Особенности коррекционно-развивающей работы при подготовке к школьному обучению детей с речевыми нарушениями в условиях реализации ФГОС
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Мельникова Елена Владимировна

        Данный проект по подготовке 5-7 летних детей к школе направлен на формирование фонематического восприятия и правильного звукопроизношения; развитие графомоторных  навыков, лексико-грамматического строя речи и связного высказывания, дикции и интонационной выразительности речи;  на подготовку к обучению грамоте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Особенности коррекционно-развивающей работы при подготовке к школьному обучению детей с речевыми нарушениями в условиях реализации ФГОС»

учитель-логопед: Мельникова Е.В.

                                                     

Пояснительная записка.

1. Общая характеристика проекта.

        Данный проект по подготовке 5-7 летних детей к школе направлен на формирование фонематического восприятия и правильного звукопроизношения; развитие графомоторных  навыков, лексико-грамматического строя речи и связного высказывания, дикции и интонационной выразительности речи;  на подготовку к обучению грамоте.

        Коррекционно-развивающая проект разработан для детей 5-7 летнего возраста с преобладающим большинством таких заключений, как ФФН; ОНР (3,4 уровней). Проект разработан на основе коррекционно-развивающей программы: «Коррекция нарушений речи» Т. Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной,Т.В. Тумановой, М.: «Просвещение» 2009 г.

      Характеристика детей с ФФН.

      Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) – нарушение процессов звукопроизношения и восприятия фонем, близких по акустико-артикуляционным характеристикам при различных речевых нарушениях у детей с нормальным интеллектом и биологическим слухом. ФФН характеризуется заменами, смешением и искажением звуков, нарушением слоговой структуры слова, нерезко выраженными лексико-грамматическими нарушениями.  

Классификация ФФН.

       По выраженности нарушений звуковой стороны речи выделяют легкую, среднюю и тяжелую степень ФФН:

       Легкая степень ФФН характеризуется нарушением дифференциации только дефектно произносимых звуков. В остальном звуко-слоговая структура слова анализируется правильно.

       Средняя степень ФФН характеризуется более грубыми нарушениями звукового анализа. Отмечается недостаточная дифференциация значительного числа звуков, входящих в различные фонетические группы. В устной речи их артикуляция сформирована достаточно.

       Тяжелая степень ФФН характеризуется глубоким фонематическим недоразвитием, когда ребенок не воспринимает звуки на слух, не различает их, не может выделить их в слове и установить последовательность.

       Характеристика детей с ОНР.

        ОНР (общее недоразвитие речи) – несформированность звуковой и смысловой сторон речи, выражающаяся в грубом или остаточном недоразвитии лексико-грамматических, фонетико-фонематических процессов и связной речи у детей.

С учетом степени ОНР выделяют 4 уровня речевого развития:

1 уровень речевого развития - «безречевые дети»; общеупотребительная речь отсутствует;

2 уровень речевого развития – начальные элементы общеупотребительной речи, характеризующиеся бедностью словарного запаса, явлениями аграмматизма;

3 уровень речевого развития – появление развернутой фразовой речи с недоразвитием ее звуковой и смысловой сторон;

4 уровень речевого развития – остаточные нарушения в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.

         Цель  проекта.

 Подготовка детей с речевыми нарушениями к школе.

         Задачи проекта. 

1. Развивать графомоторные навыки у детей с речевыми нарушениями.

2.Формировать фонематическое восприятие у детей и правильное звукопроизношение.

3. Развивать просодическую сторону речи.

4. Развивать лексико-грамматический строй речи, формировать связную речь.

5. Сформировать элементарные навыки письма и чтения у детей 6-7 лет с речевыми нарушениями.

6. Сохранять и укреплять здоровье детей.

7. Формировать умственную активность  и творческие способности будущих  первоклассников.

8. Формировать устойчивое стремление и умение учиться.

9. Развивать психические процессы.

10.Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умения работать в коллективе и индивидуально.

11.Взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и родителями по формированию речевого развития детей.

         Основные принципы  данного проекта:

- учёт индивидуальных особенностей и возможностей детей дошкольного возраста, уважение к ребёнку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

- комплексный подход, систематичность и последовательность в работе с дошкольниками;

- вариативность занятий;

-наглядность.

