взрослый произносит звукосочетания или слова с различной скоростью (быстро, умеренно, медленно) и предлагает ребенку воспроизводить их в том же темпе.
Это полезно не только для развития голоса, но и для формирования хорошего слуха, умения воспринимать ритм и скорость произнесения звуков.
Игра «Громко –тихо»
Цель: Развитие умения менять силу голоса: говорить то громко, то тихо.
материал: Парные игрушки разных размеров (большая и маленькая собачки, барабаны, дудочки, кошечки и любые другие игрушки, звук которых можно имитировать).
Описание: Взрослый показывает ребенку двух собачек и говорит:
«Бежит большая собачка, громко лает: «Ав-ав!» Как лает большая собака?» Ребенок громко произносит: «Ав-ав!»
«А маленькая собачка лает тихо: «Ав-ав!» Как лает маленькая собачка?» Ребенок тихо произносит: «Ав-ав!»
Взрослый убирает собачек и говорит ребенку: «Сейчас будь внимателен. Как только побежит собачка, ты должен сказать: «Ав-ав!» Не ошибись, помни, что большая собака лает громко, а маленькая собачка тихо».
Игра: «Идите с нами играть»
Цель: Выработка умения пользоваться громким голосом.
Материал: Игрушечные мишка, зайчик, лиса или другие звери.
Описание: На расстоянии 2—3 метров от ребенка взрослый расставляет игрушки и говорит: «Мишке, зайке и лисичке скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они услышали нас, звать надо громко, вот так: «Мишка, иди!» Ребенок вместе с взрослым зовут мишку, зайку и лису и играют с ними. Взрослый следит за тем, чтобы ребенок звал игрушку громко, но не кричал.
Игра «Не разбуди куклу»
Цель: Развитие умения пользоваться тихим голосом.
Материал: Кукла с закрывающимися глазами, кроватка с постельными принадлежностями, мелкие игрушки (например кубик, мячик, машинка), а также коробка для игрушек.
Описание: Взрослый ставит на кроватку коробку со спящей куклой и говорит:
«Катя много гуляла, устала, пообедала к уснула.
А нам надо убрать игрушки, но очень тихо, чтобы не разбудить Катю. Скажи мне тихо, какую игрушку надо убрать в коробку». Ребенок тихо называет игрушку.
Взрослый следит, чтобы ребенок говорил тихо, но не шептал.
Игра «Кто как кричит?»
Цель: Выработка умения повышать и понижать тон голоса, говорить «тоненьким» и низким голосом.
Материал: Картинки с изображениями дерева, забора, птицы, птенца, кошки, котенка или такие же игрушки. Можно использовать игрушечных уточек, собачек, лошадок и других животных разных размеров.
Описание: Взрослый начинает рассказ, сопровождая его показом соответствующих картинок или игрушек, и произносит звукоподражания. «Утром рано на даче мы вышли погулять и услышали, как кто-то пищит «пи-пи-пи» (произносит звукоподражание «тоненьким» голосом). Это птенчик сидит на дереве, пищит и ждет, когда ему мама червячка принесет. Как тоненько пищит птенчик?» Ребенок говорит тоненько «пи-пи-пи».
«В это время прилетела птичка, дала птенчику червячка и запищала «пи-пи-пи» (взрослый произносит звукоподражание более низким голосом). Как мама-птичка пищит?» Ребенок повторяет «пи-пи-пи».
«Птичка улетела, мы пошли дальше и слышим, как кто-то у забора тоненько кричит «мяу-мяу-мяу» (звукоподражание произносится «тоненьким» голосом). На дорожку выскочил котенок. Как он мяукал?» Ребенок воспроизводит образец взрослого. «Котенок маму-кошку звал, она услышала, бежит по дорожке и мяукает «мяу-мяу-мяу» (звукоподражание произносится более низким тоном). Как кошка мяукает?» Ребенок повторяет «мяу-мяу-мяу».
Взрослый продолжает: «А сейчас я покажу, кто к нам в гости пришел». Он достает кошку, показывает, как она идет по столу, и спрашивает: «Как кошечка мяукает?» Ребенок, понижая голос, говорит «мяу-мяу-мяу».
Затем взрослый достает котенка, птицу и птенца, а ребенок подражает их голосам в нужной тональности.
Методические указания:
- Надо следить, чтобы ребенок не кричал, а говорил спокойно, повышая к понижая голос в доступных для него пределах.
- Аналогично используются и другие игрушки. Можно использовать одну пару или 2—3. При тихом произношении звукоподражаний ребенок не должен переходить на шепот.
