Психологическая готовность к школьному обучению детей с речевыми нарушениями
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему
Психологическая готовность к школьному обучению — это сложное образование, в основе которого лежит коммуникативная готовность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskaya_gotovnost_detey_s_rechevymi_narusheniyami_k_shkole.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическая готовность к школьному обучению детей с речевыми нарушениями
Психологическая готовность к школьному обучению — это сложное образование, в основе которого лежит коммуникативная готовность. Уровень развития общения дошкольников со взрослыми определяет становление и умственных и волевых способностей детей. В общении у ребенка формируется правильное отношение к учителю как носителю и проводнику социально выработанных способов действия, норм поведения. Речь используется для установления контактов с окружающими, привлечения внимания к себе, своим делам и переживаниям, для взаимопонимания, влияния на поведение, мысли и чувства партнера и т.д. Большинство исследователей понимают под психологической готовностью к школе наличие комплекса определенных качеств, которые можно диагностировать с помощью специальных методик: Таким образом, готовность к обучению можно квалифицировать как особое состояние при переходе человека от одной возрастной ступени к другой, связанное с системными качественными преобразованиями в сфере деятельности, психических процессах, сознании, социальных отношениях. В число основных компонентов коррекционного воздействия по формированию на логопедических занятиях психологического новообразования — произвольности коммуникации — входят: Сюжетно-ролевые игры Для того чтобы игровая деятельность способствовала развитию у детей психических свойств и способностей, усвоению знаний, умений, навыков, надо предварительно сформировать в ней отдельные структуры. Формирование игры как деятельности Сюда входят привитие потребности к игре, обучение созданию замысла игры, развитие умения действовать адекватно поставленной цели и т.д. В формировании целевого компонента игры особенно велика роль речи, в первую очередь ее планирующей функции. Здесь можно рекомендовать следующие задания: • пересказ по готовому образцу (повторение высказывания и сличение с образцом); • составление плана рассказа в картинках (необходимость самостоятельно ставить промежуточные и выделять главные цели задания); • составление рассказа по серии картин (вербализация готовой программы, построение высказывания); • составление рассказа по опорным словам (анализу сюжетных картин, выделению в них самого существенного). Формирование игры как совместной деятельности Совместная деятельность детей с логопедом включает в себя: Формирование содержания игры Под содержанием игры понимается то, что выделено ребенком в качестве основного момента в деятельности взрослых, отражаемой в игре. Основываясь на этом положении, мы наметили определенную последовательность коррекционного обучения в данном направлении. Формирование игровых действий Для реализации данной задачи можно, например, соотносить персонаж с его действиями. Здесь особенно эффективны дидактические игры: «Глагольное лото», «Покажи и назови», «Кто знает — пусть дальше продолжает» («Действия по цепочке»). Формирование действий замещения Детям предлагаются различные предметы (мозаика, пуговицы, деревянные кубики, конструктор) и ситуация. Логопед дает задание: "Будем готовить обед". Дети из предложенных предметов должны отобрать необходимые, переименовать их и продемонстрировать ряд действий в соответствии с новыми функциями. Благодаря замещению одного предмета другим действия обобщаются и теряют свою конкретность, что способствует развитию творческого воображения, обобщению жизненного опыта. Моделирование отношений между персонажами Сюда входит ряд действий: Большое значение для психологической подготовки детей к учебной деятельности имеет скюжетно-ролевая игра "Школа". Каждый ребенок должен обязательно побыть в роли ученика и в роли учителя. Последняя даст ему возможность понять позицию настоящего учителя, что очень важно для успешного обучения в школе. Логопед показывает детям примеры взаимодействия учеников между собой, учит их слушать друг друга, понимать, подчинять индивидуальную деятельность задачам и целям коллективной. Игры с правилами В литературе отмечается, что игры с правилами появляются к концу дошкольного возраста. В них нет явной роли, принимаемой на себя играющими, но есть определенная внутренняя позиция и образ действия, оговоренный правилами. Умение выработать такую позицию, устойчиво ее удерживать и действовать адекватно формируется в предшествующей играм с правилами сюжетно-ролевой игре. Е.Е. Кравцова предлагает использовать определенные методические приемы для формирования кооперативно-соревновательного уровня общения: Подвижные игры Дидактические игры Основное назначение дидактических игр — способствовать усвоению и закреплению у детей знаний, умений, навыков, развитию умственных способностей. Игры с предметами "Вершки и корешки" (научиться составлять целое растение из его частей). Настольно-печатные игры "Где это можно купить?" (соотносение предметов, изображенных на маленьких картинках, с названиями магазинов на больших карточках) Словесные игры "Кто ты?" (быстрая реакция на названное слово, «роль») "Отвечай быстро". У детей закрепляется умение классифицировать предметы (по цвету, форме, качеству); их приучают быстро думать и отвечать. Игры и упражнения, моделирующие учебные задания Здесь учебная задача заключается в том, что активность ребенка направляется на овладение способами действия, а не на достижение практических результатов. Полноценная деятельность в данном случае возможна лишь при контроле самим ребенком выполнения задания (сличение с образцом, соотнесение с вербальной инструкцией). В завершение проходит оценка результатов деятельности. Следовательно, эти упражнения содержат все компоненты учебной деятельности и имеют большую дидактическую ценность. Работа с образцом Выполнение задания по словесной 2-х кратной инструкции К моменту кризиса 7-ми лет игра исчерпывает свои возможности по созданию зон ближайшего развития, служащих механизмом психического развития при условии, что ребенок прошел все ступени развития детской игры от манипулятивной до игры по правилам. Таким образом, включение игр, способствующих повышению коммуникативных возможностей детей с речевыми нарушениями, в логопедическую работу создает достаточный уровень психологической готовности к школьному обучению. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Диагностика психологической готовности к школьному обучению детей с речевыми нарушениями».
Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, граммат...
Психологическая готовность к школьному обучению детей с речевыми нарушениями
Психологическая готовность к школьному обучению детей с речевыми нарушениями...
Особенности коррекционно-развивающей работы при подготовке к школьному обучению детей с речевыми нарушениями в условиях реализации ФГОС
Данный проект по подготовке 5-7 летних детей к школе направлен на формирование фонематического восприятия и правильного звукопроизношения; развитие графомоторных навы...
Методическая разработка "Психологическая готовность к школьному обучению детей дошкольного возраста".
В качестве основной задачи рассматривается психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе. Педагоги должны способствовать созданию условий для максимального развития каждого ребенка....
Роль фонематического восприятия в подготовке к школьному обучению детей с речевыми нарушениями
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи - одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье....
Рабочая программа психолого - педагогического сопровождения по формированию психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста "Скоро в школу"
Программа направлена на выравнивание стартовых возможностей воспитанников ОСГБУСОССЗН "ОСРЦдН" старшего дошкольного возраста из разных социальных групп и разным уровнем подготовки к школе, п...
Перспективное планирование образовательной деятельности по развитию познавательных способностей и формированию психологической готовности к школьному обучению детей 6-7 лет педагога-психолога
За основу программы следует взять изучение особенностей психологической готовности детей к школе, а также развитие умственных способностей, которые являются основой для успешного овладения школьными з...