Проект «Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством использования исследовательских методов обучения в группе компенсирующей направленности»
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме

Татьяна Викторовна Мишустина

Исследовательская активность помогает становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Именно в старшем дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей - развивающиеся возможности мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_eksperimentalnoy_deyatelnosti.doc332.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное

дошкольное образовательное  учреждение

детский сад комбинированного вида №19 «Родничок»

  Тема проекта: «Развитие познавательной активности старших      дошкольников посредством использования исследовательских методов обучения в группе компенсирующей направленности»

                                                            Автор: Мишустина Татьяна Викторовна

                                                                           

                                                                                                     

                                                     2013 г

Авторы проекта: Мишустина Татьяна Викторовна и Зарайская Татьяна Васильевна, воспитатели МБДОУ детский сад комбинированного вида №19 «Родничок».

Вид проекта: познавательный, групповой.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители

Время реализации проекта: сентябрь 2013 года – декабрь 2013 года.

Актуальность: Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве. Дошкольное образование призвано способствовать развитию исследовательской активности и инициативы детей. Исследовательская активность помогает становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Именно в старшем дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей - развивающиеся возможности мышления.

Проблема: неумение дошкольников устанавливать причинно - следственные связи между объектами действительности.

 Недостаточная компетентность родителей по удовлетворению любознательности в домашних условиях.

Цель проекта: применение исследовательских методов обучения для развития у дошкольников интереса к познанию нового, формирование ребёнка как самостоятельного и инициативного субъекта деятельности.

Задачи:  

  • обеспечить освоение детьми основополагающих культурных  форм упорядочения опыта (причинно-следственные,  пространственные, временные отношения);
  • обеспечить переход от предметно-практического к образно- символическому действию (схематизация, символизация);
  • способствовать развитию познавательной инициативы дошкольников, стимулировать поиск сходства и различия вещей и явлений, словесный анализ-рассуждение;
  • способствовать развитию исследовательской активности дошкольников в различных видах деятельности;
  • проводить НОД в форме партнерской деятельности, где дошкольники получают возможность проявить собственную исследовательскую активность;
  • организовать взаимодействие с семьёй по повышению компетентности родителей по данной теме;

Новизна проекта: заключается в комбинации элементов традиционных методов организации мыслительной деятельности: репродуктивных (словесных, наглядных) и нетрадиционных - эвристических, исследовательских методов и приёмов (игры - фокусы, занимательные упражнения, эксперименты), с применением комплексно-тематического подхода к перспективному планированию.

Краткая аннотация проекта: обеспечение положительной динамики познавательной активности дошкольников в различных видах деятельности путём использования исследовательских методов обучения.

Этапы реализации проекта. 

 

I.Подготовительный этап

№ п/п

Мероприятие

Участники

Форма проведения

Срок

1.

Подготовка материала и оборудования.

воспитатели

сентябрь

2.

Изучение методической литературы по теме.

воспитатели

См. библиографический список

 сентябрь

3.

Поиск, изучение эффективных технологий и методик развития познавательной активности старших      дошкольников посредством использования исследовательских методов.

воспитатели

 сентябрь

4.

Выбор концепции реализации проекта.

 сентябрь

5.

Обоснование путей реализации проекта.

 сентябрь

 

 II. Основной (практический)

№ п/п

Мероприятие

Участники проведения

Форма

Срок

1.

«УХОД ЗА КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ»

воспитатели, дети

НОД  с элементами экспериментирования                            

октябрь

2.

Рекомендации для родителей по формированию любознательности «Что нужно, а что нельзя делать»

воспитатели, родители

Рекомендации на информационном стенде

октябрь

3.

 Прогулка «Наблюдения за снегом и льдом»

воспитатели, дети

прогулка

ноябрь

4.

Серия экспериментов на выявление принципа сохранения длины, объёма, количества предметов, расстояния.

воспитатели, дети

Экспериментирование

Ноябрь, декабрь

III.Результативный этап

 

№ п/п

Мероприятие

Участники проведения

Форма

Срок

1.

Разработано комплексно - тематическое планирование работы.

воспитатели

таблица

октябрь

2.

перспективный план использования исследовательских методов обучения в различных видах деятельности

воспитатели

таблица

ноябрь

4.