Игра «Дует ветер»
Цель: Изменение силы голоса, умение в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом.
Материал: 2 картинки, на одной изображен легкий ветерок, качающий травку, цветы, а на другой — сильный ветер, качающий деревья.
Описание: Ребенок сидит на стуле, взрослый показывает ему картинки и говорит: «Пошли мы летом на прогулку в лес. Идем полем, светит солнышко, дует легкий ветерок и колышет травку и цветочки. Он дует тихо-тихо, вот так: «у-у-у». (Взрослый тихо и длительно произносит звук «У».)
Затем продолжает рассказ: «Пришли мы в лес, набрали цветов и ягод, собрались идти домой. Вдруг подул сильный ветер, он громко загудел «у-у-у». (Взрослый громко и длительно произносит этот звук.)
Ребенок повторяет за взрослым, как дует легкий ветерок и как гудит сильный ветер. Затем взрослый показывает картинки, уже не произнося звуков, а ребенок подражает соответствующему ветру самостоятельно. Взрослый следит, чтобы, повторяя за ним, ребенок соблюдал ту же силу голоса.
Игра «Дом»
Цель : развить у детей силу и плавность голоса, научить правильно произносить звуки.
Материал: специального оборудования не требуется.
Описание: Дети вместе со взрослым стоят в кругу, делают глубокий вдох, а при выдохе протяжно произносят слоги: «Динн, донн, бимм, бомм». Затем декламируют стихотворение, одновременно делая движения.
Бим — бом! Бим — бом! (стоять на месте)
Дружно строим вместе дом (положить руки на пояс, наклоняться вперед).
Бим — бом! Бим — бом! (хлопать в ладоши)
Как хорош будет наш дом! (поднять руки вверх)
***
Дин — дон! Дин — дон! (стоять на месте)
Просыпается наш слон (поднять руки вверх и потянуться).
Старый, добрый, серый слон (положить руки на пояс).
Дин — дон! Дин — дон! (шагать на месте)
Игра «Самолет»
Цель :развить у детей силу голоса.
Материал: специального оборудования не требуется.
Описание:. Дети вместе с взрослым становятся по кругу. Затем разводят руки в стороны и покачивают ими, представив себя самолетом, и протяжно произносят звук [у]. Потом быстро опускают руки вниз и, присев, коротко говорят [у].
Игра «Котята»
Цель : развить у детей силу голоса.
Материал: специального оборудования не требуется.
Описание:. Дети сидят на диванчике и читают вслух стихотворение, изменяя силу голоса в зависимости от смыслового содержания:
Тише, тише
Кот на крыше, (говорить следует почти без голоса).
И котята чуть-чуть выше (произнести шепотом).
Кот пошел за молоком (произнести с обычной громкостью)
А котята кувырком.
Кот принес всем молока, (говорить следует громко)
Прилег довольный: «Ха! Ха! Ха!» (произнести очень громко)
Методические указания:
- В игре можно использовать другие стихотворения, читая которые также следует менять силу голоса.
Игра «Ракета»
Цель : развить у детей умение изменять высоту голоса.
Материал: специального оборудования не требуется.
Описание:. Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Ведущий предлагает детям представить, что они превратились в ракеты. И вот ракета взлетает! Дети начинают протяжно произносить низким голосом звук [у], руки немного разведены в стороны. Наша ракета летит на Луну. Малыши поднимают руки вверх и протяжно произносят высоким голосом звук [у]. Ракета приземляется на Луне. Нужно опустить руки и присесть, затем протяжно произнести низким голосом звук [у]. А теперь ракета летит домой. Выполнить все движения еще раз в том же порядке.
Игра «Дождик»
Цель : развить у детей силу и плавность голоса
Материал: специального оборудования не требуется.
Описание: Дети становятся по кругу вместе со взрослым и декламируют стихотворение, одновременно выполняя соответствующие движения:
Дождик, дождик, лей, скорей! (стоять прямо, согнуть руки в локтях, повернув их внутренней стороной ладоней вверх)
Хорошо меня полей!
Хочется мне вырасти! (встать на носочки и поднять руки вверх)
И не страшно сырости!
Игра «Гром»
Цель : развить у детей силу и плавность голоса.
Материал: специального оборудования не требуется.
Описание: Дети сидят за столами и декламируют стихотворение, одновременно выполняя соответствующие движения:
Гром гремит: Бух! Бах! (ударить ладошкой по столу)
Все дрожит от страха (обнять себя за плечи).
Дождь закапал: кап, кап, кап (постучать кончиками пальцев по столу).