2. Актуальность проекта.

Актуальность данного проекта обусловлена  введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов в дошкольное образование, которые меняют структуру образовательной программы дошкольного образования. На основании  общеобразовательной программы дошкольного образования  «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой  в плане реализации проекта в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» возникла необходимость в  освоении новых подходов  в особенностях организации специального образовательного процесса для детей с ОВЗ в ДОУ:  личностно-ориентированный подход, оптимизация интеллектуальной деятельности за счет оптимизации и стимуляции психических процессов у детей. Основной целью сопровождения детей с ОВЗ является определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно-педагогической работы с детьми с ОВЗ.

3.Формы занятий.

         В качестве основной формы обучения приняты фронтальные и подгрупповые занятия, которые проводятся по 2-3 раза в неделю по 25-30 минут с  логопедической группой или подгруппой детей; индивидуальные занятия проводятся 2-3 раза в неделю по 15-20  минут в соответствии с индивидуальным планом коррекционной работы.    

        Продолжительность образовательного процесса по данному проекту –

два учебных года (старшая, подготовительная группа детского сада).

В старшей группе логопедическая работа организована в виде логопункта, в подготовительной группе – в виде логопедической группы.

         По данному проекту с целью оптимизации развивающих условий и получения дополнительного  стимула развития: улучшенного формирования умений и навыков, освоению дополнительных  знаний для подготовки детей к школе предусмотрена работа с детьми 5-7 лет в форме  кружка «АБВГДЕЙка»  (количество 6-12 детей 2 раза в неделю) по программе дополнительного образования.

4. Ожидаемые результаты освоения проекта.

        В результате внедрения  данного  проекта в коррекционный процесс по преодолению общего недоразвития речи, фонетико-фонематического недоразвития речи у детей удается достигать хороших результатов:

- у детей сформировано звукопроизношение и достаточно хорошо развито фонематическое восприятие;

-  развиты графические умения;

- сформированы элементарные навыки письма и чтения;

- дети хорошо владеют лексико-грамматическими категориями и связной речью.  Дети эффективно подготовились к школьному обучению.

Темы занятий

После-дова-

тель-

ность заня-

тий

Дикция.

Интонационная             выразительность                 речи.

Формирование фонемати-ческого восприятия.

Обучение грамоте

(работа с разрезной азбукой, письмо, чтение).

Лексико-грамматический строй речи.

1

2

3

4

5

6

Сентябрь

1-2 неделя – организационный период

3 неделя

Понятие о речи. Функции речи.

Понятие о предложении. Понятие о слове.

1

Повествовательная интонация   предложения.

Составление схемы предложения (без предлога).

Составление простых предложений по картине, по опорным словам, по схеме.

 Слова, называ-

ющие предметы.

2

Вопросительная интонация предложения.

Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Фрукты.

3

- Активизировать словари: предметный (яблоко), глагольный (варить), признаков (лимонный, круглый, кислый), наречий (кисло);

- учить образовывать  существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом (яблочко);

- учить образовывать существительные ед. и мн. числа (апельсины);

- согласовывать числительные с существительными в роде, числе и падеже (пять слив);

- учить употреблять приставочные глаголы (выращивать);

- учить составлять рассказ о фрукте, рассказ- сравнение о двух фруктах.

4 неделя

Слова, назы-вающие действия предмета.

Слова, назы-вающие признаки предмета.

1

Составление предложений по схеме.

Составление простого распространенного предложения.

Согласование прилагательных с существительными.

Понятие о звуке.

Звук у. Понятие о гласном звуке.

2

Протяжное и отрывистое произнесение звука у.

Выделение начального гласного звука в слове. Выделение конечного согласного в слове.

Выделение звука у  из  ряда гласных звуков, слогов, из начала и конца слова в ударной позиции.

Дательный падеж существительных муж. рода, ед. ч. Винительный падеж существительных женского рода ед. ч. с окончанием у. Глаголы с приставкой у.

Овощи.

3

- Активизировать словари: предметный  (огурец), глагольный (собирать), признаков (круглый, сладкий); наречий (полезно, вкусно);

- учить образовывать  существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом

(баклажанчик);

-учить образовывать существительные ед. и мн. числа (помидоры);

-согласовывать числительные с существительными в роде, числе и падеже (пять огурцов);

- учить употреблять приставочные глаголы (прополоть);

- учить составлять рассказ об овоще, рассказ- сравнение о двух овощах.

