Проект "Использование метода моделирования в развитии речи детей старшего дошкольного возраста"
проект по развитию речи (старшая группа) на тему
В данном поекте разработана система работы по развитию речи через разные виды деятельности с использованием мнемотаблиц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt-_metod_modelirovaniya.docx | 270.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Использование метода моделирования
в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
Информационная карта проекта
1. Название проекта:
«Использование метода моделирования в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
2.Автор проекта: Макогонюк И.Н.
3.Контактные данные: МБДОУ №31 «Снегирек», старшая группа «Солнышко»
4.Вид проекта: групповой, долгосрочный, практико-ориентированный.
5.Проблемма проекта: как можно повысить качество речи через применения метода наглядного моделирования?
6.Цель проекта: теоретическое основание и разработка системы педагогических мероприятий, направленных на развитие речи старших дошкольников посредством мнемосхем.
7.Задачи проекта:
1.Изучить психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме развития речи старших дошкольников.
2.Выявить особенности формирования связной речи старших дошкольников.
3.Разработать и апробировать методики экспериментального исследования для отслеживания эффективности работы с детьми по формированию связного строя речи посредством мнемосхем.
4.Разработать мнемотаблицы для работы с детьми;
5.Развивать речевую активность старших дошкольников, используя элементы мнемотехники.
8. Длительность проекта: с 1.09 2015 по 31.05. 2016 года
9.Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели.
10. Продукт проекта
- Презентация по теме проекта
Актуальность проекта
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду является задача обучение родному языку, развитие речи, речевого общения. Красивая, правильная речь - залог успешного обучения в школе. Детям, у которых есть нарушения речи, значительно сложнее выражать свои мысли, общаться не только со сверстниками, но и с взрослыми. Поэтому задача педагога, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка, так как с речью ребенка к моменту поступления в школу может возникнуть множество проблем:
- односложная, состоящая из простых предложений речь (так называемая «ситуативная» речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;
- бедность речи. Недостаточный словарный запас;
- замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление не литературных слов и выражений;
- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно;
- неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами; (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо!)
- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.;
- плохая дикция;
Основная цель речевого развития – доведение его до нормы, определённой для каждого возрастного этапа, хотя индивидуальные различия речевого уровня детей могут быть исключительно велики. Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.
Одним из важнейших средств развития речи является наглядное моделирование. Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Схемы и модели служат дидактическим материалом в работе педагога, и использовать их следует для:
- обогащения словарного запаса;
- при обучении составлению рассказов;
- при пересказах художественного произведения;
- при отгадывании и составлении загадок;
- при заучивании стихов.
Актуальность использования наглядного моделирования в работе по развитию речи с дошкольниками состоит в том, что:
во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;
в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Такие авторы как Д.Б. Эльконин, А.Л, Венгер, Е.Г. Егорова считают целесообразным применение наглядного моделирования т.к. он доступен детям и развивает умственные способности, обогащает словарь, дети учатся сравнивать, обобщать. Использование моделей уточняет знания детей, развивает активность и самостоятельность в усвоении информации о изучаемом.
Цель проекта: теоретическое основание и разработка системы педагогических мероприятий, направленных на развитие речи старших дошкольников посредством мнемосхем.
Задачи проекта:
- Изучить психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме развития речи старших дошкольников.
- Выявить особенности формирования связной речи старших дошкольников.
- Разработать и апробировать методики экспериментального исследования для отслеживания эффективности работы с детьми по формированию связного строя речи посредством мнемосхем.
- Разработать мнемотаблицы для работы с детьми;
5. Развивать речевую активность старших дошкольников, используя элементы мнемотехники.
Объект исследования:
старшие дошкольники
Предмет исследования:
связная речь и речевая активность старших дошкольников
Гипотеза исследования: целенаправленная и систематическая работа по использованию мнемосхем в воспитательно-образовательном процессе, как элемента мнемотехники, представляет педагогу дополнительную возможность для успешного развития связной речи и речевой активности старших дошкольников.
Теоретическая значимость:
Создание опыта работы со старшими дошкольниками по развития связной речи и речевой активности через использование элементов мнемотехники.
Практическая значимость заключается в том, что представленный материал, поможет решить проблему речевой недостаточности дошкольников, и доведение её до нормы, определённой для каждого возрастного этапа.
Новизна. Роль мнемосхем в развитии речи старших дошкольников.
Ожидаемые результаты:
В результате применения метода наглядного моделирования на занятиях по развитию речи, у детей заметно улучшится качество речи, расширится словарный запас, появится уверенность в себе.
Методологическая основа:
Теории развития детской речи (К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, А.П.Усова, М.М.Алексеева, В.И.Яшина, Ф.А.Сохин, А.М.Бородич и др.), психолого-педагогические исследования особенностей речи (Д.Б.Эльконин, А.Н.Гвоздев, Л.С.Выготский и др.), общетеоретические вопросы развития речи детей старшего дошкольного возраста раскрыты в трудах А.Н.Гвоздева, Л.С.Выготского, А.Г.Арушановой и др.
Методы исследования:
- изучение психолого-педагогической и специальной методической литературы по проблеме исследования;
- изучение опыта работы по проблеме исследования;
- педагогическое наблюдение;
- информационная и воспитательная беседа;
- мониторинговые исследования: опросы, беседы;
- методы математической и статистической обработки полученных результатов.
Принципы проекта:
Общедидактические принципы:
-научности;
-систематичности и последовательности;
-наглядности;
- сознательности, активности и посильности;
-учета степени и разнообразия материала;
-учета возрастных и индивидуальных особенностей детей;
-прочности знаний, умений и навыков.
Общеметодические принципы:
-дифференцированный подход;
-использование различных приемов и методов обучения.
-вычленение конкретных ориентиров (показ, объяснение, подкрепление)
-мотивация и комплексный подход к мотивации.
Психологические принципы:
-личностный подход;
-преемственность между дошкольным и начальным школьным обучением;
-активности и инициативности.
Длительность проекта - 9 месяцев.
Срок реализации проекта: 2015-2016 учебный год
Участники проекта:
- воспитатели;
- дети группы «Солнышко»;
- родители;
Этапы работы по проекту.
- Подготовительный этап
- формулировка проблемы
- вхождение в игровую ситуацию
- формулировка задачи.
- Практический этап.
- решение задач проекта
- практическая деятельность по решению проблемы
- Заключительный этап.
- презентация продукта деятельности.
Необходимые условия и материалы для реализации проекта
№ п/п | Наименование оборудования и материала | Источник получения |
1. | Методическая литература | Библиотечный фонд группы и родителей. |
2. | Опорные схемы для составления описательных рассказов. Наглядные пособия для воспитателей и, учителей и родителей. | Обеспечение группы |
3. | Демонсрационный материал. Беседы по картинам.Наглядные пособия для воспитателей и, учителей и родителей."Осень. Зима.", "Весна.Лето" | Обеспечение группы |
4. | Наглядно-демонстрационный материал по лексическим темам. | Обеспечение группы |
5. | Дидактические и настольные игры. | Обеспечение группы, призовой фонд |
Перспективный план
по развитию связной речи детей в непосредственной образовательной деятельности.
Развитие речи.
