конспект занятия по ФЭМП "Дары осени"
материал по математике (старшая группа) на тему
Формирование элементарных математических представлений у детей в сомместной деятельности с логопедом и музыкальным руководителем
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_vera_nikolaevna.docx | 27.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Дары Осени» (из цикла «Времена года»)
Развитие элементарных математических представлений в совместной деятельности музыкального руководителя, логопеда и воспитателя.
Задачи:
- Развивать ритмический слух
- Продолжать развивать слуховое внимание, умение различать форму и менять движение в соответствии с изменениями характера музыки.
- Формировать навык свободного , естественного звучания голоса и правильного дыхания.
- Формировать навык «скользящего» шага.
- Развивать творческие способности детей в двигательной импровизации.
Муз.рук.: Посмотрите, ребята, как красиво кругом и нарядно. Осень вступила в свою замечательную пору, которую мы называем…
Дети: Золотая осень!
Муз.рук.: Осенний лес! Какое чудо!
В него, как в сказку, загляни
С берез и кленов – отовсюду
Слетают листья – мотыльки
И ветер снова их бросает,
Уносит в небо синеву
Осенний дождик умывает
Уже опавшую листву.
(М.В.Сидорова «Осенний лес»)
Представьте, что и мы с вами очутились в осеннем лесу, под ногами шуршат осенние листья: «ш-ш-ш».
Звучит музыка В.И. Ребикова «Осенние листья».
Дети двигаются «скользящим шагом», произнося звук «ш-ш-ш».
Муз.рук.: Как много вокруг листьев! Выберите себе листочек. Расскажите, какой он?
Дети рассказывают, описывая цвет, форму, размер.
Музыкальный руководитель хвалит детей и предлагает поиграть в игру «осенние листья».
Музыка А.С. Грибоедова «Вальс».
Муз.рук.: Подул легкий ветерок и закружил в красивом танце маленькие и легкие листочки. Но вот подул сильный ветер и поднял с земли крупные большие листья.
Дети импровизируют, двумя группами, в движении под музыку, различая две разнохарауктерные части музыкального произведения.
Муз.рук.: нагнал ветер тучи и закапал осенний дождик.
Дети выполняют вместе с педагогом пальчиковую гимнастику:
«Дождик, дождик, дождик, капельки стучат»
(Стучат указательным пальцем по открытой ладони).
«Гроздья на рябинке»
(Соединяют пальцы в щепотку)
«Бусами висят»
(Правой рукой массируют по очереди пальцы левой руки от основания к кончикам).
«Гроздья на рябинке»
(Как в первый раз).
«Бусами висят»
(Левой рукой массируют пальцы правой руки).
«Низко наклонились, будто тихо спят»
(Встряхивают свободными кистями).
«Спелая брусничка водит хоровод
Осень золотая в гости к нам идет»
(Пальцами правой руки надавливают на пальцы левой руки, держа руки перед собой).
(сл. Л.А.Старченко «Осень золотая»).
Муз.рук.: А дождь все сильнее и сильнее, и вот уже барабанит и стучит по стеклу и крыше.
Проводится ритмическая игра «Дождик». Музыкальный руководитель исполняет на бубне ритмический рисунок. Дети повторяют.
После игры звучит музыка.
Появляется Осень, поет.
«Песня Осени» сл. и муз. Н.П.Бобковой (Колокольчик № 34 стр. 23 1-ый куплет).
Осень: Здравствуйте, мои друзья!
Всех вас рада видеть я!
У меня в руках корзинка
В ней осенние дары
Все, чем только я богата
Принесла для детворы
Назовите ласково всех моих друзей
И подарки от меня берите поскорей.
Проводится игра «Назови ласково».
(Слова: дождь, туча, лужа, лист, трава, дуб, тополь, сосна, береза).
Осень хвалит детей и дарит им корзинку с овощами и фруктами.
Дети в благодарность исполняют песню «Есть у осени любимое занятье…» (сл. и муз. Н.М.Куликовой).
Осень: Мне жалко с вами растоваться,
Но близится зимы черед
Я к вам опять прийду, ребята
Вы ждите осень через год.
(Н.Б.Короваева).
Дети с корзинкой уходят в группы, где рассматривают и пробуют дары осени на вкус.
