Творческая мастерская логопеда
презентация к занятию (логопедия, подготовительная группа) по теме
Предлагаю вниманию коллег-логопедов и родителям наших воспитанников простые в изготовлении , доступные и интересные для старших дошкольников, игры и упражнения, которые я придумала и с успехом применяю в своей практике. Они позволяют разнообразить непосредственную образовательную деятельность педагогам и выполнение домашних заданий детям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Авторские логопедические игры и упражнения для старших дошкольников. | 24.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическое царство, игровое государство.
Балашова Г. В., учитель - логопед ГБОУ Д/с 2150 г. Москвы
Ребенок — это единое целое, и интеллект у него развивается только в контексте общего развития. Когда малыш с увлечением и самозабвенно играет, то внутри этого процесса развиваются в гармонии все стороны его личности и прежде всего — его творческий потенциал, его воображение. Именно это является ценнейшим качеством интеллекта. Креативный интеллект развивается, прежде всего, в игре, в общении. Что в конечном итоге, стимулирует речевое развитие наших воспитанников.
Многие ученые, обращавшиеся к вопросу формирования и развития коммуникативных навыков у детей с речевой патологией, такие как Р.Е. Левина, Е.Ф. Спирова, Жинкин Н.И., Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.К. Воробьёва, приходили к выводу, что трудности речевого общения дошкольников обусловлены недостаточным пониманием обращенной речи, отсутствием внутренней речи, неумением составить программу речевого высказывания, бедностью словарного запаса.
Учитывая повышенную утомляемость детей с нарушениями речи, необходимо менять виды наглядности как можно чаще. Поэтому применение разнообразных дидактических игр и игрушек является насущной необходимостью в коррекционной педагогике. Некоторые из своих придумок я представляла на конкурсе «Методическая копилка» в рамках фестиваля «Открытая книга», проходившем в Северо-Восточном округе столицы в декабре – январе 2011/12 учебного года. Это были пособия, многофункциональные игры и дыхательный тренажер. Интерес коллег, проявленный к представленному «методическому багажу» вдохновил меня на написание данной статьи.
На основе игры «Аэробол», которая несколько лет назад была в продаже, сделан тренажер для развития дыхания «Парящий шарик » (автор – Балашова Г.В.), который развивает сильную выдыхательную струю.
Описание пособия. Тренажер для развития речевого дыхания «Парящий шарик» состоит из трубочки для коктейля, пенопластового шарика и банки для воды объёмом 5 литров. В дне банки делается отверстие для того, чтобы выходил воздух, в крышке – отверстие для трубочки. Для каждого ребенка педагог вставляет свою трубочку.
Правила игры. Взять трубочку в рот и придерживать правой рукой. Сделать вдох и подуть в трубочку медленно и спокойно, не поднимая плечи, не раздувая щек. Тогда шарик поднимется вверх и будет парить в потоке воздуха внутри банки.
Упражнение выполняется 3-5 раз, чтобы не спровоцировать головокружение у ребенка.
Игра «Кегельбан для дошкольников» (автор – Балашова Г.В.), предназначена для детей старшего дошкольного возраста владеющих навыками линейного звуко - буквенного анализа и синтеза. Игра проводится как часть занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Игра направлена на развитие коммуникативных навыков и социальной активности детей старшего дошкольного возраста.
Это подвижная игра, которая может проводиться и в кабинете логопеда, и на воздухе. Для игры необходимы пластиковые бутылки с «Дверцами», чтобы свободно проходила рука. Внутрь бутылок закладываем пластмассовые буквы или квадраты 4 на 4 сантиметра на магнитной основе красного, синего и зеленого цвета.
А затем размещаем их на полу или на земле. Дети объединяются в команды. Задача – бросить мяч, сбить бутылку и отнести на стол своей команды. Затем дети составляют звуковые схемы слов, которые задает логопед – в первом варианте игры. Победителем становится команда, выполнившая задание быстрее.
Во втором варианте дети составляют слова и записывают их на магнитно-маркерной доске. У каждой команды своя доска и стол для составления слов из букв. Взрослый проверяет правильность их написания, а затем дети записывают слова на доске.
При подведении итогов нужно проверить – нет ли одинаковых слов у команд, а затем подсчитать количество слов у 1 и 2 команды. Победителем станет та команда, которая вспомнила больше слов.