п/№ НОД, тема | Задачи НОД |
1 «Осенние прогулки». | Формировать умение детей полно и точно отвечать на вопрос, строя предложение из 4-6 слов; развивать навыки короткого описательного рассказа, пересказа текста. Учит образовывать однокоренные слова; упражнять в подборе определений к данному слову; познакомить с несклоняемыми существительными. Упражнять в образовании прилагательных от существительных, в употреблении форм родительного падежа. Развивать звуковую аналитико-синтетическую активность, как предпосылку обучения грамоте; развивать общение и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. |
2 «Загадки о грибах». | Развивать навыки составления короткого описательного рассказа с помощью мнемосхем. Продолжать учить образовывать однокоренные слова, сложные слова. Закреплять правильное произношение звука «рь»; учить выделять звук в начале, середине, и конце слова, формировать интонационную выразительность. Развивать коммуникативную функцию. Воспитывать у детей речевое дыхание, правильную артикуляцию. |
3 Пересказ художественного произведения Е. Пермяк «Для чего руки нужны» | Формировать умения связного, последовательного пересказа с использованием мнемотаблиц. Приучать правильно предавать идею, близко к тексту – содержание произведения. Развивать умение выразительно передавать диалоги персонажей. Воспитывать уважение к труду, интерес к авторскому рассказу |
4 «Загадки на грядки» | Продолжать учить детей полно и точно отвечать на вопросы., строя предложение из 4-6 слов. Активизировать в речи детей названия овощей и фруктов, слов-обобщений. Продолжать учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже. Учить детей понимать образный смысл загадок. Формировать умение образовывать прилагательные от существительных, образовывать формы родительного падежа множественного числа. Закрепить умение выделять звук в начале слова, развивать фонематический слух. Воспитывать интерес к образной речи. |
5 Пересказ К. Ушинского «Лекарство» | Продолжать учить последовательности в пересказе с использованием мнемосхем. Закреплять у детей умение отвечать на вопросы воспитателя связно, полными предложениями; подбирать по смыслу глаголы к существительным. Продолжать учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже. Учить детей понимать образный смысл загадок. Закрепить умение выделять звук в начале слова, развивать фонематический слух. Воспитывать интерес к образной речи. |
6 «Путешествие по улицам города» | Учить детей отвечать на вопросы, побуждать к участию в беседе, развивать диалогическую речь. Продолжать учить составлять небольшие рассказы из личного опыта. Обогащать словарный запас детей. Развивать умение четко произносить слова, говорить в умеренном темпе, выразительно. |
7 Составление описательного рассказа о предметах. | Формировать у детей умение составлять рассказ по стихотворению и описательный рассказ о предметах посуды; учить сравнивать предметы, точно обозначая словом черты сходства и различия. Воспитывать у детей бережное отношение к предметам ближайшего окружения. |
8 «Наши игрушки» | Учить детей составлять рассказ-описание игрушек «Я хочу вам рассказать о…» с использованием мнемотаблицы. Закрепить умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями. Формировать знания о названии игрушек и обобщающем слове «игрушки»; развивать словарный запас; развивать речевое внимание и память; учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; согласовывать существительные с числительными от одного до пяти; закрепить знание формы родительного падежа существительных в единственном числе. |
9 Составление рассказа из опыта «Семья». | Формировать у детей знания о своей семье; рассматривая фотографии своей семьи, называть родственные связи: сын, внук, внучка, дочь, племянник и т.д.Закреплять у детей умение отвечать на вопросы воспитателя связно, полными предложениями; составлять рассказ из личного опыта. Воспитывать у детей любовь и уважение к родным и близким. |
10 Составление описательного рассказа на тему: «Зима» по предложенному плану-схеме | Учить при описании событий указывать время действия, используя разные типы предложений. Формировать умения подбирать определения к заданным словам, совершенствовать синтаксические навыки. Добиваться четкого произношения слов м фраз, включая звуки ц и ч; приучать правильно пользоваться вопросительной интонацией. Воспитывать интерес к образной речи. |
11 Составление связного рассказа на тему: «Мы живем в России» по предложенному плану-схеме | На основе знаний, полученных на занятиях, учить детей составлять связные рассказы на заданную тему, закреплять умения детей отвечать на вопросы, поддерживать беседу; продолжать учить детей передавать содержание произведения без пропусков, подробно и выразительно. Обогащать словарь детей, закрепить умение употреблять в речи прилагательные, сочетая их с существительными. Воспитывать внимание, культуру общения, чувство гордости за свою страну. |
12 Составление описательного рассказа о предметах посуды. | Учить детей составлять небольшие рассказы-описания по алгоритму. Формировать умение сравнивать различные предметы по материалу, размерам, назначению, употребляя название качеств. Активизировать употребление слов противоположного значения, слова-обобщения. Закрепить умение классифицировать предметы по качеству и назначению. |
13 Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок» с использованием мнемосхемы | Учить детей передавать литературный текст связно, последовательно, выразительно. Учить подбирать подходящие по смыслу определения. Закрепить умение употреблять трудные форы родительного падежа множественного числа существительных (ботинок, носок, тапочек и т.д.) |
14 «Встречаем модель» | Продолжать закреплять навыки составления описательного рассказа по схеме и образцу педагога. Расширять, активизировать словарный запас по теме «Одежда». Упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных и глаголов с помощью приставок (от глагола – шить).Развивать логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику пальцев рук.Воспитывать опрятность, аккуратность, бережное отношение к одежде. |
15 Составление рассказа по сюжетной картинке «Игры зимой». | Учить детей пониманию событий, изображённых на картине и составлении рассказа по предложенному плану-схеме, придумывать продолжение сюжета, название картины. Продолжать формировать умения употреблять предлоги с пространственным значении. Развивать умение подбирать глаголы и прилагательные для характеристики действий персонажей. |
16 Составление рассказа по картине «Птичья столовая». | Учить детей пониманию событий, изображённых на картине и составлении рассказа по предложенному плану-схеме, указывать время действий, используя разные типы предложений. Учить подбирать определения к заданным словам. Воспитывать заботливое отношение к птицам; желание помогать птицам пережить холодную зиму. Закрепить знания детей о зимующих птицах, обобщающем слове птицы; учить образовывать множественное число существительных в именительном и родительном падежах; согласовывать существительные с числительным от 1 до 5, существительные в творительном падеже, образовывать сложные прилагательные, подбирать эпитеты к словам. |
17 Пересказ сказки О. И. Онисимовой «Сказка про львёнка» с использованием серии сюжетных картинок | Продолжать учить детей полному, последовательному и выразительному пересказу сказки. Закреплять навык формирования развёрнутого связного высказывания, умения пользоваться косвенной речью, использовать речевые средства выразительности для характеристики персонажей. Формировать творческие способности детей к перевоплощению с использованием мимики и пантомимики. Развивать нравственные представления, внимание, память, воображение. |
18 Пересказ рассказа по опорным схемам В. Осеевой «Печенье» Создание синквейна (человек) | Продолжать учить связному последовательному пересказу небольших рассказов. Развивать интонационную выразительность речи. .Развивать лексико-грамматический строй речи: исправление намеренных лексических и грамматических ошибок. Развивать умение составлять синквейн, обогащать предикативный и атрибутивный словарь детей. Воспитывать любовь к близким. |
19 Пересказ рассказа «Общая горка», составленного по картине с проблемным сюжетом. Создание синквейна (зима, снег) | Учить детей пониманию событий, изображённых на картине и составлении рассказа по предложенному плану-схеме. Формировать навык пересказа небольшого рассказа с проблемным сюжетом, составленного воспитателем. Учить подбирать родственные слова (снег). Закрепить признаки зимы в природе, зимних забавах. Развивать умение составлять синквейн, обогащать активный словарь. Закрепить правила поведения на улице в холодные зимние дни. Воспитывать трудолюбие, аккуратность.
|
20 Пересказ рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой» с использованием мнемотаблицы | Продолжать развивать умение понимать содержание рассказа, обучать пересказу небольшого текста. Формировать навык построения связных монологических высказываний. Активизировать восприятие, внимание, память. Обогащать предикативный и атрибутивный словарь. Воспитывать дружеские отношения. |
21 Пересказ рассказа по картине «Родину защищать – большая честь». Создание синквейна (солдат) | Учить детей пониманию событий, изображённых на картине и составлении рассказа с его последующим пересказом. Закрепить навык составления предложений различных грамматических конструкций. Закрепить навык образования глаголов множественного числа. Развивать умение составлять синквейн, обогащать предикативный и атрибутивный словарь детей. Воспитывать внимание, культуру общения, чувство гордости за свою страну. |
22 Составление описательного рассказа «Моя мама» по собственному рисунку | Составлять рассказы-описания из 6 – 7 предложений по предложенному плану-схеме с применением ранее отработанных синтаксических конструкций. Побуждать детей употреблению более точных и образных выражений, активизировать воображение, облегчая решение творческой задачи. Воспитывать любовь к близким. |
23 Пересказ-инсценировка сказки «Колосок» с использованием серии сюжетных картин | Продолжать учить связному последовательному пересказу сказки с использованием серии сюжетных картин. Развивать интонационную выразительность речи. Закрепить умение подбирать слова противоположные по смыслу. Воспитывать уважение к людям труда.
