Использование наглядного моделирования в коррекции речи детей с ОНР
статья по развитию речи (старшая группа) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ponyatie_modelirovanie_v_dou.doc | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование наглядного моделирования в коррекции речи детей с ОНР
В наш динамичный век значительно увеличился поток разнообразной информации, получаемой человеком.
Соответственно усложняются и процессы восприятия этой информации. И в сфере образования процесс обучения неизбежно должен стать более наглядным и динамичным. Одними из самых эффективных способов обучения являются методы моделирования (реального, наглядного, символического, математического).
Моделирование исключает формальную передачу знаний – изучение объекта или явления происходит в ходе интенсивной практической и умственной деятельности, развивая мышление, и творческие способности человека любого возраста. Понятие «модель» используется во многих областях науки и имеет разные смысловые значения. Модель – это образ, какого – либо объекта, созданный в виде схемы, знаковых схем.
Метод наглядного моделирования активно применяют в дошкольной педагогике. Он развивает пространственное воображение, позволяет представить сложные абстрактные понятия.
Одним из примеров использования метода является, например, коррекция связной монологической речи, особенно с ОНР. При этом в процесс обучения вводятся: система подготовительных упражнений, специальные приемы обучения детей действиям замещения, различные модели, схемы, передающие предметно – смысловую и логическую организацию текста. В процессе использовании наглядного моделирования в коррекции речи детей с ОНР вводятся понятия о графическом способе изображения действия различных рассказов.
Таким образом, модель, состоящая из различных фигур или предметов, становится планом связного рассказывания детей с ОНР и обеспечивает последовательность его рассказа.
В качестве условных заместителей (элементов модели) выступают символы различного характера:
- Геометрические фигуры
- Символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры)
- Контрастная рамка – прием фрагментного рассказывания и многие другие.
В качестве символов – заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещенный предмет. Например, оранжевый треугольник – морковка, красный круг – помидор и т.д. на последующих этапах дети выбирают заместители без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (добрый, печальный, теплый, влажный и т.п.)
В качестве символов – заместителей при моделировании творческих рассказов используются:
- Предметные изображения, картинки
- Силуэтные изображения
- Геометрические фигуры.
Модели многофункциональны. На основе моделей можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели вместе с детьми, необходимо придерживаться следующих требований:
- Модель должна отображать обобщенный образ и подходить к группе объектов.
- Раскрыть существенное в объекте.
- Замысел по созданию модели следует обсудить с детьми, чтобы она была им понятна.
Моделирование как новый вид работы дает простор для творчества и фантазии детей, обеспечивая их речевое развитие. При помощи картинок-моделей можно организовать различные виды ориентированной деятельности детей. Наглядные материалы могут быть использованы на занятиях, в совместной с воспитателем и самостоятельной детской деятельности. К использованию схем-моделей можно подойти творчески.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование наглядного моделирования для формирования речевой и познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Статья по теме: "Использование наглядного моделирования для формирования речевой и познавательной активности". Данная работа будет интересна учителям-логопедам, воспитателям, учителям начальных классо...
Использование наглядного моделирования в обучении детей младшего дошкольного возраста уходу за комнатными растениями
В дошкольном возрасте закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационально...
Использование наглядного моделирования в логопедической работе как основы развития умственных способностей детей с общим недоразвитием речи
представлена попытка систематизации работы по наглядному моделированию в логопедической практике по преодолению ОНР у дошкольников на основе анализа сущности и способов моделирования речевых проявлени...
Использование метода наглядного моделирования при обучении детей старшего дошкольного возраста дифференциации звуков.
Данные диагностики младших школьников показывают, что в последнее время увеличилось количество детей с нарушениями фонематического слуха, устной и письменной речи....
Использование наглядного моделирования в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Основные задачи коррекционной работы с детьми с ОВЗ: научить детей связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях окружающей жизни. ...
Консультация «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи»
Консультация будет полезна воспитателям старшей и подготовительной группы при подготовке к образовательной деятельности по обучению грамоты. В консультациии представлен материал для решения следующих ...
Консультация «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи»
Уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию консультацию на тему «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим ...