Формирование правильного звукопроизношения у детей
статья по логопедии на тему
Статья посвещена проблемам формирования правильного звукопроизношения у детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_pravilnogo_zvukoproiznosheniya_u_detey.docx | 15.77 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ.
Формирование правильного звукопроизношения у детей – это сложный процесс, ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращённую речь, осуществлять контроль над речью окружающих и своей собственной. В результате такой работы, которую ребёнок «выполняет» непроизвольно к 4-5 годам он овладевает чётким произношением всех звуков речи. У некоторых детей этот процесс замедляется, задерживается в результате различных причин. Но в основном эти причины связаны с нарушением течения беременности и родов. Токсикозы на ранних этапах развития (до трёх месяцев), травмы (в том числе психологические) соматические заболевания и инфекции (ОРЗ, грипп и другие). Ребёнок в 6 лет должен произносить все звуки речи. У наших детей в 6 лет встречаются как нарушения отдельных звуков, так и нарушение одной группы звуков таких как «р», «л» или несколько групп, чего к 6 годам уже быть не должно. Даже встречается оглушение звуков, то есть замена звонких звуков на глухие. Встречается нарушение в группе свистящих и шипящих звуков или той и другой групп одновременно. Это уже свидетельствует о более сложном нарушении (ФФНР). Далее: что бы овладеть правильным звукопроизношением в связной речи необходимо при закреплении звуков в речи научить ребёнка чётко различать (дифференцировать) этот звук на фоне слова и предложения, выделять слова с этим звуком и выделять звук на фоне слова (где ребёнок его слышит). Без этой части профилактической коррекционной работы очень трудно закрепить звук и ввести его в речь. Это так называемое фонематическое восприятие звуков и анализ.
Дефекты звукопроизношения не исчезают сами собой, их нужно корректировать, восстанавливая чёткость и правильность звукопроизношения. Наша работа, складываясь из нескольких этапов, включает в себя развитие артикулярного аппарата, фонематического слуха и развитие мелкой моторики руки. Остановимся более подробно на развитии артикулярного аппарата.
Внятность и чистота произнесения звуков зависит от многих факторов: от анатомического строения артикулярного аппарата (укороченные связки, аномалии прикуса). От развития артикулярной моторики то есть от умения ребёнка принятия той или иной артикулярной позы и удержания её. Некоторые дети занимаются хаотическим поиском позы. Это связано с микро органическим поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и связанным с этим нарушением иннервации мышц речевого аппарата. То есть проводимость нервных импульсов от речевых зон коры головного мозга к мышцам речевого аппарата (губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок, органов дыхания) происходит нарушение артикуляционной моторики.
Затем ребёнка необходимо научить чувствовать движение речевых органов, ощущать их положение во рту. Достичь этого можно только, опираясь на сохранённые анализаторы ребёнка слуховые, зрительные, тактильные. Как правило, у детей с двигательными расстройствами артикулярной моторики нарушения и общая моторика, и мелкая моторика руки. Нужно знать, что рука – это помощница речи. Чтобы чётко говорить, нужно с пальцами дружить, выполнять упражнения пальчиковой гимнастики. Это стимулирует развитие речи ребёнка. Для начала ребёнок должен знать названия пальчиков. В тетради обрисовать свою руку и выучить названия пальчиков. Затем выполнить упражнения с пальчиками на точность, силу, быстроту движения (очень хорошо развивает координацию игра на музыкальном инструменте). При закреплении звука нужно стараться успевать работать и над грамматическим строем речи. Согласовывать существительные с существительными, с числительными. Единственное и множественное число. Падежные окончания существительных и прилагательных , уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных и т. п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Способы формирования правильного звукопроизношения у детей
Обобщение опыта по теме "Способам формирования правильного звукопроизношения удетей"...
мастер - класс на тему: "Формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста посредством артикуляционной гимнастики"
Цель мастер-класса: передача опыта путем показа последовательных действий, методов, приёмов и форм коррекционно-развивающей деятельности при проведении артикуляционной гимнастики....
Презентация: «Формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста посредством артикуляционной гимнастики»
Презентация:«Формирование правильного звукопроизношения у детейдошкольного возраста посредством артикуляционной гимнастики»...
Мастер – класс для воспитателей ДОУ Тема: «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики».
«Мастер класс» для воспитателей ДОУ Тема: « Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики». Цель «Мастер класса»: пер...
Семинар для воспитателей: "Игры для формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста"
«Руки учат голову, затем поумневшая головаучит руки, а умелые руки сноваспособствуют развитию мозга»И.П. Павлов....
«Формирование правильного звукопроизношения у детей с ТНР посредством разнообразия приемов проведения артикуляционной гимнастики»
Сообщение из опыта работы...
Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики»
Цель мастер-класса: передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при проведении артикуляционной гимнас...