|
24 Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» | Продолжать учить детей связному последовательному пересказу рассказа. Развивать навык контроля и самоконтроля за построением грамматически правильного высказывания. Уточнить названия рыб, их строения и особенностей. Закрепить употребление всех форм косвенных падежей имен существительных в единственном числе. Воспитывать интерес к занятиям творческой деятельностью. |
25 Пересказ сказки «Мужик и медведь» (текст в сокращении) с использованием театра картинок | Развивать умение понимать образное содержание и идею сказки. Учить замечать и исправлять ошибки в согласовании существительных с местоимениями «мой», «моя», «мои». (Моя помидор,…) Закрепить знания о пользе овощей для человека. 4.Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки. Подводить к эмоциональной, эстетической оценке своих работ.
|
26 Составление рассказа по картине «Птицы весной» по предложенному плану-схеме | Учить детей пониманию событий, изображённых на картине и составлении рассказа по предложенному плану-схеме. Закрепить навык составления предложений различных грамматических конструкций. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями живой и неживой природы. 4.Закрепить навык образования множественного числа существительных. Воспитывать познавательный интерес. |
27 Составление рассказов-описаний овощей и фруктов с использованием мнемотаблиц | Развивать умение составлять рассказ-описание с использованием мнемотаблиц, выделять существенные признаки и основные части предметов. Развивать грамматический строй речи: образование относительных прилагательных (д\и «Сок, варенье и компот»). .Овладение языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа. Воспитывать самостоятельность, творчество. |
28 Пересказ рассказа Г. Цыферова «Паровозик» с использованием опорных предметных картинок | Продолжать учить связному последовательному пересказу небольших рассказов с использованием опорных предметных картинок. Развивать интонационную выразительность речи. Развивать навык самоконтроля за построением грамматически правильных высказываний. Закрепить навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Воспитывать любовь к окружающему миру. |
29 Пересказ рассказа «Весна» по картинно-графическому плану | Учить самостоятельному пересказу текста, пониманию и употреблению в речи выразительных средств языка (сравнений). Развивать умение внимательно слушать на вопросы по содержанию произведения и отвечать на них простыми распространенными предложениями. Упражнять в подборе признаков к предмету: согласовывать прилагательные с существительными. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи. |
30 Пересказ рассказа Н. Калининой «Как ребята переходили улицу». Создание синквейна (машина, автобус) по выбору | Закрепить навык диалогической речи. Развивать умение связно, последовательно пересказывать небольшие рассказы. Употреблять существительные с предлогами (в, на, по). Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. |
31 Пересказ рассказа Л. Толстого «Косточка» с использованием мнемосхем. | Продолжать учить детей связному последовательному пересказу рассказа. Развивать навык контроля и самоконтроля за построением грамматически правильного высказывания. Закрепить употребление всех форм косвенных падежей имен существительных в единственном числе. Воспитывать честность. |
32 Пересказ рассказа воспитателя «Защитники Родины» по предметным картинкам | Развивать умение внимательно слушать рассказ воспитателя, отвечать на вопросы по содержанию простыми распространенными предложениями. Закрепить навык пересказа с опорой на предметные картинки. Распространять предложения однородными членами (существительными, прилагательными, глаголами);Употреблять в речи качественные прилагательные. Воспитывать любовь к Родине. |
Пересказ сказки В. Берестова «Как найти дорожку» с использованием опорных картинок. Созданиие синквейна (пчела) по тексту сказки | Продолжать учить связному последовательному пересказу сказки с использованием опорных картинок. Развивать речевую и познавательную активность, интонационную выразительность речи. Развивать умение составлять синквейн, обогащать предикативный и атрибутивный словарь детей. Закрепить употребление существительных в родительном падеже. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, внимательное отношение к окружающим. |
Пересказ рассказа Б. Вовка «Чьи цветы лучше?» с опорой на серию картин «Времена года» | Продолжать учить детей пересказывать рассказ связно и последовательно, употребляя разные грамматические конструкции. Активизировать наиболее употребительные эпитеты. Развивать речевую и познавательную активность, интонационную выразительность речи. Воспитывать бережное отношение к природе. |
Перспективный план
по развитию связной речи детей в непосредственной образовательной деятельности.
Чтение художественной литературы.
п/№ НОД, тема | Задачи НОД |
1 Заучивание стихотворения И.Бунина «Листопад» с использованием мнемосхем | Учить выразительно читать наизусть стихотворение И. Бунина . Развивать умение менять силу голоса и интонацию в зависимости от контекста произведения, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения; упражнять в подборе эпитетов и сравнений. Воспитывать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений словесного искусства, мира природы |
2 Заучивание стихотворения С. Сметанина «Белые ночи Сургута» с использованием мнемосхем | Учить выразительно читать наизусть стихотворение. Развивать умение менять силу голоса и интонацию в зависимости от контекста произведения, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения; упражнять в подборе эпитетов и сравнений. Воспитывать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений словесного искусства, мира природы родного края. |
3 Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения В.Артюховой «Белый дед» с использованием мнемосхем | Формировать навыки выразительного исполнения стихотворения; умение эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста, его жанровые особенности. Закреплять умение при рассказывании стихотворения наизусть передавать интонацией радость, не перебивать своих товарищей во время рассказывания. Воспитывать воображение, связную речь, интонационную выразительность. |
4 Заучивание стихотворения С. Маршака «Где обедал воробей?» с использованием мнемотаблицы (картинок-опор) | Продолжать учить детей использовать средства мнемотехники при заучивании стихотворений. Закреплять умение отличать стихотворение от других литературных жанров, умение поддерживать беседу, отвечать на вопросы полными предложениями. Развивать лексико-грамматический строй речи: согласовывать числительные с существительными. Осмысливать переносное значение образных выражений: «Львиная грива», «Крокодиловы слёзы», «Топает, как слон», «Волчий аппетит». Закрепить умение правильно держать кисть, рисовать горизонтальные и вертикальные линии. Упражнять в четком произношении звука -ж- в словах. Воспитывать бережное отношение к природе. |
5 Заучивание стихотворения Р. Алдониной «День защитника Отечества» » с использованием мнемосхем | Продолжать учить понимать содержание стихотворений. Помочь осмыслить значение образных выражений. Развивать выразительность речи при чтении стихотворений наизусть. Закрепить ранее полученные способы рисования. Воспитывать гордость за свою страну. |
6 Заучивание стихотворения К. Авдеенко «Сколько звезд на небе!» » с использованием мнемосхем | Учить эмоциональному восприятию образного содержания поэтического текста, пониманию значения использования автором средств выразительности. Продолжать учить детей устанавливать причинно-следственные связи. Учить выразительно читать наизусть стихотворение, передавая свое настроение. Развивать логическое мышление, внимание, память. Воспитывать желание помогать пережить животным холодную зиму. |
7 Заучивание стихотворения Б. Заходера «Ласточка» » с использованием мнемосхем | Учить эмоциональному восприятию образного содержания поэтического текста, пониманию значения использования автором средств выразительности. Продолжать учить детей устанавливать причинно-следственные связи. Учить выразительно читать наизусть стихотворение, передавая свое настроение. Развивать логическое мышление, внимание, память .Воспитывать любовь к природе. |
8 Заучивание стихотворения Г.Ладонщикова «Наша Родина» с использованием мнемосхем | Обучать выразительному чтению стихотворения. Упражнять в воспроизведении атрибутивной основы текста (подбор слов-признаков к слову «Родина»), синтаксических конструкций (употребление существительного «Родина» в косвенных падежах).Воспитывать любовь к Родине. |
Перспективный план работы с родителями по проекту
Сентябрь | Анкетирование на тему: «Развиваем речь детей» | Выяснить отношение родителей к проблеме речевого развития детей при подготовке к школе. |
Октябрь | Консультация: «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» | Повышение педагогической компетенции родителей в вопросах речевого развития детей. |
Ноябрь | Выставка методической литературы: «Развиваем речь детей» | Познакомить родителей с многообразием методической литературы по данной проблеме. Повышать педагогические знания. |
Декабрь | Рекомендации для родителей «Домашняя игротека» | Познакомить родителей с играми и их использованием в домашних условиях. |
Январь | Семинар практикум на тему: «Как научить ребенка быстро запоминать стихотворения» | Раскрыть приемы заучивания стихов с использованием мнемосхем |
Февраль | Буклет «Домашний книжный уголок» | Предложить рекомендации по организации и подбору книг в домашний книжный уголок |
Март | Организация фотовыставки для родителей «Играя – учимся, играя – познаём!» | Расширять сотрудничество семьи детского сада в вопросах речевого развития детей. |
Апрель | Мастер-класс «Составление связных рассказов с использованием мнемосхем» | Повышать родительскую компетентность в вопросах речевого развития детей через практические рекомендации. |
Май | Открытое занятие по развитию речи | Способствовать формированию у родителей навыков изготовления поделок из бумаги и бросового материала. |
Презентация проекта «Использование метода моделирования в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» | Познакомить родителей с результатами проекта. |
Перспективный план по работе с педагогами МБДОУ №31 «Снегирек»
п/№ | Тема мероприятия | Сроки выполнения |
1 | Консультация «Использование активных методов обучения в процессе развития связной речи дошкольников» | октябрь |
2 | Семинар-практикум «Составление связных рассказов с использованием мнемосхем» | декабрь |
3 | Отрытое занятие | апрель |
4 | Презентация проекта «Использование метода моделирования в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» | май |
Результативность проектной деятельности
Анализ совместной деятельности детей на начало и конец года позволяет наблюдать существенную положительную динамику. Результаты диагностики наконец 2014-2015 учебного года показали, что развитие связной речи у 36% детей достигли высокого уровня, среднего-62%.
