«Формирование правильного звукопроизношения у детей с ТНР посредством разнообразия приемов проведения артикуляционной гимнастики»
материал по логопедии по теме

Бунецкая Наталья Викторовна

Сообщение из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Формирование правильного звукопроизношения у детей с ТНР посредством разнообразия приемов проведения

артикуляционной гимнастики»

Слайд 1

Доброе утро, уважаемые коллеги! Меня зовут Наталья Викторовна Бунецкая, я работаю учителем-логопедом в детском саду комбинированного вида в группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Тема моего опыта «Формирование правильного звукопроизношения у детей с ТНР посредством разнообразия приемов проведения артикуляционной гимнастики»

Слайд 2

Не секрет, что в последнее время отмечается рост количества  детей, имеющих нарушения речевого развития, а ведь чистая и ясная речь является одним из важных условий адаптации ребенка к окружающему миру, т.е. успешной социализации его в обществе.

Слайд 3

У 100 % воспитанников моей группы нарушено произношение всех групп звуков, что объясняется как медицинскими факторами, так и социокультурными условиями.

Слайд 4

Анкетирование  родителей показало,  что большая их часть не осознает степень выраженности речевых нарушений своих детей и не понимает взаимосвязи артикуляционной моторики и качества речи.

Слайд 5

 Неотъемлемой и обязательной частью формирования правильного звукопроизношения у детей  с нарушениями речи  является артикуляционная гимнастика. Проблемой развития артикуляционной моторики с целью развития речи, профилактики нарушений звукопроизношения в России занимались: Н.X. Швачкин , М.Ф. Фомичева, Т.А. Ткаченко, Р.Е. Левина, Г.А. Каше и другие.

Слайд 6

Я обратила внимание на то, что у многих воспитанников группы  интерес к выполнению артикуляционных упражнений в традиционной форме был снижен.

Слайд 7

Таким образом, я столкнулась с проблемой – традиционное

выполнение артикуляционной гимнастики  является малоэффективным средством.

Слайд 8

Я предположила, что использование разнообразных приемов проведения артикуляционной гимнастики способно активизировать детей и повысить эффективность работы по формированию правильного звукопроизношения.

Слайд 9

Поэтому я поставила перед собой следующую цель: выработать у детей правильные, полноценные движения и определенные положения артикуляционных органов, необходимых для формирования правильного звукопроизношения,

Слайд 10

 определила задачи.

 

Работу начала с пополнения предметно - развивающей среды кабинета и группы.

Слайд 11

 Изучив методическую  литературы по проблеме, отобрала наиболее интересные приемы проведения артикуляционной гимнастики. С помощью Программы Power Point, Windows Movie Maker  составила артикуляционные гимнастики для постановки различных групп звуков  в форме мультимедийных презентаций и видеофильмов. Разработала серию дидактических игр «Веселая артикуляционная гимнастика», цель которых развитие мышц органов артикуляционного  аппарата, формирование  уверенности  ребенка в своих возможностях, повышение интереса детей к выполнению артикуляционной гимнастики.

На основе собранного материала и учитывая уровень развития артикуляционной моторики детей составила перспективный план фронтальной и индивидуальной работы с  воспитанниками.  

Слайд 12

Артикуляционная гимнастика  проводилась с детьми   на всех занятиях, в индивидуальной работе, в режимных моментах, свободной деятельности.

  • Сначала детям предлагала  самые простые упражнения, развивающие подвижность артикуляционных мышц, используя прием подражания.
  • Выработка некоторых артикуляционных позиций требовала  длительной и систематической работы, поэтому одному и тому же упражнению давала  разные названия в зависимости от ситуации. Например, положение острого языка «Иголочка»  сравнивала с жалом, морковкой, ножницами, ракетой.
  • Во время проведения артикуляционной гимнастики часто использовала игровой прием «Волшебный  мешочек», «Сухой бассейн», заключающийся в поиске в мешке и чаше с гречневой крупой  мелких  игрушек, обозначающих названия артикуляционных упражнений (лошадка, киска, чашечка и т. д.).
  • Интересной находкой стали авторские артикуляционные сказки, в которых упражнения объединены сказочным сюжетом, имеют «сказочное» название и сопровождаются картинкой-образом.
  • Для разучивания комплексов упражнений использовала куклотерапию. Любимой игрушкой детей стала обезьяна Чи-чи-чи. Пособие представляет собой мягкую игрушку с большим раскрывающимся ртом. Голова игрушки сшита таким образом, что в язык можно вложить руку педагога или ребенка для наглядного показа артикуляционной позы.
  • Большим подспорьем в работе стали трафареты «Весёлый Язычок», в ходе работы с которыми ребенок автоматически  запоминал правильное положение языка в определенном упражнении.
  • Широко в своей работе использовала информационно-коммуникативные технологии, так как современные дети с самого рождения сталкиваются с высокотехнологичными достижениями и все они (компьютерные игры, интерактивные игрушки) стали бытием подрастающего поколения.   Упражнения с использованием компьютера, фоторамок проводила в строгом соответствии с требованиями СанПин.

