Творческая мастерская логопеда
презентация к занятию (логопедия, подготовительная группа) по теме

Балашова Галина Владимировна

Предлагаю вниманию коллег-логопедов и родителям наших воспитанников простые в изготовлении , доступные и интересные для старших дошкольников, игры и упражнения, которые я придумала и с успехом применяю в своей практике. Они позволяют разнообразить непосредственную образовательную деятельность педагогам и выполнение домашних заданий детям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическое царство, игровое государство.

Балашова Г. В., учитель - логопед ГБОУ Д/с 2150 г. Москвы

Ребенок  — это единое целое, и интеллект у него развивается только в контексте общего развития. Когда малыш с увлечением и самозабвенно играет, то внутри этого процесса развиваются в гармонии все стороны его личности и прежде всего — его творческий потенциал, его воображение. Именно это является ценнейшим качеством интеллекта. Креативный интеллект  развивается, прежде всего, в игре, в общении. Что в конечном итоге, стимулирует речевое развитие наших воспитанников.

Многие ученые, обращавшиеся к вопросу формирования и развития коммуникативных навыков у детей с речевой патологией, такие как Р.Е. Левина, Е.Ф. Спирова, Жинкин Н.И., Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.К. Воробьёва, приходили к выводу, что трудности  речевого общения дошкольников обусловлены недостаточным пониманием обращенной речи, отсутствием внутренней речи, неумением составить программу речевого высказывания, бедностью словарного запаса.

Учитывая повышенную утомляемость детей с нарушениями речи, необходимо менять виды наглядности как можно чаще. Поэтому применение разнообразных дидактических игр и игрушек является насущной необходимостью в коррекционной педагогике. Некоторые из  своих придумок я представляла   на конкурсе «Методическая копилка» в рамках фестиваля «Открытая книга», проходившем в Северо-Восточном округе столицы в декабре – январе 2011/12 учебного года. Это были пособия, многофункциональные игры и дыхательный тренажер. Интерес коллег, проявленный к представленному «методическому багажу» вдохновил меня на написание данной статьи.

 На основе игры «Аэробол», которая несколько лет назад была в продаже,  сделан тренажер для развития дыхания «Парящий шарик » (автор – Балашова Г.В.), который развивает сильную выдыхательную струю.

Описание пособия.  Тренажер для развития речевого дыхания «Парящий шарик» состоит из трубочки для коктейля, пенопластового шарика и банки для воды объёмом 5 литров. В дне банки делается отверстие для того, чтобы выходил воздух, в крышке – отверстие для трубочки. Для каждого ребенка педагог вставляет свою трубочку.

Правила игры. Взять трубочку в рот и придерживать правой рукой. Сделать вдох и подуть в трубочку медленно и спокойно, не поднимая плечи, не раздувая щек. Тогда шарик поднимется вверх и будет парить в потоке воздуха внутри банки.

Упражнение выполняется 3-5 раз, чтобы не спровоцировать головокружение у ребенка.

Игра «Кегельбан для дошкольников» (автор – Балашова Г.В.),  предназначена для детей старшего дошкольного возраста владеющих навыками линейного звуко - буквенного  анализа и синтеза. Игра проводится как часть занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Игра направлена на развитие коммуникативных навыков и социальной активности детей старшего дошкольного возраста.

 Это подвижная игра, которая может проводиться и в кабинете логопеда, и на воздухе. Для игры необходимы пластиковые бутылки с «Дверцами», чтобы свободно проходила рука. Внутрь бутылок закладываем пластмассовые буквы или квадраты 4 на 4 сантиметра на магнитной основе красного, синего и зеленого цвета.

А затем размещаем их на полу или на земле. Дети объединяются в команды. Задача – бросить мяч, сбить бутылку и отнести на стол своей команды. Затем дети составляют звуковые схемы слов, которые задает логопед – в первом варианте игры. Победителем  становится  команда, выполнившая задание быстрее.

Во втором варианте дети составляют слова и записывают их на магнитно-маркерной доске. У каждой команды своя доска и стол для составления слов из букв. Взрослый проверяет правильность их написания, а затем дети записывают слова на доске.

При подведении итогов нужно проверить – нет ли одинаковых слов у команд, а затем подсчитать количество слов у 1 и 2 команды. Победителем станет та команда, которая вспомнила  больше слов.

