Конспект работы логопеда с родителями.
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) по теме

Кечаева Ольга Сергеевна

В данной работе описываются рекомендации логопеда родителям, артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

Красивая и правильная речь – залог успехов и удач вашего ребенка в будущем, одно из основных условий успешного обучения.

К 5 годам у детей:

 -наблюдается качественный скачок в овладении связной речью: дети способны составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности; значительно обогащается словарный запас;

 -грубых аграмматизмов в речи нет, возможны только ошибки при построении сложных предложений;

- звукопроизношение полностью должно нормализоваться (в 4 года могут наблюдаться смешения свистящих и шипящих, отсутствие вибрантов Р,Р);

 -появляется способность к выделению звука из слова (формирование звукового анализа и синтеза).

        Логопедические занятия в нашем саду проводятся с детьми старшего возраста (начиная с 5 лет). Зачисление детей на коррекционные занятия проводит логопед сада по результатам диспансеризации. Диспансеризация (обследование устной речи)  проводится  раз в год  логопедом  из поликлиники. Зачисляются только те дети, которым поставлен логопедический диагноз: ФФН или ФН. Детям, страдающих  общим недоразвитием речи рекомендуется логопедический детский сад.

        Сроки логопедической работы находятся в прямой зависимости от степени выраженности у детей речевых нарушений, их индивидуально-личностных особенностей, условий воспитания в семье. Они могут варьироваться от 6 месяцев до 1.5-2 лет и более. Для нормализации детей с ФН необходимо от 3 до 6 месяцев, с ФФН – от года и более.

        Занятия проводятся в игровой форме, основная их задача – нормализация звукопроизносительной стороны речи. Также на каждом занятии ведется работа по развитию восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления, мелкой моторики, ведь речь находится в тесной взаимосвязи со всеми этими компонентами/

        

Логопедическая работа по устранению нарушений звукопроизносительной стороны речи.

У большинства детей к 4-5 годам все звуки произносятся правильно. Однако у некоторых детей возрастные несовершенства произношения не исчезают.

        Логопедическая работа по устранению нарушений звукопроизносительной стороны речи строится на основе компенсаторных возможностей организма (зрительного, слухового восприятия, тактильных и кинестетических ощущений).

При постановке звуков логопед использует один из трех способов:

  1. По подражанию: пользуясь зрительными, слуховыми, тактильными ощущениями ребенок пытается воспроизвести движения речевых органов, получить нужное звучание. Иногда достаточно одного показа – и все начинает получаться. Увы,не всегда. В таком случае существует второй способ.
  2. Механическое воздействие:речевые органы приводятся в нужное положение при помощи специальных логопедических зондов. Для детей они –волшебные палочки, которые помогают произнести правильный звук.
  3. Смешанный: механическое воздействие служит для того, чтобы помочь точнее и правильнее воспроизвести артикуляцию, осуществляемую путем подражания и словесных пояснений.

Для правильного звукопроизношения необходимо, чтобы артикуляционный аппарат ребенка - язык, губы, челюсти - также работал правильно и четко. В формировании и развитии движений органов артикуляционного аппарата важную роль играет артикуляционная гимнастика, которая состоит из упражнений для тренировки подвижности и переключаемости определенных положений языка и губ, необходимых для произнесения требуемого звука.

Что необходимо знать!

1. Выполнять артикуляционные упражнения следует несколько раз в день.

2. Артикуляционные упражнения выполняются перед зеркалом.

3. Количество повторов каждого упражнения от 2 до 10-15 раз.

Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.

4. Артикуляционные упражнения лучше всего проводить в игровой форме.

5. Не заставляйте ребенка выполнять все упражнения сразу, лучше хорошо сделать 2-3 и передохнуть.

6. Внимательно читайте инструкцию к выполнению каждого упражнения.

7. Поощряйте ребенка, даже если сделать правильно не получилось.

Артикуляционная гимнастика.

