Диагностика школьной готовности у детей с речевыми нарушениями
материал по логопедии (подготовительная группа) по теме
Критерии речевого развития ребенка семи лет.
Диагностика речевой готовности к школе предполагает обследование всех компонентов речи.
Методы диагностики речевого развития.
Проверка экспрессивной и импрессивной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_sam_r.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Московской области Педагогическая академия последипломного образования
(ГОУ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ)
Кафедра дефектологии
Курсовая подготовка
«ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ»
Самостоятельная внеаудиторная работа №2
Диагностика школьной готовности у детей с речевыми нарушениями
Слушатель курсов:
Болотова Наталья Викторовна
учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад
компенсирующего вида №17»
город Сергиев Посад
Проверила: Малева З.П.,
канд.педаг.наук, доцент
Г.Сергиев посад 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
- Введение.
- Критерии речевого развития ребенка семи лет.
- Диагностика речевой готовности к школе предполагает обследование всех компонентов речи.
- Методы диагностики речевого развития.
- Проверка экспрессивной и импрессивной речи.
- Библиографический список.
- Введение.
Большинство исследователей понимают под готовностью к школе наличие комплекса определенных качеств, которые можно диагностировать с помощью специальных методик:
- формирование определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе;
- личностная готовность;
- интеллектуальная готовность;
- мотивационная готовность;
- эмоционально-волевая готовность;
- коммуникативная готовность.
Отражением интеллектуального и психического развития ребенка является состояние его речи. В подготовительной группе окончательно определяется дальнейший образовательный маршрут ребенка и большую значимость имеет речевая готовность ребенка к обучению в школе. В основном с этой целью и проводится диагностика речевого развития детей 6–7 лет.
- Критерии речевого развития ребенка семи лет.
Согласно разделу речевое развитие “Программы воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М. А. Васильевой ребенок, поступающий в школу, должен:
- правильно произносить все звуки родного языка;
- различать и называть слова с определенным звуком;
- уметь определять место звука в слове (начало, середина, конец);
- делить слова на слоги;
- составлять слова из слогов;
- иметь представление о предложении;
- уметь согласовывать слова в роде, числе и падеже;
- подбирать синонимы и антонимы;
- использовать разные способы образования слов;
- пересказывать знакомые сказки и рассказы;
- составлять рассказы и сказки по картинке (серии картинок).
- Диагностика речевой готовности к школе предполагает обследование всех компонентов речи:
- Состояние словарного запаса.
- Сформированность грамматического строя речи.
- Правильность произношения звуков.
- Умение различать звуки речи на слух.
- Сформированность звукового и звукобуквенного анализа и синтеза.
- Владение связной речью.
- Методы диагностики речевого развития.
При выявлении состояния речевого развития детей особое место отводится специальным наблюдениям, которое проводятся в процессе ситуаций общения между сверстниками и взрослыми, речевого сопровождения игровой и продуктивной деятельности, режимных моментов (прогулка).
Наблюдение дает возможность составить предварительное представление о возможностях каждого ребенка в сфере связного высказывания, об инициативности и способности вступать в беседу и поддерживать диалог, о составе фраз, правильности составления простых и сложных предложений, о правильно исполняемой слоговой структуре, о лексическом запасе, о грамматическом оформлении фраз, о фонетическом наполнении слов, об особенностях выразительных средств и темпо-ритмической окраске.
Следующий метод, на который следует обратить внимание – беседа. Нужно помнить: в процессе беседы ребенок без отклонений в речевом развитии умеет поддерживать общение репликами, модуляцией голоса, интонацией, мимикой, жестами и другими невербальными средствами.
Для выявления понимания старшими дошкольниками смысла (значения) слов им предлагают специально подобранные задания, дидактические упражнения и игры.
- Проверка экспрессивной и импрессивной речи.
Проверка экспрессивной речи:
1) оценить уровень моторной реализации;
2) осуществить проверку сформированности словообразовательных навыков:
2.1.) образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами,
2.2.) образование от существительных относительных прилагательных,
2.3.) образование от существительных качественных прилагательных,
2.4.) образование от существительных притяжательных прилагательных;
3) проверить синтаксис или возможности грамматического структурирования:
3.1.) составление фраз по картинкам,
3.2.) повторение предложений разного словонаполнения и грамматической сложности,
3.3.) составление предложений из слов,
3.4.) верификация предложений,
3.5.) дополнение предложений с пропущенными предлогами,
3.6.) предложить закончить предложения,
3.7.) образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах;
4) обследовать состояние связной речи:
4.1.) составление рассказа по серии сюжетных картинок,
4.2.) пересказ текста;
5) проверить номинативную функцию речи:
5.1.) называние предметов, изображённых на картинках,
5.2.) называние изображённых на картинках действий,
Проверка импрессивной речи:
6) Проверка акустического анализа, слухо-речевой памяти, семантической дифференцияции слов:
6.1.) понимание далёких по звучанию и значению слов, обозначающих предметы,
6.2.) понимание близких по звучанию слов, обозначающих названия предметов,
6.3.) понимание далёких по звучанию и значению слов, обозначающих действия
6.4.) понимание близких по значению слов, обозначающих действия;
7) проверить понимание сложных логико-грамматических конструкций:
7.1.) понимание обратимых конструкций, а именно активных с обратным порядком слов и пассивных с прямым и обратным порядком,
7.2.) понимание обратимых предложных конструкций с обозначением места;
8) обследование фонематического восприятия (повторение слогов с фонетически близкими звуками.
- Библиографический список.
- Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – 4-е изд., доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 240 с.
- Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 224 с. – (Библиотека логопеда-практика).
- Фотекова Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов / Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 176 с. – (Библиотека логопеда-практика).
- Лекции О.Е. Грибовой, Г.В. Парамоновой, Т.П. Бессоновой, Е.Л. Ворошиловой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Диагностика психологической готовности к школьному обучению детей с речевыми нарушениями».
Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, граммат...
Психологическая готовность к школьному обучению детей с речевыми нарушениями
Психологическая готовность к школьному обучению — это сложное образование, в основе которого лежит коммуникативная готовность....
Психологическая готовность к школьному обучению детей с речевыми нарушениями
Психологическая готовность к школьному обучению детей с речевыми нарушениями...
Особенности коррекционно-развивающей работы при подготовке к школьному обучению детей с речевыми нарушениями в условиях реализации ФГОС
Данный проект по подготовке 5-7 летних детей к школе направлен на формирование фонематического восприятия и правильного звукопроизношения; развитие графомоторных навы...
Роль фонематического восприятия в подготовке к школьному обучению детей с речевыми нарушениями
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи - одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье....
Особенности школьной готовности детей с речевыми нарушениями
В статье можно ознакомиться с трудностями в школьном обучении детей с речевыми нарушениями....
Диагностика школьной готовности по (М.Семаго)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ К НАЧАЛУШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯПрограмма и методические рекомендации по проведению обследования и анализу результатов...