Г.А.Волкова «Игровая деятельность» в устранении заикания у дошкольников.
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему
Задачи, содержание совместной деятельности с детьми на разных этапах по устранению заикания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
g.a._volkova_igrovaya_deyatelnost.docx | 31.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Г.А.Волкова «Игровая деятельность» в устранении заикания у дошкольников
Задачи, содержание совместной деятельности с детьми на разных этапах по устранению заикания.
Обследование детей проводится в течение месяца. Учитель-логопед вместе с воспитателями осуществляют целенаправленное наблюдение за детьми в группе и на занятиях, выясняют структуру речевого нарушения, поведения, личностные характеристики детей.
Основная задача этого периода – создание дружного детского коллектива в группе компенсирующей направленности. Формирование детского коллектива начинается с объяснения детям правил и требований поведения в группе, с обучения спокойным совместным играм, с создания атмосферы доброжелательности и внимания к каждому ребёнку. Заикающихся детей необходимо учить внимательно слушать взрослых и выполнять их просьбы.
В процессе создания коллектива логопед также выявляет особенности поведения детей, их характера, тактично корригируя отклонения во время проведения соответствующих игр, бесед, выполнения режимных моментов. Опыт работы показывает, что если не создать спокойной обстановки в группе, не научить детей играть вместе, правильно общаться друг с другом, не проводить коррекцию личностных и поведенческих отклонений, то переход к непосредственно речевой работе будет невозможен.
Учитель-логопед и воспитатель, каждый на своём занятии, решают следующие коррекционные задачи: воспитание усидчивости, внимания, подражательности; обучение выполнению правил игры; воспитание плавности, длительности ротового выдоха (работа с тренажёрами), воспитание мягкой голосоподачи, ощущения расслабления мышц конечностей, шеи, туловища, лица; обучение элементам логопедической ритмики; коррекция нарушений звукопроизношения, развитие лексико-грамматической стороны речи, фонематических процессов.
На занятиях используются дидактические игры, игры с пением, элементы игр-драматизаций, подвижных игр с правилами.
На этапе обследования осуществляется комплексный подход к заикающемуся ребёнку: его обследует учитель-логопед; психолого-педагогические наблюдения ведут воспитатели, психолог.
Заканчивая этап обследования, учитель-логопед оформляет соответствующую документацию: речевые карты на каждого ребёнка; тетрадь для связи работы учителя-логопеда и воспитателей; тетрадь логопеда для еженедельных планов подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности; тетрадь рекомендаций учителя-логопеда
для домашней коррекционной деятельности детей с родителями; тетрадь ежедневной индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности с детьми, мониторинг развития речи и проявления признаков заикания у детей на начало учебного года.
После обследования проводится организованное родительское собрание, на котором даётся логопедическая и психолого-педагогическая характеристика детей, объясняется необходимость комплексного лечебно-оздоровительного и педагогического воздействия на них, объясняется содержание и поэтапность коррекционной работы.
Раскрывается содержание режима молчания и шёпотной речи.
Режим молчания проводится в течение 10 дней. Это этап ограничительной речи.
Основной задачей режима молчания является создание в совместной деятельности с детьми, в режимных моментах в детском учреждении и дома, оптимальных условий направленных на максимальное снижение нагрузки на речевую функциональную систему ребёнка (снижение активизации речи ребёнка), тем самым способствовать торможению патологического процесса - заикания.
Учитель-логопед (в группе воспитатель) доступно объясняет детям необходимость молчания, находит условные безречевые сигналы, по которым дети выполняют требования взрослых, обеспечивает достаточное количество разнообразных безречевых игр, продумывает проведение прогулок в период молчания.
Сложнее соблюдать режим молчания во время игр, на прогулках и дома. Здесь необходимо придумать занятие для каждого ребёнка. В групповой комнате дети рассаживаются за отдельные столы. Детям предлагаются индивидуальные занятия и игры по выбору. Так, один может рисовать, другой - делать кораблик, третий – выкладывать узор из мозаики, четвёртый – заниматься с куклой и т.д.