 Идея игры принадлежит Зайцеву Николаю Ивановичу, только он наполняет бутылки слоговыми кубиками и подсчитывает очки, которые даются за составленные  слова разной слоговой структуры. А мы кладём внутрь бутылок квадратики на магнитах (для линейного звукового анализа) или буквами. Используем лишь основу: игра тренирует бросок, точность попадания по бутылке и навыки письма.

Игры-соревнования вызывают особый интерес у ребят именно в этом возрасте, когда формируется мотивация достижения успеха. Логопеду важно научить дошкольников радоваться успехам товарищей, достойно выигрывать, быть справедливыми, честными в игровой ситуации.  А детям нравится то, что занятие проходит в игровой форме.

Другая игра « Мы шаги считаем, буквы называем» (автор – Балашова Г.В.) -   тоже подвижная и обучающая одновременно. В ней используются правила ограничения поведения, но в то же время, пособие способствует запоминанию зрительного образа буквы, развивает пространственные представления. Порядок игры прост.  Дети стоят в ряд, на небольшом расстоянии находится машинка с карточкой-буквой на борту.  Просим дошкольника, стоящего первым в ряду, определить сколько шагов ему нужно пройти и назвать букву. Если ребенок верно назвал количество шагов и букву, то он может взять карточку. Затем нужно сесть за стол и обвести букву по контуру, ведя указательным пальцем сверху вниз, сначала с закрытыми,  потом с  открытыми глазами. Не угадавший расстояние или неправильно назвавший букву малыш становится в конец шеренги и повторяет попытку. В зависимости от индивидуальных возможностей дошкольников можно попросить их вспомнить слово с угаданной буквой.

 Думаю, что игра может  быть проведена на занятиях по обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи 6 лет, а с детьми,  имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие, в 4-5 лет. Системное логопедическое воздействие предусматривает деятельностный подход к коррекции нарушений развития, полисенсорное развитие. Как пишет Е. А. Стребелева, «впечатления, полученные на основе зрительного, тактильного, двигательного ощущений, должны сливаться в единый образ» [6, с. 126]. Во время игры, которую я предлагаю вашему вниманию, ребенок двигается, соотносит зрительный и тактильный образ буквы, называет её, да ещё и правила должен соблюдать.

 С различения и узнавания букв начинается чтение и письмо. Исследования состояния функционального базиса чтения, проведенные А.В. Лагутиной показали, «что у 30% дошкольников пятого года жизни с ОНР отмечается низкий уровень сформированности зрительного восприятия. Изучение состояния навыка чтения у таких дошкольников обнаружили статистически значимую взаимосвязь между возможностью овладения некоторыми начальными навыками чтения, состоянием зрительной памяти ... и зрительным восприятиятием...» [7, с. 110 - 111]. Дети, которые долгое время ощупывали и обводили шершавые буквы, в результате хорошо пишут. У них вырабатывается спонтанное письмо.

Упражнение «Узнай букву» описано в книге Ю. И. Фаусек «Обучение грамоте и развитие речи по системе Монтессори» [11, с. 124] и знакомо логопедам. При закреплении  тактильного образа буквы, дошкольнику  предлагается ощупать букву с закрытыми глазами и назвать её. Логопед говорит: «Это О». Ребенок видит букву, ощупывает её, вследствие чего у него возникает три ощущения: зрительное, тактильное и мускульное (он двигает пальцы, а с ними и кисть руки в направлении письма). По мнению автора книги, ребенок делает первый шаг к работе « разума», создавая символ, знак кончиками пальцев. Таким образом, рецепторы речедвигательного анализатора, находящиеся на кончиках пальцев, передают в мозг сигнал о тактильном образе буквы. Педагоги коррекционных групп начинают эту работу со второй младшей группы, когда необходимо научить малышей различать геометрические фигуры. В качестве материала используют не только наждачную бумагу, но и коврики «травка», и плоские подносы с насыпанной манной крупой и т.п. В старшем дошкольном возрасте ребенок обводит буквы, вырезанные из мелкой наждачной бумаги, а затем повторяет те же движения на подносе с манкой. На дно подноса мы кладем красный картон, если изучаем гласную букву; синий, если буква обозначает твёрдый согласный звук и т.д.

 В этой  игре  с удовольствием принимают участие даже те дети, которые до этого не хотели учиться читать!

 Предложенная игра  не требует специальной подготовки и может проводиться не только в дошкольном учреждении, но и дома. 

 Игровое упражнение «Мяч в цель бросай - звуки закрепляй!» нравится всем дошкольникам старшего возраста: и мальчикам и девочкам.

