Особенности коррекционно-развивающей работы при подготовке к школьному обучению детей с речевыми нарушениями в условиях реализации ФГОС
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему
Данный проект по подготовке 5-7 летних детей к школе направлен на формирование фонематического восприятия и правильного звукопроизношения; развитие графомоторных навыков, лексико-грамматического строя речи и связного высказывания, дикции и интонационной выразительности речи; на подготовку к обучению грамоте.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Особенности коррекционно-развивающей работы при подготовке к школьному обучению детей с речевыми нарушениями в условиях реализации ФГОС»
учитель-логопед: Мельникова Е.В.
Пояснительная записка.
1. Общая характеристика проекта.
Данный проект по подготовке 5-7 летних детей к школе направлен на формирование фонематического восприятия и правильного звукопроизношения; развитие графомоторных навыков, лексико-грамматического строя речи и связного высказывания, дикции и интонационной выразительности речи; на подготовку к обучению грамоте.
Коррекционно-развивающая проект разработан для детей 5-7 летнего возраста с преобладающим большинством таких заключений, как ФФН; ОНР (3,4 уровней). Проект разработан на основе коррекционно-развивающей программы: «Коррекция нарушений речи» Т. Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной,Т.В. Тумановой, М.: «Просвещение» 2009 г.
Характеристика детей с ФФН.
Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) – нарушение процессов звукопроизношения и восприятия фонем, близких по акустико-артикуляционным характеристикам при различных речевых нарушениях у детей с нормальным интеллектом и биологическим слухом. ФФН характеризуется заменами, смешением и искажением звуков, нарушением слоговой структуры слова, нерезко выраженными лексико-грамматическими нарушениями.
Классификация ФФН.
По выраженности нарушений звуковой стороны речи выделяют легкую, среднюю и тяжелую степень ФФН:
Легкая степень ФФН характеризуется нарушением дифференциации только дефектно произносимых звуков. В остальном звуко-слоговая структура слова анализируется правильно.
Средняя степень ФФН характеризуется более грубыми нарушениями звукового анализа. Отмечается недостаточная дифференциация значительного числа звуков, входящих в различные фонетические группы. В устной речи их артикуляция сформирована достаточно.
Тяжелая степень ФФН характеризуется глубоким фонематическим недоразвитием, когда ребенок не воспринимает звуки на слух, не различает их, не может выделить их в слове и установить последовательность.
Характеристика детей с ОНР.
ОНР (общее недоразвитие речи) – несформированность звуковой и смысловой сторон речи, выражающаяся в грубом или остаточном недоразвитии лексико-грамматических, фонетико-фонематических процессов и связной речи у детей.
С учетом степени ОНР выделяют 4 уровня речевого развития:
1 уровень речевого развития - «безречевые дети»; общеупотребительная речь отсутствует;
2 уровень речевого развития – начальные элементы общеупотребительной речи, характеризующиеся бедностью словарного запаса, явлениями аграмматизма;
3 уровень речевого развития – появление развернутой фразовой речи с недоразвитием ее звуковой и смысловой сторон;
4 уровень речевого развития – остаточные нарушения в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.
Цель проекта.
Подготовка детей с речевыми нарушениями к школе.
Задачи проекта.
1. Развивать графомоторные навыки у детей с речевыми нарушениями.
2.Формировать фонематическое восприятие у детей и правильное звукопроизношение.
3. Развивать просодическую сторону речи.
4. Развивать лексико-грамматический строй речи, формировать связную речь.
5. Сформировать элементарные навыки письма и чтения у детей 6-7 лет с речевыми нарушениями.
6. Сохранять и укреплять здоровье детей.
7. Формировать умственную активность и творческие способности будущих первоклассников.
8. Формировать устойчивое стремление и умение учиться.
9. Развивать психические процессы.
10.Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умения работать в коллективе и индивидуально.
11.Взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и родителями по формированию речевого развития детей.
Основные принципы данного проекта:
- учёт индивидуальных особенностей и возможностей детей дошкольного возраста, уважение к ребёнку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
- комплексный подход, систематичность и последовательность в работе с дошкольниками;
- вариативность занятий;
-наглядность.
