Заикание у дошкольников.
материал по логопедии на тему
Заикание относится к одному из самых мучительных для человека речевых расстройств, потому что по непонятной для него причине речь вдруг отказывает ему в самый ответственный момент, оставляя полностью беспомощным перед своим собеседником…
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zaikanie_u_doshkolnikov.docx | 39.36 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад № 96 «Светлячок»
учитель-логопед
Сухинина Ольга Юрьевна
Заикание
у дошкольников
(выступление на методическом объединении логопедов города)
Заикание относится к одному из самых мучительных для человека речевых расстройств, потому что по непонятной для него причине речь вдруг отказывает ему в самый ответственный момент, оставляя полностью беспомощным перед своим собеседником…
Заикание принято относить к нарушению темпа и ритма речи. К их нарушению приводят судороги мышц речевого аппарата, которые в процессе речи могут возникать в разных его отделах – и в артикуляционном (в мышцах языка и губ), и в голосовом, и в дыхательном. Всё это приводит к нарушению нормального ритма речи. Темп речи при заикании также неравномерный: то он резко замедляется из-за прерывания речи судорогами речевых мышц, то некоторые отрезки речи в промежутках между судорогами произносятся в ускоренном темпе.
Возникает заикание чаще всего в детском возрасте, в период от трёх до пяти лет, когда ребёнок овладевает связной речью. В этом возрасте ему уже многое хочется сказать, но его ещё не вполне созревший аппарат 2не успевает» за мыслью и поэтому бывает особенно подвержен разного рода «поломкам». Большинство детей проходят этот ответственный этап речевого развития благополучно, у некоторых же развивается заикание.
Невротическое и неврозоподобное заикание
С учётом причинной обусловленности и особенностей проявления заикания выделяют две его формы – невротическую и неврозоподобную.
Невротическое заикание обычно развивается на фоне уже ранее имевшейся у ребёнка некоторой ослабленности нервной системы. Такие дети ещё до появления заикания отличаются повышенной впечатлительностью, ранимостью, эмоциональной неустойчивостью, нарушениями сна и др.
Главную роль в происхождении этой формы заикания могут сыграть следующие неблагоприятные факторы.
- Отягощённая наследственность – наличие у родителей ребёнка или его близких родственников заикания.
- Осложнённое протекание беременности и родов у матери.
- Тяжело протекающие или часто повторяющиеся соматические заболевания ребёнка в раннем возрасте, истощающим образом действующие на нервную систему.
- Отставание ребёнка в речевом развитии .
- Перегрузка речевым материалом – слишком раннее разучивание сложных по содержанию стихотворений с последующей демонстрацией «достижений» перед другими людьми. Это явно непосильно для ещё незрелого речевого аппарата ребёнка.
- Нервозная, неспокойная обстановка в семье, неправильные воспитательные приёмы, что заставляет ребёнка находиться в постоянном нервном напряжении.
- Наличие у ребёнка ускоренной речи.
Есть ещё то, что в повседневной жизни нередко называют «испугом». Ни один ребёнок не вырастает без того, чтобы чего-то не испугаться, не пережить какого-то стресса, однако далеко не все дети начинают из-за этого заикаться. Заикание при подобных обстоятельствах возникает в основном у детей с ослабленной нервной системой. То есть у детей, на которых уже повлияли как-то вышеперечисленные факторы. И испуг или какой-либо стресс играет в этих случаях роль «последней капли», непосредственного толчка. Такой «каплей» может оказаться, например, сильная гроза, громкий окрик, резкий стук в двери, неожиданно раздавшийся лай собаки.
Можно привести несколько примеров, взятых из практики работы с заикающимися. Опыт Людмилы Георгиевны Парамоновой, известного логопеда-практика, преподавателя вуза.
Пример1. Трёхлетний ребёнок, услышав звонок в дверь, пошёл открывать её вместе с мамой и вдруг увидел на пороге Деда Мороза со Снегурочкой. Он был настолько потрясён, что некоторое время вообще не мог произнести ни слова, а потом начал говорить с сильным заиканием. Вот такой новогодний сюрприз родители приготовили для ребёнка…
Пример2. Укладывая ребёнка спать, мама сняла с дивана подушки и сложила их горкой на стол, а сверху положила какую-то одежду. А накануне ребёнку читались сказку, в том числе и про волка. Среди ночи этот шестилетний мальчик вдруг дико закричал: «Волк! Волк!» На все вопросы встревоженных родителей он отвечал уже с заиканием. А потом выяснилось, за волка он принял лежавшие на столе подушки, освещённые лунным светом.
Пример 3. Воспитательница детского сада в наказание за какой-то проступок закрыла ребёнка в тёмной комнате. Мама забрала из детского сада уже заикающегося ребёнка…
Переучивание с левой руки на правую, особенно слишком резко и в принудительной форме. У одних детей на этой почве могут возникать неполадки с чтением и письмом, у других – заикание. В последнее время левшей практически уже никто не переучивает. Однако, в практике имеются примеры возникновения заикания из-за этого.
Подражание речи заикающихся – довольно распространённая причина заикания. Если заикаются родители или другие члены семьи, то чаще всего нервные и впечатлительные дети будут им подражать. Поэтому заикающимся взрослым желательно сводить к минимуму речевое общение с детьми, особенно в период становления речи.
Неврозоподобное заикание имеет признаки органического поражения головного мозга. происхождение неврозоподобного заикания в отличие от невротического не связано со столь большим многообразием причин. В его основе чаще всего лежит внутриутробное поражение центральной нервной системы ребёнка или родовая травма, то есть здесь уже изначально имеется органически обусловленная недостаточность в работе речевых механизмов, отвечающих за темпоритмическую организацию речи. А это значит, что для возникновения заикания в этих случаях не требуется каких-то отрицательных внешних воздействий.
Степень выраженности заикания обычно определяют по состоянию речи заикающегося. Этого недостаточно. Необходимо учитывать характер общения, особенности поведения в деятельности. Исходя из этого рассматривают три степени выраженности заикания у детей дошкольного возраста.
Лёгкая степень – дети свободно вступают в общение в любых ситуациях с незнакомыми людьми, участвуют в коллективной игре, во всех видах деятельности, выполняют поручения, связанные с необходимостью речевого общения. Судороги наблюдаются только в самостоятельной речи.
Средняя степень – дети испытывают затруднения в общении в новых, а также значимых для них ситуациях, в присутствии незнакомых им людей, отказываются от участия в коллективных играх со сверстниками. Судороги наблюдаются во время самостоятельной, вопросно-ответной и отражённой речи.
Тяжёлая степень – заикание выражено во всех ситуациях общения, затрудняет речевую коммуникабельность и коллективную деятельность детей, искажает проявление поведенческих реакций.
В настоящее время для преодоления заикания применяется так называемый комплексный метод, включающий в себя целый ряд, или комплекс, различных медико-педагогических мероприятий:
- Оздоровление нервной системы и всего организма заикающегося;
- Психотерапию;
- Непосредственную работу над речью;
- Обеспечение благоприятного социального окружения.
Наиболее перспективным в этом отношении является использование ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой. Именно в этой деятельности происходит развитие личности ребёнка, его речи, мышления, произвольной памяти, самостоятельности, активности, формируется умение управлять своим поведением.
В своей книге «Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников» Галина Анатольевна Волкова приводит методику работы с заикающимися дошкольниками в процессе игровой деятельности с учётом возраста детей, особенностей их поведения, проявления заикания.
У заикающихся детей разного возраста имеется неоднозначное отношение к коллективу играющих.
Заикающиеся дети 4-5 лет предпочитают игры подгруппами из 2-3 человек, но каждый играет по-своему, забывая о товарищах. Им свойственны черты поведения в играх, присущие хорошо говорящим детям младшего возраста. В коллективных играх они выполняют второстепенные роли с однотипными действиями: шофёр ведёт машину, кассир молча отрывает билеты и т. д.
Среди заикающихся детей 5-6 лет примерно одна треть может участвовать в коллективной игре, одна треть – в играх подгруппами в один - два человека и несколько больше одной трети детей любят играть в одиночестве; что свидетельствует о существенном влиянии заикания.
Отношение к коллективу играющих сверстников у заикающихся детей 6-7 лет определяется накоплением жизненного опыта. Их игры более содержательны, разнообразны по сюжету и форме исполнения. В коллективной игре и играх подгруппами участвует подавляющее большинство детей, но почти пятая часть детей предпочитает играть в одиночестве. Это замкнутые, несколько пассивные дети, они плохо выдерживают длительное пребывание в коллективе.
Остановимся кратко на характеристике игр и их положительном влиянии на заикающегося ребёнка.
Характеристика видов игр
Дидактические игры
Разнообразные дидактические игры на развитие слуха, дыхания, голоса, звукоподражания, игры с разнообразными игрушками: матрёшками, бочонками, пирамидами, шарами, башенками с кольцами, домино, лото и т. д. – развивают зрительное и слуховое восприятие, внимание, мелкую моторику, подражательность, произвольную память и на простом речевом материале знакомят детей с разными образцами речи, данными логопедом.
Игры с пением
Для заикающихся детей полезны игры с пением – хороводы и игры-инсценировки. В них широко используются плясовые, хороводные мелодии с ярким мелодическим началом и простой песенно-ритмической основой. В этих играх у детей развивается умение владеть своим телом, соотносить темп и ритм движений с темпом и ритмом музыки, выразительность движений с характером музыкального сопровождения. Воспитание указанных умений положительно влияет на речь.
Подвижные игры
С заикающимися детьми проводятся игры средней и малой подвижности, чтобы не нарушать у детей темпа и ритма дыхания и речи. Это игры с простыми движениями с мячом, обручем, лентой, флажками. Все подвижные игры с правилами воспитывают у детей организующее поведение, самостоятельность, инициативу, решительность, чувство товарищества. Под воздействием логопеда, отмечающего, кто как играет, кто помогает другому, а кто стремится выиграть только сам, у детей появляется понимание роли организатора игр, стремление к повышению своей игровой активности. Всё это положительно влияет на личность заикающегося, способствуя мягкой коррекции её отклонений.
Игры-драматизации
В данных играх разыгрываются готовые тексты. Поэтому логопед отбирает из произведений детской литературы тексты, имеющие воспитательную ценность, отличающиеся динамизмом, насыщенностью, глагольной лексикой, чёткой последовательностью событий и действий, художественной выразительностью языка, простотой построения фразы. Игры- драматизации положительно влияют на заикающихся детей, воспитывают у них выразительность движений и речи, воображение, фантазию, творческую самодеятельность, а также способствуют коррекции личностных особенностей.
Творческие игры
Творческие игры отражают высокий уровень самостоятельности и самоорганизации детей в деятельности. У заикающихся детей эти качества воспитываются вначале в творческих играх по предложению логопеда, а затем по замыслу самих детей.
Главным моментом творческой игры является выполнение роли. ребёнок создаёт образ действиями, словом в процессе общения с другими участниками игры. поэтому творческие игры формируют у заикающихся детей умение выполнять правила поведения в той или иной взятой на себя роли и вне её, обогащают социальный опыт заикающихся детей, способствуют воспитанию и развитию у них активного поведения, самоорганизации в любой деятельности, и прежде всего в речевой.
В пособии «Устранение заикания у дошкольников в игре», (авторы И.Г. Выгодская, Е.Л.Пеллингер, Л.П.Успенская) приводится также система упражнений, которая снимает мышечное напряжение и создаёт условия для нормальной речевой деятельности ребёнка.