На начальном этапе для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи эффективна артикуляционная гимнастика. Проводить гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые движения у детей закреплялись, становились более прочными.

Лягушка-слон. УЛЫБНУТЬСЯ, ПОКАЗАТЬ СОМКНУТЫЕ ЗУБКИ, УДЕРЖАТЬ ГУБЫ В ТАКОМ ПОЛОЖЕНИИ, ЗАТЕМ СОМКНУТЫЕ ГУБКИ ВЫТЯНУТЬ ВПЕРЕД И УДЕРЖАТЬ В ТАКОМ ПОЛОЖЕНИИ. Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.
А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня.

Месим тесто. УЛЫБНУТЬСЯ, ОТКРЫТЬ РОТ, ПОКУСАТЬ ЯЗЫК ЗУБАМИ – ТА-ТА-ТА…;ПОШЛЕПАТЬ ЯЗЫК ГУБАМИ –ПЯ-ПЯ-ПЯ…;ЗАКУСИТЬ ЯЗЫК ЗУБАМИ И ПРОТАСКИВАТЬ ЕГО СКВОЗЬ ЗУБЫ С УСИЛИЕМ.

Лопаточка. ШИРОКИЙ ЯЗЫК ВЫСУНУТЬ, РАССЛАБИТЬ, ПОЛОЖИТЬ НА НИЖНЮЮ ГУБУ. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 сек.

Чашечка. РОТ ШИРОКО РАСКРЫТЬ. ШИРОКИЙ ЯЗЫК ПОДНЯТЬ КВЕРХУ. ПОТЯНУТЬСЯ К ВЕРХНИМ ЗУБАМ, НО НЕ КАСАТЬСЯ ИХ. УДЕРЖАТЬ ЯЗЫК В ТАКОМ ПОЛОЖЕНИИ 10 СЕК.

Горка. РОТ ПРИОТКРЫТЬ. БОКОВЫЕ КРАЯ ЯЗЫКА ПРИЖАТЬ К ВЕРХНИМ КОРЕННЫМ ЗУБАМ. КОНЧИК ЯЗЫКА УПЕРЕТЬ В НИЖНИЕ ПЕРЕДНИЕ ЗУБЫ. УДЕРЖАТЬ ЯЗЫК В ТАКОМ ПОЛОЖЕНИИ 10 СЕК.

Трубочка. ВЫСУНУТЬ ШИРОКИЙ ЯЗЫК. БОКОВЫЕ КРАЯ ЯЗЫКА ЗАГНУТЬ ВВЕРХ. ПОДУТЬ В ПОЛУЧИВШУЮСЯ ТРУБОЧКУ.ВЫПОЛНЯТЬ В МЕДЛЕННОМ ТЕМПЕ. УДЕРЖИВАТЬ ЯЗЫК В ТАКОМ ПОЛОЖЕНИИ 10 СЕК.

Часики. ВЫСУНУТЬ ШИРОКИЙ ЯЗЫК. ТЯНУТЬСЯ ПОПЕРЕМЕННО ТО К ПРАВОМУ УХУ, ТО К ЛЕВОМУ. ДВИГАТЬ ЯЗЫКОМ ИЗ УГЛА РТА В МЕДЛЕННОМ ТЕМПЕ ПОД СЧЕТ ЛОГОПЕДА.УДЕРЖИВАТЬ ЯЗЫК В ТАКОМ ПОЛОЖЕНИИ 10 СЕК.

Лошадка. ЦОКАТЬ ЯЗЫКОМ. ТЯНУТЬ ПОДЪЯЗЫЧНУЮ СВЯЗКУ.ПРОДЕЛАТЬ ОТ 10 РАЗ.

 

Качели. УЛЫБНУТЬСЯ, ОТКРЫТЬ ШИРОКО РОТ, НА СЧЕТ «РАЗ» -ОПУСТИТЬ КОНЧИК ЯЗЫКА ЗА НИЖНИЕ ЗУБЫ, НА СЧЕТ «ДВА» - ПОДНЯТЬ ЯЗЫК ЗА ВЕРХНИЕ ЗУБЫ. ПОВТОРИТЬ 4-5 РАЗ.