2. Актуальность проекта.
Актуальность данного проекта обусловлена введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов в дошкольное образование, которые меняют структуру образовательной программы дошкольного образования. На основании общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой в плане реализации проекта в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» возникла необходимость в освоении новых подходов в особенностях организации специального образовательного процесса для детей с ОВЗ в ДОУ: личностно-ориентированный подход, оптимизация интеллектуальной деятельности за счет оптимизации и стимуляции психических процессов у детей. Основной целью сопровождения детей с ОВЗ является определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно-педагогической работы с детьми с ОВЗ.
3.Формы занятий.
В качестве основной формы обучения приняты фронтальные и подгрупповые занятия, которые проводятся по 2-3 раза в неделю по 25-30 минут с логопедической группой или подгруппой детей; индивидуальные занятия проводятся 2-3 раза в неделю по 15-20 минут в соответствии с индивидуальным планом коррекционной работы.
Продолжительность образовательного процесса по данному проекту –
два учебных года (старшая, подготовительная группа детского сада).
В старшей группе логопедическая работа организована в виде логопункта, в подготовительной группе – в виде логопедической группы.
По данному проекту с целью оптимизации развивающих условий и получения дополнительного стимула развития: улучшенного формирования умений и навыков, освоению дополнительных знаний для подготовки детей к школе предусмотрена работа с детьми 5-7 лет в форме кружка «АБВГДЕЙка» (количество 6-12 детей 2 раза в неделю) по программе дополнительного образования.
4. Ожидаемые результаты освоения проекта.
В результате внедрения данного проекта в коррекционный процесс по преодолению общего недоразвития речи, фонетико-фонематического недоразвития речи у детей удается достигать хороших результатов:
- у детей сформировано звукопроизношение и достаточно хорошо развито фонематическое восприятие;
- развиты графические умения;
- сформированы элементарные навыки письма и чтения;
- дети хорошо владеют лексико-грамматическими категориями и связной речью. Дети эффективно подготовились к школьному обучению.
Темы занятий | После-дова- тель- ность заня- тий | Дикция. Интонационная выразительность речи. | Формирование фонемати-ческого восприятия. | Обучение грамоте (работа с разрезной азбукой, письмо, чтение). | Лексико-грамматический строй речи. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Сентябрь | |||||
1-2 неделя – организационный период | |||||
3 неделя | |||||
Понятие о речи. Функции речи. Понятие о предложении. Понятие о слове. | 1 | Повествовательная интонация предложения. | Составление схемы предложения (без предлога). | Составление простых предложений по картине, по опорным словам, по схеме. | |
Слова, называ- ющие предметы. | 2 | Вопросительная интонация предложения. | Одушевленные и неодушевленные имена существительные. | ||
Фрукты. | 3 | - Активизировать словари: предметный (яблоко), глагольный (варить), признаков (лимонный, круглый, кислый), наречий (кисло); - учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом (яблочко); - учить образовывать существительные ед. и мн. числа (апельсины); - согласовывать числительные с существительными в роде, числе и падеже (пять слив); - учить употреблять приставочные глаголы (выращивать); - учить составлять рассказ о фрукте, рассказ- сравнение о двух фруктах. | |||
4 неделя | |||||
Слова, назы-вающие действия предмета. Слова, назы-вающие признаки предмета. | 1 | Составление предложений по схеме. Составление простого распространенного предложения. Согласование прилагательных с существительными. | |||
Понятие о звуке. Звук у. Понятие о гласном звуке. | 2 | Протяжное и отрывистое произнесение звука у. | Выделение начального гласного звука в слове. Выделение конечного согласного в слове. Выделение звука у из ряда гласных звуков, слогов, из начала и конца слова в ударной позиции. | Дательный падеж существительных муж. рода, ед. ч. Винительный падеж существительных женского рода ед. ч. с окончанием у. Глаголы с приставкой у. | |
Овощи. | 3 | - Активизировать словари: предметный (огурец), глагольный (собирать), признаков (круглый, сладкий); наречий (полезно, вкусно); - учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом (баклажанчик); -учить образовывать существительные ед. и мн. числа (помидоры); -согласовывать числительные с существительными в роде, числе и падеже (пять огурцов); - учить употреблять приставочные глаголы (прополоть); - учить составлять рассказ об овоще, рассказ- сравнение о двух овощах. |
Список литературы.