1. По результатам мониторинга отмечается повышение уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста (гистограмма1)
Гистограмма 1
Результаты диагностики развития связной речи
детей старшего дошкольного возраста.
(2015 – 2016 учебного года)
2.В процессе реализации проекта «Использование метода моделирования
в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» значительно повысился интерес родителей к получению информации о развитии детей (90% родителей приняли участие). Родители овладели практическими знаниями и умениями по работе с ребёнком, которые они могут применять в условиях семейного воспитания.
3. Родители выступили с инициативой продолжения проекта.
4. Положительные отзывы родителей говорят о востребованности проведённой работы: «Сейчас я понимаю, как важна работа по развитию речи…», «Дочка легко и быстро запоминает стихи…», «Стали лучше разбираться в проблемах развития своего ребёнка…».
Таким образом, инновационный опыт, направленный на повышение у родителей педагогических знаний в развитии связной речи дошкольника, а у детей успешность поступления в школу.
Реализуя проект «Использование метода моделирования
в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»», можно сделать следующие выводы:
1.Представленная система работы по развитию связной речи более эффективна при использовании метода моделирования.
2. Одним из условий успешного осуществления проекта является совершенствование развивающей среды и материально-технической базы: подбор дидактических игр, разработка мнемотаблиц, информационных стендов для родителей, оформление и оснащение центров активности в группе.
3. Учитывая личностные особенности ребенка, обеспечивается психологическое благополучие и здоровье детей. Необходимо организовывать и вовлекать детей в активный процесс так, чтобы они ощущали свой рост, радость творчества, совершенствования.
4.Организуя просветительскую работу необходимо учитывать интересы родителей при планировании тематики консультаций, семинаров-практикумов, что положительно влияет на сохранение их мотивации.
5.Тесное взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса через различные формы сотрудничества улучшит качество результатов работы.
Перспективы дальнейшего развития.
- Обмен передовым практическим опытом по развитию речи старших дошкольников при помощи карточек-схем с воспитателями МБДОУ;
-Участие в педагогических конкурсах передового опыта;
- С целью совершенствования речевой активности детей старшего дошкольного возраста, как составляющей воспитательно-образовательного процесса, продолжить РАЗВИТИЕ в рамках социального партнерства с родителями (выпуск буклетов, информационных стендов, с методическими рекомендациями по работе с родителями).
- Продолжать работу по развитию связной речи с использованием мнемотаблиц посредством следующих форм работы:
• индивидуальных занятий с детьми с использованием логических упражнений на развитие речи;
• экскурсий;
• наблюдений;
• игр-драматизаций;
• дидактических игр;
• сюжетно-ролевых игр;
• развивающих настольных игр;
• викторин;
• театральной деятельности.
Литература.
1. Малетина Н.В. «Моделирование в описательной речи детей », 2004.
2. Наглядно-дидактическое пособие Ткаченко Т.А. «Составление описательных рассказов по опорным схемам». Метод. руководство, картинный комплект. М.: Книголюб, 2005.
3. Полянская Т.Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009.
4. Тихомирова Л.Ф. «Познавательные способности детей 5-7лет». М., 2005.
5. Алексеева М.М. Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М..: Академия, 1997
6.Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. – М..: «Мозаика-Синтез», 2004.
7. С. И. Гин. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений. М..: ИВЦ Минфина, 2008 г.
Приложение 1.
Диагностический инструментарий
На основании методик Ушаковой О.С., Струниной Е.М., Стребелевой Е.А., Гризик Т.И. были выявлены основные критерии развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Задание 1. Опиши куклу. Расскажи, какая она, что с ней можно делать, как с ней играют.
1) Ребенок самостоятельно описывает игрушку: Это кукла; Она красивая, ее зовут Катя. С Катей можно играть;
2) рассказывает по вопросам педагога;
3) называет отдельные слова, не связывая их в предложение.
Задание 2. Составь описание мяча: какой он, для чего нужен, что с ним можно делать?
1) Ребенок описывает: Это мяч. Он круглый, красный, резиновый. Его можно бросать, ловить. С мячом играют;
2) перечисляет признаки (красный, резиновый);
3) называет отдельные слова.
Задание3. Опиши мне собаку, какая она, или придумай про нее рассказ.
1) Ребенок составляет описание (рассказ);
2) перечисляет качества и действия;
3) называет 2—3 слова.
Задание 4. Ребенку предлагают составить рассказ на любую из предложенных тем: «Как я играю», «Моя семья», «Мои друзья».
1) Составляет рассказ самостоятельно;
2) рассказывает с помощью взрослого;
3) отвечает на вопросы односложно.
Задание 5. Взрослый читает ребенку текст рассказа или сказки (см. книгу «Занятия по развитию речи в детском саду») и предлагает пересказать.
1) Ребенок пересказывает самостоятельно;
2) пересказывает с подсказыванием слов взрослым;
3) говорит отдельные слова.
Оценка ответов производится следующим образом.
Если ответы ребенка подходят под № 1, он получает три балла; если ответы соответствуют № 2 — 2 балла; если ответы соответствуют № 3, ребенок получает 1 балл. В целом, если 2/3 ответов детей оцениваются в 3 балла — это высокий уровень. Если 2/3 ответов оцениваются в 2 балла — это хороший уровень. Если же 2/3 ответов детей получают по 1 баллу — это средний (или ниже среднего) уровень.
Ушаковой О.С., Струниной Е.М. выделены 3 уровня развития связных описательных высказываний детей:
I уровень – высокий
Ребенок активен в общении, ясно и последовательно выражает свои мысли, описание полное, логичное, без пропуска существенных признаков, повторений. Использует образную речь, точность языка, развивает сюжет, соблюдает композицию. Умение выражать свое отношение к воспринимаемому. Лексическим запас словаря достаточный для данного возраста, сформирована, связность описательного рассказа.
II уровень - средний
Ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других, при описании допускает ошибки и незначительные паузы, отличается не высоким лексическим запасом словаря, чаще пользуются не связными между собой фразами, пытаясь обрисовать в слове виденное на картине, прибегают к усвоенным формулам, предложенным педагогом
III уровень – низкий
Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, не умеет последовательно излагать свои мысли по увиденному и воспринятому, точно передавать их содержания, словарь ребенка скуден, прибегают к усвоенным формулам, схематичности и свернутости высказываний.
Приложение 2
Консультация для воспитателей на тему:
«Использование метода мнемотехники при заучивании стихотворений. Дидактический синквейн».
Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. Красивая, правильная речь - залог успешного обучения. Детям, у которых есть нарушения речи, значительно сложнее выражать свои мысли, общаться не только со сверстниками, но и с взрослыми. Поэтому задача воспитателя, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка, так как с речью ребенка к моменту поступления в школу может возникнуть множество проблем. Основная цель речевого развития – доведение его до нормы, определённой для каждого возрастного этапа, хотя индивидуальные различия речевого уровня детей могут быть исключительно велики. Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.
