Конспект занятия по звуковой культуры речи "Песенка воздушного шарика"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспекты занятий
Карпунина Елена Георгиевна
Воспитатель
ГБОУ СОШ п.г.т Мирный СП ДО д/с №25 «Лесная сказка»
Звуковая культура речи в старшей группе «Песенка воздушного шарика»
Тема: ЗКР «Песенка воздушного шарика» (старшая группа)
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное», «Художественно – эстетическое», «Познание», «Физическое развитие».
Задачи:
1) Закрепить слуховое восприятие слов содержащих звук «й»: чайник, кофейник, воробей, майка, трамвай, чайка, клей, чай (коробка), лейка («Речевое развитие»);
2)Упражнять детей в отчётливом произношении слов, содержащих звук «ш» (мышка-норушка, мышка – поскребушка, лягушка - квакушка, лягушка- поскакушка, зайчишка-трусишка; хватыш; мишка-крепыш); («Речевое развитие»);
3)Закреплять умение подбирать рифмованные слова к стихотворным текстам («Речевое развитие»);
4)Тренировать слуховое восприятие стихотворного текста («Речевое развитие»);
5)Развивать моторику артикуляционного аппарата, укреплять мышцы губ, языка, челюстей рта, отработать правильную артикуляцию звука»ш» («Речевое развитие»);
6)Развивать фонематический слух и восприятие звука «ш» («Речевое развитие»);
7)Совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание, дикцию («Речевое развитие»);
8)Развивать умение восстанавливать последовательность событий в знакомой сказке («Речевое развитие»);
9) Развивать восприятие малых фольклорных форм на основе поговорок, скороговорок, пословиц (Художественно – эстетическое развитие);
10) Развитие мелкой моторики, координации движений («Физическое развитие»);
11)Развивать общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками («Социально-коммуникативное»);
12) Развивать память, образное мышление, воображение, любознательность, творческую активность («Познание»);
Методы и приемы:
Практические: игровые упражнения, инсценировка
Наглядные: рассматривание игрушек, показ образца задания, способов действия
Словесные: вопросы, указания, исправления, подсказывание слов, чтение стихотворных текстов, беседа, оценка детской деятельности
Материалы и оборудование: сундучок, предметы –,игрушки в названии которых есть звук (й): чайник, кофейник, воробей, майка, трамвай, чай (коробка), лейка, воздушный шарик, индивидуальные зеркала; игрушки для театра «Теремок»; мышка, лягушка, мишка, зайчишка, лиса, волк; лист бумаги со схематичным изображением реки, моста, ямы, горы, дома – на каждого ребёнка.
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Артикулляционная гимнастика «Рассказ соловья»; Физминутка «Мишка вылез из берлоги», Пальчиковая гимнастика «Мишка шёл, шёл..», П/и «Воздушные шарики» |
Игровая | И/у «Какого предмета не стало?», Игровая ситуация «Воздушный шарик», Инсценировка сказки «Теремок» |
Коммуникативная | Игра «Поэты», И/у «Поговорки, скороговорки». |
Восприятие (художественной литературы и фольклора) | «Рассказ соловья», Инсценировка сказки «Теремок» |
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1 | Воспитатель обращает внимание детей на шкатулку с игрушками | Дети обращают внимание на шкатулку, открывают её | Создан эмоциональный настрой Включены в образовательную деятельность |
2 | Воспитатель предлагает назвать игрушки: чайник, кофейник, воробей, лейка, майка, чай, трамвай, при этом чётко выделяя звук «й». Игра «Какого предмета не стало».. Воспитатель убирает один предмет и предлагает отгадать чего не стало. | Дети рассматривают игрушки из шкатулки: чайник, кофейник, воробей, лейка, майка, чай, трамвай. Дети произносят названия предметов выделяя звук «й», запоминают их, по очереди закрывая глаза, отгадывают какая игрушка исчезла со стола. | Правильно определяет на слух и выделяет голосом слова со звуком «й» Закреплено умение отчётливо произносить слова, содержащие звук «й» |
3 | Воспитатель предлагает детям превратиться в поэтов и досказать стихотворные строки в игровом упражнении «Поэты» На дворе был месяц май, Мы сидели пили. . .(чай) Побыстрее разрезай Мамин вкусный. . .(каравай). За окном журчал ручей, Песню пел нам. . .(соловей). Вопросы: -Какой один и тот же звук был слышен в словах, которыми заканчивались строки? Воспитатель просит повторить рифмующиеся слова. | Дети слушают стихотворения, добавляя последнее слово в рифму. Дети отвечают на вопрос и называют слова со звуком «й»: чай, каравай, соловей. | Отработано развитие фонематического восприятия звука «й» (на материале рифмующихся слов); развито умение вслушиваться в речь педагога и других детей; эмоционально откликается на услышанное, не отвлекается |
4 | Воспитатель предлагает взять зеркала для артикуляционной гимнастики, сесть за стол и послушать «Рассказ соловья». Соловей рассказал об одной птичке-невеличке Воспитатель: - Послушайте его. «Жила птичка в дупле, в маленьком уютном гнёздышке. Вот таком (упражнение «Трубочка» (зубы сомкнуты, губы округлены и вытянуты вперёд)). Птичка высиживала птенцов. Она высовывала из гнезда голову и смотрела на лес (упражнение «Лопаточка» (Открыть рот, выложить широкий язык на нижнюю губу)). Когда шёл дождь, она набирала дождевую воду в чашечку. (Упражнение «Чашечка». (Рот открыт, губы в улыбке, язык высунут, бок, края и кончик языка подняты, средняя часть языка прогибается к низу)). И пила её. Наконец из яиц появились птенцы. У них были длинные хвостики – вот такие (упражнение «Иголочка»: рот открыт, выдвинут узкий язык вперёд). И вытянутые клювики вот такие (упражнение «Трубочка»: зубы сомкнуты, губы округлены и вытянуты вперёд). В гнёздышке стало тесно для большой семьи. Тогда птичка – невеличка пригласила дятла. Дятел принялся за работу (упражнение «Дятел») и расширил дупло. Птичка добавила в гнездо веточек. Стало оно большим и удобным. | Дети садятся за стол, берут зеркала, слушая воспитателя повторяют артикуляционную гимнастику (выбранный воспитателем ребёнок садится напротив детей и показывает артикуляционную гимнастику). | Выработаны правильные, движения и определённые положения артикуляционных органов: мышцы губ, языка, челюстей рта
|
5 | Воспитатель продолжает рассказ, держа в руках зелёный, воздушный шарик. Однажды, когда мамы не было дома, самый смелый птенец Шустрик вылез из дупла и увидел на ветке дерева большой зелёный шар с хвостиком. «Какая большая гусеница,-- подумал Шустрик._Сейчас я её съем.» Дёрнул Шустрик за хвостик – верёвочку. Она развязалась. Из шарика, шипя, стал выходить воздух: ш-ш-ш. (Воспитатель держит надутый шарик и медленно выпускает воздух.) Удивился Шустрик и спрятался в дупло. Вопрос: «Ребята, какую песенку пел воздух, выходя из шара?» Воспитатель: - Правильно, вот об этом звуке – «ш» мы и поговорим. | Дети слушают рассказ и смотрят на шарик. Слушают как из шарика выходит воздух, при этом издавая звук «ш-ш-ш». Дети повторяют песенку шарика | Внимательно слушает, развито слуховое восприятие неречевого звука «ш» |
6 | Воспитатель предлагает взять в руки зеркала и произнести звук «ш»: губы сложены широкой трубочкой, зубы сближены, широкий кончик языка приподнят к нёбу, но не прижат к нему, по середине языка идёт сильная воздушная струя, которая хорошо ощущает ладонью поднесённой ко рту. | Дети смотрят в зеркало и произносят звук «ш» | Правильно отрабатывает артикуляцию звука «ш» |
7 | Физминутка «Мишка вылез из берлоги» Мишка вылез из берлоги, Огляделся на пороге. (Поворот влево и вправо). Потянулся он со сна: (Потягивания – руки вверх) К нам опять пришла весн Чтоб скорей набраться сил, Головой медведь крутил. (Вращение головой) Наклонился взад-вперёд, (Наклоны вперёд-назад) Вот он по лесу идёт Ищет мишка корешки И трухлявые пеньки. В них съедобные личинки- Для медведя витаминки. (Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот) Наконец медведь наелся И на брёвнышке уселся. | Дети произносят слова и выполняют движения по тексту физминутки «Мишка вылез из берлоги» | Проявляют активность Развита координация речи с движением, снято мышечное напряжение |
