Способы формирования правильного звукопроизношения у детей
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Атаманова Маргарита Степановна

Обобщение опыта по теме "Способам формирования правильного звукопроизношения удетей"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование правильного произношения звуков

Таблица №6

Тема  

Цель

Подготовительные упражнения

Способы постановки звуков

С, З, Ц

Сь, Зь,

Укреплять мышцы языка, развивать умение ими управлять,  развивать подвижность вырабатывать подъём боковых  краёв языка. Учить удерживать: губы в улыбке, широкий кончик языка за нижними резцами, переднюю широкую часть спинки языка приподнимать к верхним альвеолам и образовывать с  ними узкую щель в форме желобка вдоль языка по средней его линии, боковые края языка плотно прижимать к коренным зубам, закрывая  проход воздушной струе по бокам. Формировать: узкую холодную воздушную струю. На звук  [ц] производить смычку.

«Загнать мяч в ворота»,

«Сдуть снежинку», «Шторм в стакане», «Заборчик»,  «Наказать непослушный язык», «Лопатка», «Качели», «Язык перешагивает зубы», «Почистим зубки», «Пирожок», «Желобок»,  «Горка»,  «Киска сердится», «Катушка», упражнение в произнесении  т-с

  1. Постановка звука [С] от опорного звука [Т]
  2. Постановка звука [С] на вдохе
  3. Постановка звука [С] от межзубного звука [С]
  4. Постановка звука [С] от  звука [Сь]
  5. Постановка звука  [С] от правильного [Ш]
  6. Постановка  звука [С] от правильного [Ц]
  7. Постановка звука [С] с механической помощью
  8. Постановка звука [Ц] от звукосочетания [ТС]

Ш, Ж, Ч, Щ

Учить округлять губы, слегка вытягивая вперед; приподнимать широкий кончик языка к альвеолам или  передней части твёрдого нёба, образуя с ним щель; переднюю часть спинки опускать, прогибая книзу; заднюю часть спинки языка поднимать по направлению к мягкому нёбу и оттягивать назад; боковые края поднимать  и прижимать к верхним коренным зубам, не пропуская по бокам выходящую струю воздуха. Вырабатывать широкую тёплую и сильную воздушную струю.

«Рупор», «Заборчик»,  «Лопатка», «Качели», «Маляр», «Грибок», «Гармошка», «Вкусное варенье», «Чашечка»,  «Барабан», «Саночки», упражнение в произнесении звуков  ть-щ , «Фокус», «Загнать мяч в ворота», «Сдуть снежинку», «Шторм в стакане»

  1. Постановка звука [Ш] от звука [Т]
  2. Постановка звука [Ш] от правильного [С]
  3. Постановка звука [Ш] от правильного [Р]
  4. Постановка звука [Ш] с механической помощью.
  5. Постановка звука [Ш] по показу артикуляции.
  6. Постановка звука [Ш] на вдохе.
  7. Постановка звука [Ч] от правильного [Т]
  8. Постановка звука [Ч] от правильного звука  [Ть] и [Щ].
  9. Постановка звука [Щ] от правильного [Ш]
  10. Постановка звука [Щ] от правильного [Сь]
  11. Постановка звука [Щ] с механической помощью]
  12. Постановка звука [Щ] от правильного [Ч]

 Л, Ль

Укреплять кончик языка, вырабатывать его подъём, учить удерживать у основания верхних резцов, опускать переднюю и среднюю часть спинки языка, корневую его часть – приподнимать и оттягивать назад; опускать боковые края языка и пропускать выходящую воздушную струю, поднимать мягкое нёбо и закрывать для воздуха проход в нос.

«Наказать непослушный язык», «Лопатка», «Качели»,  «Вкусное варенье», «Беззвучно пощелкать язычком»,  «Индюк»,  «Змейка», «Парус», «Охотник на болоте»,

«Пароход».

  1. При замене звука [Л] на  [Ы].
  2. На фоне произнесения гласного  [А], [О],  [У], [Ы].
  3. От межзубного звука [Л]
  4. От правильного [Ль]

Р, Рь

Укреплять мышцы языка, вырабатывать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять, делать кончик языка напряженным, упругим, вызывать вибрацию в проходящей воздушной струе. Вырабатывать сильную воздушную целенаправленную струю .

«Качели», «Язык перешагивает через зубы», «Маляр», «Лошадка», «Грибок»,

«Гармошка», «Вкусное варенье»

«Болтушка», «Фырканье», «Автомат», «Барабан», «Дятел»  «Фокус»

  1. Постановка звука [Р] от правильного [Д]
  2. Постановка звука [Р] от правильного [З]
  3. Постановка звука [Р] от одноударного звука [Р]
  4. Постановка звука [Р] на вдохе
  5. Постановка звука [Р] с механической помощью
  6. Постановка звука [Р] при аномалиях строения речевого аппарата


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер - класс на тему: "Формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста посредством артикуляционной гимнастики"

Цель мастер-класса: передача опыта путем показа последовательных действий, методов, приёмов и форм коррекционно-развивающей деятельности при  проведении артикуляционной гимнастики....

Презентация: «Формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста посредством артикуляционной гимнастики»

Презентация:«Формирование правильного звукопроизношения у детейдошкольного возраста посредством артикуляционной гимнастики»...

Формирование правильного звукопроизношения у детей

Статья посвещена проблемам формирования правильного звукопроизношения у детей...

Мастер – класс для воспитателей ДОУ Тема: «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики».

«Мастер  класс» для воспитателей ДОУ  Тема: « Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики».  Цель «Мастер  класса»:  пер...

Семинар для воспитателей: "Игры для формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста"

«Руки учат голову, затем поумневшая головаучит руки, а умелые руки сноваспособствуют развитию мозга»И.П. Павлов....

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики»

Цель мастер-класса: передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при  проведении артикуляционной гимнас...