Схемы и модели служат дидактическим материалом в работе педагога по развитию связной речи детей. Использовать их следует для:
- обогащения словарного запаса;
- при обучении составлению рассказов;
- при пересказах художественного произведения;
- при отгадывании и составлении загадок;
- при заучивании стихов.
Существует много способов и методик заучивания стихов. Так как дети обычно используют наглядно-образное мышление для познания мира, мы хотим предложить для заучивания стихотворений с малышами использование схематичного изображения предметов и действий. Картинный фон, который наблюдает ребёнок, помогает лучше его понять и запомнить. Для лучшего запоминания ребёнку достаточно даже простого схематического изображения к строчке или смысловому фрагменту.
Поэтапное заучивание стихотворения:
1. Прежде, чем приступить к заучиванию стихотворения, прочтите его с выражением. Если воспитатель выучит его наизусть – будет просто замечательно.
2. Затем обязательно объясните ребенку незнакомые или непонятные слова и выражения.
3. Обязательно рассмотрите с ребенком иллюстрации к стихотворению, и задайте вопросы по его содержанию.
4. Прочтите стихотворение еще раз.
5. Вместе с малышом нарисуйте схематичные картинки к каждой, или почти к каждой строке стихотворения. (Например)….
Педагог показывает схему стихотворения, объясняет методику заучивания.
«Дождь по улице идёт» (В. Семернин)
Дождь по улице идёт,
Мокрая дорога,
Много капель на стекле,
А тепла немного.
Как осенние грибы,
Зонтики мы носим,
Потому что на дворе,
Наступила осень.
После этого воспитатели делятся на две подгруппы. Им предлагается самим нарисовать схемы к стихотворениям.
«Космонавт» В.Степанова
В темном небе звезды светят
Космонавт летит в ракете
День летит и ночь летит
И на землю вниз глядит
Видит он внизу поля,
Горы реки и моря,
Видит он весь шар земной
Шар земной — наш дом родной.
Одним из эффективных интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, дидактического синквейна.
Синквейн – с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. В педагогических и образовательных целях, может использоваться как результативный метод развития образной речи, интеллектуальных и аналитических способностей.
При работе с данным приёмом можно решить сразу множество важнейших задач:
• изученный на занятии материал приобретает некую эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению;
• отрабатываются знания о частях речи;
• знания о предложении;
• умение соблюдать интонацию;
• значительно активизируется словарный запас ребёнка;
• совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов;
• активизируется и развивается мыслительная деятельность;
• совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо.
Правила составления дидактического синквейна:
Первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею.
Вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.
Третья строка – Три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.
Четвертая строка —фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.
Пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы. (слово-ассоциация)
Дидактический синквейн можно использовать:
-для закрепления изученной лексической темы:
1. Белка.
2. Пушистая. Рыжая.
3. Прыгает, Скачет, Заготавливает.
4. Белка живет в дупле.
5. Дикое животное.
-для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте:
1. Звуки речи.
2. Гласные, согласные.
3. Слышим, произносим, выделяем.
4. Звуки складываются в слоги.
5. Речь.
- используя слова из синквейна можно придумать рассказ.
Детям нравится составлять синквейн. И если они еще не читают и не пишут, то это делает за них взрослый. Эта работа дает прекрасные результаты в формировании и развитии устной, а в будущем письменной речи ребенка, быстрому росту словарного запаса, умению составлять ассоциативные ряды.
Мастер-класс для родителей на тему:
«Заучивание стихотворений, используя метод моделирования»
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам
- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». К.Д.Ушинский
Приближается то время, когда ребенок пойдет первый раз в первый класс. Это очень важный период в развитии ребенка, в жизни каждой семьи. При подготовке к школе большое значение имеет интеллектуальное развитие ребенка, т.е. развитие таких процессов как мышление, воображение, восприятие, речь и память.
Память - это способность человека запоминать, хранить и накапливать то, что он чувствовал, о чём думал.
Одним из способов развития памяти является заучивание стихотворений. Дошкольный возраст самый благоприятный для заучивания стихотворений. Заучивание стихотворений для ребёнка имеет огромную пользу: расширяется кругозор, формируется культурный уровень маленького человека. Но иногда детям тяжело дается заучивание стихотворений.
Существует много способов и методик заучивания стихов. Так как дети обычно используют наглядно-образное мышление для познания мира, мы хотим предложить для заучивания стихотворений с малышами использование схематичного изображения предметов и действий. Картинный фон, который наблюдает ребёнок, помогает лучше его понять и запомнить. Для лучшего запоминания ребёнку достаточно даже простого схематического изображения к строчке или смысловому фрагменту.
Поэтапное заучивание стихотворения:
1. Прежде, чем приступить к заучиванию стихотворения, прочтите его с выражением. Если родитель выучит его наизусть – будет просто замечательно.
2. Затем обязательно объясните ребенку незнакомые или непонятные слова и выражения.
3. Обязательно рассмотрите с ребенком иллюстрации к стихотворению, и задайте вопросы по его содержанию.
4. Прочтите стихотворение еще раз.
5. Вместе с малышом нарисуйте схематичные картинки к каждой, или почти к каждой строке стихотворения. (Например)….
Схемы используются при составлении описательных рассказов по лексическим темам, при обучению пересказов литературных произведений, при пересказе рассказа по сюжетной картине.
Агния Барто
«Кораблик»
Матросская шапка,
Веревка в руке,
Тяну я кораблик,
По быстрой реке,
И скачут лягушки,
За мной по пятам
И просят меня:
- Прокати, капитан!
Педагог показывает схему стихотворения, объясняет методику заучивания с использованием мнемотаблицы. После этого родители делятся на две подгруппы. Им предлагается самим нарисовать схемы к стихотворению К. Авдеенко «Сколько звезд на небе!».
К. Авдеенко
«Сколько звезд на небе!».
Сколько звезд на небе!
Всех не сосчитать.
Эти звезды маме,
Подарю опять.
И однажды утром,
Глядя на меня,
Мама улыбнется:
"Звездочка моя!"
Конспект НОД на тему: заучивание стихотворения С. Маршака
«Где обедал воробей?»
с использованием мнемотаблицы (картинок-опор)
Программные задачи:
- Продолжать учить детей использовать средства мнемотехники при заучивании стихотворений;
- Закреплять умение отличать стихотворение от других литературных жанров, умение поддерживать беседу, отвечать на вопросы полными предложениями;
- Развивать лексико-грамматический строй речи: согласовывать числительные с существительными;
- Осмысливать переносное значение образных выражений: «Львиная грива», «Крокодиловы слёзы», «Топает, как слон», «Волчий аппетит»;
- Закрепить умение правильно держать кисть, рисовать горизонтальные и вертикальные линии;
- Упражнять в четком произношении звука -ж- в словах;
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Материал к занятию: посылочный ящик, картинка «Зашифрованный рисунок», иллюстрация и мнемосхема к стихотворению С. Маршака «Где обедал воробей?», краски, кисти, салфетки, подставки, раскраски с изображением зебры (без полосок), музыкальное сопровождение: песня «Чунга-чанга» , цифры (2-5), деревья-пальмы.
Предварительная работа: беседа на тему «Животные жарких и северных стран», отгадывание загадок, сюжетные игры: «Зоопарк», «Цирк», просмотр мультфильма «Каникулы льва Бонифация», дидактические игры «Разрезные картинки», «Семья», чтение рассказов Е.Чарушина «Животные жарких и холодных стран».
Ход. Мотивация.
- Ребята, к нам сегодня почтальон утром принес посылку. Эту посылку прислали жители острова Чунга-Чанга, которые живут в Африке. Давайте посмотрим, что же в ней находится? (разворачиваю картинку:
Игра «Заколдованный рисунок» ). А еще в посылке лежит письмо. Сейчас я его прочитаю:
« Здравствуйте, ребята. На нашем острове Чунга-Чанга появился злой волшебник, он заколдовал всех животных. Помогите их расколдовать. Назовите, какие части животных вы видите.(дети называют части животных). А где же обитают эти животные? (В жарких странах). А у нас в городе, где можно увидеть диких животных жарких стран? (В зоопарке, Цирке) Кроме животных жарких стран кого еще можно увидеть в зоопарке? (животных севера).
