Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики»
консультация по логопедии на тему
Цель мастер-класса: передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при проведении артикуляционной гимнастики;
Задачи:
-обучение управлению органами артикуляции;
-развитие координации и движений артикуляционного аппарата;
-воспитание правильного звукопроизношения, трудолюбия, чувства взаимопомощи.
Оборудование: проектор, экран, презентация по теме в электронном виде, зеркала, бумажные салфетки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.75 КБ |
![]() | 1.77 МБ |
![]() | 2.61 МБ |
![]() | 2.31 МБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для воспитателей ДОУ
«Формирование правильного звукопроизношения
у детей средствами артикуляционной гимнастики»
Цель мастер-класса: передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при проведении артикуляционной гимнастики;
Задачи:
-обучение управлению органами артикуляции;
-развитие координации и движений артикуляционного аппарата;
-воспитание правильного звукопроизношения, трудолюбия, чувства взаимопомощи.
Оборудование: проектор, экран, презентация по теме в электронном виде, зеркала, бумажные салфетки.
Ход мастер-класса:
1. Орг. момент. Знакомство педагогов с темой, целью, задачами мастер-класса.
2. Основная часть.
Методические рекомендации воспитателям по проведению артикуляционной гимнастики
Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых — будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением,— глубоко ошибочно. И одних только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения — с родителями.
Артикуляционная гимнастика - это комплекс упражнений для развития мышц артикуляторного аппарата (губ, щек, челюстей, языка, губ, неба)
Цель артикуляционной гимнастики заключается в том, чтобы трудный для ребёнка уклад, нарушенного звука, разложить на лёгкие простые элементы, а затем объединить их, и получить требуемый артикуляторный уклад. Кроме этого, целью артикуляционной гимнастики является и укрепление соответствующих мышечных групп, в процессе выполнения движений. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики, необходимо учитывать характер дефекта, нормальную артикуляцию звука. В процессе артикуляторной гимнастики отрабатываются все основные компоненты правильной артикуляции звука, каждый элемент тормозит неправильные движения, которые дифференцируются с нужными, правильными движениями.
Требования к проведению артикуляционной гимнастики
- Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размешать детей надо так, чтобы все они видели лицо педагога. Лицо педагога должно быть, хорошо освещено. Каждое упражнение необходимо повторять 2-3 раза.
- Педагог должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
- Педагог рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
- Показывает выполнение упражнения.
- Дает инструкцию по выполнению упражнения: инструкции надо давать поэтапно, например: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д. Выработка артикуляционных навыков требует длительной и систематической работы.
Виды артикуляционных упражнений:
- Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд
1. «Лопаточка». Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 — 15 с
2. «Чашечка». Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10 — 15 с
3. «Иголочка». Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении 15 с
4. «Горка». Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 с
5. «Желобок». Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10 — 15 раз
Каждое из перечисленных упражнений выполняется четко, медленно по 8 — 10 раз.
- Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость.
1. «Часики». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счет логопеда. Проделать 15 — 20 раз.
2. «Лошадка». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком.
Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 10 — 15 раз .
3. «Грибок». Раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз. В отличие от упражнения «Лошадка» язык не должен отрываться от нёба
4. «Качели». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать.
Упражнение проводится под счет логопеда 10 — 15 раз
5. «Вкусное варенье». Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. Повторить 15 раз
6. «Змейка». Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать в глубь рта. Двигать языком в медленном темпе 15 раз
7. «Маляр». Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолочек»), делая движения языком вперёд-назад. Проделать 10 раз.
8. «Катушка». Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать в глубь рта. Проделать 15 раз. В отличие от упражнения «Горка» язык в форме валика перемещается вперед-назад.