Логопеду часто приходится наблюдать, что заикающимся детям свойственны: повышенная эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов. В книге авторы предлагают специально разработанную для дошкольников систему «Расслабляющих упражнений», которые дают возможность снимать чрезмерное напряжение, и успокаивают детей.
В этом же пособии есть раздел «Режим относительного молчания», где авторы предлагают игровые приёмы для организации щадящего режима на специальных логопедических занятиях и в домашних условиях. Чтобы облегчить формирование нового речевого навыка, необходимо в начальный период работы снизить речевую активность заикающихся, специально ограничить объём их высказываний. Обычно это трудно осуществить. В игре ребёнок охотнее будет соблюдать режим относительного молчания и говорить однословно или короткими фразами. Эти игры условно называются «молчанки».
«Общение короткими фразами» - также помогает обучить ребёнка технике правильной речи: умению говорить на выдохе, делая опору на ударные гласные, слитно произносить слова в смысловом отрезке, пользоваться паузами и логическими ударениями.
Заключение
Хорошо подумав над вопросом о заикании у дошкольников, мы совершенно отчётливо увидим, что все его крайне нежелательные и трудноустранимые симптомы «приобретались» заикающимися не сами по себе, а при самой активной «помощи» окружающих его людей, при чём чаще всего – самых близких. Как это происходит.
Ребёнок только что начал заикаться и ещё даже не успел осознать, что с ним произошло и чем это заикание может грозить ему в будущем. Но он сразу же видит расстроенные лица родителей, слышит их «охи и вздохи», нередко видит даже слёзы на глазах мамы и бабушки и тут же начинает понимать: произошло что-то ужасное. Это – самое первое отрицательное воздействие на ребёнка со стороны самых близких людей, это самый первый толчок к тому, чтобы мысль его уже начала работать «в печальном направлении». А далее кто-то из детей над ребёнком посмеялся, кто-то его передразнил, кто-то назвал «заикой». Далеко не всегда правильным бывает подход к заикающемуся ребёнку и со стороны воспитателей детского сада. Всё это лишь добавляет ему неприятных переживаний и заставляет уединяться от сверстников, всё больше задумываться о своём речевом недостатке.
Это значит, что не надо проводить с ребёнком никаких специальных бесед о его «полноценности», а нужно постараться создать в семье и в детском саду такие условия жизни, которые дали бы ему реальную возможность чувствовать себя хорошо и спокойно и обязательно «на равных» со всеми другими детьми. Ребёнка не нужно жалеть, показывая ему тем самым его неполноценность, - пусть он спокойно живёт и радуется жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедический тренинг в системе коррекционной работы по преодолению заикания у дошкольников.
В тренинг включены упражнения на расслабление по контрасту с напряжением, дыхательная, голосовая гимнастика, темпо-ритмические упражнения и др. Приводится примерный комплекс л...
Устранение заикания у дошкольников
Консультация для родителей Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях.В...
Профилактика заикания у дошкольников.
Рекомендакции по использованию позитивной эмоциональной лексики как дополнительное средство для предупреждения заикания у дошкольников....
Г.А.Волкова «Игровая деятельность» в устранении заикания у дошкольников.
Задачи, содержание совместной деятельности с детьми на разных этапах по устранению заикания....
Логопедический тренинг в системе коррекционой работы по преодолению заикания у дошкольников.
Примерный комплекс первого блока занятий на расслабление по контрасту с напряжением, координации движений с речью и другие занятия по преодолению заикания у дошкольников....
Логопедический тренинг в системе коррекционной работы по преодолению заикания у дошкольников.
Примерный комплекс занятий первого блока по коррекции заикания - упражнения на расслабление по контрасту с напряжением, постановка дыхания, координация движения с речью и другие....
Пути устранения заикания у дошкольников.
В статье, я остановилась на коррекции и методах работы с за икающими детьми.Одно из направлений своей работы в этой области, я вижу в работе над мелкой моторикой и общей моторикой. Для этого я предлаг...