"Активные формы работы логопеда с родителями в процессе коррекционной работы с детьми"
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Площенко Оксана Александровна
Сотрудничество логопеда с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivnye_formy_raboty_logopeda_s_roditelyami.odt29.45 КБ

Предварительный просмотр:

Активные формы сотрудничества логопеда с родителями в процессе коррекционной работы с детьми.

   На современном этапе родители являются партнёрами, непосредственными участниками педагогического процесса.

Сотрудничество логопеда с родителями начинается, когда ребёнок поступил в логопедическую группу детского сада. Тут  встаёт задача поближе познакомиться с каждой семьёй, познакомить родителей между собой, наладить непосредственный контакт, дать почувствовать, что в детском саду, всех участников коррекционного процесса,  волнуют  проблемы их детей. Здесь готовы в тесном сотрудничестве преодолевать все трудности, совместными усилиями решать все проблемы воспитания и развития. Очень важно, чтобы знакомство  с семьями не превратилось в формальный акт записи сведений о родителях воспитанников.

  В работе с разными семьями нельзя пользоваться одними и теми же методами. Их необходимо варьировать в зависимости от состава родителей по культурному, образовательному уровню, по стилю семейного воспитания, по типу взаимоотношений в семье, по наличию заинтересованности и пониманию проблем своего ребёнка, то есть необходимо постоянно искать новые пути и способы приобщения родителей к сотрудничеству с педагогами.  Изучение семьи воспитанника поможет в общении с родителями, в оказании психолого-педагогической помощи, соответствующей реальным потребностям семьи.

   Значимость форм работы с родителями трудно переоценить. Беда многих современных родителей – это слабые педагогические знания, отстранённость, причины которых скрыты, прежде всего, в отсутствии элементарных психолого-педагогических знаний и нежелании родителей разобраться в сложном мире ребёнка.

 Успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Это актуально в настоящее время в связи  с  введением ФГОС ДО. Особенно  важно сотрудничество с родителями в  логопедической группе, так как работа с детьми,  включает в себя, коррекционно-воспитательное воздействие со стороны  педагогов  и родителей.

   Непрерывная связь с родителями осуществляется в нашей группе с помощью коллективной,  индивидуальной,  наглядной форм работы.

 Коллективную работу можно представить в нескольких видах.

Групповые родительские собрания. В логопедической группе проводятся 4 раза в год. Именно они помогают объединить родителей,  нацелить их на помощь коллективу детского сада, своей группе,  активно включиться в процесс воспитания детей. Родительским собраниям мы уделяем особое внимание, тщательно готовимся к их проведению, анализируем каждое собрание. Важно, чтобы родители на собрании действовали, включались в ту или иную предложенную им работу.

  Консультации.  Логопеду важно построить консультации так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества. Консультации должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал и проводиться не для “галочки”, а для пользы дела.

   К каждой  консультации готовится специальное оборудование, то есть организуется выставка пособий.

 Семинары-практикумы направлены на повышение уровня  теоретической подготовки родителей, совершенствование практических навыков, необходимых в работе с детьми.

 Так, на семинаре-практикуме «Развитие мелкой моторики» родители имели возможность понаблюдать за детьми в процессе выполнения пальчиковой гимнастики с предметами, рассмотреть нетрадиционный материал для развития мелкой моторики,  поделиться своим опытом, представить изготовленные оригинальные пособия на развитие моторики пальцев рук.

 Занятия-тренинги.  Данная форма взаимодействия носит коррекционную направленность,  помогает в обучении родителей совместным формам деятельности с детьми. В цикл занятий-тренингов мы включили знакомство  родителей со здоровье сберегающими технологиями. Это развитие артикуляционной моторики,  дыхания, массаж и самомассаж.

   Открытые фронтальные  занятия.  Как показал опыт, полезно объединять занятие с собранием, тогда родители с большей заинтересованностью относятся к их посещению.  Родители смотрят, записывают  игры, упражнения,  видят пробелы в знаниях своих детей, учатся методам и приёмам работы.

   Проектная деятельность. Все большую актуальность приобретает такая форма совместной деятельности, как проекты. Они способствуют укреплению сотрудничества педагогов ДОУ и семей, развитию партнерских отношений, повышению компетентности родителей в вопросе коррекции нарушений речи, повышению заинтересованности, активности, творческого участия родителей в жизни своих детей. Детско-родительский проект «По дороге к Азбуке».

 Индивидуальная форма работы  эффективнее коллективной, т.к. позволяет установить более тесный контакт с родителями.

 Анкетирование.  Играет немалую роль в совместной, комплексной работе логопеда и семьи. Вначале учебного года мы проводим анкетирование родителей.  С помощью анкет мы узнаём сведения о детях, которые помогают их адаптации, а так же более успешному взаимодействию с ними.

 Беседы.  Особенности семейного воспитания,  потребности родителей в знаниях  выявляются при помощи беседы. Её задача в том, чтобы помочь семье в воспитании ребёнка.   В начале года, после обследования детей,  логопед знакомит родителей с результатами.  Родные ребёнка узнают о пробелах в его развитии, получают советы, рекомендации. От того, как протекают первые встречи логопеда с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем их сотрудничество.

 Родительские пятиминутки. Проводятся ежедневно. Логопед сообщает родителям об успехах ребёнка, даёт рекомендации по дальнейшей работе. Родители имеют возможность задать логопеду волнующие их вопросы.

 Индивидуальные практикумы в сочетании с индивидуальными занятиями.

У некоторых взрослых возникают трудности в занятиях с детьми дома, из-за отсутствия навыков организации поведения ребёнка или низкой педагогической грамотности.  Родители приглашаются  на просмотр индивидуальных занятий логопеда,  обучаются практическим приёмам работы с ребёнком.

 Наглядная форма  работы  очень важна для родителей, т.к. большую часть информации по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая её зрительно. Наглядность агитации обеспечивается применением разнообразных сопровождающих иллюстраций, демонстраций практических работ, выставочным материалом, она служит стимуляции активности родителей. Внедряя в практику разнообразные формы наглядности, мы активизируем  родителей в вопросах коррекции речи ребёнка.

 Уголок  логопеда.  Содержит рубрики: «Тема недели»- отражает лексическую тему. «Словарик» - включает объём словаря по теме.  «Закреплялочка» - отражает тему занятия, даёт родителям практические рекомендации по формированию различных речевых навыков,  по закреплению знаний по лексической теме.  «Игралочка» знакомит родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков, по развитию мелкой моторики, психических процессов. «Стихотворение недели»- учим стихотворение в течение недели, по пятницам выбираем лучшего чтеца.

 Папки-передвижки. Представляют собой сменяемый 2 раза в месяц наглядный материал  групповых консультаций.  Так как  родители не в состоянии удержать в памяти всю устную информацию, которую они  получают от педагогов и для того, чтобы родители смогли осмыслить полученные рекомендации и следовать им.

 Памятки, брошюры. Составляются по темам консультаций, занятий-тренингов  и содержат определённый алгоритм действий, практические советы и рекомендации.

 Библиотека игр и упражнений.  Данная форма взаимодействия является стимулом к активному участию родителей в коррекционном процессе. Родители могут воспользоваться подбором практического материала. В основном это материал, объединённый одной лексической темой, которая включает в себя лексические, грамматические, словарные задания, задания на развитие внимания, памяти. В нашей библиотеке есть все пособия, используемые на фронтальных логопедических занятиях.

При проведении работы по повышению педагогической культуры родителей среди всех форм работы  мы  делаем  акцент на обучении родителей практическим приёмам работы, которые очень важны для достижения результатов в коррекционном процессе. В любой форме работы с родителями можно найти и выделить ту “изюминку”, на которой строится обучение родителей практическим приёмам работы.

 Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют вместе и  согласованно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми.

Статья о взаимодействии логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми....

"Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста" (из опыта работы)

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения.  От того, какой буд...

Консультация для родителей "Взаимодействие логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми"

Учебный год для логопеда группы начинается, когда ребенок поступил в группу детского сада. Встает задача поближе познакомиться с каждой семьей. Обследование семьи проводится комплексно: л...

Консультация для родителей " ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ"

Консультация  для  родителейОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИСовременная концепция дошкольного воспитания положила начало рефор...

Формы взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Предоставлены различные содержательные и структурные варианты взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями....