Аналитический отчёт логопедической работы.
материал (логопедия) на тему
Аналитический отчёт логопедической работы.
Логопедическое обследование проводилось в начале, середине и конце учебного года.
Перед собой ставила следующие задачи:
1. Выявить особенности и трудности в речевом развитии.
2. Определить структуру речевого дефекта.
3. Выбор программы, методик и технологий развивающего обучения с учетом структуры речевого дефекта и уровня интеллектуального развития.
4. Поставить заключительный речевой диагноз.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiticheskiy_otchyot_lazarevo.doc | 130.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Целью моей деятельности за 2011-2012 учебный год являлось, совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения, развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков.
I. Диагностика.
Логопедическое обследование проводилось в начале, середине и конце учебного года.
Перед собой ставила следующие задачи:
1. Выявить особенности и трудности в речевом развитии.
2. Определить структуру речевого дефекта.
3. Выбор программы, методик и технологий развивающего обучения с учетом структуры речевого дефекта и уровня интеллектуального развития.
4. Поставить заключительный речевой диагноз.
Цель: выявить степень сформированности структурных основных компонентов речевой системы (связная речь, словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизносительная сторона речи, фонематические процессы, слоговая структура слова), состояние общей и мелкой моторики, изучить психические процессы.
При обследовании использовала методики, которые помогают выявить уровень развития учебных навыков, фонематических функций, психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, умение ориентироваться на листе бумаги, исходное состояние мелкой моторики пальцев рук.
Перечень методик логопедического обследования
В работе использовались схемы логопедического обследования ребёнка с ОНР и ФФНР
Г.А. Волковой,
- «Альбомы по развитию речи» Т.В.Володиной.
- «Альбом для логопедов» О.Б.Иншаковой.
- логопедические тесты Е.Косинова.
- тесты на интеллектуальное развитие ребёнка Ю.Соколова.
- Методическое пособие Н.В.Микляева Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста.
- Методическое пособие Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов и т.д.
- «Цветной демонстрационный материал» В.В. Коноваленко, С.В.Коноваленко.
- тесты на интеллектуальное развитие ребёнка Ю.Соколова. и т.д.
В ходе диагностики у детей дошкольного возраста были выявлены следующие нарушения речи
Всего 25 человек из них:
Дислалия- 1чел. (4 %)
ФФН -24 чел. (96 %)
Результаты обследования показали необходимость проведения коррекционной работы с детьми.
С результатами диагностики были ознакомлены администрация МОУ, воспитатели, родители.
На основании полученных результатов были составлены: перспективный и календарный планы коррекционно-развивающей работы с детьми, индивидуальная программа коррекции на каждого ребёнка.
II. Консультирование.
В консультативной деятельности ставились и решались следующие задачи:
- оказание помощи родителям и воспитателям в выборе методов для осуществления логопедической работы;
- своевременное оказание логопедической помощи родителям в вопросах воспитания и развития детей;
- разработка конкретных рекомендаций по оказанию помощи, направленной на преодоление логопедических проблем, возникающих у участников образовательного процесса.
В течение 2008-2009 уч.года было проведено 143 консультаций.
Было проконсультировано: - родителей: 25 чел.
- педагогов: 11 чел.
Консультации проводились в индивидуальном режиме. Родители обращались по различным интересующим их проблемам.
Темы консультаций:
- Артикуляционная гимнастика.
- Развитие мелкой моторики.
- Выполнение домашнего задания.
- Развитие мышления.
- Основные этапы нормального речевого развития ребёнка.
- Проявление заикания у детей.
- Речевые игры дома.
-Как следить за автоматизацией звука в домашних условиях и т.д.
В ходе консультирования родителям предлагались результаты логопедических обследований их ребёнка, обозначались проблемы речевого развития и семейного воспитания, давались конкретные рекомендации по коррекции выявленных проблем, предоставлялась методическая литература для повышения логопедической компетентности родителей и для грамотной организации коррекционно-развивающей работы с ребёнком.
III. Коррекционно-развивающая и профилактическая работа с детьми.
Коррекционно-развивающая работа была организована с сентября 2011 года по май 2012 года. В связи с проведённой диагностикой, в течение года с детьми старшей и подготовительной группе проводилась индивидуальная работа и подгрупповая по тематическому планированию.
Задачи коррекционно-развивающей работы:
- развивать фонематическое восприятие и слух;
- развивать органы артикуляционного аппарата;
- развивать дыхание;
- развивать связную речь;
- обогащать словарь;
- совершенствовать грамматический строй речи;
- вызвать звук;
- автоматизировать звук;
- дифференцировать звук;
- развить психические функции;
- развить мелкую моторику;
- учить детей понимать обращённую к ним речь.