«Осень в стихах»

воспитатели

презентация

 ноябрь

6.

диагностика

воспитатели

диаграмма

  декабрь

Положительным результатом данной работы является то, что дети

Проявляют  интерес к исследовательскому поиску как в специально созданных проблемных ситуаций, так и в свободной деятельности.

Дошкольники адекватно принимают проблемную задачу, самостоятельно обнаруживают проблемные объекты и противоречия в повседневной жизни, активно выдвигают различные предположения, осуществляют практический поиск решения проблемы, используя комбинаторный перебор средств решения, рассуждают вслух, не ограничиваются одним решением, отбирают необходимые приборы для получения эффективного результата. По своей инициативе предпринимают дальнейшее исследование с интересными для себя объектами, активно ищут, и находят возможности для нового варианта решения, проявляют настойчивость в получении результата, выражают удовлетворение от экспериментирования, положительно оценивают результаты своей деятельности, стремятся к взаимодействию с другими детьми.

Можно сделать вывод, что исследовательские методы обучения являются средством развития познавательной активности дошкольников, их систематическое использование способствует воспитанию инициативного, любознательного, самостоятельного, успешного ребенка, с хорошо развитыми интеллектуальными способностями.

Библиографический  список:

1.  Бакаева, О.Н. «Педагогические условия формирования интеллектуальных умений у старших дошкольников». - Елец, 2000. - 206 с.

3.  Дыбина, О.В., Рахманова, Н.П., Щетинина, В.В. Неизвестное рядом:

Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В.Дыбина (отв. ред.) - М.: ТЦ «Сфера», 2001.

4. Кларин М.В.  «Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках» - 1994 г.

5. Короткова, Н.А.«Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»/ Ребенок в детском саду. - 2002.- №1. - с.42.

6. Кошкина, Э.Е. «Познавательная деятельность в детском саду». - Курск, 1995. - 11 с.

7. Морозова, Н.Г. «Воспитание познавательных интересов у детей в семье». - М., Педагогика, 1983. - 224с.

8. Поддъяков, Н.Н. «Содержание и методы умственного воспитания дошкольников». - М., 1980. - 200 с.

9. Савенков, А.И. «»Путь к одаренности. Исследовательское поведение дошкольников». - М., 2004. - 272 с.

10. Савенков, А.И. «Методика проведения учебных исследований в детском саду»

11. Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2008. – 64 с. (Развитие и воспитание дошкольника) «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Методические рекомендации.

12. Малыгина И.В., Т.И. Новикова, И.Я. Беляева «Удивительные приключения маленького Почемучки» (методическое пособие для воспитателей дошкольного образования) – Курск, 1997 г.

13. Шапиро А.И.  «Секреты знакомых предметов» (опыты и эксперименты для детей) – Санкт-Петербург, 2009 г.

14. Под ред.  Вераксы, М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой  «От рождения до школы».

15. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» под ред. Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад из опыта работы: «Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством использования исследовательских методов обучения в группе компенсирующей направленности»

Актуальность избранной  мною темы на современном этапе очевидна.Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исс...

«Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством использования исследовательских методов обучения в группе компенсирующей направленности»

Современное общество нуждается в активной личности, способной к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Дошкольное образование призвано способствовать р...

"Развитие познавательной активности дошкольников, посредством экспериментально-исследовательской деятельности"

статья из опыта работы "Развитие познавательной актианости лошкольников, посредством экспериментально-исследовательской деятельности"...

Опыт работы: Развитие познавательной активности дошкольников через использование интерактивных методов обучения в условиях ФГОС ДО

Вопрос в том, как помочь маленькому ребенку  взгля­нуть на окружающий мир широко распахнутыми от удивления глазами, волнует многих из нас, педагогов.    Поиск новых методов обу...

Буклет: «Развитие познавательной активности дошкольников через использование интерактивных методов обучения в условиях ФГОС ДО»

Интерактивное обучение   - это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все воспитанники оказываются вовлечен...

Развитие познавательной активности дошкольников посредством использования технологии исследовательской деятельности в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»

Развитие исследовательских способностей ребенка-одна из важнейших задач современного образования. Это и обусловило выбор этой темы....