Нужно спрятать нам ребят (убрать руки со стола).
Игра «Была тишина»
Цель: Изменение силы голоса, умение в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом.
Материал: специального оборудования не требуется.
Описание: Дети сидят за столами и декламируют стихотворение, одновременно меняя силу голоса:
Была тишина, тишина, тишина, (тихий голос)
Вдруг грохотом грома сменилась она. (громкий голос)
И вот уже дождик тихонько – Ты слышишь? –
Закапал, закапал, закапал по крыше. (тихий голос) .
Игра «Домики»
Цель : развить у детей силу и плавность голоса.
Материал: специального оборудования не требуется.
Описание: Дети сидят за столами и декламируют стихотворение, одновременно выполняя соответствующие движения:
Речь сочетается с движением:
У медведя дом большой,
(поднять руки вверх – говорить басом)
А у зайца маленький.
(присесть, руки опустить вниз – говорить высоким голосом)
Мишка наш пошёл домой,
(идти вперевалочку– говорить басом)
Поскакал и заинька.
(прыгать - говорить высоким голосом)
Картотека игр направленных на развитие чувство ритма через речь
Современные условия жизни постоянно требуют от педагогов искать и применять наиболее эффективные пути преодоления речевых нарушений у детей, особенно у детей раннего возраста. Исследователями Г.А. Волковой, В. А. Гринер и др. была доказана значимость работы по развитию чувства ритма у детей с нарушениями речи.
Усвоение ритма детьми происходит сразу же после рождения и до 1,5 лет жизни, когда ребенок наиболее чувствителен к простому ритму, в котором сигналы одинаковы и много раз повторяется. Такой ритм носит название итеративного (по Н.А.Бернштейну). Они же регулируют акты сосания, гуления, лепета, ползания, ходьбы. Уже в период лепета появляется синтагматическая организация речи. Это структуризация слога, распадение потока речи на слоговые кванты, что означает сформированность у ребёнка физиологического механизма слогообразования.
При нормальном речевом развитии дети к 1 году должны говорить первые слова и каждый месяц словарный запас их должен постоянно пополняться, увеличиваться. Ребенок должен уметь отвечать: да и нет, а также владеть хотя бы двумя глаголами или словом заменителем: дай и на. Понимать обиходно-бытовую речь, выполнять простую инструкцию. Достаточно часто встречаются дети, у которых первые слова появляются после 1,5 лет, ближе к 2 годам, при этом могут говорить только первые слоги в слове или первый гласный звук. Например, вместо слова Катя говорят Ка, вместо молоко –о. Такое воспроизведение достаточно часто указывает на трудности в усвоении слоговой структуры слова, что в свою очередь, свидетельствует о несформированности простого ритма у детей.
И, следовательно, чем раньше специалист поможет ребенку в усвоении ритма, в частности, простого, итеративного, тем быстрее у детей происходит усвоение слоговой структуры слова, синтагмы и овладение полноценной речью.
Детей раннего возраста необходимо учить отстукивать ритм на барабане, на бубне, руками, ногами, пальчиками, двумя кубиками т.д., при этом очень важно на начальном этапе показывать образец в медленном темпе, постепенно увеличивая темп.
Эти игры можно объединить по следующим направлениям: на развитие силы голоса, на определение тембровой окраски, на повторение ритмического рисунка.
С этой целью можно предложить следующие ритмические игры.
Ритмическая игра «Фрукты» .
Цель: развитие темпа и ритма речи.
Описание: Детям предлагается схемы с изображением больших яблок и маленьких слив. Они созрели на дереве и падают. Большие яблоки падают громко «бум», «бум», а сливы маленькие, они падают тихо «бум», «бум». Дети показывают, как падают фрукты и говорят звукокомплекс «бум».
Ритмическая игра «листопад». Учитель-логопед показывает картину осени, на которой нарисованы деревья с желтыми, красными листьями и предлагает детям показать, как падают листья. Желтые листья кружатся (дети выполняют круговые движения) и падают «па», «па». Красные листья падают быстро «ап», «ап» (Дети отводят руки в стороны и быстро опускают их вниз).
Ритмическое упражнение «Курочка».
Цель: развитие темпа и ритма речи.
Описание: Взрослый проговаривает стихотворение, а дети отстукивают обозначенные отрывки.
Вышла курочка гулять
Свежей травки пощипать.
Ко-ко-ко, ко-ко-ко
Не ходите далеко.
Лапками гребите, зернышки ищите.
Ритмическая игра «Сосульки» .
Цель: развитие темпа и ритма речи.
