Конспект занятия по звуковой культуре речи
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Конспект занятия по звуковой культуре речи. Тема: "Звуки С, Сь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_s_s.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по звуковой культуре речи

учитель-логопед Козионова Лариса Викторовна

Тема : «Звуки С, Сь»

Задачи:

  1. Продолжать развивать фонематический слух и восприятие.
  2. Упражнять в умении различать твердые и мягкие звуки.
  3. Закреплять умение подбирать родственные слова.
  4. Продолжать учить словообразованию и словоизменению.
  5. Развивать навыки звукового анализа и синтеза.
  6. Расширять словарный запас по теме: «Зима», «Птицы».
  7. Закреплять умение отвечать на вопросы полным ответом.
  8. Упражнять в умении расслабляться.

Оборудование:

- сюжетная картинка «Зимой на прогулке»;

- предметные картинки: снегоход, снегопад, снегокат;

- изображения птичек-синичек для определения позиции звука в слове;

- копии сюжетной картинки «Зимой на прогулке» (по количеству детей)

Ход занятия:

1.Оргмомент с элементами психогимнастики

- Какое сейчас время года? (зима)

- Назовите признаки зимы (снег, холодно, мороз, можно слепить снеговика,..)

- Покажите, что вы замерзли и съежились (дети выполняют)

- Покажите, что вы согрелись и расслабились.

- Изобразите, что вы лепите снеговика (дети показывают, что ставят снежные комы друг на друга, что им тяжело).

2. Сообщение темы занятия

- Отгадайте загадки и вы узнаете, какие звуки мы сегодня будем изучать.

Сели детки на карниз

И растут все время вниз (Сосульки).

Скатерть бела,

Весь свет одела (Снег)

- Какой первый звук в слове «сосульки»? («С»)

- В слове «снег»? («Сь»)

- Молодцы!

3. Характеристика звуков С, Сь по артикуляционным и акустическим признакам

4. Произношение звуков С, Сь в слогах. Синтез слогов. Игра с мячом.

- Я бросаю вам мяч и говорю звуки, а вы возвращаете мне мяч и произносите слоги: с, а… (СА), сь, и … (СИ), с, у… (СУ) и т.д.

- А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Эхо в зимнем лесу». Я буду называть вам слоги с мягким согласным, а вы возвратите их как эхо, но с твердым согласным.

- Какие вы умницы!

5. Произношение звуков С, Сь в словах (используем картинку: мальчик, снеговик, синицы, сороки, снегири, голуби, вороны)

- Кто изображен на картинке? (мальчик)

- Придумайте для мальчика имя со звуком С (Саша).

- А теперь имя со звуком Сь (Сеня, Семен).

- Назовите птиц на картинке.

- В названии каких птиц звук Сь?  Звук С?

6. Подбор родственных слов. Словообразование.

- Вспомните похожие, родственные слова к слову СНЕГ (снеговик, снежинки, снегирь, снегурочка и др.).  Здорово у вас получилось!

- А сейчас составим новые, сложные слова. Я назову вам два слова, а вы из них составите одно: снег падает…. (снегопад) (показываю картинку), а теперь назовите машину, которая ходит по снегу… (снегоход), а что катится по снегу… (снегокат). Молодцы!

7. Определение позиции звука в слове.

Упражнение «Птичка» (в данном случае используем изображения синиц).

- Я буду говорить вам слово, а вы показывайте, где стоит звук С ил Сь в этом слове. Если в начале, то показываем на клювик синицы, если в середине – показываем на туловище, в конце – на хвост (Слова: санки, совок, сосулька, нос, маска). Все справились замечательно!

8. Согласование существительных с прилагательными и причастиями. Словообразование.

- Снег на солнышке искрится, значит, он какой? (искристый, искрящийся)

- Снег сверкает… (сверкающий снег)

- Снег серебрится … (серебристый), хрустит… (хрустящий).

- А снежинка какая? (серебристая, сверкающая, искристая)

9. Физминутка

- Я буду читать вам стихотворение, а вы выполняйте движения, соответствующие тексту.

Выпал беленький снежок,

Соберемся мы в кружок.

Снег, снег, белый снег,

Засыпает он нас всех.

Мы на саночки садимся

И под гору быстро мчимся.

Дети все на лыжи встали,

Друг за другом побежали.

Мы из снега ком слепили,

Снеговика мы смастерили.

Дети к вечеру устали,

Все в кроватках задремали.

Снег, снег, белый снег,

Спят ребятки крепче всех.

 

10. Звуки С, Сь в предложениях

Продолжаем рассматривать картинку.

- Откуда свисают сосульки? (Сосульки свисают с крыши)

- С чем гуляет Саша? (Саша гуляет с санками)

- Где сидят снегири? (Снегири сидят на снежном дереве)

- Где летит стая птиц? ( Стая птиц летит в синем небе)

11. Выделение слов со звуком С, Сь в тексте

- Я буду читать стих, а вы запомните слова со звуками С, Сь.

Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы

В прозрачное стекло.

Где летом пели зяблики,

Сегодня – посмотри!

Как розовые яблоки

На ветках снегири!

- В каких словах вы услышали звуки С,Сь?

-Молодцы!

12. Домашнее задание

Всем детям копии сюжетной картинки.

- Дома составьте рассказ по картинке, используя слова со звуками С, Сь.

13. Итог занятия

- Что понравилось на занятии?

- Что вызвало трудности?

- Что особенно удалось вам на занятии?

- Молодцы! Вы сегодня славно потрудились!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по звуковой культуре речи " Знакомство со звуком С " ( средняя группа ).

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе, тема " Знакомство со звуком С ".Фотографии к занятию " Знакомство со звуком С "....

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе "Звук "Ц"

Дети  средней группы знакомяться  со звуками .это происходит в игровой форме.Д ля этого используються стихи, потешки   иллюстрации....

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней возрастной группе «Наши соседи — насекомые»

Задачи:- Углублять представления детей о насекомых .- Помогать логично и понятно высказывать суждение.- Развивать артикуляционный аппарат, воздушную струю .- Воспитывать положительное отношение к живо...

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук «Ш»

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Путешествие в сказочную страну»...

Конспект занятия по звуковой культуры речи и подготовке обучению грамоте в средней группе Звуки речи. Звук [ц].

Конспект занятия по звуковой культуры речи и подготовке обучению грамоте в средней группеЗвуки речи. Звук [ц].     Задачи.    Образовательные: Актуализация представл...