Конспект работы логопеда с родителями.
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) по теме
В данной работе описываются рекомендации логопеда родителям, артикуляционная и пальчиковая гимнастика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_raboty_logopeda_s_roditelyami_v_sredney_gruppe_detskogo_sada.docx | 477.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Уважаемые родители!
Красивая и правильная речь – залог успехов и удач вашего ребенка в будущем, одно из основных условий успешного обучения.
К 5 годам у детей:
-наблюдается качественный скачок в овладении связной речью: дети способны составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности; значительно обогащается словарный запас;
-грубых аграмматизмов в речи нет, возможны только ошибки при построении сложных предложений;
- звукопроизношение полностью должно нормализоваться (в 4 года могут наблюдаться смешения свистящих и шипящих, отсутствие вибрантов Р,Р);
-появляется способность к выделению звука из слова (формирование звукового анализа и синтеза).
Логопедические занятия в нашем саду проводятся с детьми старшего возраста (начиная с 5 лет). Зачисление детей на коррекционные занятия проводит логопед сада по результатам диспансеризации. Диспансеризация (обследование устной речи) проводится раз в год логопедом из поликлиники. Зачисляются только те дети, которым поставлен логопедический диагноз: ФФН или ФН. Детям, страдающих общим недоразвитием речи рекомендуется логопедический детский сад.
Сроки логопедической работы находятся в прямой зависимости от степени выраженности у детей речевых нарушений, их индивидуально-личностных особенностей, условий воспитания в семье. Они могут варьироваться от 6 месяцев до 1.5-2 лет и более. Для нормализации детей с ФН необходимо от 3 до 6 месяцев, с ФФН – от года и более.
Занятия проводятся в игровой форме, основная их задача – нормализация звукопроизносительной стороны речи. Также на каждом занятии ведется работа по развитию восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления, мелкой моторики, ведь речь находится в тесной взаимосвязи со всеми этими компонентами/
Логопедическая работа по устранению нарушений звукопроизносительной стороны речи.
У большинства детей к 4-5 годам все звуки произносятся правильно. Однако у некоторых детей возрастные несовершенства произношения не исчезают.
Логопедическая работа по устранению нарушений звукопроизносительной стороны речи строится на основе компенсаторных возможностей организма (зрительного, слухового восприятия, тактильных и кинестетических ощущений).
При постановке звуков логопед использует один из трех способов:
- По подражанию: пользуясь зрительными, слуховыми, тактильными ощущениями ребенок пытается воспроизвести движения речевых органов, получить нужное звучание. Иногда достаточно одного показа – и все начинает получаться. Увы,не всегда. В таком случае существует второй способ.
- Механическое воздействие:речевые органы приводятся в нужное положение при помощи специальных логопедических зондов. Для детей они –волшебные палочки, которые помогают произнести правильный звук.
- Смешанный: механическое воздействие служит для того, чтобы помочь точнее и правильнее воспроизвести артикуляцию, осуществляемую путем подражания и словесных пояснений.
Для правильного звукопроизношения необходимо, чтобы артикуляционный аппарат ребенка - язык, губы, челюсти - также работал правильно и четко. В формировании и развитии движений органов артикуляционного аппарата важную роль играет артикуляционная гимнастика, которая состоит из упражнений для тренировки подвижности и переключаемости определенных положений языка и губ, необходимых для произнесения требуемого звука.
Что необходимо знать!
1. Выполнять артикуляционные упражнения следует несколько раз в день.
2. Артикуляционные упражнения выполняются перед зеркалом.
3. Количество повторов каждого упражнения от 2 до 10-15 раз.
Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.
4. Артикуляционные упражнения лучше всего проводить в игровой форме.
5. Не заставляйте ребенка выполнять все упражнения сразу, лучше хорошо сделать 2-3 и передохнуть.
6. Внимательно читайте инструкцию к выполнению каждого упражнения.
7. Поощряйте ребенка, даже если сделать правильно не получилось.
Артикуляционная гимнастика.