1. «От рождения до школы». Общеобразовательная программа дошкольного образования / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой М:. Мозаика-Синтез, 2013 г.
2. «Проект программы воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием», М.: «Просвещение», 1986 г.
3. «Программы коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т. Б. Филичевой, Т.В. Тумановой, М.:«Просвещение» 2009 г.
4. «Подготовка к школе детей с недостатками речи», М.: «Просвещение», 1985 г.
5. С.П. Цуканова, Л. Л. Бетц «Учим ребёнка говорить и читать» (Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста), М.: «Гном и Д», 2008 г.
6. С.П. Цуканова, Л. Л. Бетц «Я учусь говорить и читать» (Альбомы 1, 2, 3 для индивидуальной работы), М.: «Гном и Д», 2008 г.
7. С.П. Цуканова, Л. Л. Бетц «Формируем навыки чтения» (Раздаточные таблицы для обучения грамоте и развития техники чтения у детей старшего дошкольного возраста, М.: «Гном и Д», 2008 г.
8.С.П. Цуканова, Л. Л. Бетц «Формируем навыки чтения» (Демонстрационные таблицы для обучения грамоте и развития техники чтения у детей старшего дошкольного возраста), М.: «Гном и Д», 2008 г.
9. Н.С. Жукова «Пропись для детей 6-7 лет», г. Екатеринбург «Уральский рабочий».
10. И. А. Подрезова «Школа Умелого карандаша», М. «Гном и Д», 2009 г.
11.Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь». – СПб. : Лань, 1996 г.
12.Эльконин Д. Б. «Букварь». – М. : «Просвещение», 1995 г.
13. Бугрименко Е. А. «Чтение без принуждения». –М.: «Знание», 1987 г.
14. Власова Т. М. «Игры с буквами и словами на иуроках и дома: ребусы от А до Я». – М.: АСТ-Пресс, 1996 г.
15. Волина В. В. «Занимательное азбуковедение». –М.:«Просвещение, 1999 г.
16.Глухов В.П. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии. - М., 2012.
17.Годовникова Л.В., Возняк И.В., Морозова А.А. Коррекционно-развивающие технологии в ДОУ: программы развития личностной, познавательной сферы. ФГОС. Волгоград, 2014.
18.Данилова Л. Коррекционная помощь детям с задержкой психофизического и речевого развития. - С-Пб., 2011.
19. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - С-Пб., 2003.
20.Микляева Н.В., Виноградова Н.А., Кодачигова Ю.В. Образовательная программа детского сада: Согласование с федеральными требованиями. М., 2011.
21.Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники: Учебно-метод. пособие/А. В. Семенович, Я. О. Вологдина, Т. Н. Ланина; под ред. А. В. Семенович. — М., 2014.
22.Нищева Н.В. Внедрение ФГОС ДО в практику работы дошкольных образовательных организаций. С-Пб., 2014.
23.Нищева Н.В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической гр.для детей с ОНР. С 3 до 7лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Диагностика психологической готовности к школьному обучению детей с речевыми нарушениями».
Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, граммат...
Психологическая готовность к школьному обучению детей с речевыми нарушениями
Психологическая готовность к школьному обучению — это сложное образование, в основе которого лежит коммуникативная готовность....
Психологическая готовность к школьному обучению детей с речевыми нарушениями
Психологическая готовность к школьному обучению детей с речевыми нарушениями...
Выступление на городском семинаре "Организация работы ДОУ по обучению детей правилам дорожного движения в условиях реализации ФГОС ДО"
Тема выступления "Использование игр в обучении детей правилам дорожного движения". Игра - один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования....
Роль фонематического восприятия в подготовке к школьному обучению детей с речевыми нарушениями
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи - одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье....
Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (1 год обучения – старшая группа)
Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (1 год обучения – старшая г...
Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (2 год обучения – подготовительная группа)
Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (1 год обучения – старшая г...