Подгрупповые занятия проводились 2 раза в неделю. Продолжительность подгрупповых занятий 20-25 мин. В течение года прошло 260 занятий. Продолжительность индивидуальных занятий 15-20 мин. В течение года прошло 1475 занятия.
Для достижения поставленной цели, каждое подгрупповое занятие имело следующую структуру: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, развивающие упражнения, динамическая пауза, развивающие упражнения, итог занятия.
На индивидуальных занятиях проводились:
- пальчиковая и артикуляционная гимнастика;
- упражнение по развитию дыхания;
- игры на развитие психических процессов;
- работа над связной речи;
- упражнения по развитию фонематических процессов;
- работа по преодолению аграмматизмов при словообразовании и словоизменении.
Эффективность проведённой коррекционно - развивающей работы была отслежена в ходе диагностическом исследование. Обобщающие результаты проведённых исследований представлены в таблице № 1- 2
Обследование речевого развития детей на начало 2011 – 2012 уч.г.
Таблица №1
Обобщающие результаты проведённых исследований.
Уровни развития | Звукопроизношение | Фонематические процессы | Лексика | Грамматический строй речи | Связная речь | Мелкая моторика | ||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | |
Высокий | 32% | 75% | 68% | 60% | 60% | 80% | ||||||
Средний | 40% | 56% | 4% | 16% | 28% | 20% | 3% | 28% | 3% | 28% | 3% | 8% |
Низкий | 80% | 12% | 96% | 9% | 72% | 12% | 88% | 12% | 88% | 12% | 88% | 12% |
Для большей достоверности и наглядности я сравнила данные двух обследований, сопоставила показатели диагностики уровня речи до проведения коррекционной работы и после нее. В таблице видно, что дети находившиеся на высоком уровне развития речи по окончанию обследования показали те же результаты. Дети, находящиеся на низком уровне повысили результаты, и перешли на средний уровень развития речи, а дети со средним уровнем поднялись на высокий уровень. По результатам этих данных я пришла к выводу о том, что уровень развития речи некоторых детей хотя и не достиг возрастной нормы, но все-таки повысил качественную результативность. Без улучшений детей нет.
Значительно улучшилось звукопроизношение, грамматический строй речи, пространственная ориентировка, артикуляционная моторика, мелкая моторика.
Состояние фонематических процессов дошкольников в конце учебного года после завершения обследования стало видно, что в начале учебного года детей с низким уровнем развития фонематических процессов было 96 %, в конце года число детей с низким уровнем снизилось до 9 %. Состояние связной речи дошкольников в конце учебного года после завершения обследования стало видно, что в начале учебного года детей с низким уровнем развития связной речи было 88 %, в конце года число детей с низким уровнем составило 12%. За период с 2008 –2009 год из общего числа детей (26 чел.), показали высокий уровень речевого развития (6 чел) – 23,07 %. Результаты коррекционно – развивающей работы следующие: (21 чел) – 63,6 % положительная динамика, (9 чел) – 34,61 % продление курса, (3 чел) – 9 % выбыли по различным причинам.
Эффективность коррекционной работы за 2008 – 2009 уч.г. наглядно показано в диаграмме № 1 – 2.
Диаграмма № 1
Диаграмма речевого развития детей на начало 2011-2012 уч.г.
Диаграмма № 2
Диаграмма речевого развития детей на конец 2011-2012 уч.г.
IV. Просветительско-профилактическая деятельность
В просветительско-профилактической деятельности ставились и решались следующие задачи:
- обеспечение логопедической готовности к школе воспитанников старшей и подготовительной групп;
- формирование у родителей, педагогов дошкольного и школьного образовательного учреждения логопедической компетентности, а так же потребности в логопедических занятиях, желания использовать их в интересах собственного развития и для решения профессиональных задач.
В 2011-2012 уч.году сложилась определённая система просветительско - профилактической работы в МДОУ «Лазаревский детский сад №49», включающая в себя следующие аспекты:
- проведение открытых занятий для воспитателей и педагогов. В октябре 2011 г. проводилось открытое логопедическое занятие в старшей группе с подгруппой детей из 6 – х чел. на тему: «Дифференциация звуков [С] и [Ш]». Цель: распространение опыта по формированию правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста. В апреле 2011г. провела открытое логопедическое занятие в подготовительной группе с подгруппой детей из 6-х чел. на тему «Почта». Цель: Развитие диалогической речи, речевого слуха, памяти, мышления, общих речевых навыков, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координация речи с движением.
- организация индивидуальных и групповых просветительских консультаций для воспитателей (25) в сентябре тема: «Роль артикуляционной гимнастики в развитии правильного звукопроизношения», в декабре тема: «Виды речевых нарушений и их причины» и т.д. - организация индивидуальных и групповых просветительских консультаций для родителей (27) в сентябре тема: «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи», в ноябре «Как следить за автоматизацией звука в домашних условиях» и т.д.
- выступления на родительских собраниях (2) в сентябре «Речевые нарушения и причины их возникновения», в декабре «Речевая подготовка детей к школе в семье»
- оформление информационных стендов для педагогов и родителей тема: «ЗРР - задержка речевого развития», «Основные этапы нормального речевого развития ребёнка», «Если ребёнок не говорит» и т.д.
- выпуск информации под рубрикой «Советы логопеда» для родителей, воспитателей, учителей и педагогов ( игры и упражнения по развитию речи, графические упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук и т.д.)
V. Повышение квалификации и самообразование.
В 2007г. прошла аттестацию на II квалификационную категорию.
В 2008г. повышала свою квалификацию в Институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области по образовательной программе «Повышение квалификации учителей - логопедов»
- изготовила серию игр направленных на коррекцию звукопроизношение «Волшебная коробочка» и т. д., развитие мелкой моторики «Штанишки» и т.д.
- обновила демонстрационный и диагностический материал, материал для занятий.
- изучила следующую литературу:
1. «Коррекция нарушений речи у дошкольников » Часть I Л.С.Сековец.
2. Ткаченко Т.А. «Учим говорить правильно»
3. «Психолого – педагогическая диагностика» И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамная
VI. Вывод
Запланированная работа на 2011 -2012 учебный год в полном объеме выполнена.
Анализ логопедической деятельности позволил выявить её положительные и отрицательные моменты, наметить задачи на следующий год.
Особенно удачными считаю следующие мероприятия:
1. Своевременное выявление речевых проблем в развитии детей путём проведения диагностических исследований.
2. Расширение просветительско-профилактической деятельности среди родителей и педагогов через использование новых форм работы.
Отрицательные моменты считаю:
1. Консультации педагогов т.к. не желание педагога идти на контакт.
2. Болезнь детей.
3. Недостаточное обеспечение кабинета учителя-логопеда методической литературой.
4. Низкая потребность родителей в применении логопедических знаний в воспитании и развитии своих детей.
В следующем учебном году я планирую продолжать начатую в прошлом году работу по развитию связной речи и формированию словаря, совершенствовать полученные детьми навыки и умения. Главной целью ставлю перед собой использование и подбор таких материалов для занятий, игр, заданий, которые будут учитывать особенности развития детей с ФФН, содержать в себе все вышеперечисленные требования.
Планирую изучать новые источники, методики и т.д.
Оказывать своевременную помощь детям имеющие проблемы в речевом развитии.
Расширять границы просветительско-профилактической деятельности среди педагогов и родителей, используя новые современные формы работы.
Организовывать коррекционно-развивающую работу, направленную на подготовку детей к обучению в школе.
VI. Перспектива.
Приобретение логопедических пособий.
Оформление кабинета.
Развитие интереса родителей к логопедической работе.
Продолжить изучение проблем речевого развития у дошкольников.
Активно приобщать родителей к оказанию помощи в изготовлении пособий для занятий.
Расширять рамки консультаций и просветительско- профилактической работы с родителями и педагогами через интерактивные формы деятельности:
- дискуссионные клубы,
- родительскую школу,
- совместные занятия учителя-логопеда с педагогами.
Добиваться положительной динамики в речевом развитии через внедрение новых технологий на индивидуальных и коррекционных занятиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитический отчёт о работе за 2013-2014 учебный год
Аналитический отчёт о работе за 2013-2014 учебный годСостав средней группы № 6 «Почемучки»:Всего человек: 22 Возраст детей 4-5 летМальчиков:...
Аналитический отчёт о работе группы старшего дошкольного возраста с 6 до 7 лет за 2013-2014 учебный год
Аналитический отчет, представленный на педагогическом совете....
Аналитический отчёт о работе в подготовительной группе №…. за 2014-2015 уч. год
В подготовительной группе всего … человек, из них 1…. мальчиков и 1… девочек.Возраст детей от 6 до 7 лет. Большая часть детей нашей группы находятся в едином коллективе...
Аналитический отчёт о работе в подготовительной к школе группе «Подсолнухи» за 2014-2015 учебный год
Аналитический отчёт о работе в подготовительной к школе группе «Подсолнухи»...
Аналитический отчёт о работе за 2015__-2016__ учебный год в логопедической группе "Солнышко"
Общая характеристика группы. Оособненности осуществления образовательного процесса.Условия осуществления образовательного процесса.Результаты образовательной деятельности.Распространение педагоги...
Аналитический отчёт о работе педагога-психолога Мельниковой Ирины Сергеевны МБДОУ «Детский сад №85» за 2015-2016 год
Основными проблемами, с которыми в течение года обращались родители воспитанников являлись: адаптация к ДОУ, агрессивное поведение ребёнка, развитие познавательных процессов, подготовка детей к ...