Грибок. РАСКРЫТЬ РОТ. ПРИСОСАТЬ ЯЗЫК К НЕБУ. НЕ ОТРЫВАЯ ОТ НЕБА, СИЛЬНО ОТТЯГИВАТЬ ВНИЗ НИЖНЮЮ ЧЕЛЮСТЬ. ПРОДЕЛАТЬ 10 РАЗ.

Вкусное варенье. ВЫСУНУТЬ ШИРОКИЙ ЯЗЫК, ОБЛИЗЫВАТЬ ВЕРХНЮЮ ГУБУ И УБРАТЬ ЯЗЫК В ГЛУБЬ РТА.

Маляр. УЛЫБНУТЬСЯ, ОТКРЫТЬ РОТ, ЯЗЫК ПОДНЯТЬ ВВЕРХ И КОНЧИКОМ ЯЗЫКА ПРОВОДИТЬ ПО НЕБУ ОТ ВЕРХНИХ ЗУБОВ ДО ГОРЛА И ОБРАТНО. ВЫПОЛНЯТЬ МЕДЛЕННО, ПОД СЧЕТ ДО ВОСЬМИ.

Пальчиковая гимнастика.

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3. малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

6. У ребёнка развивается фантазия и воображение. Овладев всеми упражнениями, он сможет "рассказывать руками" целые истории.

7. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Упражнения разделены на три группы.

I группа. Упражнения для кистей рук

 - развивают подражательную способность;

 - учат напрягать и расслаблять мышцы;

 - развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

 - учат переключаться с одного движения на другое.

II группа. Упражнения для пальцев статические.

 - требуют более точных движений.

III группа. Упражнения для пальцев динамические.

 - развивают точную координацию движений;

 - учат сгибать и разгибать пальцы рук.

 Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое.

Упражнения отрабатываются сначала одной рукой, затем другой, после этого  - двумя одновременно.

 

Начинать можно с ежедневного массажа по 2-3 минуты кистей рук и пальцев:

1) поглаживать и растирать ладошки вверх-вниз;

2) разминать и растирать каждый палец вдоль, затем - поперёк;

3) растирать пальчики спиралевидными движениями.

Затем можно выполнить упражнения, но в пассивной форме, то есть Вы сами сгибаете, разгибаете пальчики малыша и совершаете другие энергичные движения, сопровождая их ритмичными строчками. При этом важно, чтобы в упражнении участвовали все пальчики.

Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут.

В конце хотелось бы сказать: «Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование презентаций PowerPoint в работе логопеда с родителями.

Презентация - это представление чего-либо нового, она представляет сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую систему. Как прав...

Отчёт по самообразованию логопеда Тема «Использование ИКТ (электронная почта, персональный сайт, блог, медиаресурсы, Skype) в работе логопеда с родителями подготовительной группы».

Данный материал представлен в виде текстового отчёта по амообразованию логопеда в подготовительной группе по теме "Использование ИКТ в работе  логопеда с родителями подготовительной группы"....

консультация для родителей " Автоматизация звуков, взаимосвязь в работе: логопед-ребенок- родители".

В данной консультации показана важность и необходимость тесного сотрудничества специалиста - логопеда и родителей  на этапе автоматизации  поставленных звуков у ребенка. Даны рекомендации и ...

Памятка родителям: Совместная работа логопеда с родителями определяет общий успех обучения ребенка

Памятка родителям:Совместная работа логопеда с родителями определяет общий успех обучения ребенка Для закрепления результатов логопедической работы Ваши дети нуждаются в постоянных домашних занят...

Совместная работа логопеда и родителей как условие успешной коррекционной работы

Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Речь в своём развитии проходит определённые этапы. На ка...