Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе (ОНР - III уровень)
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

ЛЕВОЧКИНА ТАТЬЯНА ЮРЬЕВНА

 

Цели занятия:

- Учить детей дифференциации звуков [ П ] – [ Б ]   изолированно, в слогах, словах, предложениях.

- Развивать фонематическое восприятие.

-Совершенствовать навыки звукового анализа четырёхзвуковых слов ( СГГС, СГСС), составление графической схемы предложения с предлогом, составление сложноподчинённых предложений.

- Развивать внимание, память, мышление.

- Продолжать формировать интерес к обучению в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_frontalnogo_logopedicheskogo_zanyatiya.docx18.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального логопедического занятия

в подготовительной к школе группе (ОНР -  III уровень)

МДОУ “Детский сад №15 «Лужок»

г.Вольска Саратовской области.

Учитель – логопед Лёвочкина Т.Ю.

Тема: «Дифференциация звуков [ П ] – [ Б] ».

Цели занятия:

- Учить детей дифференциации звуков [ П ] – [ Б ]   изолированно, в слогах, словах, предложениях.

- Развивать фонематическое восприятие.

-Совершенствовать навыки звукового анализа четырёхзвуковых слов ( СГГС, СГСС), составление графической схемы предложения с предлогом, составление сложноподчинённых предложений.

- Развивать внимание, память, мышление.

- Продолжать формировать интерес к обучению в школе.

Оборудование: костюм Буратино, школьная форма, портфели, школьные принадлежности, мольберты, раздаточный материал на каждого ребёнка.

Ход занятия:

1 часть. Организационный момент.

Звучит спокойная музыка. Дети входят в зал. Неожиданно появляется мальчик Паша – ученик в школьной форме с портфелем.

Паша: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Паша. Я учусь в 1 классе. Я очень люблю читать сказки. Самая любимая моя сказка угадайте про кого?

- С букварём шагает в школу

Деревянный мальчуган.

Попадает вместо школы

В полотняный балаган.

Как зовётся эта книжка?

Как зовётся сам мальчишка?

Дети: - Сказка называется «Золотой ключик или приключения Буратино».

Паша: - А кто написал эту чудесную сказку?

Дети: -  А. Толстой.

Паша: - Молодцы, ребята.

(Звучит музыка. Вбегает Буратино (переодетый в костюм ребёнок).

Буратино: - Здравствуйте, ребята! Вы говорили обо мне? Вот я и к вам и пришёл в гости. Вы знаете: у меня нет даже азбуки, а я так хочу в школу, хочу учиться.

Логопед: - Буратино, наши ребята в этом году собираются в школу и поэтому с удовольствием знакомятся со звуками и буквами на занятиях. Оставайся с нами, Буратино, и ты, Паша. Давайте будем заниматься сегодня все вместе.

- Ребята, отгадайте, какой первый звук слышится в имени Буратино? (звук [ Б] ). Правильно. – Назовите первый звук в имени Паша. (звук [ П ] ). молодцы.

- Вот сегодня на занятии мы будем говорить о звуках [ Б ] и [ П ].

2 часть. Характеристика звуков [ Б ]   и [ П ] .

- Ребята, давайте произнесём все вместе звук [ Б ]  (хором и индивидуально).

- Как мы произносим этот звук? (быстро, отрывисто, громко, звонко). – Значит он какой? (согласный).

- Что делают губы, язык, когда  мы произносим звук  [ Б ]   ? (губы плотно сомкнуты, язык свободно лежит в нижней части рта, мягкое нёбо поднято, воздух с силой прорывает плотно сомкнутые губы).

- Почему звук [ Б ]  называется звонким? ( Мы произносим его с голосом, звонко, громко).

- Приложите руки к горлу, скажем все вместе : Б – Б – Б. Послушайте, как в горлышке звенит голосок. (показываю схему и спрашиваю: дайте полную характеристику этому звуку). ( Звук  [ Б ]  - согласный, твёрдый, звонкий, губной). Молодцы.

- Ребята, а сейчас давайте произнесём звук  [ П ] . (хором и индивидуально).

- Как мы произносим этот звук? (быстро, отрывисто). – Значит звук  [ П ]  какой? (согласный).

- Что делают губы, язык, когда мы произносим звук [  П ] ? (губы плотно сомкнуты, язык свободно лежит в нижней части рта, мягкое нёбо поднято, воздух с силой прорывает плотно сомкнутые губы).

- К какой группе звуков он относится? (этот звук – глухой).

- Почему звук [  П ]  называется глухим? ( мы произносим его без голоса, тихо, «в горлышке голосок не звенит»). Звук получается тихий, глухой.

- Приложите руку к горлу, скажем все вместе: П – П – П.

- Дайте полную характеристику этому звуку (по схеме). (– Звук [ П ]  - согласный, твёрдый, глухой, губной.) Молодцы.

- Давайте хором произнесём эти звуки: Б – Б – Б –П – П – П. – Прикройте уши ладонями, а теперь положите руку на горло. Я буду произносить глухой звук, а вы – звонкий. П – П – П- ( Б – Б – Б ), а теперь я буду произносить звонкий звук, а вы – глухой: Б – Б – Б – ( П – П – П ).

- Давайте сравним эти звуки.

- Чем отличаются эти звуки? (звук [ Б ]  - звонкий, а звук  [ П ]  -глухой).

- Чем они похожи? (оба согласные, оба твёрдые. У них одинаковая преграда – губы).

- Как мы можем проверить звонкость – глухость этих звуков? ( двумя способами: положить руку на горло и прикрыть уши руками). Молодцы.

3 часть. Проговаривание шуток – чистоговорок, в которых есть слоги и слова со звуками  [ Б ]  и [ П ]  .

А. «Игра с золотым ключиком». ( Дети стоят в кругу  и поочереди передают «золотой ключик», проговаривая чистоговорки).

Па – па – па – мелкая крупа.

Ба –ба –ба – вот стоит изба.

Пу – пу – пу – купили мы крупу.

Бу – бу  -бу  - белка на дубу.

Пы – пы  - пы – жёлтые снопы.

Бы  - бы – бы – зелёные бобы.

Ба – па -  ба – вот стоит изба.

Па – ба  -па – мелкая крупа.

Бы – пы – бы – зелёные бобы.

Пы – бы – пы – мы везли снопы. Молодцы.

Б. Замените в словах глухой [ П]  на звонкий  звук [ Б]  :

Пух – бух                                          пар – бар

Паня  - баня                                    порт – борт

Пока – бока                                     палка – балка

Почка – бочка                                пашня – башня

Правый – бравый                         папочка – бабочка. Молодцы.

- Ребята, вы все справились с заданием, а сейчас тихо садитесь за столы на свои места.

4 часть. Составление звуковой схемы слов.

- Вспомните, чего много у Мальвины? (бантов). – А кто в тёмном чулане поучал Буратино? (пауки).

- Сейчас вы составите звуковую схему слов. Девочки составляют схему к слову БАНТ, а мальчики – к слову ПАУК. (Буратино и Паша выполняют задание на мольбертах).

- какой звук слышится в слове БАНТ? (согласный, твёрдый, звонкий звук [ Б]  ).

-Какой звук слышится в слове ПАУК? ( согласный, твёрдый, глухой звук  [П]  ).

Молодцы.

5 часть. Динамическая пауза. «Полька с Буратино». ( Дети исполняют польку под музыку из кинофильма «Буратино»).

6 часть. Игра «подарим школьные принадлежности». ( Дети стоят полукругом возле спецстола).

- Посмотрите внимательно на эти предметы и скажите как они называются? (школьные принадлежности)

- Ребята, а что здесь лишнее и почему? (это не школьные принадлежности)

- Сейчас мы поиграем. Буратино подарим предметы, в названии которых слышится звук [ Б ] , а Паше подарим предметы, в названии которых слышится звук [ П ] .

(азбука, блокнот, альбом, будильник, барабан; портфель, папка, пластилин, степлер, прыгалка).

(Приблизительный ответ ребёнка: - Я хочу подарить Буратино азбуку. В слове азбука звук [ Б ] слышится в середине слова. И т. д.).

- А почему вы не подарили оставшиеся предметы? (- В их названии нет звуков [ Б ] и   [П ]  ). Молодцы.

- Ребята, послушайте стихотворение про школьные принадлежности. ( дети читают стихотворение):

1 – ребёнок - Чтоб учиться в школе

Хорошо, прилежно,

Школьнику необходимы

Школьные принадлежности.

2 – ребёнок - Нужен ранец иль портфель,

Чтоб удобно всё сложить,

Чтоб учебники, тетради

По кармашкам разложить.

3 – ребёнок - А ещё пенал так важен

Для учебных мелочей.

В нём есть ластик, много ручек

И цветных карандашей.

4 – ребёнок - Нужно уложить линейку,

Треугольник не забыть,

Яркий, толстенький фломастер

Тоже надо положить.

5 – ребёнок -  Принадлежности всем в школе

Обязательно нужны.

Для  того, чтобы учиться,

Принадлежности важны .        Молодцы.

7 часть. Составление сложноподчинённых предложений.

- А сейчас мы придумаем предложения про школьные принадлежности. – Для чего они нужны? ( Альбом нужен для того, чтобы в нём рисовать. И т.д.). Молодцы.

8 часть. Составление схемы предложения с предлогом.

- Ребята, пока вы придумывали предложения про школьные принадлежности, в моём предложении все слова рассыпались. Помогите мне правильно составить предложение из отдельных слов: ПОЛОЖИЛ, ПОРТФЕЛЬ, АЗБУКУ, В , БУРАТИНО.

- Кто  составил правильно предложение? ( Буратино положил азбуку в портфель).

- Сейчас вы у себя на столах составите схему этого предложения, а Буратино составит эту схему на мольберте.

- С какой буквы начинается предложение?

- С какой буквы пишутся имена?

- Что ставится в конце предложения?

-Сколько слов в этом предложении?

- Что означает красный квадрат? ( предлог – короткое слово «В»).

- В каких словах в этом предложении слышатся звуки [ Б]  и  [ П]  ? Молодцы. Все справились с заданием.

9 часть. Итог занятия.

- Ребята, мне очень понравилось, как вы сегодня занимались.

- Какие звуки мы сравнивали на занятии?

- В чём их сходство и в чём их различие?

- Что вам больше всего понравилось на занятии, Буратино и Паша?

Молодцы. Занятие окончено. А Буратино и Пашу мы приглашаем к себе в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе по обучению грамоте "Играем в школу"

Конспект рассчитан на подготовительную к школе логопедическую группу.Основное речевое заключение детей - ОНР 3 уровня речевого развития, второй год обучения....

Комплексного фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР

Лексическая тема: «Обувь»Грамматическая тема: совершенствование грамматического строя речиФонетико-фонематическая тема: звук С...

КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ С ОНР. Тема: «Мама».

Цель: расширять представления детей о весеннем празднике – 8 Марта. Задачи: корекционно – образовательные:- формировать лексико – грамматический строй речи;-формировать уме...

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе.

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе по лексической теме "Посуда", с использованием здоровьесберегающих и ТРИЗ технологий....

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Профессии»

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Профессии» Цель: актуализация знаний детей по теме «Профессии».Задачи:Образовательные...

План-конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе: Пересказ сказки "Колосок"

Цель: развитие лексико-грамматических категорий и развитие связной речи.Задачи:Коррекционно-образовательные задачи:- 3акрепить представления о домашних птицах.- Рассмотреть серию сюжетных картин ...

КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ТЕМА: «ЗВУКИ «С» , «С*» . БУКВА «С»

Цель: Формировать  у детей умение  составлять  рассказы с элементами творчества....