При разработке презентаций опиралась на принцип  «от простого к сложному». Используя презентацию «В гости к язычку», знакомила детей с органами артикуляции, основными движениями губ, языка. Мультимедийную презентацию «Учусь шипеть»  применяла в работе с детьми, имеющими нарушения в произношении шипящих звуков. В работе  с детьми старшего дошкольного возраста использовала видеоролики артикуляционных упражнений.

  • Одним из эффективных приемов в работе с детьми стало использование биоэнергопластики – сопряженное выполнение артикуляционной гимнастики с движениями кисти руки.  Данный прием  использовала  в работе с детьми, имеющими сложный речевой дефект. Для повышения интереса детей использовала самодельные «Волшебные перчатки». 

Использование приема биоэнергопластики активизировало  внимание детей, развивало пальцевую моторику.

Слайд 13

  • Свою работу по формированию правильного звукопроизношения через разнообразие приемов проведения артикуляционной гимнастики проводила в  тесном сотрудничестве с педагогами группы и специалистами детского сада.

  Воспитатели проводили с детьми артикуляционные упражнения с использованием воды,  чупа-чупсов,  чайных ложек. В свободное время в уголке изодеятельности дети увлеченно раскрашивали, составленные мною,  «Артикуляционные раскраски». В совместной деятельности с детьми воспитатели регулярно использовали серию дидактических игр  «Веселая артикуляционная гимнастика».

 Музыкальные руководители начинали каждое своё занятие с проведения артикуляционных упражнений под музыку. В качестве музыкального сопровождения предлагались известные песенки, подходящие по содержанию к названиям упражнений.    

 

  • Для педагогов ДОУ разработала памятки по проведению артикуляционной гимнастики,  рекомендации по использованию мультимедийных фоторамок во время логопедического часа.
  •  Провела   мастер- класс «Артикуляционная гимнастика – основа правильного произношения», целью  которого было знакомство с нестандартными приемами её проведения.

Слайд 14

Большую помощь в работе оказали родители воспитанников. Для обучения их практическим навыкам провела серию мастер-классов «Артикуляционная гимнастика – легко и интересно», на которых познакомила с интересными приемами проведения артикуляционной гимнастики дома.

Традицией группы были открытые моменты  для родителей, где они совместно с детьми учились делать артикуляционные упражнения. На  семинаре-практикуме родители познакомились с  дидактическими играми из серии «Веселая артикуляционная гимнастика».

На родительских собраниях  неоднократно освещала вопросы необходимости регулярного выполнения гимнастики дома, её значение для развития правильного звукопроизношения, распространяла буклеты с рекомендациями по ее выполнению.

 Помимо родительских собраний разъяснительную работу вела во время индивидуальных бесед и консультаций с родителями.

Мной был разработан проект «Оздоровительная прогулка с Веселым язычком», участниками которого были дети, родители, воспитатели группы. В ходе проекта была оформлена рукописная книга «Сказки Веселого язычка». Презентация проекта прошла в виде совместной деятельности детей и родителей.

Слайд 15

В  родительском  уголке вела и регулярно обновляла рубрику «Озорной язычок», где представляла вниманию родителей консультации.

Консультирование родителей вела также через сайт МБДОУ, социальную сеть работников образования.

Анкетирование родителей по итогам проведенной работы с родителями показало, что 80% родителей стали регулярно выполнять дома артикуляционную гимнастику, но 20% все же испытывают трудности – сложности в выполнении упражнений и контроле их качества.

Слайд 16

В результате проделанной работы  по развитию и совершенствованию артикуляционного аппарата у  детей сформировались умения   правильно, точно выполнять артикуляционные движения, улучшилась переключаемость  с одного движения на другое, все движения стали точными и координированными.

              Слайд 17

        В целом, применение разнообразных приемов проведения артикуляционной гимнастики оказало эффективное влияние  на формирование правильного звукопроизношения у воспитанников с ТНР. Это подтверждается положительной динамикой при обследовании звукопроизношения у детей моей группы.

Слайд 18

        Считаю, что работа по формированию правильного звукопроизношения у детей с ТНР посредством применения разнообразных приемов проведения артикуляционной гимнастики доказала свою эффективность и целесообразность.

Слайд 19

     В дальнейшем планирую продолжить поиск и внедрение новых приемов проведения артикуляционной гимнастики и приемов взаимодействия с родителями. Считаю необходимым продолжить индивидуальную практическую работу с семьями воспитанников в рамках семейного практикума.

Слайд 20


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №14 «Солнышко» Учитель-логопед Бунецкая Н.В., высшая квалификационная категория «Формирование правильного звукопроизношения у детей с ТНР посредством разнообразия приемов проведения артикуляционной гимнастики»

Слайд 2

«Ясность — главное достоинство речи» Аристотель

Слайд 3

Причины речевых нарушений (%)

Слайд 4

Анкетирование родителей (%)

Слайд 5

«Чтобы правильно произносить звуки речи, ребенок должен уметь воспроизводить необходимые артикуляторные уклады, включающие сложный комплекс движений» М. Е. Хватцев

Слайд 6

Мотивационная готовность воспитанников (%)

Слайд 7

Актуальность Развитие артикуляционного аппарата – серьезный труд, требующий от детей усидчивости, сосредоточенности. К сожалению, быстрая утомляемость, кратковременность и неустойчивость внимания, недостаток интереса к организованной деятельности снижают их интерес к ежедневным занятиям, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений

Слайд 8

Если разнообразить приемы проведения артикуляционной гимнастики, то повысится эффективность работы по формированию правильного звукопроизношения Гипотеза

Слайд 9

Выработать у детей правильные, полноценные движения и определенные положения артикуляционных органов, необходимых для формирования правильного звукопроизношения Цель

Слайд 10

Задачи 1. Изучить литературу по проблеме 2. Подобрать и разработать эффективные приемы проведения артикуляционной гимнастики 3. Пополнить предметно-развивающую среду 4.Составить перспективный план реализации приемов 5. Внедрить новые приемы проведения артикуляционной гимнастики в работу с детьми 6. Разработать рекомендации для воспитателей и родителей

Слайд 11

Пополнение предметно-развивающей среды 1. Составила: - картотеки артикуляционных упражнений (в стихах, в картинках, по лексическим темам) - комплексы артикуляционных гимнастик 2. Разработала: - мультимедийные презентации - серию дидактических игр «Веселая артикуляционная гимнастика» 3. Смонтировала видеофильмы 4. Оформила «Сборник артикуляционных сказок»

Слайд 12

Приемы проведения артикуляционной гимнастики - трафареты «Веселый язычок» - подражание взрослому, персонажу - замена названий упражнений - «волшебный мешочек» - куклотерапия - авторские артикуляционные сказки - использование ИКТ - биоэнергопластика - «сухой бассейн»

Слайд 13

Взаимодействие с педагогами Разработала: - памятки по проведению артикуляционных гимнастик - рекомендации по использованию мультимедийных фоторамок Составила: - картотеки упражнений с использованием воды, чупа - чупсов, ложек - артикуляционные раскраски - медиатеку артикуляционных упражнений под музыку Разработала и провела мастер-класс «Артикуляционная гимнастика – основа правильного звукопроизношения»

Слайд 14

Взаимодействие с родителями - мастер-класс «Артикуляционная гимнастика – легко и весело» - открытые просмотры - семинар-практикум по ознакомлению с серией дидактических игр - родительские собрания - индивидуальное консультирование - проект «Оздоровительная прогулка с Веселым язычком»

Слайд 15

Рубрика родительского уголка «Озорной язычок» Консультации: «Артикуляционная гимнастика на кухне» «Играем вместе с мамой» «Помогите мне заговорить» Памятки: «Что сначала, что потом» «Речевая зарядка утром, днем и вечером» Буклеты: «Правила выполнения артикуляционной гимнастики»

Слайд 16

Уровень развития артикуляционной моторики (%)

Слайд 17

Результаты обследования звукопроизношения (%)

Слайд 18

Новизна опыта заключается в подборе и разработке нестандартных приемов проведения артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста

Слайд 19

Диапазон опыта Представленный опыт является системой работы по развитию артикуляционной моторики у детей с ТНР в группах компенсирующей направленности и для профилактики речевых нарушений у детей общеобразовательных групп

Слайд 20

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер - класс на тему: "Формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста посредством артикуляционной гимнастики"

Цель мастер-класса: передача опыта путем показа последовательных действий, методов, приёмов и форм коррекционно-развивающей деятельности при  проведении артикуляционной гимнастики....

Презентация: «Формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста посредством артикуляционной гимнастики»

Презентация:«Формирование правильного звукопроизношения у детейдошкольного возраста посредством артикуляционной гимнастики»...

Мастер – класс для воспитателей ДОУ Тема: «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики».

«Мастер  класс» для воспитателей ДОУ  Тема: « Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики».  Цель «Мастер  класса»:  пер...

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики»

Цель мастер-класса: передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при  проведении артикуляционной гимнас...

Мастер-класс для воспитателей " Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики"

Мастер-класс для воспитателей ДОУ Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики...

Применение ИКТ для формирования правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики.

Применение ИКТ для формирования правильного звукопроизношения детей средствами артикуляционной гимнастики. Мастер-класс для воспитателей...

Тема: «Использование артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста посредством авторского дидактического пособия «Волшебная поляна»

Передо мной как  воспитателем, работающим с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска эффективных методов формирования произносительных возможностей, создания артикуляционной базы, котор...