Во время режима молчания с детьми проводятся дидактические игры без речи; игры с мозаикой; строительные игры; конструктивные игры: игры с мозаикой, сложи картинку из частей - сначала части крупные и в малом количестве, затем число их возрастает до шести.
В этот период учитель-логопед начинает коррекцию звукопроизношения путём формирования у детей звуковой культуры речи: развивает слуховое внимание и слуховую память, а также пространственные ориентировки; воспитывает подражательность, тормозные установки, общую и речевую моторику и т.д.
Взаимодействие с детьми носит обучающий характер: логопед или воспитатель рассматривает с детьми картины, рассказывает сказки, прослушивает музыкальные детские произведения, т.е. учит детей слушать или выполнять указания логопеда, но при этом молчать. Логопед, воспитатель, весь персонал – во время режима молчания говорит шёпотом.
Режим шёпотной речи (10 дней)
Основной задачей режима шёпотной речи является воспитание спокойной ненапряжённой речи шёпотом.
В этот период проводятся следующие виды коррекционно-развивающей деятельности:
- воспитание спокойного темпа и плавности речи;
- развитие спокойного плавного выдоха;
- развитие общей и мелкой, мимической, артикуляторной моторики с использованием приёмов релаксации;
- воспитание темпа и ритма движений в сочетании с речью;
- развитие слуховое и зрительное внимания, словесной и зрительной памяти;
- воспитание навыка коммуникативного взаимодействия в коллективе, умение выслушивать своего товарища, говорить по очереди, не перебивая собеседника.
Дети и окружающие в детском саду говорят шёпотом.
В домашних условиях родителям необходимо следить, чтобы ребёнок говорил шёпотом. По возможности перейти на шёпотную речь всем членам семьи. Все необходимые занятия, рекомендуемые логопедом проводить только в шёпотном режиме. Этот период ответственный и трудный в организационном отношении.
Во время общения с детьми логопед использует различные музыкальные сигналы. Подача музыкальных сигналов должна быть негромкой, например, под тихие удары бубна дети строятся, под звуки флейты – смотрят на логопеда, воспитателя и т.д.
У детей воспитывается зрительная ориентировка, внимание, выдержка, усидчивость, своевременная реакция на сигнал, спокойное произвольное поведение. Досуг дети проводят в играх, но творческие игры ограничиваются, так как свободное общение в творческих играх может привести к громкой речи. Игры проводятся, планируются и регламентируются только логопедом.
В совместной деятельности с детьми используется шёпотное произношение считалок, потешек, звукоподражаний с глухими согласными с, ш, х, ф.
Проводятся игры на расслабление, например «Мы спим», «Мы отдыхаем». После отдыха дети переходят к спокойным играм с разнообразными игрушками, мозаикой, строительным материалом, конструируют и пр.
Продолжается работа по развитию и упорядочению общей и речевой моторики в подвижных играх с правилами и с сюжетом. Индивидуальная коррекционно-развивающая деятельность направлена на дальнейшее совершенствование навыков звуковой культуры речи на материале игр без голоса.
Примерная совместная подгрупповая деятельность по воспитанию шёпотной речи
у детей 6-7 лет
Тема «Овощи»
Коррекционно-развивающие цели:
Неречевые - развитие слухового и зрительного произвольного внимания; зрительных представлений; общей, мелкой моторики; обучение элементам творческой игры.
Речевые – воспитание продолжительного выдоха; ритма речевого дыхания; звукоподражания; паузации.
Педагогические цели: уточнение знаний детей об овощах.
Воспитательные цели: внимательно относиться друг к другу, выслушивать друг друга.