Артикуляционная гимнастика проводится с детьми от 2-х лет для профилактики нарушений звукопроизношения и детьми более старшего возраста для коррекции нарушений речи. Проводить гимнастику следует несколько раз в день, каждый день, перед зеркалом. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
3. Заключительная часть. Самоанализ деятельности учителя-логопеда; обмен мнениями присутствующих.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель мастер-класса : передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при проведении артикуляционной гимнастики; Задачи : обучение управлению органами артикуляции; развитие координации и движений артикуляционного аппарата; воспитание правильного звукопроизношения, трудолюбия, чувства взаимопомощи.
Артикуляционная гимнастика - это комплекс упражнений для развития мышц артикуляторного аппарата (губ, щек, челюстей, языка, губ, неба)
Цель артикуляционной гимнастики заключается в том, чтобы трудный для ребёнка уклад , нарушенного звука, разложить на лёгкие простые элементы , а затем объединить их, и получить требуемый артикуляторный уклад.
Требования к проведению артикуляционной гимнастики Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размешать детей надо так, чтобы все они видели лицо педагога. Лицо педагога должно быть, хорошо освещено. Каждое упражнение необходимо повторять 2-3 раза. Педагог должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Требования к проведению артикуляционной гимнастики Педагог рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Показывает выполнение упражнения. Дает инструкцию по выполнению упражнения: инструкции надо давать поэтапно, например: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д. Выработка артикуляционных навыков требует длительной и систематической работы.
Виды артикуляционных упражнений Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд ( Каждое упражнений выполняется четко, медленно по 8 — 10 раз ) Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Статическое упражнение «Хоботок» Вытягивание вперед и округление губ при этом открывая зубы
Статическое упражнение «Лопаточка» Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 — 15 с
Статическое упражнение «Чашечка» Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять к верху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10 — 15 с
Статическое упражнение «Иголочка» Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении 15 с
Статическое упражнение «Горка» Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 с.
Статическое упражнение «Желобок» Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Динамическое упражнение «Лошадка» Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 10 — 15 раз .
Динамическое упражнение «Грибок» Раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз. В отличие от упр. «Лошадка» язык не должен отрываться от нёба .
Динамическое упражнение «Качели» Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под счет логопеда 10 — 15 раз.
Динамическое упражнение «Вкусное варенье» Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. Повторить 15 раз.
Динамическое упражнение «Змейка» Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать в глубь рта. Двигать языком в медленном темпе 15 раз.
Динамическое упражнение «Маляр» Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо (« потолочек »), делая движения языком вперёд-назад.
Артикуляционная гимнастика проводится с детьми от 2-х лет для профилактики нарушений звукопроизношения и детьми более старшего возраста для коррекции нарушений речи. Проводить гимнастику следует несколько раз в день, каждый день, перед зеркалом. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
Спасибо за внимание и участие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/08/picture-588633-1423378637.jpg)
Мастер – класс для воспитателей ДОУ Тема: «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики».
«Мастер класс» для воспитателей ДОУ Тема: « Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики». Цель «Мастер класса»: пер...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/10/picture-312661-1381408444.jpg)
Мастер-класс для воспитателей " Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики"
Мастер-класс для воспитателей ДОУ Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики...
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/24/picture-936778-1500844537.jpg)
Мастер-класс для воспитателей «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики»
Тема: «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики» Особенно важное значение имеет правильное, чёткое произношение детьми звуков и с...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/15/picture-1021380-1521104733.jpg)
Мастер – класс для воспитателей ДОУ. «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики».
Мастер-класс для воспитателей ДОУ(1 слайд)«Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики» Цель мастер-класса: передача опыта путем прямого и...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/07/picture-1021091-1575721494.jpg)
Мастер-класс для воспитателей " Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики"
Цель: передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при проведении артикуляционной гимнастики.Задачи: - обуче...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/02/picture-1147435-1559457812.png)
Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики»
Методические рекомендации воспитателям по проведению артикуляционной гимнастики...
Мастер-класс учителя-логопеда для воспитателей групп старшего дошкольного возраста. «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики»
Мастер-класс учителя-логопеда для воспитателей групп старшего дошкольного возраста.«Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики»...