«Формирование правильного звукопроизношения у детей с ТНР посредством разнообразия приемов проведения артикуляционной гимнастики»
материал по логопедии по теме
Сообщение из опыта работы
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Формирование правильного звукопроизношения у детей с ТНР посредством разнообразия приемов проведения
артикуляционной гимнастики»
Слайд 1
Доброе утро, уважаемые коллеги! Меня зовут Наталья Викторовна Бунецкая, я работаю учителем-логопедом в детском саду комбинированного вида в группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Тема моего опыта «Формирование правильного звукопроизношения у детей с ТНР посредством разнообразия приемов проведения артикуляционной гимнастики»
Слайд 2
Не секрет, что в последнее время отмечается рост количества детей, имеющих нарушения речевого развития, а ведь чистая и ясная речь является одним из важных условий адаптации ребенка к окружающему миру, т.е. успешной социализации его в обществе.
Слайд 3
У 100 % воспитанников моей группы нарушено произношение всех групп звуков, что объясняется как медицинскими факторами, так и социокультурными условиями.
Слайд 4
Анкетирование родителей показало, что большая их часть не осознает степень выраженности речевых нарушений своих детей и не понимает взаимосвязи артикуляционной моторики и качества речи.
Слайд 5
Неотъемлемой и обязательной частью формирования правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи является артикуляционная гимнастика. Проблемой развития артикуляционной моторики с целью развития речи, профилактики нарушений звукопроизношения в России занимались: Н.X. Швачкин , М.Ф. Фомичева, Т.А. Ткаченко, Р.Е. Левина, Г.А. Каше и другие.
Слайд 6
Я обратила внимание на то, что у многих воспитанников группы интерес к выполнению артикуляционных упражнений в традиционной форме был снижен.
Слайд 7
Таким образом, я столкнулась с проблемой – традиционное
выполнение артикуляционной гимнастики является малоэффективным средством.
Слайд 8
Я предположила, что использование разнообразных приемов проведения артикуляционной гимнастики способно активизировать детей и повысить эффективность работы по формированию правильного звукопроизношения.
Слайд 9
Поэтому я поставила перед собой следующую цель: выработать у детей правильные, полноценные движения и определенные положения артикуляционных органов, необходимых для формирования правильного звукопроизношения,
Слайд 10
определила задачи.
Работу начала с пополнения предметно - развивающей среды кабинета и группы.
Слайд 11
Изучив методическую литературы по проблеме, отобрала наиболее интересные приемы проведения артикуляционной гимнастики. С помощью Программы Power Point, Windows Movie Maker составила артикуляционные гимнастики для постановки различных групп звуков в форме мультимедийных презентаций и видеофильмов. Разработала серию дидактических игр «Веселая артикуляционная гимнастика», цель которых развитие мышц органов артикуляционного аппарата, формирование уверенности ребенка в своих возможностях, повышение интереса детей к выполнению артикуляционной гимнастики.
На основе собранного материала и учитывая уровень развития артикуляционной моторики детей составила перспективный план фронтальной и индивидуальной работы с воспитанниками.
Слайд 12
Артикуляционная гимнастика проводилась с детьми на всех занятиях, в индивидуальной работе, в режимных моментах, свободной деятельности.
- Сначала детям предлагала самые простые упражнения, развивающие подвижность артикуляционных мышц, используя прием подражания.
- Выработка некоторых артикуляционных позиций требовала длительной и систематической работы, поэтому одному и тому же упражнению давала разные названия в зависимости от ситуации. Например, положение острого языка «Иголочка» сравнивала с жалом, морковкой, ножницами, ракетой.
- Во время проведения артикуляционной гимнастики часто использовала игровой прием «Волшебный мешочек», «Сухой бассейн», заключающийся в поиске в мешке и чаше с гречневой крупой мелких игрушек, обозначающих названия артикуляционных упражнений (лошадка, киска, чашечка и т. д.).
- Интересной находкой стали авторские артикуляционные сказки, в которых упражнения объединены сказочным сюжетом, имеют «сказочное» название и сопровождаются картинкой-образом.
- Для разучивания комплексов упражнений использовала куклотерапию. Любимой игрушкой детей стала обезьяна Чи-чи-чи. Пособие представляет собой мягкую игрушку с большим раскрывающимся ртом. Голова игрушки сшита таким образом, что в язык можно вложить руку педагога или ребенка для наглядного показа артикуляционной позы.
- Большим подспорьем в работе стали трафареты «Весёлый Язычок», в ходе работы с которыми ребенок автоматически запоминал правильное положение языка в определенном упражнении.
