Диагностика школьной готовности у детей с речевыми нарушениями
материал по логопедии (подготовительная группа) по теме

 

Критерии речевого развития ребенка семи лет.

Диагностика речевой готовности к школе предполагает обследование всех компонентов речи.

Методы диагностики речевого развития.

Проверка экспрессивной и импрессивной речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_sam_r.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Московской области Педагогическая академия последипломного образования

(ГОУ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ)

Кафедра дефектологии

Курсовая подготовка

«ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ»

Самостоятельная внеаудиторная работа №2

Диагностика школьной готовности у детей с речевыми нарушениями

                       Слушатель курсов:

Болотова Наталья Викторовна

учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад

компенсирующего вида №17»

город Сергиев Посад  

Проверила: Малева З.П.,

                       канд.педаг.наук, доцент

Г.Сергиев посад 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Введение.

  1. Критерии речевого развития ребенка семи лет.

  1. Диагностика речевой готовности к школе предполагает обследование всех компонентов речи.

  1. Методы диагностики речевого развития.

  1. Проверка экспрессивной и импрессивной речи.

  1. Библиографический список.

  1. Введение.

Большинство исследователей понимают под готовностью к школе наличие комплекса определенных качеств, которые можно диагностировать с помощью специальных методик:

- формирование определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе;

- личностная готовность;

- интеллектуальная готовность;

- мотивационная готовность;

- эмоционально-волевая готовность;

- коммуникативная готовность.

Отражением интеллектуального и психического развития ребенка является состояние его речи. В подготовительной группе окончательно определяется дальнейший образовательный маршрут ребенка и большую значимость имеет речевая готовность ребенка к обучению в школе. В основном с этой целью и проводится диагностика речевого развития детей 6–7 лет.

  1.  Критерии речевого развития ребенка семи лет.

Согласно разделу речевое развитие “Программы воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М. А. Васильевой ребенок, поступающий в школу, должен:

- правильно произносить все звуки родного языка;

- различать и называть слова с определенным звуком;

- уметь определять место звука в слове (начало, середина, конец);

- делить слова на слоги;

- составлять слова из слогов;

- иметь представление о предложении;

- уметь согласовывать слова в роде, числе и падеже;

- подбирать синонимы и антонимы;

- использовать разные способы образования слов;

- пересказывать знакомые сказки и рассказы;

- составлять рассказы и сказки по картинке (серии картинок).

  1. Диагностика речевой готовности к школе предполагает обследование всех компонентов речи:

- Состояние словарного запаса.

- Сформированность грамматического строя речи.

- Правильность произношения звуков.

- Умение различать звуки речи на слух.

- Сформированность звукового и звукобуквенного анализа и синтеза.

- Владение связной речью.

  1. Методы диагностики речевого развития.

При выявлении состояния речевого развития детей особое место отводится специальным наблюдениям, которое проводятся в процессе ситуаций общения между сверстниками и взрослыми, речевого сопровождения игровой и продуктивной деятельности, режимных моментов (прогулка).

Наблюдение дает возможность составить предварительное представление о возможностях каждого ребенка в сфере связного высказывания, об инициативности и способности вступать в беседу и поддерживать диалог, о составе фраз, правильности составления простых и сложных предложений, о правильно исполняемой слоговой структуре, о лексическом запасе, о грамматическом оформлении фраз, о фонетическом наполнении слов, об особенностях выразительных средств и темпо-ритмической окраске.

Следующий метод, на который следует обратить внимание – беседа. Нужно помнить: в процессе беседы ребенок без отклонений в речевом развитии умеет поддерживать общение репликами, модуляцией голоса, интонацией, мимикой, жестами и другими невербальными средствами.

Для выявления понимания старшими дошкольниками смысла (значения) слов им предлагают специально подобранные задания, дидактические упражнения и игры.

  1. Проверка экспрессивной и импрессивной речи.

Проверка экспрессивной речи:

1) оценить уровень моторной реализации;

2) осуществить проверку сформированности словообразовательных навыков:

        2.1.) образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами,

        2.2.) образование от существительных относительных прилагательных,

        2.3.) образование от существительных качественных прилагательных,

        2.4.) образование от существительных притяжательных прилагательных;

3) проверить синтаксис или возможности грамматического структурирования:

        3.1.)  составление фраз по картинкам,

        3.2.) повторение предложений разного словонаполнения и грамматической сложности,

        3.3.) составление предложений из слов,

        3.4.) верификация предложений,

        3.5.) дополнение предложений с пропущенными предлогами,

        3.6.) предложить закончить предложения,

        3.7.) образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах;

4) обследовать состояние связной речи:

        4.1.) составление рассказа по серии сюжетных картинок,

        4.2.) пересказ текста;

5) проверить номинативную функцию речи:

        5.1.) называние предметов, изображённых на картинках,

        5.2.) называние изображённых на картинках действий,

Проверка импрессивной речи:

6) Проверка акустического анализа, слухо-речевой памяти, семантической дифференцияции слов:

        6.1.) понимание далёких по звучанию и значению слов, обозначающих предметы,

        6.2.) понимание близких по звучанию слов, обозначающих названия предметов,

        6.3.) понимание далёких по звучанию и значению слов, обозначающих действия

        6.4.) понимание близких по значению слов, обозначающих действия;

7) проверить понимание сложных логико-грамматических конструкций:

7.1.) понимание обратимых конструкций, а именно активных с обратным порядком слов и пассивных с прямым и обратным порядком,

7.2.) понимание обратимых предложных конструкций с обозначением места;

8) обследование фонематического восприятия (повторение слогов с фонетически близкими звуками.

  1. Библиографический список.
  1. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – 4-е изд., доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 240 с.
  2. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 224 с. – (Библиотека логопеда-практика).
  3. Фотекова Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов / Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 176 с. – (Библиотека логопеда-практика).
  4. Лекции О.Е. Грибовой, Г.В. Парамоновой, Т.П. Бессоновой, Е.Л. Ворошиловой.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Диагностика психологической готовности к школьному обучению детей с речевыми нарушениями».

Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, граммат...

Психологическая готовность к школьному обучению детей с речевыми нарушениями

Психологическая готовность к школьному обучению — это сложное образование, в основе которого лежит коммуникативная готовность....

Психологическая готовность к школьному обучению детей с речевыми нарушениями

Психологическая готовность к школьному обучению детей с речевыми нарушениями...

Особенности коррекционно-развивающей работы при подготовке к школьному обучению детей с речевыми нарушениями в условиях реализации ФГОС

      Данный проект по подготовке 5-7 летних детей к школе направлен на формирование фонематического восприятия и правильного звукопроизношения; развитие графомоторных  навы...

Роль фонематического восприятия в подготовке к школьному обучению детей с речевыми нарушениями

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи - одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье....

Особенности школьной готовности детей с речевыми нарушениями

В статье можно ознакомиться с трудностями в школьном обучении детей с речевыми нарушениями....

Диагностика школьной готовности по (М.Семаго)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ К НАЧАЛУШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯПрограмма и методические рекомендации по проведению обследования и анализу результатов...