Роль дидактических игр в обучении старших дошкольников рисованию (Из опыта работы).
материал по рисованию (старшая группа) по теме

Ермохина Людмила Георгиевна

Чтобы развить цветовое восприятие детей, я стала применять упражнения и дидактические игры по цветоведению, как часть занятий и в повседневной жизни. Эта небольшая статья из моего 5-летнего опыта работы по данной теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Роль дидактических игр в обучении старших дошкольников рисованию».

(Из опыта работы)

Подготовила Ермохина Людмила Георгиевна воспитатель МБДОУ – д/с № 25 г. Клинцы Брянская обл.

      Ребенок, осваивая окружающий мир, культуру, в том числе и цветовую культуру, должен овладеть определенными эталонами цвета, то есть научиться видеть мир во всем многообразии цвета и систематизировать то, что видит и то, с чем он действует. Основное содержание сенсорного воспитания в детском саду — это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обучение их способам обследования предметов. Ведущими средствами в сенсорном воспитании детей являются дидактические игры и игрушки. Дидактические игры, предшествующие изобразительной деятельности, готовят детей и к более свободному и точному отражению цветов и оттенков в рисовании, аппликации.

Для формирования у детей общих представлений о цвете, о солнечном спектре как системе цветовых отношений (что принимается за меру, эталон в опознании цвета предметов) первоначально нужны дидактические игры, в которых дети овладевают умением различать, узнавать и называть основные цвета солнечного спектра (красный, желтый, синий). Затем детей знакомят с дополнительными цветами (зеленый, оранжевый, фиолетовый). После этого предлагаются игры, упражняющие детей в различении и назывании оттенков основных и дополнительных цветов (красный, темно-красный, светло-красный, вишневый, розовый и т.д.).

Начинаем работу по обучению смешивания  красок в начале года, озаглавив этот этап деятельности «Волшебные краски». Существует три основные краски: красная, желтая, синяя.  Даем детям 5 стаканов я чистой водой и производим смешивание акварельных красок при помощи кисточки для получения следующих цветов:

  • Зеленый = желтый + синий
  • Фиолетовый = красный + синий
  • Оранжевый = желтый +красный
  • Коричневый = желтый + красный + синий (темно – коричневый)
  • Коричневый = фиолетовый + желтый (светло – коричневый)

Дидактические игры этого этапа.

1 Дидактическая игра «Волшебный цветок»

Цель: составлять путем наложения стекляшек новые оттенки цвета, запоминая названия.

Материал: кружки из прозрачного цветного пластика, белые альбомные листы.

Ход.

Частично накладывая разноцветные круги один на другой в виде цветка,  образовывать новые цвета и правильно их называть.

2. Дидактическая игра « Хоровод цветов»

Цель: учить различать основные и составные цвета, называть их.

Материал: цветные полоски из прозрачных файлов (красные, желтые, синие), белая скатерть.

Ход.

На столе из полосок 3-х основных цветов путем наложения крест накрест получить другие цвета ( фиолетовый, оранжевый, зеленый).

     Чтобы научить детей получать более светлые оттенки одного цвета учим разбавлять водой акварельные краски. Чем больше воды добавляем в краску, тем светлее получается оттенок.

3. Дидактическая игра «Подберем одежда для  кукол»

Цель: учить различать и называть оттенки одного и того же цвета.

Материал: силуэты кукол с разноцветными бантиками и предметы одежды разных оттенков.

Ход.

Предлагаю одеть кукол в цвета, соответствующие цвету банта. Если  бантик зеленый – выбираем всю одежду  зеленых оттенков, правильно их  называя (темно зеленое платье, салатовые туфли и т. д.)

По такому же принципу проводятся дидактические игры «Цветное лото», «Ягоды (овощи) поспели».

          Следующий момент обучения — знакомство детей с теплыми и холодными тонами.  Объясняем, что художники к “теплым” цветам относят цвета, приближенные к цвету огня: оранжевый, красно-оранжевый, желто-оранжевый. К “холодным”-относят цвета льда и воды: сине-зеленый, синий. Коричневый и фиолетовый цвета относятся к нейтральным, так как они состоят наполовину из теплых и холодных цветов.

Дети выполняют работы в теплых или холодных тонах. Холодная гамма создает впечатление успокоенности, отдаленности, пространства. Теплая гамма дарит ощущение радости, энергии или активности.

Для начинающего художника весьма важно хорошо владеть визуально-сравнительным методом, так как это очень поможет ему при построении красивой и гармоничной композиции.

 После того, как дети познакомятся с холодными тонами   на занятиях , работа продолжается в повседневной жизни. Небольшими группами по 2 – 3 ребенка и индивидуально дети рисуют голубой лед,  синий вечер, расписывают концом кисти узоры на стекле ( игровое упражнение «Необычные узоры Дедушки Мороза»). Эти упражнения особенно ценны для развития творческого воображения и фантазии. Можно рисовать узоры  другим способом: контур окна из бумаги равномерно покрывается крахмальным клейстером, а рисунок наносится с помощью деревянной палочки.

С помощью теплых тонов  можно нарисовать яркие, веселые картинки. Цветы, веселые Гномы в красивых нарядных курточках способны создать радостное настроение. Больше разнообразие дидактических игр и игровых упражнений можно подобрать и провести на этом этапе.

1. Дидактическая игра «Собери букет для Золушки и Снегурочки».

Цель: упражнять в различении теплых и холодных тонов.

Материал: Цветы разного цвета, плоскостные изображения Золушки и Снегурочки.

Ход.

Игровой момент – Снегурочки и Золушка собираются на бал. Они идут в сад за цветами для гостей. Предлагаем букет для Золушки  собрать из   теплых цветов, а Снегурочке из холодных.

2. Дидактическая игра « Царство Русалочки и Снежной Королевы»

Цель: учить разукрашивать предметы в соответствующие холодные и теплые тона.

Материал: вырезанные из бумаги предметы интерьера, изображение морского царства и снежной комнаты на больших листах.

Ход.

Дети украшают залы одинаковыми предметами,  но разукрашивают их в соответствующие тона, объясняя выбор красок.

        Таинственный мир красок, который дошкольники открывают  для себя, это мир искусства — это мир, чудесно преображенный художником, а творчество не что иное, как счастье самовыражения, волшебство и радость жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры при обучении старших дошкольников грамоте

Опыт показывает, что самое обычное задание со звучащим словом можно преподнести так, что оно вызовет большой интерес, и дети с удовольствием выполнят эту работу, которая в другом случае им показалась ...

Доклад "Использование дидактических игр по обучению детей детей математике". Из опыта работы.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра будет являться средством воспитания, если ...

Презентация "По дороге к азбуке: роль дидактических игр при обучении грамоте дошкольников"

В презентации представлены различные игры с детьми по обучению грамоте....

Применение игровой технологи в развивающих играх с дидактическим материалом для детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы).

Применение игровой технологии посредством применения  развивающих игр конструктивного характера для детей старшего дошкольного возраста...

Роль семьи в воспитании детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

По мнению известного педагога Сухомлинского В. А., взаимоотношения между отцом и матерью - это основная модель поведения, которая станет путеводной звездой в жизни человека. Когда в семье появляется м...

Обучение старших дошкольников рассказыванию из опыта на наглядной основе

Исследование в возможном подтверждении гипотезы: наглядная основа является эффективным средством обучения старших дошкольников рассказыванию из опыта. Статья по итогам исследования....

Картотека дидактических игр по обучению старших дошкольников составлению дидактического синквейна

В данной картотеке представлен практический материал в виде систематизациидидактических игр по обучению старших дошкольников составлению дидактического синквейна....