Идея игры принадлежит Зайцеву Николаю Ивановичу, только он наполняет бутылки слоговыми кубиками и подсчитывает очки, которые даются за составленные слова разной слоговой структуры. А мы кладём внутрь бутылок квадратики на магнитах (для линейного звукового анализа) или буквами. Используем лишь основу: игра тренирует бросок, точность попадания по бутылке и навыки письма.
Игры-соревнования вызывают особый интерес у ребят именно в этом возрасте, когда формируется мотивация достижения успеха. Логопеду важно научить дошкольников радоваться успехам товарищей, достойно выигрывать, быть справедливыми, честными в игровой ситуации. А детям нравится то, что занятие проходит в игровой форме.
Другая игра « Мы шаги считаем, буквы называем» (автор – Балашова Г.В.) - тоже подвижная и обучающая одновременно. В ней используются правила ограничения поведения, но в то же время, пособие способствует запоминанию зрительного образа буквы, развивает пространственные представления. Порядок игры прост. Дети стоят в ряд, на небольшом расстоянии находится машинка с карточкой-буквой на борту. Просим дошкольника, стоящего первым в ряду, определить сколько шагов ему нужно пройти и назвать букву. Если ребенок верно назвал количество шагов и букву, то он может взять карточку. Затем нужно сесть за стол и обвести букву по контуру, ведя указательным пальцем сверху вниз, сначала с закрытыми, потом с открытыми глазами. Не угадавший расстояние или неправильно назвавший букву малыш становится в конец шеренги и повторяет попытку. В зависимости от индивидуальных возможностей дошкольников можно попросить их вспомнить слово с угаданной буквой.
Думаю, что игра может быть проведена на занятиях по обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи 6 лет, а с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие, в 4-5 лет. Системное логопедическое воздействие предусматривает деятельностный подход к коррекции нарушений развития, полисенсорное развитие. Как пишет Е. А. Стребелева, «впечатления, полученные на основе зрительного, тактильного, двигательного ощущений, должны сливаться в единый образ» [6, с. 126]. Во время игры, которую я предлагаю вашему вниманию, ребенок двигается, соотносит зрительный и тактильный образ буквы, называет её, да ещё и правила должен соблюдать.
С различения и узнавания букв начинается чтение и письмо. Исследования состояния функционального базиса чтения, проведенные А.В. Лагутиной показали, «что у 30% дошкольников пятого года жизни с ОНР отмечается низкий уровень сформированности зрительного восприятия. Изучение состояния навыка чтения у таких дошкольников обнаружили статистически значимую взаимосвязь между возможностью овладения некоторыми начальными навыками чтения, состоянием зрительной памяти ... и зрительным восприятиятием...» [7, с. 110 - 111]. Дети, которые долгое время ощупывали и обводили шершавые буквы, в результате хорошо пишут. У них вырабатывается спонтанное письмо.
Упражнение «Узнай букву» описано в книге Ю. И. Фаусек «Обучение грамоте и развитие речи по системе Монтессори» [11, с. 124] и знакомо логопедам. При закреплении тактильного образа буквы, дошкольнику предлагается ощупать букву с закрытыми глазами и назвать её. Логопед говорит: «Это О». Ребенок видит букву, ощупывает её, вследствие чего у него возникает три ощущения: зрительное, тактильное и мускульное (он двигает пальцы, а с ними и кисть руки в направлении письма). По мнению автора книги, ребенок делает первый шаг к работе « разума», создавая символ, знак кончиками пальцев. Таким образом, рецепторы речедвигательного анализатора, находящиеся на кончиках пальцев, передают в мозг сигнал о тактильном образе буквы. Педагоги коррекционных групп начинают эту работу со второй младшей группы, когда необходимо научить малышей различать геометрические фигуры. В качестве материала используют не только наждачную бумагу, но и коврики «травка», и плоские подносы с насыпанной манной крупой и т.п. В старшем дошкольном возрасте ребенок обводит буквы, вырезанные из мелкой наждачной бумаги, а затем повторяет те же движения на подносе с манкой. На дно подноса мы кладем красный картон, если изучаем гласную букву; синий, если буква обозначает твёрдый согласный звук и т.д.
В этой игре с удовольствием принимают участие даже те дети, которые до этого не хотели учиться читать!
Предложенная игра не требует специальной подготовки и может проводиться не только в дошкольном учреждении, но и дома.
Игровое упражнение «Мяч в цель бросай - звуки закрепляй!» нравится всем дошкольникам старшего возраста: и мальчикам и девочкам.