- Сейчас я познакомлю вас с литературным произведением, которое будем учить наизусть. Это произведение называется «Где обедал воробей?», а написал его Самуил Маршак.
Чтение стихотворения С. Маршака «Где обедал воробей?»
- Где обедал, воробей?
- В зоопарке у зверей.
Пообедал я сперва
За решеткою у льва.
Подкрепился у лисицы.
У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона.
С журавлем поел пшена.
Погостил у носорога,
Отрубей поел немного.
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил.
Вопросы по содержанию :
- Как называется это литературное произведение?
- Кто его написал?
- Назовите, что это: сказка, рассказ или стихотворение? Почему?
(объяснение значения слов «Сперва», «Пир»).
- Куда прилетел воробей? (Воробей прилетел в зоопарк)
- Зачем воробей прилетел в зоопарк? (Воробей прилетел, чтобы пообедать)
- К каким животным залетал воробей ? (Воробей залетал к
- У кого сперва он пообедал? (Сперва он пообедал у льва)
- Что сделал у лисицы? (У лисицы подкрепился)
- У кого попил водицы? (У моржа попил водицы)
- Что он делал у слона? (Ел морковку у слона)
- С кем воробей поел пшена? (С журавлем поел пшена)
- У кого он погостил? (погостил у носорога)
- Чего воробей поел немного? (отрубей поел немного)
- Где еще побывал воробей? (побывал он на пиру …)
- У кого был воробей на праздничном обеде? (Был на праздничном обеде…)
- Что хотел сделать зубастый крокодил? (Крокодил чуть не проглотил)
Знакомство детей с мнемосхемой по стихотворению С. Маршака «Где обедал воробей?» (объяснение значение символов)
Повторное чтение стихотворения.
Чтение стихов детьми (3-4 ребенка)
Физпауза.
- А сейчас я хочу вас познакомить еще с одним животным – тигром.
Речь с движением «Тигр» - (2 раза)
Вот по джунглям тигр крадется. Кто же тигру попадется? У него длина два метра, Чуткий слух И зоркий глаз. Антилопу и оленя Он ловил уже не раз. У него полосок много, Очень острые клыки, У него с когтями лапы. От него, дружок, беги! | Имитируют походку тигра, дети ходят по помещению. Смотрят вправо – влево. Широко разводят руки в стороны. Полусогнутыми ладонями показывают тигриные уши. Показывают «бинокль». Делают резкое хватательное движение правой, а затем левой рукой. Поочередно проводят по туловищу то правой, то левой рукой, рисуя полоски. Показывают зубы. Показывают ладони с полусогнутыми пальцами. Грозят пальцем, после произнесения слова «беги» убегают. |
- В зоопарке живет много разных животных, давайте мы их посчитаем.
Упражнение «Сосчитай-ка»
Например: 2 тигра-5 тигров (обезьяны, крокодилы, львы, зебры, жирафы…)
- А еще я приглашаю вас посетить вальер моржа.
Чистоговорка «Моржи» - я начну, а вы закончите предложение.
ЖУ-ЖУ-ЖУ - В зоопарк пришли к… моржу.
ЖА-ЖА-ЖА - Испугались мы… моржа.
ЖЕ-ЖЕ-ЖЕ - Сидят птички на… морже.
ЖУ-ЖУ-ЖУ - Ближе подошли к… моржу.
ЖИ-ЖИ-ЖИ - Повернулись к нам …моржи.
ЖУ-ЖУ-ЖУ - Рыбку бросили …моржу.
ЖИ-ЖИ-ЖИ - Очень мирные… моржи.
ЖИ-ЖИ-ЖИ - Не страшны совсем… моржи.
Обьяснение крылатых выражений.
- Ребята, очень часто людей сравнивают с различными животными или их поведением. Я буду называть выражение, а вы объяснять, какому человеку это подходит:
«Львиная грива» (О человеке у которого на голове пышная, огромная причёска, много волос) .
«Крокодиловы слёзы» (Человек, который плачет).
«Топает, как слон» (Человек с тяжёлой походкой).
«Волчий аппетит» (Очень голодный человек).
- А еще жители острова Чунга-Чанга прислали вам в подарок фотографии одного животного. Отгадайте загадку:
- В Африке живет,
Траву жует,
Носит матроску
В черно-белую полоску. (зебра)
- У жителей острова «Чунга-чанга» сломался фотоаппарат, и зебры на фотографии получились без полосок. Давайте сейчас дорисуем полоски зебрам (рисование полосок). Вот какие получились у нас полосатые зебры!
Итог занятия.
- Чем занимались?
Конспект НОД на тему:
Составление рассказа-описания «Дома и домики»
Программные задачи:
1.Учить составлять небольшие рассказы-описания с опорой на схему.
2.Формировать умение выделять существенные признаки и основные части предметов.
3.Закрепить навык образования относительных прилагательных и согласовании их в роде, числе, падеже.
4. Упражнять в образовании формы множественного числа существительных.
5. Развивать графические навыки, зрительное восприятие.
6.Воспитывать любовь, чувство привязанности к родному дому, городу.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, открыток «Мой город - Сургут», беседы на тему: «Мой край родной», «Город в котором я живу», чтение художественной литературы: стихотворения «Дома бывают разные» О. Горчакова, «Сказка про дом, который любил чистоту и уют»
М. Шкурина, отгадывание загадок по лексической теме недели, сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Семья», просмотр мульфильма «Домовенок Кузя»,
моделирование из геометрических фигур домов разных конструкций, конструирование из строительного материала.
Оборудование: игрушка - домовенок Кузя, мольберт, музыкальный центр, схема-модель составления описательного рассказа «Дом», Д/игра «Какой, какая?», «Один-много», «Мой дом», и/у «Соедини по точкая»
1. Мотивация:
- Ребята, когда я рано утром зашла в группу, то услышала, что кто-то плачет. Вы хотите узнать кто это?
Загадка:
-Как в одной сторонке,
В маленькой избенке
Жил-был — не котенок,
Жил-был — не мышонок,
Даже не ребенок. Это… (домовенок)
- Домовенок Кузя потерялся. Что надо знать, чтобы найти свой дом? ( домашний адрес). А вы знаете свой домашний адрес?(ответы детей) Ребята, вы каждый день ходите по знакомым улицам. Какие здания можно увидеть на улицах нашего города? (Магазины, почта, аптека, больница, школа, библиотека, детский сад). Давайте сейчас расскажем домовенку Кузе из чего делают дома.
Д/игра «Какой - какая?»
Дом из дерева. Какой? ... деревянный
Дом из камня. Какой? ...
Дом из кирпича. Какой? ...
Дом из бетона. Какой? ...
Крыша из железа. Какая? ...
Окна из стекла. Какие? ...
- Ребята, домовенок Кузя очень хочет вернуться в свой дом, но не может вспомнить какой у него домик. Поможем ему найти свой дом, расскажем, какие бывают дома. Для того чтобы правильно рассказать о доме мы будем использовать схему- модель. (Дети рассматривают алгоритм – схему: название, высота дома, из каких частей и материала сделан дом, его назначение).
Воспитатель предлагает образец составления описательного рассказа:
-Это дом. Он многоэтажный. У дома есть фундамент, стены, окна, крыша. Он сделан из бетона. Дом нужен для того, чтобы в нем жить.
Составление описательных рассказов детьми (3-4 ребенка)
Физпауза: «Дом» - координация речи с движениями.
- Я хочу построить дом, (Руки сложить домиком, и поднять над головой)
- Чтоб окошко было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
- Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
- Рядом чтоб сосна росла. (Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
- Чтоб вокруг забор стоял, Пёс ворота охранял, (Присесть - руки в стороны)
- Солнце было, дождик шёл, (Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
- И тюльпан в саду расцвёл! (Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")
- Дети, мы с вами говорили, что дома состоят из разных частей. Бывает в доме одно окно и много …(окон)
Д/игра « Один и много»
- Домовенок Кузя принес картинки с изображением домов. Помогите ему дорисовать недостающие части.
И/у «Соедини по точкам»
- Что Дима дорисовал у дома?
- Ребята, а чтобы дом всегда был красивый, что нужно делать? (Беречь, не мусорить не пачкать, не рисовать на стенах)
- Какие вы молодцы! Помогли Кузе вспомнить свой домик. Рассказали, какие бывают дома. Вот за это он приготовил вам подарки - раскраски. (домовенок Кузя дарит …)
- Домовенку Кузе понравилось у вас в гостях, а теперь ему пора возвращаться домой. В народе говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше».
Итог. - О чем мы сегодня говорили?
Последующая работа: экскурсия по городу.
Конспект НОД на тему:
Составление рассказа-описания «Моя любимая игрушка»
Программные задачи:
1. Продолжать учить составлять рассказ-описание об игрушке с опорой на схему.
2.Формировать навык создания синквейна.
3.Активизировать словарь по теме "Игрушки", совершенствовать грамматический строй речи.
4.Развивать слуховое и зрительное восприятие.
5. Развивать способность эмоционально откликаться на музыкальные произведения.
6.Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Предварительная работа: чтение стихов А.Барто «Игрушки», рассматривание иллюстраций, изготовление игрушек методом оригами, художественно-эстетическая деятельность: обводка трафаретов и раскрашивание, дидактические игры: «Домино», «Лото» «Из чего сделаны?».
Оборудование и материал: игрушки (машина, мяч), алгоритм-схема описания игрушки, музыкальный центр, диск с музыкальным произведением, раскраски, карандаш, мольберт, сказочный персонаж Чебурашка.
Ход:
1. Мотивация. (звучит музыка)
- Дети, рано утром к нам в группу принесли посылку, а чтобы узнать, что в посылке нужно отгадать загадку:
Этот милый, странный душка
Безымянною игрушкой
Был когда - то в магазине,
Сказки ждал он на витрине.
И дождался. Стал известным
Своей сказкою чудесной.
Ты меня, малыш, послушай,
У него большие уши,
Он коричневого цвета,
Его любят все на свете,
Знает каждая дворняжка
Друга Гены - .....
- Правильно, это Чебурашка. Чебурашка сказал мне, что скучно ему одному, а у нас в группе много игр и игрушек. Давайте познакомим Чебурашку с разными играми и игрушками. Посадим его на стульчик, так чтобы Чебурашка видел, как мы играем и занимаемся.
2.
- Игра: «Внимательные ушки». Я буду называть разные предметы и игрушки. Вы хлопаете в ладоши только тогда, когда услышите название игрушек (машинка, кукла,кубик, береза,юла, матрешка, погремушка, воробей,мячик, лошадка, барабан, неваляжка, телевизор, самолетик, кораблик).
3. - А вот еще одна игра. Игра называется «Расскажи какие?»
(Мишка, матрешка, самолетик)
- Мишка какой? (мягкий, плюшевый, коричневый, легкий)
- Как мы назовем одним словом? (игрушки). (Дети садятся на стульчики)
4. Составление рассказа описания по схеме (игрушка- машинка)
-А еще Чебурашка наши дети учатся составлять описательные рассказы об игрушке по схеме (рассматривание схемы-алгоритма: название, цвет, из каких частей и материала сделана игрушка, ее назначение).
Образец составление описательного рассказа воспитателем:
-Это машинка. Она разноцветная. У машинки есть кабина, кузов, колеса. Она сделана из пластмассы. Машинкой играют.(Машинку возят, катают)
( составление описательных рассказов детьми).
- Чебурашка,а еще в нашей группе много разных игрушек: юла, барабан , куклы и самолетик. Посмотри как наши ребята умеют превращаться в самолетики.
5. Физпауза (показать игрушку- самолет)
Самолетик-самолет (Разводят прямые руки в стороны и покачивают ими.)
Отправляется в полет (Вращают кулачками перед грудью и рычат.)
Завели мотор –р -р -р
Зарычал мотор – р-р-р
Заворчал мотор –р –р- р
Заурчал мотор –р-р-р
Загудел самолет – у- у –у (Разводят прямые руки в стороны и тянут звук –у-)
И отправился в полет –у- у -у (Бегут друг за другом по кругу)
Приземлился самолет, (Приседают на одно колено)
Вот и кончился полет.
6. Дети мы с вами отгадывали загадки об игрушках, играли в разные игры, составляли описательный рассказ об игрушках. А сейчас я предлагаю вам составить стихотворение. Стихотворения бывают рифмованные и не рифмованные. Вот такое нерифмованное стихотворение мы сейчас составим об игрушке.
Но вначале отгадайте загадку:
Его пинают, а он не плачет,
Его бросают - назад скачет.( Мяч)- картинка мяча?!
(Составление синквейна) по игрушке-мячику:
-Наше нерифмованное стихотворение будет состоять из нескольких строчек;
- На первой строке я выкладываю треугольник оранжевого цвета. Он обозначает слово- предмет. Что это? (мяч)
- На следующей строчке выкладываем два зеленых треугольника. Мы подбираем слова – признаки, которые отвечают на вопрос: какой мячик? (резиновый, разноцветный).
- Далее строка состоит из трех треугольников красного цвета. Подбираем слова-действия. Что мяч делает? (лежит, катится, прыгает).
- Следующая строчка, длинная полоска – это предложение. Предложение состоит из нескольких слов. Я предлагаю вам правильно составить предложение из слов: девочка, мяч, играет (Девочка играет с мячом).
- И последняя строчка – это одно слово. Оно будет также обозначаться так же треугольником оранжевого цвета. Назовите к какой группе предметов это слово относится? (слово-ассоциация: игрушка)
- А сейчас послушайте, какое у нас получилось стихотворение:
-мяч;
-круглый резиновый;
-лежит, катится, прыгает;
-Девочка играет с мячом;
-игрушка.
7. Итог.
- Чебурашка, тебе понравилось у нас? Ребята, Чебурашке интересно, а вы знаете как правильно надо ухаживать за игрушками? А чем мы сегодня занимались?
Последующая работа: отгадывание загадок, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры «Лото», «Домино», «Из чего сделаны?», чтение художественной литературы: В. Катаева «Цветик-семицветик».
Рекомендации для родителей.
Домашняя игротека.
Когда все домашние дела переделаны, хочется с пользой провести время, поиграть в новые интересные игры с детьми. Но, частенько фантазии на новые занятия не хвататет, а скучающий ребенок начинает капризничать, мультики надоели, рисовать тоже нет настроения. Чем же занять ребенка? Мы предлагаем вам поиграть в развивающие игры.
1. «Уменьшаем и увеличиваем»
Взрослый даёт задание «Я буду называть слово, а ты уменьши его», например
Стол-столик, ваза – вазочка, машина-машинка и т.д.
Следите, чтобы ребёнок вместо уменьшительного животного не называл его детёнышей. Так, корова-коровка, а не телёнок.
Предложите малышу поменяться ролями. А затем поиграйте в эту игру – наоборот. Вы будете называть уменьшительное слово, а ребенок первоначальное слово.
Можно таким же образом, использовать увеличительные суффиксы, например, корова-коровище, заяц-зайчище.
2. «Угадай по описанию».
Вы предлагаете описание слова малышу, а он его должен назвать. Предложите малышу самому подробно описать какой-нибудь предмет, а вы попробуете его отгадать.
3. «Опиши одним словом». Задание схоже с предыдущим, но назвать нужно будет не существительное, а прилагательное. Приведите несколько примеров, чтобы ребёнок понял задание.
Котлета из рыбы? (рыбная)
Ежик в лесу? (колючий)
Щётка для обуви? (обувная)
4. «Кому что нужно?». Родитель называет профессию или животное, а ребёнок должен подобрать слова, что может ему понадобиться.
Повар – кастрюля, половник,
Белка – орехи, грибы.
Можно предложить такой вариант задания. Ребенок должен сказать предназначение предмета, который вы загадаете: для чего он нужен человеку или животному. Например, кастрюля, чтобы готовить: градусник – менять температуру и т.д.
5. «Как можно узнать…»
Чтобы развивать речь, память и мышление ребенка, предложите ему такой опрос:
Как можно узнать сварилась ли каша? (попробовать)
….. работает ли телевизор? (включить)
…. что больше шнурок или пояс? (померять линейкой).
6. «Часть – целое». Предложите малышу угадать часть предмета или конструкции. Например,
Руль – машина, автобус…
Крыша – …
Страница – …
Хвост – …
Дупло – …
Можно поиграть, переходя от общего к частному. Вы говорите предмет, а ребёнок его части.