Дети переходят с корзинкой к столу, рассматривают овощи.
- Развитие речевого внимания. Закрепление понятия «слово».
Логопед: На грядке выросли овощи. Я буду называть много разных слов, а вы хлопните в ладоши, если услышите названия овощей.
- Дифференциация понятия «звук», «слово».
Логопед: Чем мы обозначаем слово (полосками), а звук (синим или красным квадратом). Я буду давать вам «рассыпанные» звуки, а вы соберите их в слова:
Л-Л-У-К (лук)
С-С-С-В-В-Е-К-Л-А (свекла)
К-К-К-А-А-П-У-С-С-Т-А-А (капуста)
Поднимите полоску, если услышите слово. Квадрат, если услышите звук
Морковь, К, П, лук, морковь, А, И, Ш, репа….
- Уточнение и активизация словаря прилагательных по теме «Овощи». Развитие связной речи.
Логопед: Возьмите овощ, который вам понравился и расскажите: название овоща, где растет, как выглядит, какого цвета, формы, какой на ощупь, на вкус, что можно из него приготовить.
1-ый ребенок – Я расскажу о кабачке. Он растет на огороде. Он большой, светло-зеленый, овальный, гладкий, толстый, крепкий. На вкус пресный. Из него готовят икру, фаршируют, солят, сушат.
2-ой ребенок – я расскажу о помидоре. Он растет на огороде. Бывает разного размера. Сначала он зеленый, а потом красный. Бывает круглый, овальный, гладкий, большой, маленький, мягкий. На вкус сладкий. Из него готовят томатный сок, кладут в салаты, солят.
3-ий ребенок – Я расскажу о капусте. Она растет на грядке. Очень любит воду. Бывает большой и маленькой. Светло-зеленого цвета, круглая, гладкая, ребристая, твердая, сочная, сладкая, хрустящая. Ее кладут в салаты, тушат, варят, солят.
4-ый ребенок – Я расскажу о луке. Он растет на грядке в земле. Сначала у него зеленые листья над землей, а в земле он растет, становится золотистым, круглым, гладким, твердым, сочным, горьким на вкус. Его едят сырым, в салатах, тушат, варят.
5-ый ребенок – я расскажу о картошке. Она растет на грядке в земле. Сначала над землей вырастают зеленые кусты, потом они высыхают и осенью выкапывают картошку. Она бывает круглая, большая, шершавая. Светло-коричневого цвета. Ее можно есть жареной, печеной, вареной.
- Физ.минутка. Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла». Ю.Тувим
-Хозяйка однажды с базара пришла Хозяйка с базара домой принесла: картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу Ох! | Пальчики «идут» по столу. Перечисление овощей по пальцам. |
-Вот овощи спор завели на столе. Кто лучше, полезней, вкусней на столе: картошка, капуста, морковка, горох, петрушка и свекла Ох! | Движение кулак-ладонь. Загибаем пальцы. |
-Хозяйка тем временем ножик взяла. И овощи наши рубить начала: картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу Ох! | Рубим ребром руки. Загибаем пальцы. |
-Под тесною крышкою, в тесном горшке Кипели, кипели в крутом кипятке: картошка, капуста, морковка, горох, петрушка и свекла Ох! | Скрестить руки. Загибаем пальцы. |
-И суп овощной получился неплох. | «Мешаем» ложкой. |
- Упражнение «Наоборот», подбор слов-антонимов.
Логопед: Играем с мячом. Я начну предложение и брошу мяч. Вы ловите мяч и заканчиваете предложение, подобрав слово-наоборот.
Лог. – Морковка оранжевая, а огурец…
Реб. – Зеленый
Лог. – Помидор круглый, а кабачок…
Реб. – Овальный
Лог. – Капуста большая, а редиска…
Реб. – Маленькая
Лог. – Помидор гладкий, а огурец…
Реб. – Пупырчатый
Лог. – Лук желтый, а редька…
Реб. – Черная
Лог. – Помидор кисло-сладкий, а лук…
Реб. – Горький
Логопед: Молодцы, хорошо.
- Упражнение в образовании относительных прилагательных.
Логопед: У нас много овощей, мы будем готовить из них разные блюда. Какой салат сделаем из капусты?
Реб. – Капустный
Лог. – Из свеклы?