Список литературы.

1. «От рождения до школы». Общеобразовательная программа дошкольного образования / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой М:. Мозаика-Синтез, 2013 г.

2. «Проект программы воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием», М.: «Просвещение», 1986 г.

3. «Программы коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т. Б. Филичевой, Т.В. Тумановой, М.:«Просвещение» 2009 г.

4. «Подготовка к школе детей с недостатками речи», М.: «Просвещение»,  1985 г.

5. С.П. Цуканова, Л. Л. Бетц «Учим ребёнка говорить и читать» (Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста), М.: «Гном и Д», 2008 г.

6. С.П. Цуканова, Л. Л. Бетц «Я учусь говорить и читать» (Альбомы 1, 2, 3 для индивидуальной работы), М.: «Гном и Д», 2008 г.

7. С.П. Цуканова, Л. Л. Бетц «Формируем навыки чтения» (Раздаточные таблицы для обучения грамоте и развития техники чтения у детей старшего дошкольного возраста, М.: «Гном и Д», 2008 г.

8.С.П. Цуканова, Л. Л. Бетц «Формируем навыки чтения» (Демонстрационные таблицы для обучения грамоте и развития техники чтения у детей старшего дошкольного возраста),  М.: «Гном и Д», 2008 г.

9. Н.С. Жукова «Пропись для детей 6-7 лет», г. Екатеринбург «Уральский рабочий».

10. И. А. Подрезова «Школа Умелого карандаша», М. «Гном и Д», 2009 г.

11.Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь». – СПб. : Лань, 1996 г.

12.Эльконин Д. Б. «Букварь». – М. : «Просвещение», 1995 г.

13. Бугрименко Е. А. «Чтение без принуждения». –М.: «Знание», 1987 г.

14. Власова Т. М. «Игры с буквами и словами на иуроках и дома: ребусы от А до Я». – М.: АСТ-Пресс, 1996 г.

15. Волина В. В. «Занимательное азбуковедение». –М.:«Просвещение, 1999 г.

16.Глухов В.П. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии. - М., 2012.

17.Годовникова Л.В., Возняк И.В., Морозова А.А. Коррекционно-развивающие технологии в ДОУ: программы развития личностной, познавательной сферы. ФГОС. Волгоград, 2014.

18.Данилова Л. Коррекционная помощь детям с задержкой психофизического и речевого развития.  - С-Пб., 2011.

19. Мамайчук    И.И.  Психокоррекционные  технологии  для  детей  с проблемами в развитии. - С-Пб., 2003.

20.Микляева Н.В., Виноградова Н.А., Кодачигова Ю.В. Образовательная программа детского сада: Согласование с федеральными требованиями. М., 2011.

21.Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники: Учебно-метод. пособие/А. В. Семенович, Я. О. Вологдина, Т. Н. Ланина; под ред. А. В. Семенович. — М., 2014.

22.Нищева Н.В. Внедрение ФГОС ДО в практику работы дошкольных образовательных организаций. С-Пб., 2014.

23.Нищева Н.В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической гр.для детей с ОНР. С 3 до 7лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Диагностика психологической готовности к школьному обучению детей с речевыми нарушениями».

Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, граммат...

Психологическая готовность к школьному обучению детей с речевыми нарушениями

Психологическая готовность к школьному обучению — это сложное образование, в основе которого лежит коммуникативная готовность....

Психологическая готовность к школьному обучению детей с речевыми нарушениями

Психологическая готовность к школьному обучению детей с речевыми нарушениями...

Выступление на городском семинаре "Организация работы ДОУ по обучению детей правилам дорожного движения в условиях реализации ФГОС ДО"

Тема выступления "Использование игр в обучении детей правилам дорожного движения". Игра - один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования....

Роль фонематического восприятия в подготовке к школьному обучению детей с речевыми нарушениями

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи - одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье....

Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (1 год обучения – старшая группа)

Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в  группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (1 год обучения – старшая г...

Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (2 год обучения – подготовительная группа)

Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в  группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (1 год обучения – старшая г...