Коррекционно-развивающие задачи в период шёпотной речи | Содержание работы (упражнения, игры) | Кто взаимодействует с детьми | Используемый дидактический материал |
1.Организационный момент | Дети и логопед здороваются шёпотом | ||
2.Развитие у детей общей моторики | Дети ходят по сигналу логопеда то на носочках, то на пяточках, на всей ступне. Затем по команде дети напрягают руки, сжимают кулаки и сгибают руки в локтях, подносят их к плечам, затем роняют кисти руки, руки до локтя, ровняют вниз обе руки. | учитель-логопед во время совместной подгрупповой деятельности | |
3.Развитие продолжительного выдоха | Поддувание на листочки различной величины и формы: вдох-пауза-продолжительный выдох (3-4 дыхательных упражнения) | ||
4.Развитие слухового, зрительного внимания | Дидактическая игра «Сад и огород» Правило игры: «Запомни, что где растёт». Далее с помощью считалки, кот. проговаривает логопед, выбирают водящего: «Мы собирались поиграть, а кому же начинать? Раз, два, три – начнёшь ты». Водящий называет признаки осени, а дети закрывают фишкой соответствующую картинку, | ||
5. Развитие подражательности – через обучение играм, правилам игр, элементам творческой игры. Развитие умения перевоплощаться. | Введение игровой творческой ситуации. Психогимнастика. Дети фантазируют и показывают движения, соответствующие какому-либо овощу. | ||
6.Воспитание звукоподражания | Устали овощи по городу, сели на свои грядки, отдыхают. Лук-«эх», капуста – «ах», горох – «ох», помидор – «ух». Каждый ребёнок использует то звукоподражание, которое, по его мнению, более всего подходит овощу. | ||
7.Развитие моторики пальцев рук, зрительных представлений | Задание: нарисовать те овощи, которые дети видели в огороде. После выполнения рисунка каждый ребёнок говорит шёпотом «Я нарисовал морковь.» | «Дуют ветры сильные, дуют ветры слабые» (дутьё на полоски тонкой бумаги; силуэты птиц, подвешенных на ниточках) |
Режим сопряжённой формы речи (4-5 недель) даёт уверенность ребёнку в себе.
Задачи:
- воспитание сопряжёного произношения
Сначала говорит взрослый, а ребёнок слушает.
Второй раз ребёнок говорит вместе со взрослым.
- воспитание новых речевых навыков на облегчённой речи;
- работа над дыханием и голосом;
- работать над удлинением речевого выдоха, мягкой голосоподачи, слитности гласных звуков в звукоподражания х и словах;
- работа над фразой (3-5 слов);
надо начинать работу сначала над стихотворной, а затем над прозаической формой речи.
- развитие подражательности, активности, элементов творчества, через обучение правилам игры;
- работа над релаксацией;
- работа над логоритмическими упражнениями;
- коррекция нарушения моторики;
- Работа над правильным звукопроизношением;
Воспитание личностных качеств – активности, подражательности, внимательности.
Воспитание правильного звукопроизношения, обучение играм, хороводам.
При сопряжённом произношении дети усваивают просодические компоненты речи: темп, ритм, мелодику, интонацию, выразительность, паузацию, логические ударения; а так же учатся сливать слоги, слова друг с другом так, чтобы фраза произносилась как одно слово, плавно, с выразительным интонированием.
Для логопеда и воспитателя в этот период важна правильная организация занятий и обучение родителей общению с детьми.
Совместная деятельность с детьми носит обучающий характер. Вводятся занятия-пятиминутки, которые проводятся со всей фронтально со всей группой , либо с подгруппой перед завтраком (на развитие дыхания и голоса), во время занятий, двигательные или расслабляющие упражнения в игровой форме перед или после полдника; игры на звукоподражание. Задания меняются со сменой речевого режима.
Указанная работа над речью проводится во время игровой деятельности детей, организуемой логопедом, воспитателями, родителями.
Режим отражённой форма речи (4-5 недель)– продолжение ограничительного речевого режима. Задачи этапа:
- Воспитание отражённой речи;
- Продолжить работу над фразой и совершенствованием просодических компонентов речи: дыханием, темпом, ритмом, голосом, слитностью);
- Развивать общую и мелкую моторику (умение расслаблять мышцы)
- Развивать навык правильного сочетания речи с движениями.
- Развивать фонематический слух.
- Работать над правильным звукопроизношением.
- Воспитывать интонационную выразительность.
- Продолжение обучения играм и правилам и игр (обучение общению с партнёром, умению следить за игрой других).
- Воспитание произвольного поведения (выполнять просьбы , исходящие не только от взрослых, но и от товарищей.
Логопед использует элементы вопросно-ответной речи с последующим односложным ответом, который повторяется детьми односложно. На досуге используются все виды игр, но творческие носят обучающий характер.
Сначала говорит взрослый, а ребёнок слушает. Второй раз ребёнок полностью повторяет ответ взрослого.
Режим вопросно-ответной формы речи (8-10 недель)
1.Этап воспитания вопросно-ответной формы речи подразделяется на два периода:
- Воспитание вопросно-ответной формы речи (сначала с опорой на словесный материал). Вопросы самостоятельные с добавлением 1-2 слов.
Вопросы должны задаваться чётко, конкретно и на первом этапе в вопросе должен быть заключён ответ. Вопросы должны быть не многословны
(не более 3-4 слов). Ребёнок отвечает на вопрос полной фразой, его ответ начинается со слов спрашивающего. Фактически это усложнённая форма отражённой речи. Так, на вопрос: «Что вяжет мама?» - ребёнок отвечает: «Мама вяжет…», и только одно слово фразы он произносит самостоятельно;
- Воспитание вопросно-ответной формы речи разной степени самостоятельности:
- с опорой на наглядность – январь
- по представлению – февраль
Этот период характеризуется тем, что вопрос задаётся таким образом, что в него не включены все слова, необходимые ребёнку при ответе: «Что делают дети?» - «Дети катаются с горки на санках». В этот же период детей учат отвечать одним-двумя словами, т.е. приближено к разговорной манере общения: «Куда идут дети?» - «В школу».
2.Продолжать развитие просодических компонентов речи: развитие длительного выдоха, мягкого голосоначала, слитного произношения фразы, правильной паузации, темпа, ритма, интонационной выразительности.
3.Обучать умению вести диалогическую речь.
4.Продолжать работать над правильным звукопроизношением.
5.Развитие лексико-грамматического строя речи.
6.Воспитывать личностные качества: активность, инициативу, самостоятельность, творчество.
В течении этих недель воспитывается в полной мере поведенческая активность и самостоятельность: все дети группы по очереди могут быть дежурными на занятии, водящими в играх, исполнителями главных ролей, режиссёрами игр (с помощью логопеда). Диалоги детей в играх, построенные в форме вопросов и ответов, способствуют активизации поведения обоих участников диалога. Некоторые заикающиеся дети сначала не могут сами вести диалог, особенно если в паре есть застенчивый, необщительный ребёнок. Тогда диалог разыгрывается тремя детьми: робкий, неактивный ребёнок говори т роль вместе с инициативными, общительным ребёнком, они вместе отвечают на вопросы третьего участника игры. Во время вопросно-ответной речи у детей в играх воспитывается нужная манера общения: зрительная ориентировка на участника диалога, правильное использование движений и затормаживание ненужных, сопутствующих движений, точное употребление жестов, мимики, умение выслушать собеседника и ответить только после его вопроса или самому задать вопрос только тогда, когда окончил говорить товарищ.
Осуществляется индивидуальный подход к детям, по необходимости можно применять облегчённые формы речи. По заданию логопеда и воспитатель на своих занятиях вводит диалоги, инсценировки, творческое рассказывание.
Обучение самостоятельной речи разной степени сложности.
1 этап: воспитание самостоятельной речи на этапе пересказа - март.
Задачи формирования самостоятельной речи на материале пересказа.
- Обучать дословному пересказу подготовленного текста с последующей драматизацией.
- Обучать пересказу событий, действий на материале различных игр.
- Воспитание активности, самостоятельности, произвольного поведения во всех видах деятельности.
- Продолжать работу по коррекции звукопроизношения.
- Развивать лексико-грамматическую сторону речи.
2 этап: воспитание самостоятельной речи на этапе рассказа - апрель, май.
- описательного (апрель)
- смешанного, творческого (май)
Виды работы: обучение описательному рассказу, рассказу по памяти, творческому рассказу.