Цели: создание условий для коррекции речевых нарушений с помощью игровой мотивации;
закрепление пройденного материала;
совершенствование словесно – логического мышления.
Задачи: развивать фонематический слух;
совершенствовать навыки звукового анализа слов;
закреплять знания об отличительных признаках гласных и согласных звуков, опираясь на особенности звучания и артикуляции;
стимулировать двигательную активность дошкольников.
Оборудование: большие предметные картинки, мишень формата А 3, мячи красного, зеленого и синего цветов.
Правила проведения игрового упражнения:
- определить первый звук в слове,
- выбрать мяч нужного цвета,
- бросить его в цель.
Обозначаем место, с которого делаем бросок. Если не попал, можно повторить попытку. Главное – объяснить выбор мяча. Естественно, необходим тщательный выбор картинок. Не берем слова, начинающиеся на йотированные дифтонги, учитываем программу, по которой работаем. Можно использовать это упражнение, как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях.
Непосредственная образовательная деятельность, сопряженная с движением, вызывают интерес наших «маленьких учеников», потому что опирается на принцип активности. Он заключается в том, что человек усваивает 10% из того, что слышит; 50% из того, что видит; 90% из того, что делает. «Если я двигаюсь, мозг мой работает», - говорил Жан-Жак Руссо.
Обучая своих воспитанников в процессе игры, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость познания чего-то нового.
С использованием игровых моментов усвоение сложных понятий происходит без особого нервного напряжения: ребёнок с усердием постарается овладеть тем, что способствует успеху игры. И мы, педагоги-логопеды, таким образом, решим нашу главную задачу – повысим самооценку своих воспитанников и поможем им адаптироваться в школьной жизни.
Использованная литература.
1.Беженова М.А. Веселая грамматика. Сталкер, Донецк, 1998.
2. Борякова Н.Ю Соболева Н.Ю., Ткачева В.В. Практикум по коррекционно-развивающим задачам,М., 1994.
3. Блыскина И.В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2004.
4. Васильева С. А., Соколова Н.В. Дидактические игры в работе логопеда-практика. М., 1998.
5. Зайцев Н.А. Кубики Зайцева. Гранит, СПб, 2005.
6. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно-отсталых дошкольников. Москва, «Бук-Мастер», 1983, с. 126.
7. Лагутина А.В. Нарушения речи и обучение чтению детей пятого года жизни. – М., Национальный книжный центр, 2011, с. 100-101.
8. Лапковская В.П., Володькова Н.П. Речевые развлечения в детском саду. Сборник сценариев. М., Мозаика-Синтез.
9. Селивёрстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. М., Просвещение, 1998.
10 Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. М., Мозаика-Синтез, 2007.
11. Фаусек Н.Ю. Обучение грамоте и развитие речи по системе Монтессори, ГИЗ, Ленинград, 1924, с. 124.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая мастерская «Формирование творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования»
Цель: расширить знания педагогов через знакомство с нетрадиционными техниками рисования, как средства развития детского изобразительного творчества.Задачи:- познакомить педагогов с нетрадиционной техн...
Творческая мастерская (с использованием интерактивной доски) с детьми средней группы детского сада «Солнышко» Тема: «Дымковская мастерская»
Задачи: - уточнить элементы дымковской росписи, выделять геометрические узоры (круги, прямые, волнистые и ломаные линии, клетка, точки-горошины);- формировать умения работать с интерактивн...
Творческая презентация «Формирование социальных качеств у дошкольников в процессе совместной деятельности в творческой «мастерской»
Материал о формировании социальных качеств у дошкольников в процессе совместной творческой деятельности в "мастерсткой"...
Рабочая программа по курсу Развитие познавательных и творческих способностей "Творческая мастерская"
Предлагаю рабочую программу по развитию познавательных и творческих способностей "Творческая мастерская". Работа кружка "Творческая мастерская" нацелена на общее развитие ребе...
Творческая мастерская "Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей"
Мастер класс для воспитателей по нетрадиционной техники рисования....
Творческая мастерская "родители и дети". План мастерской "Мои фантазии"
Творческая мастерская проводится при участии родителей. Художественное творчество....
Приобщение дошкольников к театру через искусство художественного слова и живопись «Организация деятельности детей и педагога в творческой мастерской». Тема: «Театральная мастерская»
Конспект организации совместной деятельности педагога и детей в творческой мастерской по приобщению детей к театру через искусство и художественное слово. Народная сказка "Колобок" на новый ...