На начальном этапе для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи эффективна артикуляционная гимнастика. Проводить гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые движения у детей закреплялись, становились более прочными.
Лягушка-слон. УЛЫБНУТЬСЯ, ПОКАЗАТЬ СОМКНУТЫЕ ЗУБКИ, УДЕРЖАТЬ ГУБЫ В ТАКОМ ПОЛОЖЕНИИ, ЗАТЕМ СОМКНУТЫЕ ГУБКИ ВЫТЯНУТЬ ВПЕРЕД И УДЕРЖАТЬ В ТАКОМ ПОЛОЖЕНИИ. Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.
А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня.
Месим тесто. УЛЫБНУТЬСЯ, ОТКРЫТЬ РОТ, ПОКУСАТЬ ЯЗЫК ЗУБАМИ – ТА-ТА-ТА…;ПОШЛЕПАТЬ ЯЗЫК ГУБАМИ –ПЯ-ПЯ-ПЯ…;ЗАКУСИТЬ ЯЗЫК ЗУБАМИ И ПРОТАСКИВАТЬ ЕГО СКВОЗЬ ЗУБЫ С УСИЛИЕМ.
Лопаточка. ШИРОКИЙ ЯЗЫК ВЫСУНУТЬ, РАССЛАБИТЬ, ПОЛОЖИТЬ НА НИЖНЮЮ ГУБУ. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 сек.
Чашечка. РОТ ШИРОКО РАСКРЫТЬ. ШИРОКИЙ ЯЗЫК ПОДНЯТЬ КВЕРХУ. ПОТЯНУТЬСЯ К ВЕРХНИМ ЗУБАМ, НО НЕ КАСАТЬСЯ ИХ. УДЕРЖАТЬ ЯЗЫК В ТАКОМ ПОЛОЖЕНИИ 10 СЕК.
Горка. РОТ ПРИОТКРЫТЬ. БОКОВЫЕ КРАЯ ЯЗЫКА ПРИЖАТЬ К ВЕРХНИМ КОРЕННЫМ ЗУБАМ. КОНЧИК ЯЗЫКА УПЕРЕТЬ В НИЖНИЕ ПЕРЕДНИЕ ЗУБЫ. УДЕРЖАТЬ ЯЗЫК В ТАКОМ ПОЛОЖЕНИИ 10 СЕК.
Трубочка. ВЫСУНУТЬ ШИРОКИЙ ЯЗЫК. БОКОВЫЕ КРАЯ ЯЗЫКА ЗАГНУТЬ ВВЕРХ. ПОДУТЬ В ПОЛУЧИВШУЮСЯ ТРУБОЧКУ.ВЫПОЛНЯТЬ В МЕДЛЕННОМ ТЕМПЕ. УДЕРЖИВАТЬ ЯЗЫК В ТАКОМ ПОЛОЖЕНИИ 10 СЕК.
Часики. ВЫСУНУТЬ ШИРОКИЙ ЯЗЫК. ТЯНУТЬСЯ ПОПЕРЕМЕННО ТО К ПРАВОМУ УХУ, ТО К ЛЕВОМУ. ДВИГАТЬ ЯЗЫКОМ ИЗ УГЛА РТА В МЕДЛЕННОМ ТЕМПЕ ПОД СЧЕТ ЛОГОПЕДА.УДЕРЖИВАТЬ ЯЗЫК В ТАКОМ ПОЛОЖЕНИИ 10 СЕК.
Лошадка. ЦОКАТЬ ЯЗЫКОМ. ТЯНУТЬ ПОДЪЯЗЫЧНУЮ СВЯЗКУ.ПРОДЕЛАТЬ ОТ 10 РАЗ.
Качели. УЛЫБНУТЬСЯ, ОТКРЫТЬ ШИРОКО РОТ, НА СЧЕТ «РАЗ» -ОПУСТИТЬ КОНЧИК ЯЗЫКА ЗА НИЖНИЕ ЗУБЫ, НА СЧЕТ «ДВА» - ПОДНЯТЬ ЯЗЫК ЗА ВЕРХНИЕ ЗУБЫ. ПОВТОРИТЬ 4-5 РАЗ.