- Широко в своей работе использовала информационно-коммуникативные технологии, так как современные дети с самого рождения сталкиваются с высокотехнологичными достижениями и все они (компьютерные игры, интерактивные игрушки) стали бытием подрастающего поколения. Упражнения с использованием компьютера, фоторамок проводила в строгом соответствии с требованиями СанПин.
При разработке презентаций опиралась на принцип «от простого к сложному». Используя презентацию «В гости к язычку», знакомила детей с органами артикуляции, основными движениями губ, языка. Мультимедийную презентацию «Учусь шипеть» применяла в работе с детьми, имеющими нарушения в произношении шипящих звуков. В работе с детьми старшего дошкольного возраста использовала видеоролики артикуляционных упражнений.
- Одним из эффективных приемов в работе с детьми стало использование биоэнергопластики – сопряженное выполнение артикуляционной гимнастики с движениями кисти руки. Данный прием использовала в работе с детьми, имеющими сложный речевой дефект. Для повышения интереса детей использовала самодельные «Волшебные перчатки».
Использование приема биоэнергопластики активизировало внимание детей, развивало пальцевую моторику.
Слайд 13
- Свою работу по формированию правильного звукопроизношения через разнообразие приемов проведения артикуляционной гимнастики проводила в тесном сотрудничестве с педагогами группы и специалистами детского сада.
Воспитатели проводили с детьми артикуляционные упражнения с использованием воды, чупа-чупсов, чайных ложек. В свободное время в уголке изодеятельности дети увлеченно раскрашивали, составленные мною, «Артикуляционные раскраски». В совместной деятельности с детьми воспитатели регулярно использовали серию дидактических игр «Веселая артикуляционная гимнастика».
Музыкальные руководители начинали каждое своё занятие с проведения артикуляционных упражнений под музыку. В качестве музыкального сопровождения предлагались известные песенки, подходящие по содержанию к названиям упражнений.
- Для педагогов ДОУ разработала памятки по проведению артикуляционной гимнастики, рекомендации по использованию мультимедийных фоторамок во время логопедического часа.
- Провела мастер- класс «Артикуляционная гимнастика – основа правильного произношения», целью которого было знакомство с нестандартными приемами её проведения.
Слайд 14
Большую помощь в работе оказали родители воспитанников. Для обучения их практическим навыкам провела серию мастер-классов «Артикуляционная гимнастика – легко и интересно», на которых познакомила с интересными приемами проведения артикуляционной гимнастики дома.
Традицией группы были открытые моменты для родителей, где они совместно с детьми учились делать артикуляционные упражнения. На семинаре-практикуме родители познакомились с дидактическими играми из серии «Веселая артикуляционная гимнастика».
На родительских собраниях неоднократно освещала вопросы необходимости регулярного выполнения гимнастики дома, её значение для развития правильного звукопроизношения, распространяла буклеты с рекомендациями по ее выполнению.
Помимо родительских собраний разъяснительную работу вела во время индивидуальных бесед и консультаций с родителями.
Мной был разработан проект «Оздоровительная прогулка с Веселым язычком», участниками которого были дети, родители, воспитатели группы. В ходе проекта была оформлена рукописная книга «Сказки Веселого язычка». Презентация проекта прошла в виде совместной деятельности детей и родителей.
Слайд 15
В родительском уголке вела и регулярно обновляла рубрику «Озорной язычок», где представляла вниманию родителей консультации.
Консультирование родителей вела также через сайт МБДОУ, социальную сеть работников образования.
Анкетирование родителей по итогам проведенной работы с родителями показало, что 80% родителей стали регулярно выполнять дома артикуляционную гимнастику, но 20% все же испытывают трудности – сложности в выполнении упражнений и контроле их качества.
Слайд 16
В результате проделанной работы по развитию и совершенствованию артикуляционного аппарата у детей сформировались умения правильно, точно выполнять артикуляционные движения, улучшилась переключаемость с одного движения на другое, все движения стали точными и координированными.
Слайд 17
В целом, применение разнообразных приемов проведения артикуляционной гимнастики оказало эффективное влияние на формирование правильного звукопроизношения у воспитанников с ТНР. Это подтверждается положительной динамикой при обследовании звукопроизношения у детей моей группы.
Слайд 18
Считаю, что работа по формированию правильного звукопроизношения у детей с ТНР посредством применения разнообразных приемов проведения артикуляционной гимнастики доказала свою эффективность и целесообразность.
Слайд 19
В дальнейшем планирую продолжить поиск и внедрение новых приемов проведения артикуляционной гимнастики и приемов взаимодействия с родителями. Считаю необходимым продолжить индивидуальную практическую работу с семьями воспитанников в рамках семейного практикума.
