Консультация для воспитателей ДОУ "Наглядное моделирование в развитии речи детей"
консультация по развитию речи
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия, научиться работать с ними.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
naglyadnoe_modelirovanie.docx | 25.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Золушка»
Консультация для воспитателей
Наглядное моделирование
и его значение
в работе с детьми
дошкольного возраста
Подготовила:
учитель-логопед
Муллагулова Л.Ш.
г. Когалым
2017г.
Наглядное моделирование и его значение в работе с детьми дошкольного возраста
Моделирование - это наглядно-практический метод обучения. Метод моделирования впервые был разработан педагогами и психологами Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А.Ветлугиной, Н. Н. Поддьяковым. Заключается он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных моделей, схем, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия, научиться работать с ними.
Освоение модели сопряжено с активными познавательными обследовательскими действиями, умением анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться от несущественных признаков при познании предмета или явления, способностью к замещению посредством условных знаков, символов, графиков.
Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.
В основе метода наглядного моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком или символом. Первоначально способность к замещению формируется у детей в игре: камешек становится конфеткой, песок – кашкой для куклы, а он сам – папой, шофёром, космонавтом. Затем опыт замещения накапливается в других видах детской деятельности. По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами становится возможным привлекать детей к совместному с педагогом, а затем и к собственному моделированию.
Модели многофункциональны. Они могут использоваться в непосредственно образовательной, совместной и самостоятельной деятельности.
Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Модель – это объект, который используется в качестве «заместителя», представителя другого объекта с определенной целью.
Моделью называют объект, имеющий существенные признаки объекта оригинала.
Модель, по сравнению с объектом-оригиналом, содержит меньше информации. Модели бывают: образные, знаковые, смешанные, натурные.
Модели условно делятся на три группы:
1. Предметные. Они помогают воспроизводить структуру и особенность, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. Это разные предметы и конструкции (макет аквариума, Земли, города и т.п.)
2. Предметно-схематические модели. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. Примером простой предметно-схематической модели может служить модель для раскрытия понятия о покровительственной окраске, как проявлении связи животного со средой обитания (лист картона определенной расцветки и фигура животного: если их цвета совпадают, то животное не видно).
3. Графические модели. Они передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе.
Одним из видов графических моделей является мнемотехника.
Мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти детей путём образования дополнительных ассоциаций, организация образовательного процесса в виде игры. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.
Опора на визуальный образ очень важна и обязательна, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребёнок не понимает этого текста. Таким образом, приём символизации это наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения, например в стихах. Для этого достаточно схематичного изображения отдельных частей, что облегчит запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме.
На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения, например метод обучения дошкольников грамоте (Д. Б. Эльконин, Л. Е Журова) предполагает построение и использование наглядной модели звукового состава слова. Большое значение придается использованию графического моделирования в продуктивных видах деятельности детей, в конструировании. Модели можно использовать при выполнении детьми физических упражнений (для этого движения зашифровываются в рисунке, воспитателю достаточно показать карточку, и дети начинают выполнять упражнение, изображённое на модели).
Значение использования наглядного моделирования в работе с детьми состоит в том, что:
- использование наглядного моделирования вызывает у детей интерес;
- облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью;
- применяя моделирование, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
В общем, метод моделирования, при достаточном его изучении, можно с успехом применять во всех образовательных областях дошкольного воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Использование мнемотехники в развитии речи детей"
Консультация для воспитателей...
Консультация для воспитателей «Использование мнемотехники в развитии речи детей» (из опыта работы)
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем....
Консультация для воспитателей групп раннего возраста "Развитие речи детей раннего возраста через театральную деятельность"
В консультации помещён материал о развитии речи детей через театральную деятельность детей раннего возраста"....
Консультация для воспитателей "Использование мнемотехники в развитии речи детей"
Консультация для воспитателей«Использование мнемотехникив развитии речи детей» (из опыта работы)На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей д...
Консультация для воспитателей «Индивидуальный подход к развитию речи детей»
В дошкольных образовательных учреждениях проводится большая работа по развитию и коррекции речи детей. Однако до последнего времени деятельность воспитателей массовых детских садов по т...
Консультация для воспитателей «Использование мнемотехники в развитие речи детей дошкольного возраста»
В своей практике использую мнемотехнику для заучивание детьми стихов, а также и для пересказа очень помогает...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "Дидактические игры в развитии речи детей дошкольного возраста"
Культура речи – очень важная часть личностной характеристики. Но, к сожалению, в наше время уровень владения русским языком среди молодежи снижается, так же снижается и интерес к литературе. Всл...