Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе (ОНР - III уровень)
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Цели занятия:
- Учить детей дифференциации звуков [ П ] – [ Б ] изолированно, в слогах, словах, предложениях.
- Развивать фонематическое восприятие.
-Совершенствовать навыки звукового анализа четырёхзвуковых слов ( СГГС, СГСС), составление графической схемы предложения с предлогом, составление сложноподчинённых предложений.
- Развивать внимание, память, мышление.
- Продолжать формировать интерес к обучению в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_frontalnogo_logopedicheskogo_zanyatiya.docx | 18.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект фронтального логопедического занятия
в подготовительной к школе группе (ОНР - III уровень)
МДОУ “Детский сад №15 «Лужок»
г.Вольска Саратовской области.
Учитель – логопед Лёвочкина Т.Ю.
Тема: «Дифференциация звуков [ П ] – [ Б] ».
Цели занятия:
- Учить детей дифференциации звуков [ П ] – [ Б ] изолированно, в слогах, словах, предложениях.
- Развивать фонематическое восприятие.
-Совершенствовать навыки звукового анализа четырёхзвуковых слов ( СГГС, СГСС), составление графической схемы предложения с предлогом, составление сложноподчинённых предложений.
- Развивать внимание, память, мышление.
- Продолжать формировать интерес к обучению в школе.
Оборудование: костюм Буратино, школьная форма, портфели, школьные принадлежности, мольберты, раздаточный материал на каждого ребёнка.
Ход занятия:
1 часть. Организационный момент.
Звучит спокойная музыка. Дети входят в зал. Неожиданно появляется мальчик Паша – ученик в школьной форме с портфелем.
Паша: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Паша. Я учусь в 1 классе. Я очень люблю читать сказки. Самая любимая моя сказка угадайте про кого?
- С букварём шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Как зовётся эта книжка?
Как зовётся сам мальчишка?
Дети: - Сказка называется «Золотой ключик или приключения Буратино».
Паша: - А кто написал эту чудесную сказку?
Дети: - А. Толстой.
Паша: - Молодцы, ребята.
(Звучит музыка. Вбегает Буратино (переодетый в костюм ребёнок).
Буратино: - Здравствуйте, ребята! Вы говорили обо мне? Вот я и к вам и пришёл в гости. Вы знаете: у меня нет даже азбуки, а я так хочу в школу, хочу учиться.
Логопед: - Буратино, наши ребята в этом году собираются в школу и поэтому с удовольствием знакомятся со звуками и буквами на занятиях. Оставайся с нами, Буратино, и ты, Паша. Давайте будем заниматься сегодня все вместе.
- Ребята, отгадайте, какой первый звук слышится в имени Буратино? (звук [ Б] ). Правильно. – Назовите первый звук в имени Паша. (звук [ П ] ). молодцы.
- Вот сегодня на занятии мы будем говорить о звуках [ Б ] и [ П ].
2 часть. Характеристика звуков [ Б ] и [ П ] .
- Ребята, давайте произнесём все вместе звук [ Б ] (хором и индивидуально).
- Как мы произносим этот звук? (быстро, отрывисто, громко, звонко). – Значит он какой? (согласный).
- Что делают губы, язык, когда мы произносим звук [ Б ] ? (губы плотно сомкнуты, язык свободно лежит в нижней части рта, мягкое нёбо поднято, воздух с силой прорывает плотно сомкнутые губы).
- Почему звук [ Б ] называется звонким? ( Мы произносим его с голосом, звонко, громко).
- Приложите руки к горлу, скажем все вместе : Б – Б – Б. Послушайте, как в горлышке звенит голосок. (показываю схему и спрашиваю: дайте полную характеристику этому звуку). ( Звук [ Б ] - согласный, твёрдый, звонкий, губной). Молодцы.
- Ребята, а сейчас давайте произнесём звук [ П ] . (хором и индивидуально).
- Как мы произносим этот звук? (быстро, отрывисто). – Значит звук [ П ] какой? (согласный).
- Что делают губы, язык, когда мы произносим звук [ П ] ? (губы плотно сомкнуты, язык свободно лежит в нижней части рта, мягкое нёбо поднято, воздух с силой прорывает плотно сомкнутые губы).
- К какой группе звуков он относится? (этот звук – глухой).
- Почему звук [ П ] называется глухим? ( мы произносим его без голоса, тихо, «в горлышке голосок не звенит»). Звук получается тихий, глухой.
- Приложите руку к горлу, скажем все вместе: П – П – П.
- Дайте полную характеристику этому звуку (по схеме). (– Звук [ П ] - согласный, твёрдый, глухой, губной.) Молодцы.
- Давайте хором произнесём эти звуки: Б – Б – Б –П – П – П. – Прикройте уши ладонями, а теперь положите руку на горло. Я буду произносить глухой звук, а вы – звонкий. П – П – П- ( Б – Б – Б ), а теперь я буду произносить звонкий звук, а вы – глухой: Б – Б – Б – ( П – П – П ).
- Давайте сравним эти звуки.
- Чем отличаются эти звуки? (звук [ Б ] - звонкий, а звук [ П ] -глухой).
- Чем они похожи? (оба согласные, оба твёрдые. У них одинаковая преграда – губы).
- Как мы можем проверить звонкость – глухость этих звуков? ( двумя способами: положить руку на горло и прикрыть уши руками). Молодцы.
3 часть. Проговаривание шуток – чистоговорок, в которых есть слоги и слова со звуками [ Б ] и [ П ] .
А. «Игра с золотым ключиком». ( Дети стоят в кругу и поочереди передают «золотой ключик», проговаривая чистоговорки).
Па – па – па – мелкая крупа.
Ба –ба –ба – вот стоит изба.
Пу – пу – пу – купили мы крупу.
Бу – бу -бу - белка на дубу.
Пы – пы - пы – жёлтые снопы.
Бы - бы – бы – зелёные бобы.
Ба – па - ба – вот стоит изба.
Па – ба -па – мелкая крупа.
Бы – пы – бы – зелёные бобы.
Пы – бы – пы – мы везли снопы. Молодцы.
Б. Замените в словах глухой [ П] на звонкий звук [ Б] :
Пух – бух пар – бар
Паня - баня порт – борт
Пока – бока палка – балка
Почка – бочка пашня – башня
Правый – бравый папочка – бабочка. Молодцы.
- Ребята, вы все справились с заданием, а сейчас тихо садитесь за столы на свои места.
4 часть. Составление звуковой схемы слов.
- Вспомните, чего много у Мальвины? (бантов). – А кто в тёмном чулане поучал Буратино? (пауки).
- Сейчас вы составите звуковую схему слов. Девочки составляют схему к слову БАНТ, а мальчики – к слову ПАУК. (Буратино и Паша выполняют задание на мольбертах).
- какой звук слышится в слове БАНТ? (согласный, твёрдый, звонкий звук [ Б] ).
-Какой звук слышится в слове ПАУК? ( согласный, твёрдый, глухой звук [П] ).
Молодцы.
5 часть. Динамическая пауза. «Полька с Буратино». ( Дети исполняют польку под музыку из кинофильма «Буратино»).
6 часть. Игра «подарим школьные принадлежности». ( Дети стоят полукругом возле спецстола).
- Посмотрите внимательно на эти предметы и скажите как они называются? (школьные принадлежности)
- Ребята, а что здесь лишнее и почему? (это не школьные принадлежности)
- Сейчас мы поиграем. Буратино подарим предметы, в названии которых слышится звук [ Б ] , а Паше подарим предметы, в названии которых слышится звук [ П ] .
(азбука, блокнот, альбом, будильник, барабан; портфель, папка, пластилин, степлер, прыгалка).
(Приблизительный ответ ребёнка: - Я хочу подарить Буратино азбуку. В слове азбука звук [ Б ] слышится в середине слова. И т. д.).
- А почему вы не подарили оставшиеся предметы? (- В их названии нет звуков [ Б ] и [П ] ). Молодцы.
- Ребята, послушайте стихотворение про школьные принадлежности. ( дети читают стихотворение):
1 – ребёнок - Чтоб учиться в школе
Хорошо, прилежно,
Школьнику необходимы
Школьные принадлежности.
2 – ребёнок - Нужен ранец иль портфель,
Чтоб удобно всё сложить,
Чтоб учебники, тетради
По кармашкам разложить.
3 – ребёнок - А ещё пенал так важен
Для учебных мелочей.
В нём есть ластик, много ручек
И цветных карандашей.
4 – ребёнок - Нужно уложить линейку,
Треугольник не забыть,
Яркий, толстенький фломастер
Тоже надо положить.
5 – ребёнок - Принадлежности всем в школе
Обязательно нужны.
Для того, чтобы учиться,
Принадлежности важны . Молодцы.
7 часть. Составление сложноподчинённых предложений.
- А сейчас мы придумаем предложения про школьные принадлежности. – Для чего они нужны? ( Альбом нужен для того, чтобы в нём рисовать. И т.д.). Молодцы.
8 часть. Составление схемы предложения с предлогом.
- Ребята, пока вы придумывали предложения про школьные принадлежности, в моём предложении все слова рассыпались. Помогите мне правильно составить предложение из отдельных слов: ПОЛОЖИЛ, ПОРТФЕЛЬ, АЗБУКУ, В , БУРАТИНО.
- Кто составил правильно предложение? ( Буратино положил азбуку в портфель).
- Сейчас вы у себя на столах составите схему этого предложения, а Буратино составит эту схему на мольберте.
- С какой буквы начинается предложение?
- С какой буквы пишутся имена?
- Что ставится в конце предложения?
-Сколько слов в этом предложении?
- Что означает красный квадрат? ( предлог – короткое слово «В»).
- В каких словах в этом предложении слышатся звуки [ Б] и [ П] ? Молодцы. Все справились с заданием.
9 часть. Итог занятия.
- Ребята, мне очень понравилось, как вы сегодня занимались.
- Какие звуки мы сравнивали на занятии?
- В чём их сходство и в чём их различие?
- Что вам больше всего понравилось на занятии, Буратино и Паша?
Молодцы. Занятие окончено. А Буратино и Пашу мы приглашаем к себе в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе по обучению грамоте "Играем в школу"
Конспект рассчитан на подготовительную к школе логопедическую группу.Основное речевое заключение детей - ОНР 3 уровня речевого развития, второй год обучения....
Комплексного фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР
Лексическая тема: «Обувь»Грамматическая тема: совершенствование грамматического строя речиФонетико-фонематическая тема: звук С...
КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ С ОНР. Тема: «Мама».
Цель: расширять представления детей о весеннем празднике – 8 Марта. Задачи: корекционно – образовательные:- формировать лексико – грамматический строй речи;-формировать уме...
Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе.
Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе по лексической теме "Посуда", с использованием здоровьесберегающих и ТРИЗ технологий....
Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Профессии»
Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Профессии» Цель: актуализация знаний детей по теме «Профессии».Задачи:Образовательные...
План-конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе: Пересказ сказки "Колосок"
Цель: развитие лексико-грамматических категорий и развитие связной речи.Задачи:Коррекционно-образовательные задачи:- 3акрепить представления о домашних птицах.- Рассмотреть серию сюжетных картин ...
КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ТЕМА: «ЗВУКИ «С» , «С*» . БУКВА «С»
Цель: Формировать у детей умение составлять рассказы с элементами творчества....