 Цели: создание условий для коррекции речевых нарушений с помощью игровой мотивации;

 закрепление пройденного материала;

совершенствование словесно – логического мышления.

 Задачи: развивать фонематический слух;

 совершенствовать навыки звукового анализа слов;

 закреплять знания об отличительных признаках гласных и согласных звуков, опираясь на особенности звучания и артикуляции;

 стимулировать двигательную активность дошкольников.

Оборудование: большие предметные картинки, мишень формата  А 3, мячи красного, зеленого и синего цветов.

  Правила проведения игрового упражнения:

  1. определить первый звук в слове,
  2.  выбрать мяч нужного цвета,
  3.  бросить его в цель.

 Обозначаем  место, с которого делаем бросок. Если не попал, можно повторить попытку. Главное – объяснить выбор мяча. Естественно, необходим тщательный выбор картинок. Не берем слова, начинающиеся на йотированные дифтонги, учитываем программу, по которой работаем. Можно использовать это упражнение, как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях.

Непосредственная образовательная деятельность, сопряженная с движением,  вызывают интерес наших «маленьких учеников», потому что опирается на принцип активности. Он заключается в том, что человек усваивает 10% из того, что слышит; 50% из того, что видит; 90% из того, что делает. «Если я двигаюсь, мозг мой работает», - говорил Жан-Жак Руссо.

 Обучая своих воспитанников  в процессе игры, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость познания чего-то нового.

                    С использованием игровых моментов усвоение сложных понятий происходит без особого нервного напряжения: ребёнок с усердием постарается овладеть тем, что способствует успеху игры. И мы, педагоги-логопеды, таким образом, решим нашу главную задачу – повысим самооценку своих воспитанников и поможем им адаптироваться в школьной жизни.

Использованная литература.

1.Беженова М.А. Веселая грамматика. Сталкер, Донецк, 1998.

2. Борякова Н.Ю Соболева Н.Ю., Ткачева В.В. Практикум по коррекционно-развивающим задачам,М., 1994.

3. Блыскина И.В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2004.

4. Васильева С. А., Соколова Н.В. Дидактические игры в работе логопеда-практика. М., 1998.

5. Зайцев Н.А. Кубики Зайцева. Гранит, СПб, 2005.

6. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно-отсталых дошкольников. Москва, «Бук-Мастер», 1983, с. 126.

7. Лагутина А.В. Нарушения речи и обучение чтению детей пятого года жизни. – М., Национальный книжный центр, 2011, с. 100-101.

8. Лапковская В.П., Володькова Н.П. Речевые развлечения в детском саду. Сборник сценариев. М., Мозаика-Синтез.

9. Селивёрстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. М., Просвещение, 1998.

10 Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. М., Мозаика-Синтез, 2007.

11. Фаусек Н.Ю. Обучение грамоте и развитие речи по системе Монтессори, ГИЗ, Ленинград, 1924, с. 124.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая мастерская «Формирование творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования»

Цель: расширить знания педагогов через знакомство с нетрадиционными техниками рисования, как средства развития детского изобразительного творчества.Задачи:- познакомить педагогов с нетрадиционной техн...

Творческая мастерская (с использованием интерактивной доски) с детьми средней группы детского сада «Солнышко» Тема: «Дымковская мастерская»

Задачи: - уточнить элементы дымковской росписи, выделять  геометрические узоры (круги, прямые, волнистые и ломаные линии, клетка, точки-горошины);- формировать умения работать с интерактивн...

Творческая презентация «Формирование социальных качеств у дошкольников в процессе совместной деятельности в творческой «мастерской»

Материал о формировании социальных качеств у дошкольников в процессе совместной творческой деятельности в "мастерсткой"...

Рабочая программа по курсу Развитие познавательных и творческих способностей "Творческая мастерская"

  Предлагаю рабочую программу по развитию познавательных и творческих способностей "Творческая мастерская".  Работа кружка "Творческая мастерская" нацелена на общее развитие ребе...

Творческая мастерская "родители и дети". План мастерской "Мои фантазии"

Творческая мастерская проводится при участии родителей. Художественное творчество....

Приобщение дошкольников к театру через искусство художественного слова и живопись «Организация деятельности детей и педагога в творческой мастерской». Тема: «Театральная мастерская»

Конспект организации совместной деятельности педагога и детей в творческой мастерской по приобщению детей к театру через искусство и художественное слово. Народная сказка "Колобок" на новый ...