Описание: Детям предлагается показать весеннюю капель (///////, // //). Дети могут отстукивать ритм по коленям, в ладоши, барабанными палочками.
Ритмическая игра «Непослушные ручки».
Цель: формировать интерес к музыкальным играм, учить подражать действиям взрослого.
Описание: Педагог садится на коврик напротив ребенка, напевает песенку и показывает движения по тексту, побуждает ребёнка к подражанию.
Ручками мы хлопнем- да,да,да
Ручками мы хлопнем- да,да,да.
Ручками помашем-да,да,да.
Ручками помашем- да,да,да.
Очень важно у детей раннего возраста формировать предпосылки к общению со сверстниками. С этой задачей успешно справляются следующие игры.
Ритмическая игра «Хлопки в ладоши»
Цель: развитие темпа и ритма речи.
Материалы: картинки с изображением ладошек разной величины.
Описание: Паша очень любит хлопать в ладоши. Посмотри на картинки и повтори за ним.
(Большая ладошка — громкий хлопок, маленькая — тихий)
Ритмическая игра «Мыльные пузыри»
Цель: развитие темпа и ритма речи.
Материалы: картинки с изображением пузырей разной величины.
Описание: Маша любит надувать мыльные пузыри. Но пузыри лопаются. Посмотри на картинки и покажи, как лопаются мыльные пузыри.
(Большой пузырь — громкий хлопок, маленький — тихий)
Ритмическая игра «Пчёлы и мёд»
Цель: развитие темпа и ритма речи.
Материалы: картинки с изображением пчёл разной величины.
Описание: Пчёлы — полезные насекомые. Они собирают пыльцу с цветов и делают мёд. Покажи, как жужжат пчёлы.
(Большая пчёлка — жужжать громко, маленькая — тихо)
Ритмическая игра «Одуванчики»
Цель: развитие темпа и ритма речи.
Материалы: картинки с изображением одуванчиков разной величины.
Описание: Одуванчики — весенние цветы. Из них дети плетут венки и собирают букеты.
(Большой цветок — стукнуть кулачком по столу сильно, маленький — слабо)
Ритмическая игра «Барабан»
Цель: развитие темпа и ритма речи.
Материалы: картинки с изображением барабана и разноцветных кругов разной величины.
Описание: Барабан — это музыкальный инструмент. Палочками бьют по барабану, и получается ударный звук.
(Большой кружок — стукнуть по барабану сильно, маленький — слабо)
Ритмическая игра «Кошачьи следы»
Цель: развитие темпа и ритма речи.
Материалы: картинки с изображением котёнка и следов разной величины.
Описание: Кот Васька любит гулять около дома. Посмотри, какие следы он оставил.
(Большой след — хлопнуть ладошкой по столу сильно, маленький след — слабо)
Ритмическая игра «Маленькие ножки топают по дорожке»
Цель: развитие темпа и ритма речи.
Материалы: картинки с изображением следов разной величины.
Описание: Наш сосед Артёмка научился ходить. Посмотри, какие следы он оставил.
(Большой след — хлопнуть в ладоши сильно, маленький след — слабо)
Ритмическая игра «Звёздное небо»
Цель: развитие темпа и ритма речи.
Материалы: картинки с изображением ночного неба и звёздочек разной величины.
Описание: Ночью на небе появляются звёзды. Иногда звёздочки падают. Посмотри на картинки и покажи, как это происходит.
(Большая звёздочка — хлопнуть в ладоши сильно, маленькая — слабо)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
картотека речевых игр, направленных на развитие словаря у детей раннего возраста
Речевые игры,направленных на развитие словаряу детей раннего возраста...
Картотека «Игры и упражнения для развития речи детей раннего возраста»
В картотеке представлены игры для развития речи детй раннего возрста....
Презентация "Реализация комплексного подхода к формированию фонетической стороны речи детей раннего возраста"
Организация комплексного подхода формирования фонетической стороны речи....
Картотека речевых игр, направленных на развитие словаря у детей раннего возраста
Картотека речевых игр,направленных на развитие словаряу детей раннего возраста...
Картотека игр направленных на развитие артикуляционного аппарата детей раннего возраста.
Развитие артикуляционного аппарата — длительный процесс и требует постоянной практики речи. Недостатки произношения отягощают э...
Направления работы по формированию речи детей раннего возраста в условиях ДОУ
В статье анализируются особенности и направления работы с детьми и семьей по формированию речи детей раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения....
Картотека игр, направленных на развитие артикуляционного аппарата детей раннего возраста
Развитие артикуляционного аппарата — длительный процесс и требует постоянной практики речи.Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и ...