Роль дидактических игр в обучении старших дошкольников рисованию (Из опыта работы).
материал по рисованию (старшая группа) по теме
Чтобы развить цветовое восприятие детей, я стала применять упражнения и дидактические игры по цветоведению, как часть занятий и в повседневной жизни. Эта небольшая статья из моего 5-летнего опыта работы по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_didakticheskikh_igr_v_obuchenii_starshikh_doshkolnikov_risovaniyu.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роль дидактических игр в обучении старших дошкольников рисованию».
(Из опыта работы)
Подготовила Ермохина Людмила Георгиевна воспитатель МБДОУ – д/с № 25 г. Клинцы Брянская обл.
Ребенок, осваивая окружающий мир, культуру, в том числе и цветовую культуру, должен овладеть определенными эталонами цвета, то есть научиться видеть мир во всем многообразии цвета и систематизировать то, что видит и то, с чем он действует. Основное содержание сенсорного воспитания в детском саду — это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обучение их способам обследования предметов. Ведущими средствами в сенсорном воспитании детей являются дидактические игры и игрушки. Дидактические игры, предшествующие изобразительной деятельности, готовят детей и к более свободному и точному отражению цветов и оттенков в рисовании, аппликации.
Для формирования у детей общих представлений о цвете, о солнечном спектре как системе цветовых отношений (что принимается за меру, эталон в опознании цвета предметов) первоначально нужны дидактические игры, в которых дети овладевают умением различать, узнавать и называть основные цвета солнечного спектра (красный, желтый, синий). Затем детей знакомят с дополнительными цветами (зеленый, оранжевый, фиолетовый). После этого предлагаются игры, упражняющие детей в различении и назывании оттенков основных и дополнительных цветов (красный, темно-красный, светло-красный, вишневый, розовый и т.д.).
Начинаем работу по обучению смешивания красок в начале года, озаглавив этот этап деятельности «Волшебные краски». Существует три основные краски: красная, желтая, синяя. Даем детям 5 стаканов я чистой водой и производим смешивание акварельных красок при помощи кисточки для получения следующих цветов:
- Зеленый = желтый + синий
- Фиолетовый = красный + синий
- Оранжевый = желтый +красный
- Коричневый = желтый + красный + синий (темно – коричневый)
- Коричневый = фиолетовый + желтый (светло – коричневый)
Дидактические игры этого этапа.
1 Дидактическая игра «Волшебный цветок»
Цель: составлять путем наложения стекляшек новые оттенки цвета, запоминая названия.
Материал: кружки из прозрачного цветного пластика, белые альбомные листы.
Ход.
Частично накладывая разноцветные круги один на другой в виде цветка, образовывать новые цвета и правильно их называть.
2. Дидактическая игра « Хоровод цветов»
Цель: учить различать основные и составные цвета, называть их.
Материал: цветные полоски из прозрачных файлов (красные, желтые, синие), белая скатерть.
Ход.
На столе из полосок 3-х основных цветов путем наложения крест накрест получить другие цвета ( фиолетовый, оранжевый, зеленый).
Чтобы научить детей получать более светлые оттенки одного цвета учим разбавлять водой акварельные краски. Чем больше воды добавляем в краску, тем светлее получается оттенок.
3. Дидактическая игра «Подберем одежда для кукол»
Цель: учить различать и называть оттенки одного и того же цвета.
Материал: силуэты кукол с разноцветными бантиками и предметы одежды разных оттенков.
Ход.
Предлагаю одеть кукол в цвета, соответствующие цвету банта. Если бантик зеленый – выбираем всю одежду зеленых оттенков, правильно их называя (темно зеленое платье, салатовые туфли и т. д.)
По такому же принципу проводятся дидактические игры «Цветное лото», «Ягоды (овощи) поспели».
Следующий момент обучения — знакомство детей с теплыми и холодными тонами. Объясняем, что художники к “теплым” цветам относят цвета, приближенные к цвету огня: оранжевый, красно-оранжевый, желто-оранжевый. К “холодным”-относят цвета льда и воды: сине-зеленый, синий. Коричневый и фиолетовый цвета относятся к нейтральным, так как они состоят наполовину из теплых и холодных цветов.
Дети выполняют работы в теплых или холодных тонах. Холодная гамма создает впечатление успокоенности, отдаленности, пространства. Теплая гамма дарит ощущение радости, энергии или активности.
Для начинающего художника весьма важно хорошо владеть визуально-сравнительным методом, так как это очень поможет ему при построении красивой и гармоничной композиции.
После того, как дети познакомятся с холодными тонами на занятиях , работа продолжается в повседневной жизни. Небольшими группами по 2 – 3 ребенка и индивидуально дети рисуют голубой лед, синий вечер, расписывают концом кисти узоры на стекле ( игровое упражнение «Необычные узоры Дедушки Мороза»). Эти упражнения особенно ценны для развития творческого воображения и фантазии. Можно рисовать узоры другим способом: контур окна из бумаги равномерно покрывается крахмальным клейстером, а рисунок наносится с помощью деревянной палочки.
С помощью теплых тонов можно нарисовать яркие, веселые картинки. Цветы, веселые Гномы в красивых нарядных курточках способны создать радостное настроение. Больше разнообразие дидактических игр и игровых упражнений можно подобрать и провести на этом этапе.
1. Дидактическая игра «Собери букет для Золушки и Снегурочки».
Цель: упражнять в различении теплых и холодных тонов.
Материал: Цветы разного цвета, плоскостные изображения Золушки и Снегурочки.
Ход.
Игровой момент – Снегурочки и Золушка собираются на бал. Они идут в сад за цветами для гостей. Предлагаем букет для Золушки собрать из теплых цветов, а Снегурочке из холодных.
2. Дидактическая игра « Царство Русалочки и Снежной Королевы»
Цель: учить разукрашивать предметы в соответствующие холодные и теплые тона.
Материал: вырезанные из бумаги предметы интерьера, изображение морского царства и снежной комнаты на больших листах.
Ход.
Дети украшают залы одинаковыми предметами, но разукрашивают их в соответствующие тона, объясняя выбор красок.
Таинственный мир красок, который дошкольники открывают для себя, это мир искусства — это мир, чудесно преображенный художником, а творчество не что иное, как счастье самовыражения, волшебство и радость жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Использование дидактических игр по обучению детей детей математике". Из опыта работы.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра будет являться средством воспитания, если ...
«Обучение старших дошкольников рисованию животных»
«Обучение старших дошкольников рисованию животных»...
Презентация "По дороге к азбуке: роль дидактических игр при обучении грамоте дошкольников"
В презентации представлены различные игры с детьми по обучению грамоте....
Применение игровой технологи в развивающих играх с дидактическим материалом для детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы).
Применение игровой технологии посредством применения развивающих игр конструктивного характера для детей старшего дошкольного возраста...
Роль семьи в воспитании детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
По мнению известного педагога Сухомлинского В. А., взаимоотношения между отцом и матерью - это основная модель поведения, которая станет путеводной звездой в жизни человека. Когда в семье появляется м...
Обучение старших дошкольников рассказыванию из опыта на наглядной основе
Исследование в возможном подтверждении гипотезы: наглядная основа является эффективным средством обучения старших дошкольников рассказыванию из опыта. Статья по итогам исследования....
Картотека дидактических игр по обучению старших дошкольников составлению дидактического синквейна
В данной картотеке представлен практический материал в виде систематизациидидактических игр по обучению старших дошкольников составлению дидактического синквейна....