Моделирование в описательной речи детей с ОНР
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме
Педагоги, работающие с детьми, которые страдают общим недоразвитием речи (ОНР), знают, как непросто научить ─ даже дошкольников седьмого года жизни ─ описательной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modelirovanie_v_opisatelnoy_rechi_detey_s_onr.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Моделирование в описательной речи детей с ОНР
Педагоги, работающие с детьми, которые страдают общим недоразвитием речи (ОНР), знают, как непросто научить ─ даже дошкольников седьмого года жизни ─ описательной речи. Описание обладает как общим, типичным для всех типов монолога чертами, так и специфическими. Связность и образность характерны для любого монолога, но в описательном тексте межфразовая связь подчиняется законам его перечислительной структуры, а выразительные средства языка призваны подчеркнуть особенности объекта описания.
Качество описательного текста определяется полнотой характеристики внешних признаков или внутренних качеств объекта описания; логикой описания (соблюдение структуры описания, целесообразность последовательности); его связностью (правильность согласованности слов в предложениях, использование различных способов межфразовой связи); образностью (использование средств лексической выразительности).
Изучение описательной речи детей седьмого года с ОНР III уровня выявило: лишь немногие из них способны самостоятельно построить текст; большинству требуются вопросы-подсказки; рассказы отличаются непоследовательностью, отсутствием оценочных суждений, завершающих описание. Как правило, рассказы бессвязны, в качестве средств межфразовой связи редко используются повторы и местоимения. Налицо проблемы с грамматическим оформлением предложений. Образные средства в них единичны либо вовсе отсутствуют. Описательная речь детей с ОНР требует значительной корректировки с целью развития умений, необходимых для построения описательного текста:
• умения вычленять и называть признаки объекта описания;
• умения перечислять признаки в определенной последовательности (в логике описательной структуре);
• умения связывать слова, фразы и периоды в целостный текст.
По мнению психологов, педагогов и логопедов, использование предметно-схематических моделей облегчает процесс освоения связной речи. Модели, передавая строение рассказа, его последовательность, служат своеобразным наглядным планом для создания монологов, поэтому они успешно используются на практике.
Опишем работу с моделью на примере рассматривания яблока.
• «Что нам помогает увидеть яблоко – его цвет, форму, величину? Правильно, глаза (помещаем на табло карточку с изображением глаза). Мы посмотрели на яблоко и увидели, что оно… (красного цвета). Найдите карточку, обозначающую красный цвет, поставьте ее в этот карманчик. Что еще мы узнаем о яблоке, если внимательно посмотрим на него? Верно, какое оно по форме: круглое, треугольное или овальное? Выберите нужную карточку и вставьте ее в схему. (Таким же образом на схеме размещаются соответствующие символы величины.) Мы увидели глазами, что яблоко красное, круглое, большое.» (Дети повторяют фразу).
• Затем детям предлагают закрыть глаза и почувствовать запах яблока. «Что помогает определить запах яблока? (Предлагается разместить на схеме карточку с изображением носа.) Что можно сказать про яблоко? Какое оно? Оно… (при необходимости помочь) душистое, ароматное. Давайте повторим вместе: яблоко душистое, яблоко ароматное. Подумайте, какой карточкой можно обозначить этот признак?» (Рассматриваются различные символы, выбирается изображение флакона духов, условно обозначающего аромат, запах яблока.)
• «Погладьте яблоко рукой. Что мы узнали о яблоке? Какое оно? (Гладкое.) А если надавить на него рукой? Мягкое яблоко или твердое? С помощью чего мы узнали, что яблоко гладкое, твердое?» (Размещают картинку, изображающую руку, и символы, обозначающие признаки «гладкий», «твердый».)
• «Что мы должны сделать, чтобы узнать, какое яблоко на вкус? Правильно, надкусить его, попробовать (яблоко разрезается, дети пробуют его. Схема дополняется изображением рта и символами вкуса: кислое обозначают изображением лимона, а сладкое – конфеты). Что еще вы узнали о яблоке? Чем наполнился ваш рот, когда вы разжевали яблоко? (Соком.) Какое яблоко?» Сочное.) Дети подбирают символ, обозначающий сочность (стакан с соком), и дополняют им схему.
(Далее показывается карточка со знаком вопроса). Это знак вопроса. К какой группе предметов можно отнести яблоко? Правильно, к фруктам. Какой карточкой обозначим это? Правильно, фрукты растут на деревьях. Изображение дерева напомнит нам, что яблоко относится к фруктам.
В процесс обследования предметов можно включать словарные упражнения, например на подбор синонимов: «Яблоко красное, спелое. Как по-другому можно сказать, какое оно?» (Румяное.) На словообразование: «У яблока красный бок, как сказать одним словом, какое яблоко? (Краснобокое.) Яблоко чуть кислое и чуть сладкое. Как сказать одним словом, какое оно?» (Кисло-сладкое.)
Индивидуальное и хоровое повторения словосочетаний и предложений помогает закрепить в речи детей образцы согласования слов и различные синтаксические формы.
После рассматривания предмета детям предлагается рассказать о нем, опираясь на образец, данный педагогом: «Послушайте, как много мы узнали о яблоке: это яблоко, оно красное, круглое и большое. Яблоко ароматное, на ощупь гладкое и твердое, на вкус сочное, кисло-сладкое. Яблоки относятся к фруктам. Они очень полезные и вкусные».
В образце описания яблока педагог может повторить ход исследовательской деятельности детей, в этом случае удается продемонстрировать конструкции сложноподчиненных предложений и межфразовую связь. Например: «Это яблоко. Если его рассмотреть, то мы увидим, что оно румяное, круглое и большое. Если понюхать, то можно узнать, что яблоко душистое. Когда яблоко трогаем, то чувствуем: оно гладкое и твердое. А откусив кусочек от яблока, узнаем, что это сочный, кисло-сладкий плод. Яблоки – полезные фрукты!»
Описание яблока педагог обязательно сопровождает движением указки по составленной модели, тем самым дается образец использования модели в качестве наглядного плана. На следующем этапе обучения описательной речи дети уже самостоятельно составляют наглядные планы для рассказов о фруктах, овощах. Со временем карточки с изображением сенсорных источников получения информации (глаз, нос, рот, рука и др.) убирают – схема рассказа упрощается.
При описании других объектом (игрушки, одежда, посуда, животные и пр.) модель-схема видоизменяется.
Опыт работы по развитию описательной речи при помощи моделирования показал: введение моделей облегчает процесс овладения детьми содержанием, структурой описательных текстов, их связностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование наглядного моделирования в коррекции речи детей с ОНР
Метод наглядного моделирования активно применяют в дошкольной педагогике. Он развивает пространственное воображение, позволяет представить сложные абстрактные понятия. ...
Наглядное моделирование в коррекции речи детей с ТНР
В презентации представлены некоторые наглядные модели для коррекции разных сторон речи детей с ТНР....
Проект "Использование метода моделирования в развитии речи детей старшего дошкольного возраста"
В данном поекте разработана система работы по развитию речи через разные виды деятельности с использованием мнемотаблиц....
Статья "Роль наглядного моделирования в развитии речи детей старшего возраста с ОНР" воспитателя старшей группы комбинированной направленности с ОНР Грачевой Нелли Николаевны
Главная задача каждого педагога - подготовить детей к школе. Наглядное моделирование помогает детям развивать память, внимание, творческое воображение, активизирует связную речь, обогащает словарь. За...
Методики обучения описательной речи детей с ОНР с использованием наглядного моделирования
В статье описан метод наглядного моделирования и приводится анализ методик обучения описательной речи с использованием наглядного моделирования таких авторов, как В.К Воробьёва, И.П. Глухов, Т.А...
Консультация для воспитателей ДОУ "Наглядное моделирование в развитии речи детей"
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Метод наглядного моделирования помогает...
«Особенности формирования описательной речи детей с задержкой психического развития»
В коррекционной работе с детьми с ЗПР формирование связной речи приобретает особое значение, становится главной конечной целью всего коррекционного обучения....