Тема творческой презентации «Формирование социальных качеств у дошкольников в процессе совместной деятельности в творческой «мастерской» Зимагулова Т.М. - воспитатель 1-я кв. категория, МБДОУ «ДСОВ №47» г.Братск Включенность в детскую группу — событие в жизни каждого ребенка. В детском сообществе он испытывает эмоциональное благополучие, ощущает себя равным, принятым сверстниками, чувствует уверенность в себе и своих силах.
Е.Е.Шулешко
Здравствуйте, уважаемые члены жюри, коллеги, гости! Я приглашаю вас в творческую мастерскую «Творим и мастерим!». Считаю, что организация деятельности дошкольников в творческой «мастерской» уникальная возможность для раскрытия творческих способностей в процессе развития ручной умелости и формирования социальных качеств, таких как активность, самостоятельность, инициатива. Технология мастерской (С. Френе, Ж. Пиаже, А. Н. Тубельский, М. П. Щетинин), возникшая во Франции, интересна тем, что в ее основе лежит принцип передачи воспитанникам способов работы, а не конкретных знаний, что инициирует развитие личности, способной к самосовершенствованию и саморазвитию.
Актуальность: Формирование социально адаптированной личности является одной из актуальных задач в современных условиях. Сегодня необходимы изменения в содержании и способах организации педагогического процесса в детском саду, ориентированных на самоценные, детские виды деятельности. В моей мастерской для дошколят открывается возможность общения со сверстниками, раскрытия детской индивидуальности, проявления оригинальности мышления. Учитывая то, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы нравственного поведения, что детям свойственен огромный потенциал фантазии, который с возрастом снижается, моя задача, развивать социальные качества в процессе творческой деятельности. Цель: развитие социальных качеств Занятия по ручному труду в мастерской - уникальная возможность для этого, так как обеспечивает: - Установление доброжелательных отношений;
- Создание комфортных условий для творческой деятельности;
- Возможности самореализации дошкольников;
- Объединение вокруг ребенка детского сообщества;
- Возможность проявлять социальную мотивацию;
- Способность адаптироваться в любой обстановке.
Считаю важным в своей работе: -Накопление личного практического опыта в процессе деятельности творческой мастерской; -Создание специальных условий для формирований социальных навыков; -Творческое переосмысление полученного опыта; -Использование авторских находок. Я уверена, что детская непосредственность, любознательность, способность к самовыражению и моя профессиональная позиция помогут мне в решении задач направленных на формирование социальных качеств: - Формирование уверенности в своих возможностях, самооценки, навыков общения;
- Формирование интереса к окружающему миру;
- Развитие познавательных процессов;
- Усвоение норм поведения;
- Развитие творческой активности.
Реализации задач способствуют: - ориентация не на процесс, а на результат; - индивидуальный и дифференцированный подход к каждому воспитаннику; -обеспечение свободы выбора и реализации замысла каждого; поощрение высказывания оригинальных идей; использование личного примера, творческого подхода к решению проблем. Занятия в творческой мастерской организую 2 раза в неделю, в определенные дни и время. Это создает привычный распорядок жизни и настрой на предстоящую работу. Занятия проводятся не в дополнение, а в замен традиционных. Для детей занятия обозначены как работа в мастерской в организованном пространстве, где целенаправленно созидаются вещи из разных материалов, красивые, интересные и нужные. - «Дары природы» (изготовление поделок из природного материала, соленого теста);
- «Из бумаги и картона» (изготовление поделок из бумаги и картона);
- «Не выбрасывай» (изготовление поделок из использованного материала);
- «Ниточка с иголочкой» (работа с тканью, бисером);
- «Есть идея!» (изготовление сувениров, подарков для родных и друзей).
Работа в мастерской организуется в утренние часы. Тематика и направление работы определяется темой недели. Мастерская как форма организации предполагает создание условий: - организацию общего рабочего пространства,
- возможность выбора цели из нескольких - по возможностям и интересам.
- открытый временной конец занимательного дела, позволяющий каждому действовать в индивидуальном темпе.
Прежде всего, организую общее пространство для работы: несколько сдвинутых столов, необходимый материал, инструменты, образцы, чертежи. Дети устраиваются за столом, где кто захочет, от раза к разу выбирая себе соседей сам. Организованное таким образом пространство обеспечивает возможность каждому ребенку видеть действия других, непринужденно обсуждать цели, ход работы. Предлагаемая детям работа рассчитана в пределах 25-30 мин., при этом учитывается некоторый резерв времени, чтобы каждый смог, не торопясь, включиться в работу, справиться с ней, действуя в собственном темпе. В связи с этим занятие предполагает открытый временной конец. Дети включаются в деятельность добровольно по принципу «Я тоже хочу делать это!» . Деятельность в мастерской проходит по определенной структуре: *ритуал начала и окончания занятия (психогимнастические и игровые упражнения), например, дети передают друг другу мяч и рассказывают о своем настроении. *постановка проблемы (педагог сообщает о проблеме, создает ситуацию, побуждающую детей включиться в решение поставленной задачи, выдвигая различные идеи) , * своевременный поиск путей решения проблемы, метод «Мозгового штурма», метод активизирует творческое мышление благодаря определенным правилам: можно высказывать любую идею - никто не назовет ее плохой, можно комбиниовать. модефицировать, улучшать идеи других, чем невероятнее идея, чем лучше -тем лучше результат. * совместная работа в микрогруппах (индивидуальная, коллективная), творческие работы выполняются детьми самостоятельно, без помощи и контроля взрослого. Если после «мозгового штурма» ребенок чувствует, что еще не готов к самостоятельной работе, провожу с ним индивидуальную дополнительную разминку. Созданию и поддерживанию атмосферы творчества и психологической безопасности способствуют методы, направленные на коллективное взаимодействие и сотрудничество, повышение социального статуса: 1) мотивационный компонент при постановке задач («сделать подарок другу, лакомство для птиц»); 2) ситуация сотрудничества работая в парах, подгруппах, командах; 3) игровые проблемные ситуации «поможем зайцу выбрать шубку для зимы», «поможем солнышку засветить»; 4) ситуации морального выбора (помощь в завершении начатой поделки и т.д.). В работе творческой мастерской использую технологии личностно-ориентированного обучения: проблемные ситуации, «Как сделать бусы из муки? », «Можно ли рисовать без красок?»; игровое обучение, с помощью которого формирую гибкое оригинальное мышление и освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций; внутригрупповую дифференциацию (распределение детей по группам с учетом интересов «давайте решим, кто будет делать радугу, а кто солнце…»). Для активизации творческой активности использую приемы: -Приемы ТРИЗ - технологии, например, даю детям задание сделать аппликацию по фантазийным темам «Чудо- дерево», «Сказочное животное»; -Игры – опыты с фактурными отпечатками, опыты с бумагой; -Творческие задания «Угощение для любимого животного», «Цветок дружбы». -Игры и упражнения на формирование эмоционально мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям («Подарок для ребенка, который заболел», «Сувенир для папы и мамы, у которого день рождение»). -Контроль эмоционального состояния с помощью приема «Цветопись» * итог занятия Дети демонстрируют свои работы, рассказывают о своем варианте изготовления, получают позитивную обратную связь от меня и других детей. Это происходит через я - послания, которым детей специально обучаю («Мне нравится эта твоя идея», «Я удивлен, что ты…). После этого сообщаю о том, почему, по моему мнению, занятие было успешным. В конце занятия организую ритуал расставания. Считаю важным - умение занять правильную партнерскую позицию, способствующую развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывать стремление к достижению и создание эмоционального комфорта. (Давайте сегодня... Кто хочет, устраивайтесь удобнее... Кто хочет — присоединяйтесь...) Включаюсь в деятельность наравне с детьми, выбрав для себя цель, сама начинаю действовать, являясь образцом. Не инструктуирую, не контролирую, но активно обсуждаю замысел, анализирую вместе с детьми образцы, комментирую отдельные шаги работы. Веду себя непринужденно, поясняю свои действия, принимаю детскую критику и не препятствую комментированию вслух, обсуждению их собственных работ, обмену мнениям и оценками. Одной из эффективных форм в работе мастерской использую метод проектов, основанный на сотрудничестве, активизирующий самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивающий объединение и интеграцию разных видов деятельности. Совместные проекты «Бусы расчудесные», «Под солнышком подсолнушки», «В гости к нам пришли матрешки», «Красавицу зеленую в лесах мы сохраним» позволили детям эффективно взаимодействовать друг с другом, повысить самооценку каждого ребенка, создать условия для совместной творческой деятельности детей и родителей. В контексте этой деятельности мы создаем «макеты», подарки, коллекции, театр. Я восторгаюсь, наблюдая, как мои воспитанники встают в позицию созидателя. Вложив в создание поделки свой труд, фантазию, выдумку – дети испытывает удовлетворение, гордость, радость от сделанной своими руками подарка для кого - то Одно из важнейших условий развития социальных качеств - взаимодействие и сотрудничество c педагогами и родителями, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка. мастер- класс «Использование бросового материала в развитии творческих способностей дошкольников», совместные выставки, родительское собрание «Ситуация успеха как условие формирования у дошкольников уверенности в себе». Работаю в этом направлении сравнительно недавно, но результаты имеют положительную динамику: дети стали более общительными, взаимодействие между ними стало доброжелательным и открытым, оказывают друг другу моральную поддержку, у неуверенных повысился социальный статус. Результат моей педагогической деятельности: -Положительная динамика развития социальных качеств: - Дети стали самостоятельнее, активнее;
- Умеют оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее);
- Договариваются, соблюдают очерёдность, устанавливают новые контакты во время совместной деятельности;
- Планируют свою деятельность, добиваются результата;
- Взаимодействуют друг с другом в процессе выполнения коллективных творческих работ;
- Доброжелательны друг к другу.
-Разработка перспективного плана работы мастерской «Умелые руки», конспектов занимательных дел, картотек: «ситуации успеха», «игры на создание бесконфликтных ситуаций», «банк творческих идей», систематизация дидактического и практического (бросовый) материала с учетом личностно- ориентированного подхода. Работа в творческой мастерской дает возможность детям познать не только радость творчества, но и возможность быть успешными. Мне приятно осознавать, что я становлюсь причастной к тому, что мои воспитанники будут в жизни уверенными, коммуникабельными, возможно в будущем, кто-то из нынешних моих воспитанников станет мастером своего дела.
|