Конспект занятия по звуковой культуре речи
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Конспект занятия по звуковой культуре речи. Тема: "Звуки С, Сь"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_s_s.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по звуковой культуре речи
учитель-логопед Козионова Лариса Викторовна
Тема : «Звуки С, Сь»
Задачи:
- Продолжать развивать фонематический слух и восприятие.
- Упражнять в умении различать твердые и мягкие звуки.
- Закреплять умение подбирать родственные слова.
- Продолжать учить словообразованию и словоизменению.
- Развивать навыки звукового анализа и синтеза.
- Расширять словарный запас по теме: «Зима», «Птицы».
- Закреплять умение отвечать на вопросы полным ответом.
- Упражнять в умении расслабляться.
Оборудование:
- сюжетная картинка «Зимой на прогулке»;
- предметные картинки: снегоход, снегопад, снегокат;
- изображения птичек-синичек для определения позиции звука в слове;
- копии сюжетной картинки «Зимой на прогулке» (по количеству детей)
Ход занятия:
1.Оргмомент с элементами психогимнастики
- Какое сейчас время года? (зима)
- Назовите признаки зимы (снег, холодно, мороз, можно слепить снеговика,..)
- Покажите, что вы замерзли и съежились (дети выполняют)
- Покажите, что вы согрелись и расслабились.
- Изобразите, что вы лепите снеговика (дети показывают, что ставят снежные комы друг на друга, что им тяжело).
2. Сообщение темы занятия
- Отгадайте загадки и вы узнаете, какие звуки мы сегодня будем изучать.
Сели детки на карниз
И растут все время вниз (Сосульки).
Скатерть бела,
Весь свет одела (Снег)
- Какой первый звук в слове «сосульки»? («С»)
- В слове «снег»? («Сь»)
- Молодцы!
3. Характеристика звуков С, Сь по артикуляционным и акустическим признакам
4. Произношение звуков С, Сь в слогах. Синтез слогов. Игра с мячом.
- Я бросаю вам мяч и говорю звуки, а вы возвращаете мне мяч и произносите слоги: с, а… (СА), сь, и … (СИ), с, у… (СУ) и т.д.
- А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Эхо в зимнем лесу». Я буду называть вам слоги с мягким согласным, а вы возвратите их как эхо, но с твердым согласным.
- Какие вы умницы!
5. Произношение звуков С, Сь в словах (используем картинку: мальчик, снеговик, синицы, сороки, снегири, голуби, вороны)
- Кто изображен на картинке? (мальчик)
- Придумайте для мальчика имя со звуком С (Саша).
- А теперь имя со звуком Сь (Сеня, Семен).
- Назовите птиц на картинке.
- В названии каких птиц звук Сь? Звук С?
6. Подбор родственных слов. Словообразование.
- Вспомните похожие, родственные слова к слову СНЕГ (снеговик, снежинки, снегирь, снегурочка и др.). Здорово у вас получилось!
- А сейчас составим новые, сложные слова. Я назову вам два слова, а вы из них составите одно: снег падает…. (снегопад) (показываю картинку), а теперь назовите машину, которая ходит по снегу… (снегоход), а что катится по снегу… (снегокат). Молодцы!
7. Определение позиции звука в слове.
Упражнение «Птичка» (в данном случае используем изображения синиц).
- Я буду говорить вам слово, а вы показывайте, где стоит звук С ил Сь в этом слове. Если в начале, то показываем на клювик синицы, если в середине – показываем на туловище, в конце – на хвост (Слова: санки, совок, сосулька, нос, маска). Все справились замечательно!
8. Согласование существительных с прилагательными и причастиями. Словообразование.
- Снег на солнышке искрится, значит, он какой? (искристый, искрящийся)
- Снег сверкает… (сверкающий снег)
- Снег серебрится … (серебристый), хрустит… (хрустящий).
- А снежинка какая? (серебристая, сверкающая, искристая)
9. Физминутка
- Я буду читать вам стихотворение, а вы выполняйте движения, соответствующие тексту.
Выпал беленький снежок,
Соберемся мы в кружок.
Снег, снег, белый снег,
Засыпает он нас всех.
Мы на саночки садимся
И под гору быстро мчимся.
Дети все на лыжи встали,
Друг за другом побежали.
Мы из снега ком слепили,
Снеговика мы смастерили.
Дети к вечеру устали,
Все в кроватках задремали.
Снег, снег, белый снег,
Спят ребятки крепче всех.
10. Звуки С, Сь в предложениях
Продолжаем рассматривать картинку.
- Откуда свисают сосульки? (Сосульки свисают с крыши)
- С чем гуляет Саша? (Саша гуляет с санками)
- Где сидят снегири? (Снегири сидят на снежном дереве)
- Где летит стая птиц? ( Стая птиц летит в синем небе)
11. Выделение слов со звуком С, Сь в тексте
- Я буду читать стих, а вы запомните слова со звуками С, Сь.
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В прозрачное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня – посмотри!
Как розовые яблоки
На ветках снегири!
- В каких словах вы услышали звуки С,Сь?
-Молодцы!
12. Домашнее задание
Всем детям копии сюжетной картинки.
- Дома составьте рассказ по картинке, используя слова со звуками С, Сь.
13. Итог занятия
- Что понравилось на занятии?
- Что вызвало трудности?
- Что особенно удалось вам на занятии?
- Молодцы! Вы сегодня славно потрудились!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по звуковой культуре речи " Знакомство со звуком С " ( средняя группа ).
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе, тема " Знакомство со звуком С ".Фотографии к занятию " Знакомство со звуком С "....
Конспект занятия по звуковой культуре речи
конспект...
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе "Звук "Ц"
Дети средней группы знакомяться со звуками .это происходит в игровой форме.Д ля этого используються стихи, потешки иллюстрации....
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней возрастной группе «Наши соседи — насекомые»
Задачи:- Углублять представления детей о насекомых .- Помогать логично и понятно высказывать суждение.- Развивать артикуляционный аппарат, воздушную струю .- Воспитывать положительное отношение к живо...
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук «Ш»
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Путешествие в сказочную страну»...
Конспект занятия по звуковой культуры речи и подготовке обучению грамоте в средней группе Звуки речи. Звук [ц].
Конспект занятия по звуковой культуры речи и подготовке обучению грамоте в средней группеЗвуки речи. Звук [ц]. Задачи. Образовательные: Актуализация представл...