Грибок. РАСКРЫТЬ РОТ. ПРИСОСАТЬ ЯЗЫК К НЕБУ. НЕ ОТРЫВАЯ ОТ НЕБА, СИЛЬНО ОТТЯГИВАТЬ ВНИЗ НИЖНЮЮ ЧЕЛЮСТЬ. ПРОДЕЛАТЬ 10 РАЗ.
Вкусное варенье. ВЫСУНУТЬ ШИРОКИЙ ЯЗЫК, ОБЛИЗЫВАТЬ ВЕРХНЮЮ ГУБУ И УБРАТЬ ЯЗЫК В ГЛУБЬ РТА.
Маляр. УЛЫБНУТЬСЯ, ОТКРЫТЬ РОТ, ЯЗЫК ПОДНЯТЬ ВВЕРХ И КОНЧИКОМ ЯЗЫКА ПРОВОДИТЬ ПО НЕБУ ОТ ВЕРХНИХ ЗУБОВ ДО ГОРЛА И ОБРАТНО. ВЫПОЛНЯТЬ МЕДЛЕННО, ПОД СЧЕТ ДО ВОСЬМИ.
Пальчиковая гимнастика.
Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
3. малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
6. У ребёнка развивается фантазия и воображение. Овладев всеми упражнениями, он сможет "рассказывать руками" целые истории.
7. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Упражнения разделены на три группы.
I группа. Упражнения для кистей рук
- развивают подражательную способность;
- учат напрягать и расслаблять мышцы;
- развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
- учат переключаться с одного движения на другое.
II группа. Упражнения для пальцев статические.
- требуют более точных движений.
III группа. Упражнения для пальцев динамические.
- развивают точную координацию движений;
- учат сгибать и разгибать пальцы рук.
Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое.
Упражнения отрабатываются сначала одной рукой, затем другой, после этого - двумя одновременно.
Начинать можно с ежедневного массажа по 2-3 минуты кистей рук и пальцев:
1) поглаживать и растирать ладошки вверх-вниз;
2) разминать и растирать каждый палец вдоль, затем - поперёк;
3) растирать пальчики спиралевидными движениями.
Затем можно выполнить упражнения, но в пассивной форме, то есть Вы сами сгибаете, разгибаете пальчики малыша и совершаете другие энергичные движения, сопровождая их ритмичными строчками. При этом важно, чтобы в упражнении участвовали все пальчики.
Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут.
В конце хотелось бы сказать: «Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование презентаций PowerPoint в работе логопеда с родителями.
Презентация - это представление чего-либо нового, она представляет сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую систему. Как прав...
Отчёт по самообразованию логопеда Тема «Использование ИКТ (электронная почта, персональный сайт, блог, медиаресурсы, Skype) в работе логопеда с родителями подготовительной группы».
Данный материал представлен в виде текстового отчёта по амообразованию логопеда в подготовительной группе по теме "Использование ИКТ в работе логопеда с родителями подготовительной группы"....
"Активные формы работы логопеда с родителями в процессе коррекционной работы с детьми"
Сотрудничество логопеда с родителями....
консультация для родителей " Автоматизация звуков, взаимосвязь в работе: логопед-ребенок- родители".
В данной консультации показана важность и необходимость тесного сотрудничества специалиста - логопеда и родителей на этапе автоматизации поставленных звуков у ребенка. Даны рекомендации и ...
Консультация «Совместная работа логопеда и родителей, как одно из условий успешной коррекционной работы»
Консультация для родителей....
Памятка родителям: Совместная работа логопеда с родителями определяет общий успех обучения ребенка
Памятка родителям:Совместная работа логопеда с родителями определяет общий успех обучения ребенка Для закрепления результатов логопедической работы Ваши дети нуждаются в постоянных домашних занят...
Совместная работа логопеда и родителей как условие успешной коррекционной работы
Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Речь в своём развитии проходит определённые этапы. На ка...