Слайд 20
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Ясность — главное достоинство речи» Аристотель
Причины речевых нарушений (%)
Анкетирование родителей (%)
«Чтобы правильно произносить звуки речи, ребенок должен уметь воспроизводить необходимые артикуляторные уклады, включающие сложный комплекс движений» М. Е. Хватцев
Мотивационная готовность воспитанников (%)
Актуальность Развитие артикуляционного аппарата – серьезный труд, требующий от детей усидчивости, сосредоточенности. К сожалению, быстрая утомляемость, кратковременность и неустойчивость внимания, недостаток интереса к организованной деятельности снижают их интерес к ежедневным занятиям, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений
Если разнообразить приемы проведения артикуляционной гимнастики, то повысится эффективность работы по формированию правильного звукопроизношения Гипотеза
Выработать у детей правильные, полноценные движения и определенные положения артикуляционных органов, необходимых для формирования правильного звукопроизношения Цель
Задачи 1. Изучить литературу по проблеме 2. Подобрать и разработать эффективные приемы проведения артикуляционной гимнастики 3. Пополнить предметно-развивающую среду 4.Составить перспективный план реализации приемов 5. Внедрить новые приемы проведения артикуляционной гимнастики в работу с детьми 6. Разработать рекомендации для воспитателей и родителей
Пополнение предметно-развивающей среды 1. Составила: - картотеки артикуляционных упражнений (в стихах, в картинках, по лексическим темам) - комплексы артикуляционных гимнастик 2. Разработала: - мультимедийные презентации - серию дидактических игр «Веселая артикуляционная гимнастика» 3. Смонтировала видеофильмы 4. Оформила «Сборник артикуляционных сказок»
Приемы проведения артикуляционной гимнастики - трафареты «Веселый язычок» - подражание взрослому, персонажу - замена названий упражнений - «волшебный мешочек» - куклотерапия - авторские артикуляционные сказки - использование ИКТ - биоэнергопластика - «сухой бассейн»
Взаимодействие с педагогами Разработала: - памятки по проведению артикуляционных гимнастик - рекомендации по использованию мультимедийных фоторамок Составила: - картотеки упражнений с использованием воды, чупа - чупсов, ложек - артикуляционные раскраски - медиатеку артикуляционных упражнений под музыку Разработала и провела мастер-класс «Артикуляционная гимнастика – основа правильного звукопроизношения»
Взаимодействие с родителями - мастер-класс «Артикуляционная гимнастика – легко и весело» - открытые просмотры - семинар-практикум по ознакомлению с серией дидактических игр - родительские собрания - индивидуальное консультирование - проект «Оздоровительная прогулка с Веселым язычком»
Рубрика родительского уголка «Озорной язычок» Консультации: «Артикуляционная гимнастика на кухне» «Играем вместе с мамой» «Помогите мне заговорить» Памятки: «Что сначала, что потом» «Речевая зарядка утром, днем и вечером» Буклеты: «Правила выполнения артикуляционной гимнастики»
Уровень развития артикуляционной моторики (%)
Результаты обследования звукопроизношения (%)
Новизна опыта заключается в подборе и разработке нестандартных приемов проведения артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста
Диапазон опыта Представленный опыт является системой работы по развитию артикуляционной моторики у детей с ТНР в группах компенсирующей направленности и для профилактики речевых нарушений у детей общеобразовательных групп
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер - класс на тему: "Формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста посредством артикуляционной гимнастики"
Цель мастер-класса: передача опыта путем показа последовательных действий, методов, приёмов и форм коррекционно-развивающей деятельности при проведении артикуляционной гимнастики....
Презентация: «Формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста посредством артикуляционной гимнастики»
Презентация:«Формирование правильного звукопроизношения у детейдошкольного возраста посредством артикуляционной гимнастики»...
Мастер – класс для воспитателей ДОУ Тема: «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики».
«Мастер класс» для воспитателей ДОУ Тема: « Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики». Цель «Мастер класса»: пер...
Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики»
Цель мастер-класса: передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при проведении артикуляционной гимнас...
Мастер-класс для воспитателей " Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики"
Мастер-класс для воспитателей ДОУ Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики...
Применение ИКТ для формирования правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики.
Применение ИКТ для формирования правильного звукопроизношения детей средствами артикуляционной гимнастики. Мастер-класс для воспитателей...
Тема: «Использование артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста посредством авторского дидактического пособия «Волшебная поляна»
Передо мной как воспитателем, работающим с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска эффективных методов формирования произносительных возможностей, создания артикуляционной базы, котор...