МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ДЕТСКИЙ САД № 13
СТУПИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
КОНСПЕКТ
подгрупповой комплексной
логопедической работы
в старшей группе компенсирующей направленности
для детей с тяжёлыми нарушениями речи
второй год обучения
тема: «Щедрые дары осени. Звук Б. Буква Б»
Учитель-логопед: Печенина Вероника Арнольдовна
2012-13 учебный год
Цели:
Обучающий аспект:
• активизировать словарный запас по темам: «Осень», «Фрукты», «Овощи»;
• закреплять названия основных цветов и оттенков;
• совершенствовать умение согласовывать существительные с прилагательными;
• закрепить умение самостоятельно выполнять артикуляционную гимнастику; добиваться точности, устойчивости и плавности движений органов артикуляционного аппарата;
• совершенствовать умение согласовывать существительные с притяжательными местоимениями;
• совершенствовать умение образование относительных прилагательных с помощью суффикса –ов;
• закрепить понятие «Согласные звуки»;
• познакомить с буквой Б;
• закреплять навык чтения, развивать зрительное внимание;
• развивать мыслительные процессы, учить определять лишний предмет;
• развивать связную речь.
Воспитательный аспект:
• побуждать детей к активной работе на занятии, сосредоточенности, умению слушать и понимать информацию педагога с одного раза;
• воспитывать желание высказывать свои мысли, не боясь, отвечать на вопросы педагога;
• сопереживать своим товарищам, спокойно относиться к их ошибкам;
• формировать у детей навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.
Коррекционно-развивающий аспект:
• учить детей отвечать на вопросы полным предложением;
• учить детей грамматически правильно формулировать свои ответы;
• развивать мелкую моторику;
• развивать артикуляционную моторику;
• развивать диафрагмальное и речевое дыхание;
• развивать слуховое восприятие и слуховое внимание;
• развивать логическое мышление, память, внимание, воображение.
• развивать ритмико-интонационную сторону речи;
• развивать фонематические процессы;
• проводить профилактику дисграфии.
Оборудование:
Демонстрационный материал:
Магнитная доска, картины с осенним пейзажем, сюжетные и предметные картинки по темам: «Овощи», «Фрукты», схема для составления описаний овощей и фруктов, мяч, макет яблони, муляжи овощей и фруктов, «волшебный» мешочек,
Раздаточный материал: предметные картинки по темам: «Овощи», «Фрукты», разрезные картинки в конвертах, сухие бассейны, индивидуальные зеркала, буквы из магнитной азбуки, «звуковые» пеналы, «звуковые» линейки, листочки с домашним заданием.
Технические средства обучения: магнитофон
Музыкальное сопровождение:
• диск «Волшебные мгновения». Трек № 6;
• «Звуки, голоса и шумы окружающего мира: природа, птицы, животные. Выпуск 3»: шум ветра.
Предварительная работа:
Рассматривание натуральных овощей и фруктов, приготовление вместе с родителями салатов. Разучивание пальчиковой гимнастики «Круглый год». Разучивание подвижной игры «Яблоня».
Ход занятия
Психогимнастика:
Цель: Создание хорошего настроения, позитивного настроя на занятие.
Звучит спокойная музыка. Дети входят в кабинет логопеда, встают в круг и берутся за руки.
Каждое утро просыпается солнышко и радует нас своим появлением. Давайте возьмёмся за руки и сделаем «солнышко». Наши руки будут его лучами.
К солнышку потянулись.
Лучик взяли, к сердцу прижали.
Людям отдали и улыбнулись.
Вот уже улыбки засияли на ваших лицах. Улыбнитесь себе! Улыбнитесь всем и всему, что окружает нас. Теперь ребята у нас хорошее настроение и мы готовы активно поработать.
I. Организационный момент. Речевая зарядка.
Цель: Развитие тонкой моторики. Объявление темы занятия.
Круглый год, круглый год.
За зимой весна идет.
А за весною следом лето,
И у кого не спросим,
Идет за летом осень.
А за осенью сама вновь
Бежит, спешит зима.
Дети, что мы сейчас повторяли? (Времена года).
Ребята, какое сейчас время года? (Осень). Скажите, пожалуйста, что собирают осенью в садах? (Фрукты). На огородах? (Овощи). Сегодня мы с вами поговорим об овощах и фруктах, поиграем и почитаем. Подойдите к своим столам, возьмите картинки.
II. Основная часть.
Цель: активизация словарного запаса по темам: «Овощи», «Фрукты», дифференциация овощей и фруктов.
Дети подходят к своим стульчикам.
Сначала сядут те дети, у кого на картинках – овощи, потом, те ребята, у кого на картинках – фрукты.
Внимание! Проверь дружок, готов ли ты начать урок?
Всё ли на месте, всё ль в порядке, книжки, ручки и тетрадки?
Пожалуйста, сядьте правильно. Приготовьтесь слушать.
Задание 1. Дидактическая игра «Мой, моя, мои»
Цель: активизация словарного запаса по темам: «Овощи», «Фрукты», развитие слухового внимания, совершенствование грамматического строя речи, образование притяжательных местоимений.
Ребята, посмотрите внимательно на свои картинки, поднимите картинки, про которые можно сказать мой (мой апельсин), теперь поднимайте картинки, про которые можно сказать моя (моя свёкла), и, наконец, картинки, про которые мы говорим мои ( мои помидоры)
Отлично! Молодцы!
Задание 2. Дидактическая игра «Отгадай загадку»
Цель: расширение и активизация словарного запаса по темам: «Овощи», «Фрукты», развитие слухового внимания, логического мышления.
Дети, осень приготовила вам загадки. Вы любите их отгадывать?
Колобок висит всё лето Этот вкусный жёлтый плод
Среди зелёных веток. К нам из Африки плывёт,
Ударит гулко оземь, Обезьянам в зоопарке
Когда наступит осень. Пищу круглый год даёт.
(Яблоко) (Банан)
Он из тыквенной родни, С юга этот неженка,
На боку лежит все дни, Вкусненький и свеженький.
Как зеленый чурбачок (Абрикос)
Под названьем … (кабачок)
Выставляются картинки-отгадки
Молодцы! Вы легко отгадали загадки.
Задание 3. Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Цель: активизация словарного запаса по темам «Овощи», «Фрукты». Развитие логического мышления, слухового внимания.
Посмотрите и назовите какая картинка не подходит, объясните свой ответ.
Яблоко, банан, абрикос, кабачок
Задание 4. Дидактическая игра «Назови звук»
Характеристика звука [Б] по артикуляционным и акус¬тическим признакам.
Цель: Развитие слухового внимания, фонематических процессов.
Послушайте и скажите какой звук повторяется в названиях картинок.
Яблоко, банан, абрикос, кабачок (звук [Б])
Возьмите зеркала, произнесите звук [Б] и дайте характеристику этому звуку (согласный, звонкий, твёрдый)
Артикуляционная гимнастика
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Ребята, есть ещё звуки, которые мы учимся произносить правильно, для этого необходимо выполнить артикуляционную гимнастику.
Логопед приглашает детей смотреть в зеркала и выполнить знакомые артикуляционные упражнения, напоминает, что сесть надо правильно, положить руки перед собой.
Лягушка-хоботок
На счет «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок».
Лопаточка
Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до 5. Губы не напрягаются и не натягиваются на нижние зубы.
Накажем непослушный язычок
Губы в улыбке. Легко покусывать язычок по всей длине от кончика до корня, попеременно высовывая и снова втягивая». Чашечка
Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до 5. Нижняя губа не должна обтягивать нижние губы Бублик
Выполнить упражнение «Хоботок». Затем округлить губы так, чтобы зубы были сомкнуты. Удержать губы в таком положении на счет до 5.
Фокус
Положить на самый кончик носа маленький кусочек ваты. Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхним губам. Нужно сдуть ватку с кончика носа. Лошадка
Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить, чтоб он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной. Маляр
Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
Вкусное варенье
Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз (можно помазать ее вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой). Грибок
Улыбнуться, открыть рот.
Присосать широкий язык к небу. Это – шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен поворачиваться, губы – в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком. Гармошка
Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.
Вы замечательно выполняли упражнения!
Задание 5. Дидактическая игра «Где находится звук?»
Цель: развитие навыков фонематического анализа, определение места звука [Б ]в словах.
Возьмите фишку, которой мы обозначаем звук [Б]. Определите место звука [Б] в словах на картинках. Если вы услышите звук [Б] в начале слова, поставьте фишку на левое окошко звуковой полоски, если звук [Б] будет в середине слова, фишка переходит на среднее окошко, а вот на правое окошко звуковой дорожки мы фишку ставить не будем, потому что звук [Б ] – звонкий, он никогда не слышится в конце слова.
Задание 6. Знакомство с буквой «Б»
Цель: развитие мелкой моторики, зрительного внимания, профилактика дисграфии
Дети, скажите, что такое звуки? (Звуки – это то, что мы слышим и произносим)
Что же такое буквы? (Буквы – это то, что мы видим, пишем, читаем)
Посмотрите на доску, перед вами:
Буква «Б» с большим брюшком
В кепке с длинным козырьком
Напишите эту букву на парте пальчиком, как указывают стрелочки, теперь – в воздухе с закрытыми глазами.
Задание 7. Дидактическая игра «Собери слоги»
Цель: развитие навыка фонематического синтеза, развитие мелкой моторики,
совершенствование навыка чтения слогов,
В ведро насыпали фасоль,
и пальцы запустили,
устроив там переполох,
чтоб пальцы не грустили.
Достаньте буквы из бассейнов, посмотрите на доску, перед вами схема слога, поставьте буквы под схему и прочитайте слоги.
Задание 8. Упражнение «сильный ветер»
Цель: развитие направленной воздушной струи.
(В записи звучит шум ветра)
Представьте, что мы превратились в сильный осенний ветер. Ветер ворвался в сад и раскачивает яблоки на ветках. Сделайте вдох через нос. Задержите дыхание подуйте на фрукты, вытянув губы трубочкой. Не поднимайте плечи на вдохе. Не раздувайте щёки на выдохе.
Задание 9. Дидактическая игра «Вопросы на засыпку»
Цель: развитие слухового внимания, логического мышления.
Послушайте и ответьте на вопросы, объясните свой ответ.
Чего в саду больше – яблок или яблонь?
Физминутка. Подвижная игра «Яблоня»
Цель: координации речи с движением; работа над общими речевыми навыками
(вопросительной интонацией); развитие мелкой моторики.
- Яблоня! Яблоня! Дети идут по кругу, держатся за руки.
Где же твои яблоки? В центре стоит один ребенок – «яблоня».
Заморозил их мороз? Дети останавливаются, на каждую
Или ветер их унес? строку загибают по одному пальцу
Или молния спалила? .
Или градом их побило?
Или птицы поклевали?
Куда они пропали? Опускают руки, пожимают плечами.
- Не морозил их мороз, Эти слова произносит ребенок – «яблоня»
И не ветер их унес, Дети загибают по одному пальцу,
Не спалило их огнем, начиная с больших.
Града не было с дождем,
Птицы их не поклевали…
Дети оборвали! Дети разбегаются, «яблоня» пытается
их поймать.
Задание 9. Дидактическая игра «Телеграф» (на ковре)
Цель: упражнение в передаче ритмического рисунка слов, деление слов на слоги.
Давайте все вместе прохлопаем слова – названия овощей и фруктов, которые выбыли у вас на картинках.
А-пель-син; лук
Логопед предлагает детям самим придумать названия овощей и фруктов с двумя слогами: ре-па; ба-нан
Задание 10. Упражнение «Сосчитай»
Цель: развитие слухового внимания, элементарных математических представлений
Дети подходят к своим стульчикам и садятся за столы.
Ребята, решите задачки
«Яблоки» «Ежик и яблоки»
Три яблока. Три яблока из сада
Одно сорвать Ежик притащил.
Ручонка так и тянется. Самое румяное
Но прежде надо сосчитать – Белке подарил.
А сколько же останется? С радостью подарок
Получила белка.
Сосчитайте яблоки
У ежа в тарелке!
III. Закрепление нового материала
Задание 1. Дидактическая игра: «Опиши фрукт или овощ по плану»
Цель: развитие связной речи, расширение словарного запаса.
Сегодня мы заканчиваем рассказ об овощах и фруктах. Давайте попробуем составить рассказы о них. Вам поможет схема. Сначала вы назовёте овощ или фрукт, опишите какой он на вид, на ощупь, на вкус, где он растёт и что из него можно приготовить.
Послушайте, как я скажу, и расскажите также:
Яблоко - это фрукт, оно красного цвета, круглой формы, небольшое по размеру, сладкое, растёт в саду на дереве. Яблоко можно есть сырым, сделать из него сок, компот, варенье, испечь яблочный пирог.
Задание 2. Дидактическая игра: «Прочитай и собери картинку »
Цель: совершенствование навыка чтения, воспитание навыка осознанного чтения слов, развитие зрительного внимания, абстрактного мышления.
Чтобы открыть конверты, вам понадобится ключ. Прочитайте слова на конвертах, и тогда вы сможете собрать разрезную картинку.
Дети читают слова: бант, бок, бак, бук, боб, баба.
Логопед предлагает каждому ребёнку объяснить значение слова, которое он прочитал.
Задание 3. Дидактическая игра «Назови соки» (с мячом на ковре)
Цель: совершенствование грамматического строя речи, образование относительных прилагательных с помощью суффикса -ов.
Дети, давайте вспомним, как называются соки из разных овощей и фруктов. Я бросаю вам мяч и называю фрукт или овощ, а вы говорите, какой сок из него получается, и бросаете мяч мне. Например: из лимона – лимонный.
из апельсина - …, из моркови - …, из яблока - …, из огурца - …, из чеснока - …, из помидора - … .
Молодцы, отлично справились с заданием. Осень приготовила вам подарок – вкусный и полезный сок, вы выпьете его в группе.
IV. Оценка деятельности детей. Итог занятия
Наше занятие подошло к концу. Мы с вами хорошо поработали. Все очень старались. Работали активно. Выполнили все задания. А заданий было немало. Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались. А я вам буду помогать ( отгадывали загадки, играли в мяч). Что вам больше всего понравилось и запомнилось на занятии? Осень приготовила вам подарки (бананы и яблоки по количеству детей).