Машина – руль, колесо, …
Дом – …
Дерево –
Книга – …
Пальто – …
7. «Четвертый лишний». Эта игра известна многим. Взрослый предлагаете четыре слова, а ребёнок выбирает «лишнее», не подходящее по признакам в заданный ряд. Для детей помладше можно использовать картинки, подключая зрительную память, поскольку не всякий ребёнок сможет на слух определить неподходящее слово. Начинать лучше с упрощенных заданий.
Вариант 1. Взрослый называет ребёнку слова, относящиеся к определённой тематике. Например, на кухне находятся – стол, кастрюля, кровать, печь. Малыш сразу может определить, что именно находится на кухне и даёт правильный ответ. Признаки, по которым вы будете объединять слова должны быть разнообразны. Это могут быть животные по среде обитания, просто прилагательные, например, холодный, горячий, тяжёлый и прохладный.
Вариант 2. Назовите не четыре слова, а три, но уже без определённого признака. Пусть ребёнок попробует догадаться.
8. «Скажи по-другому» (синонимы) и наоборот (антонимы). Объясните ребёнку, что существуют слова, обозначающие одно и то же.
грустный-печальный,
Злиться-сердиться,
Противник-враг.
Вы будете называть слово, а ребенок – синоним.
А есть слова противоположные по значению. Так, например,
Больной-здоровый,
Друг-враг,
Печаль-радость.
Теперь задача сводится к подбору антонимов для загаданных вами слов. Поменяйтесь ролями.
9. «Продолжаем предложение». Сюжет может носить как вымышленный, так и реальный характер. Взрослый начинает, а ребёнок продолжает предложение.
Рыцарь вскочил на коня и …
Сегодня по дороге в детский сад мы …
Консультация для воспитателей на тему:
"Организация книжного уголка в группах разного возраста".
Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность. Прочитанная в детстве, она оставляет более сильный след, чем прочитанная в зрелом возрасте. «О, память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальной». Эти слова К. Батюшкова имеют отношение и к вопросам чтения. У ребёнка – память сердца. Не сопереживавшие в детстве могут остаться равнодушными к проблемам века – этическим, экологическим, эстетическим…
Существенную роль в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе играет уголок книги. Это особое, специально выделенное место, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» её. Здесь происходит интимное, личностное общение ребёнка с произведением искусства - книгой и иллюстрациями.
Во всех группах детского сада должен быть организован уголок книги. Основной принцип, которого должны придерживаться педагоги при его организации – удовлетворение разнообразных литературных интересов детей.
В оформлении уголка книги каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество. Однако существуют главные условия, которые должны быть соблюдены, - это удобство и целесообразность. Кроме того, уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребёнка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой. Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке книги, должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.
Уголок книги по возможности располагают вдали от мест игр детей, вблизи окна.
В младших группах воспитатель даёт детям первые уроки самостоятельного общения с книгой: знакомит с уголком книги, его устройством и назначением, приучает рассматривать книги и картинки только там, сообщает правила, которые нужно соблюдать (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др.). Позже, в средней группе, основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги закрепляются, становятся привычкой.
В книжной витрине младшей группы выставляется, как правило, немного (4-5) книг, особое предпочтение отдаётся книжкам картинкам. Однако у воспитателя должны быть поблизости в запасе дополнительные экземпляры этих же книг. Срок замены книг 2 – 2,5 недели.
В уголок книги помещают, как правило, издания, уже знакомые детям, с яркими крупными иллюстрациями, кроме книг здесь могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу. Так же здесь должны находиться небольшие альбомы для рассматривания (темы: «Игрушки», «Игры и занятия», «Домашние животные» и т.д.)
Содержание книжного уголка старших групп детского сада и педагогическая работа в нем определяются изменениями в литературном развитии детей, которые происходят к пяти годам: для старшего дошкольника становится важной частью духовной жизни, у него появляются литературные пристрастия, выраженные индивидуальные интересы. Поэтому на книжную витрину можно помещать одновременно 10-12 разных книг на различную тематику (каждый ребёнок должен найти книгу по своему желанию и вкусу: рассказы о Родине, войне, приключениях, животных, о жизни природы, растениях, стихи, юмористические произведения и т.д.):
- Учитывая особый, постоянный, преобладающий интерес всех дошкольников к сказкам, обязательно помещаются в уголок книги 2-3 сказочных произведения.
- В уголке книги постоянно должны быть стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью.
- Также должны находиться 2-3 книги о жизни природы, о животных, растениях. Рассматривая иллюстрации природоведческих книг, ребёнок естественно входит в мир природы, лучше познаёт его тайны и закономерности.
- На витрине уголка книги должны находиться издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях. Рассматривание книги даёт ребёнку возможность вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные представления.
- Особое удовольствие получают дети от разглядывания смешных картинок в юмористических книгах. Весёлые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгуновского, Э.Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников обязательно должны быть в уголке книги. Общение с ними не только приносят детям радость, но и полезно им, так как развивает необходимую человеку способность- способность чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе.
- Кроме того, в уголок можно иногда помещать интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома, а также «толстые» книжки,
Срок пребывания книги в уголке определяется интересом детей к этой книге. В среднем же срок её пребывания в нём составляет 2-2,5 недели. Если к книге интерес утрачен, можно убрать её с полочки, не дожидаясь намеченного срока.
Кроме книг, в книжном уголке могут находиться разнообразные тематические альбомы для рассматривания. Это могут быть и специально созданные художниками альбомы на определённые темы («Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А.Пахомова и др.), альбомы, составленные воспитателем вместе с детьми из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года, книгах того или иного писателя и др. Так же должны быть иллюстрации художников к книгам.
В старших и подготовительных группах в книжном уголке могут устраиваться тематические выставки книг. Их основная цель – углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему. Тема выставки обязательно должна быть важной актуальной для детей (связанной с предстоящим праздником, юбилеем писателя или художника – иллюстратора, с содержанием планируемого утренника).
В средних, старших и подготовительных группах в книжных уголках должны быть портреты известных детских писателей, поэтов.
Необходим особый, тщательный отбор книг с точки зрения художественного оформления, внешнего состояния, эстетики. Если обнаруживается потрёпанная или порванная книга, воспитатель младших и средних групп сам ремонтирует её, желательно в присутствии малышей. А в средних, старших группах он активно привлекает детей к починке книг. В подготовительных группах дети уже самостоятельно могут отремонтировать книги. Поэтому, материалы для ремонта книг должны быть размещены в книжном уголке.
В книжном уголке подготовительных групп должна быть библиотечка по книжкам – малышкам. Необходимо подготовить атбируты для сюжетно-ролевой игры «Библиотека» (формуляры на каждого ребёнка, учётные карточки на каждую книгу и др.)
Книжный уголок не должен быть недоступной зоной для детей. Дети должны активно пользоваться и знать ту литературу, которая в нём помещена.
Помним, что книги – это наши друзья! Только от взрослого зависит то, как ребёнок будет обращаться с книгой. Берегите книги и воспитывайте благоговейное отношение к книге с самого раннего детства!
Литература
1. Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/Д: Феникс, 2011.
2. Глухов В. П. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. М. :АРКТИ, 2002.
3. Душка Н. Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед», №5 (2005).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс По теме: «Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
Метод "Синквейн" является одним из современных образовательных технологий. Синквейны часто используются современными педагогами ДОУ в непосредственной образовательной деятельносмти и на уроках в...
Применения метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.
Инновационность данной методики состоит в том, что исключается лишнее, а выделяется главное. Эта технология универсальная, она не требует особых условий применения и органично вписывается в работу по ...
«Вариативное использование нетрадиционных методов и приемов развития речи детей старшего дошкольного возраста»
Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного об...
Мастер – класс По теме: «Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
Решение проблем речи является актуальной темой в дошкольном возрасте. Сегодня существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей. Расскажу вам о синквейне...
Кружковая работа «Использование методов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста»
Кружковая работа «Использование методов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста»...
Проект Использование моделирования в развитии речи детей старшего дошкольного возраста
ПроектИспользование моделирования в развитии речи детей старшего дошкольного возраста...
«Использование метода моделирования в развитии речи детей старшего дошкольного возраста. Синквейн».
Как говорил Л. С. Выготский «Без речи нет ни сознания, ни самосознания». На сегодняшний день образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей — явление очень редкое. В чем...