Реб. – Свекольный
Лог. – Из баклажанов сделаем икру. Какая будет икра?
Реб. – Баклажанная
Лог. – А из кабачков?
Реб. – Кабачковая
Лог. – Из картошки готовим пюре. Какое будет пюре?
Реб. – Картофельное
Лог. – Сделаем суп из овощей. Какой буде суп?
Реб. – Овощной
- Игра «Собери урожай».
На магнитной доске 3 корзинки с одной полоской, с двумя и тремя. На столе картинки овощей.
Логопед: Соберите овощи в корзинки. В корзину с одной полоской – картинки с овощами, названия которых состоят из одного слова. В корзинку с двумя полосками – из двух слов. В корзинку с тремя полосками – из трех слов.
Картинки: лук, редис, морковь, капуста, картофель, перец, помидор, баклажан, огурец, чеснок, горох.
Логопед: Молодцы. Хорошо работали, были внимательными. Мне понравилось, как вы работали на занятии. Вы были внимательны, правильно отвечали на вопросы, правильно рассказывали об овощах.
Задачи:
- Развитие мыслительных операций и речевой деятельности.
- Развитие умений группировать предметы по цвету и форме.
- Совершенствование навыков ориентировки на плоскости.
Педагог: Ребята, сейчас мы продолжим разговор об овощах. Давайте еще раз вспомним какие овощи нам подарила Осень.
Дети перечисляют овощи (огурец, капуста, баклажан, лук, болгарский перец, морковь, помидор).
Педагог: Мы с вами собрали богатый урожай и нам надо его сохранить. Перед вами корзины с условными обозначениями (по цвету и форме). Вам необходимо разложить овощи по корзинам.
Дети берут со стола овощи и раскладывают по корзинам, называя цвет и форму: «У меня круглый помидор красного цвета».
Педагог: Хвалит детей за правильно выполненное задание.
Педагог: Ребята, перед вами на столе листы бумаги и контуры овощей. Посмотрите внимательно какую форму имеют эти овощи.
- В левом верхнем углу обведите овощ овальной формы и заштрихуйте его зеленым карандашом вертикальными линиями.
- В правом нижнем углу обведите овощ круглой формы и заштрихуйте его красным карандашом горизонтальными линиями.
- В левом нижнем углу обведите овощ треугольной формы. Выполните штриховку оранжевым карандашом.
Педагог: Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием. А теперь давайте поиграем.
Проводится игра «Угадай на вкус». Ребенку предлагают закрыть глаза и дают попробовать тот или иной овощ. Дети определяют овощ, который попробовали, называя цвет и форму.
В конце занятия педагог интересуется что нового узнали дети на занятии и хвалит их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по рисованию "Осеннее дерево на берегу озера"
Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе...
Конспект занятия по рисованию "Осеннее дерево и ель"
Конспект заняти по рисованию в средней группе...
Серия конспектов занятий "Путешествие в осенний лес"
Занятия по ФЭМП в разных возрастных группах. Занятия включают различные виды гимнастик, физминутки....
Конспект занятия "Картинная галерея осени"
Доминантное занятие по музыкальному движению для детей подготовительной к школе группы по теме "Осенние мотивы", программа "Гармония" (Тарасова К.В.)...
Конспект занятия"Заучивание стихотворения «Осень» А.Твардовского "
Конспект занятия: Заучивание стихотворения «Осень» А.Твардовского направлено на формирование и развитие навыков выразительного чтения, памяти и поэтического слуха у дошкольников....
Конспект занятия на тему: «Осень золотая в гости к нам пришла и подарки осень детям принесла»
Задачи:- закрепить и обобщить знания детей об осени и овощах;- развить умение замечать красоту осени, память, внимание и образное мышление;- воспитать любовь к природе и уважение друг к другу;Интеграц...
Конспект занятия «КАКАЯ ОНА ОСЕНЬ? Вид занятия: интегрированное занятие - путешествие, сюжетное. Воспитатель: Варава ОксанаАлександровна Образование высшее. Специалист высшей квалификационной категории.
Формировать представления о признаках осени;объяснять смену осеннего настроения, используя макет «Окошко погоды». Закрепить знания детей о дарах осени в процессе лепки овощей. Развивать способности пе...