Особенности школьной готовности детей с речевыми нарушениями
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
В статье можно ознакомиться с трудностями в школьном обучении детей с речевыми нарушениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_shkolnoy_gotovnosti_detey_s_rechevymi_narusheniyami.docx | 17.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности школьной готовности детей с речевыми нарушениями
Наличие у первоклассников даже незначительных нарушений в фонематическом, лексико-грамматическом развитии ведет к значительным трудностям в усвоении школьной программы. Формирование грамматически правильной речи, фонетически четкой, дающей возможность речевого общения - одна из важнейших задач в развитии ребенка как в ДОУ, так и в семье. Хорошо развитая речь позволяет ребенку легко вступать в общение с окружающими, понятно выражать свои мысли, задавать вопросы. Невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и может накладывать отпечаток на его характер. К школьному возрасту дети начинают осознавать дефекты своей речи, становятся замкнутыми, раздражительными, застенчивыми. Особенно остро эта проблема проявляется при поступлении ребенка в школу.
Дошкольники с общим недоразвитием речи часто отличаются повышенной нервно-психической истощаемостью, эмоциональной неустойчивостью, проявляют недостаточность нейродинамического компонента психической деятельности, проявляющуюся в легкой отвлекаемости, неустойчивости внимания, неустойчивой работоспособности. У этих детей отмечаются низкий уровень запоминания, неготовность принять предлагаемую задачу. Дети испытывают затруднения в ориентировке по схеме. Замечено, что их движения достаточно неловки, некоординированны, неточны. Связная речь характеризуется ошибками в передаче логической последовательности, пропусками отдельные звеньев, «потерей» действующих лиц. Часто наблюдается следующая взаимосвязь: чем тяжелее анамнез, тем сильнее видна недостаточность со стороны речевого и психического развития детей.
Необходимо комплексно обследовать детей с ОНР, тщательно изучать состояние не только речевых, но и неречевых психических функций. Индивидуально-типологические особенности неречевых и речевых психических функций у дошкольников с ОНР необходимо учитывать при планировании и организации коррекционно-развивающей работы. В системе логопедической работы по преодолению ОНР у детей и формированию у них готовности к школьному обучению необходимо особое внимание уделять развитию неречевых психических функций, выделить данное направление работы как равноценное развитию речи.
Таким образом, основными задачами при подготовке детей к школьному обучению являются следующие:
- развитие умения подчинять свои действия определенному правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого (волевая готовность),
- воспитание интереса и желания учиться в школе (мотивационная готовность),
- развитие речи,
- развитие внимания,
- развитие памяти,
- развитие наглядно-образного мышления,
- развитие мелкой моторики (зрительно-моторная координация).
Работа по подготовке детей с ОНР к школе должна включаться в каждое логопедическое занятие. Основными формами этой работы являются упражнения, игровые приемы и игры, т.к. ведущим видом деятельности дошкольников является именно игра.
Логопед должен также создать доброжелательную обстановку на своих занятиях, укрепить веру детей в собственные возможности, сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью, формировать интерес к занятиям. Чтобы усилия педагога были эффективными необходимо:
- нe допускать, чтобы ребенок скучал во время занятии. Если ребенку весело учиться - oн учится лучше. Интерес - лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий,
- повторять упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, нужно сделать перерыв, вернуться к нему позднее или предложить ребенку более легкий вариант,
- не проявлять излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса,
- быть терпеливым, не спешить, не давать ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности,
- в занятиях с ребенком нужна мера. Не нужно заставлять ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен,
- дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия, поэтому при проведении занятий лучше выбирать игровую форму,
- развивать в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научить ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы,
- избегать неодобрительной оценки, находить слова поддержки, чаще хвалить ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивать его слабости в сравнении с другими детьми. Формировать у него уверенность в своих силах.
Формированию качеств, необходимых будущему школьнику, помогает комплексная система педагогических воздействий, основанных на правильной ориентации детской деятельности и педагогического процесса в целом. Необходимо активно включать педагогов ДОУ и родителей в процесс комплексной подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста. В школе необходимо отвечать , задавать вопросы в присутствии всего класса, объяснить задание, инструкцию, читать вслух и недостатки речи будут видны особенно остро. Правильное произношение звуков и слов влияет на степень обучения грамоте. У детей с нарушением произношения отдельных звуков практически не наблюдается трудностей в овладении грамотой, они соотносят звуки и буквы и не допускают ошибок, связанных с нарушением звукопроизношения. У детей с ОНР нарушены практически все компоненты развития речи, а именно:
- развитие связной речи- ребенок пользуется простыми предложениями, нераспространенными, сложности в пересказе и составлении рассказа
- фонематическое восприятие – нечеткое различение на слух фонем, в основном шипящих-свистящих, звонких-глухих, твердых-мягких, неподготовленность к языковому анализу и синтезу, трудности при анализе звукового состава речи
- звукопроизношение – сказывается про освоении грамоты и письма, ведет к снижению речевой активности, особенно при неадекватном отношении сверстников
- звукослоговая структура слов – наблюдается перестановка слогов, опускание или добавление слогов
- лексико-грамматический строй речи – нарушены функции словообразования и словоизменения, согласование существительных, особенно с числительными, трудности в употреблении предложно-падежных конструкций
- понимание речи – нарушение понимания речи ведет к непониманию инструкции и задания, ребенок воспринимает только начало, приступает к выполнению действия, не осознав до конца какой должен быть результат. При двухступенчатой инструкции, вторая часть не воспринимается, все это значительно сказывается на успешности обучения
- языковой анализ и синтез – практически не сформирован, в основном выделяют ударный гласный в начале слова, определение звука в конце слова, определение места звука в слове, определение количества звуков в слове вызывают значительные трудности
- мелкая и общая моторика (что тоже имеет огромное значение при обучении) – многие дети не могут завязывать шнурки, застегивать пуговицы, не говоря уже о владении ручкой, карандашом и кисточкой. Движения неуверенные, неточные и плохо скоординированные, темп может быть медленный, если же темп быстрый, то не выдержан размер и точность воспроизведения.
Таким образом у детей с речевыми нарушениями возникают особые трудности в обучении. Необходимо проводить коррекционную работу, это значительным образом повлияет на успешность школьного обучения. Трудности в обучении возникают не потому что дети не хотят учиться, а в следствии нарушений речи. Таким детям необходима коррекционная и психологическая помощь. Наиболее оптимальным вариантом будет определение программы обучения, для этого надо предложить родителям пройти ПМПК перед поступлением в школу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Диагностика психологической готовности к школьному обучению детей с речевыми нарушениями».
Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, граммат...
Проблема готовности детей с речевыми нарушениями к школе
проблема готовности детей с речевым нарушением к школе...
Психологическая готовность к школьному обучению детей с речевыми нарушениями
Психологическая готовность к школьному обучению — это сложное образование, в основе которого лежит коммуникативная готовность....
Психологическая готовность к школьному обучению детей с речевыми нарушениями
Психологическая готовность к школьному обучению детей с речевыми нарушениями...
Особенности коррекционно-развивающей работы при подготовке к школьному обучению детей с речевыми нарушениями в условиях реализации ФГОС
Данный проект по подготовке 5-7 летних детей к школе направлен на формирование фонематического восприятия и правильного звукопроизношения; развитие графомоторных навы...
Цикл занятий "Развитие мотивационной готовности детей с речевыми нарушениями к началу регулярного обучения в школе"
Цикл занятий направлен на развитие мотивационного компонента психологической готовности к обучению в школе у детей с речевыми нарушениями....
Роль фонематического восприятия в подготовке к школьному обучению детей с речевыми нарушениями
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи - одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье....