Логопедический тренинг в системе коррекционой работы по преодолению заикания у дошкольников.
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему
Примерный комплекс первого блока занятий на расслабление по контрасту с напряжением, координации движений с речью и другие занятия по преодолению заикания у дошкольников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Логопедический тренинг в системе коррекционной работы
по преодолению заикания у дошкольников.
Басалаева Светлана Васильевна.
МБОУ детский сад №163 «Непоседа» городского округа Тольятти
Самарской области.
Группа «Заикание». Подготовительная к школе. А я – логопед. Каждое утро меня встречают 12 пар таких разных глаз – радостных и лучистых, озорных и лукавых, задумчивых, а иногда грустных. Это дети с различными нарушениями речи. И все с заиканием. Каждому хочется рассказать мне что-то своё, личное: про себя, про группу, про детский сад. Ведь домой они не уходят всю неделю. Эта группа – круглосуточная. Их здесь любят, заботятся о них, создают домашнюю обстановку. Конечно, они скучают по дому. Но коррекция заикания включает в себя соблюдение специальных речевых режимов: ограничение речи, шёпот, молчание. Поэтому они здесь. Всю неделю.
Наш день начинается с утреннего сбора. Все садимся в кружок и говорим обо всём, что ждёт нас сегодня, что будем делать.
Потом самое любимое занятие – логопедический тренинг. Сначала дыхательно-голосовые упражнения, упражнения на развитие чувства темпа и ритма, затем – на координацию движений с речью, упражнения на расслабление по контрасту с напряжением. И, наконец, релаксация. Когда зажигается аромалампа, дети ложатся на коврик, и вместе с ароматом масла лаванды комната наполняется звуками плавной, загадочной музыки. И я говорю: «Глазки закрываются, реснички опускаются…» И все погружаются в волшебный сон. А после слов внушения: «Мы спокойны всегда, говорим всегда красиво, плавно и неторопливо», так хочется только правильно говорить!
Для успешной коррекции заикания нами была разработана
система логопедических тренингов, направленная на:
- обучение детей расслаблению,
- снятие чрезмерного напряжение,
- развитие чувства темпа и ритма,
- совершенствование мелкой моторики,
- нормализацию речевого дыхания, которое у заикающихся часто бывает нарушенным.
Важно не только побудить детей к спокойному общению, но и обеспечить им возможность говорить чётко, плавно, выразительно, на выдохе. Игровые приёмы тренинга позволяют ненавязчиво обучить дошкольников спокойному речевому дыханию, сформировать навыки плавного голосоведения.
Упражнения тренинга, как правило, объединены одной темой. Например, «Путешествие на машине», Прогулка в лес», «Поездка в деревню», «Покатаемся на поезде», «Моряки на корабле», и др. Упражнения подобраны по принципу «от простого к сложному».
Структура тренинга.
- Комплексная релаксационная гимнастика (5 мин.)
- упражнения для рук
- упражнения для ног
- упражнения для туловища
- упражнения для шеи
- упражнения для мимических мышц
- упражнения для челюсти, губ, языка
Наблюдая за детьми с заиканием, часто можно отметить, как они напрягают плечи, руки, мышцы лица и пр. Часто одной из причин нарушения речи является напряжение мышц речевого аппарата: губ, языка, шеи, грудной клетки. Звуки идут как бы через преграду, с трудом. Вот почему необходимо научить детей расслабляться.
- Релаксация, суггестия (5-7 мин.)
Сеансы аутогенной тренировки с детьми начинаются с самого начала обучения, так как требуется длительное время для получения необходимого эффекта. Внушение в бодрствующем состоянии используется для снятия страхов, фиксации на своём дефекте, ухода в себя, скованности, ущемлённости, для воспитания уверенности в своих силах, а также для уменьшения силы судорог, улучшения самочувствия.
- Статические и динамические дыхательные упражнения. (1-2 мин.)
У детей с заиканием
Затем начинаются занятия: обучение грамоте, математика, физкультура, музыка, рисование, логоритмика… Да всего и не перечислишь - очень насыщен день у современного дошкольника. А в группе коррекции заикания заниматься приходится еще больше. Но не потому, что дети плохо понимают или усваивают материал. Они схватывают всё на лету, запоминают и удивляют нас своими талантами. А как любят они петь! Наверно, не зря природа подарила им эту любовь к пению и музыкальный слух. Ведь когда поют, они совсем не заикаются!
Пролетели два года, которые нам было суждено провести вместе. Мы вместе радовались, грустили, дружили и переживали друг за друга: они за меня, а я за них.
И вот вчера последний праздник – выпускной. Настоящий бал с принцем и принцессой, добрым старым вальсом и даже инопланетянками. Выросли. Повзрослели. Многому научились. И уходят в школу. Им тоже немного грустно, но они скрывают неумело.
Пожелаем им удачи, успехов и счастья! Пусть с уверенностью шагают по жизни, пусть без страха вступают в новую, большую жизнь!
Мы сегодня прощаемся с вами,
Ведь теперь вы все стали большими.
Мы хорошими были друзьями,
Вы для нас стали просто родными!
И грустит «Непоседа» немного –
Ведь всегда нелегко расставаться.
Мы хотим, чтоб к родному порогу
Вы могли иногда возвращаться.
Мы хотим, чтоб большие невзгоды
Не встречались на вашем пути.
Были вместе мы только два года,
А мне кажется – целую жизнь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование метода наглядного моделирования в системе коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников».
Работая с детьми с различной патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопеду постоянно приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс ...
Логопедический тренинг в системе коррекционной работы по преодолению заикания у дошкольников.
В тренинг включены упражнения на расслабление по контрасту с напряжением, дыхательная, голосовая гимнастика, темпо-ритмические упражнения и др. Приводится примерный комплекс л...
Логопедический тренинг в системе коррекционной работы по преодолению заикания у дошкольников.
Примерный комплекс занятий первого блока по коррекции заикания - упражнения на расслабление по контрасту с напряжением, постановка дыхания, координация движения с речью и другие....
« Начальные этапы коррекционной работы по преодолению заикания в условиях логопедической группы с ФФНР»
В логопедической практике нередко встречается такая ситуация, когда ребенок, имеющий легкую или среднюю степень тяжести заикания, оста...
СВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С МУЗЫКАЛЬНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
В направлении развития связной речи систематическая работа над инсценировками и драматизациями, участие детей в праздниках обеспечивает комплекс психолого-педагогических условий, способствующих эмоцио...
«Авторские игры в системе коррекционной работы по преодолению речевых нарушений дошкольников»
Статья, описывающая логопедические игры в системе коррекционной работы по преодолению речевых нарушений дошкольников....
Система коррекционной работы в преодолении нарушений слоговой структуры слов у дошкольников с ТНР
Перспективное планирование...