1.Описание внешнего вида какого-либо предмета, игрушки, бытовых помещений, растений, орудий труда и т.д. Описательный рассказ составляется по образцу логопеда. Используется приём сравнительного описания двух предметов или игрушек, например, двух машин, двух домиков и т.д. Вначале отмечаются признаки сходства, а затем – признаки отличия предметов. В конце первой неделе каждому ребёнку можно дать задание составить рассказ об игрушке.
Сначала дети составляют рассказ о разных игрушках. Логопед и дети анализируют, в каком рассказе игрушка описана наиболее полно и точно. Затем все дети составляют рассказ об одной игрушке. В этом случае анализируется умение детей сказать об игрушке по-своему, по-особому, оценивается выдумка, творчество каждого.
В течение второй недели продолжается обучение описательному рассказу об игрушке, предмете и осуществляется переход к обучению описательне превращалось ному рассказу по серии картинок и по одной картинке. Сначала даётся совместное описание одной сюжетной картинки (или серии), а в конце недели – индивидуальное задание каждому ребёнку. Картинки подбираются сходные по содержанию: из жизни детей, труд людей, времена года и т.д. В конце третьей-четвёртой недели продолжается работа по составлению описательных рассказов об игрушке по картинкам и включается рассказывание по памяти.
2.Обучение рассказыванию по памяти складывается из:
а) составление совместного рассказа на основе коллективного опыта;
б) составление рассказов на основе индивидуального опыта.
3.К пятой неделе и далее дети обучаются составлению творческих рассказов. Руководя составлением творческих рассказов, логопед должен помнить о том, чтобы творческое воображение детей не превращалось в бесцельное фантазирование.
Приёмы обучения составлению творческого рассказа
1)Замена в фактическом материале одной какой-либо детали, эпизода.
2)Варьирование рассказов на одну и ту же тему, например «Как Петя нашёл щенка?». Логопед задаёт вопросы: «Где Петя нашёл щенка? Где ещё он мог найти щенка?»
Дети отвечают: «В лесу» - «На дороге» - «В парке» и т.д., дают основу для составления различных рассказов на одну и ту же тему.
3) Придумывание конца к рассказу, начатому логопедом.
4) Составление творческих рассказов по одной из серий сюжетных картинок до и после событий, показанных на картинках.
5) Творческий рассказ об игрушке – не описательный, а сюжетный.
6) Составление рассказа на определённую тему.
7) Придумывание несложных историй, сказок.
В процессе работы по обучению рассказыванию логопед обращает внимание детей на выявление самого главного в рассказе, учит их составлению сначала короткого, сжатого рассказа, затем более распространённого. На этом этапе логопед использует ранее проработанный материал, а также создаёт большое количество новых игровых ситуаций, в которые ограниченно включает тот или иной вид работы над рассказом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Устранение заикания у дошкольников
Консультация для родителей Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях.В...
Пути устранения заикания у дошкольников.
В статье, я остановилась на коррекции и методах работы с за икающими детьми.Одно из направлений своей работы в этой области, я вижу в работе над мелкой моторикой и общей моторикой. Для этого я предлаг...
Пути устранения заикания у дошкольников.
В статье, я остановилась на коррекции и методах работы с за икающими детьми.Одно из направлений своей работы в этой области, я вижу в работе над мелкой моторикой и общей моторикой. Для этого я предлаг...
Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников
Развитие игровой активности заикающихся детей, перевоспитание особенностей личности и поведения, воспитание речи и в целом устранение заикания осуществляется через систему разнообразных игр, составляю...
Системное устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях.
Системное устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях....
Комплексное планирование коррекционно-образовательной деятельности по устранению заикания у старших дошкольников на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром
Цель: Воспитание сопряженной речи, торможение патологических процессов. I этап: Создание охранительного режима.II этап: Воспитание шепотной речи.III этап: Воспитание сопряженной речи....
Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников в период режима молчания
Игры-молчанки помогают создать охранительный режим для ребенка с заиканием и делают его менее обременительным для детей.В работе представлена Картотека молчаливых игр для периода относительного м...