8 | Воспитатель показывает игрушки из кукольного театра, предлагает вспомнить любимую сказку «Теремок» и выбрать животных в которых есть звук «ш» (мышка, лягушка, зайчишка, мишка) Вопросы: «Как называли мышку? (лягушку, зайчишку, волка, мишку)?» | Дети берут игрушки из кукольного театра, дают названия , чтобы слышался звук «ш» (мышка, лягушка, зайчишка, мишка). Отвечают на вопросы воспитателя: - Мышку называли -мышка-норушка, мышка – поскребушка; лягушку - лягушка - квакушка, лягушка-поскакушка; зайца - зайчишка-трусишка; волка - волк - из-за кустов хватыш; мишку - мишка-крепыш. | Обогащён и пополнен словарь словами: мышка-норушка, мышка – поскребушка, лягушка - квакушка, лягушка-поскакушка, зайчишка-трусишка; хватыш; мишка-крепыш; правильно определяет и , различает (на слух) звук «ш» в названии животных. |
9 | Инсценировка сказки «Теремок» | Дети инсценируют сказку «Теремок» Мышка: Я по полюшку бегу, прямо к теремку, Я хочу в нём жить И кашу варить. Лягушка: Я лягушка-поскакушка, Я лягушка-квакушка, В теремке я буду жить, Буду воду я носить. Зайка: Серый зайка, прыг да скок, Попросился в теремок: В теремке мне надо жить, Буду я дрова носить. Лисичка: Я-красавица-лисица, Печь блины я мастерица, Буду гладить, буду шить- В теремке мне надо жить. Волк: Я совсем не страшный волк, Я в хозяйстве знаю толк, Растопить могу я печь И хозяйство постеречь. Медведь: А я мишка-крепыш! Ох, какой красивый теремок, Здесь живёт много зверей, а у меня есть свой домик, Проводите меня ребята. | Закреплено умение восстанавливать последовательность событий в знакомой сказке; овладение правильной диалогической речью; освоена выразительность речи; развито взаимодействие со сверстниками. |
10 | Пальчиковая гимнастика «Мишка шёл, шёл..» Воспитатель предлагает проводить мишку домой: - Он встал на задание лапы и пошёл к себе домой. Но на пути у него встретились препятствия (раздать листы бумаги со схемами. Читать стихотворение и показывать на листе путь медведя, переставляя указательный и средний пальцы). Повторно читает стихотворение, останавливаясь перед словами, производными от слова «шёл». | Дети произносят слова вместе с воспитателем переставляя указательный и средний пальцы по нарисованной схеме. Мишка шёл, шёл К речке подошёл, Мост перешёл, Дальше пошёл, Мишка шёл, шёл К яме подошёл, Яму обошёл, Дальше пошёл, Мишка шёл, шёл К горе подошёл, На горку взошел, С горки сошёл, Дальше пошёл, Мишка шёл, шёл И домой дошёл. | Развита моторика пальцев рук, создано эмоционально – положительное отношение к игровому заданию. |
11 | Воспитатель предлагает поиграть в игру «Поговорки, скороговорки». С помощью пословиц, поговорок, скороговорок воспитатель задаёт вопросы, а дети с помощью тех же поговорок, пословиц, скороговорок меняя интонацию, отвечают ( грустно, весело, вопросительно и т. д.). Воспитатель: -Например, я спрашиваю: «Яблоко от яблони недалеко падает? Вы утверждаете, что это действительно так, то есть отвечаете: «Яблоко от яблони недалеко падает!» Воспитатель: - Итак, я спрашиваю с сомнением: Шила в мешке не утаишь? | Дети слушают объяснения воспитателя. Отвечают на вопросы: - Шила в мешке не утаишь! Воспитатель: «Шесть мышат в камыши спешат?» Дети: «Шесть мышат в камыши спешат!» Воспитатель: «Смешные шутки у Сони и Мишутки?» Дети: «Смешные шутки у Сони и Мишутки!» Воспитатель: «Саше дали кашу? А Клаше простоквашу?» Дети: «Саше дали кашу! А Клаше простоквашу!» Воспитатель: «В шалаше шесть шалунов?» Воспитатель: «Кукушка кукушонку купила капюшон. (Дети могут работать в парах спрашивая друг друга или воспитателя) | Тренирует вопросительную, восклицательную, утверждающую интонацию, интонацию эмоциональной выразительности; рационально расходует и своевременно возобновляет запас воздуха во время речи; правильно произносит звук «ш»; развито восприятие малых фольклорных форм, эмоциональной сферы ребёнка, образного мышления, творческого воображения, развитие речевого аппарата |
12 | П/и «Воздушные шарики» Воспитатель предлагает детям представить себя воздушными шариками, которые умеют тихо летать. Но иногда шарики сдуваются и издают звук ш-ш-ш. - Когда я буду произносить любые звуки, кроме «ш», вы будете тихо кружиться, когда произнесу звук «ш», присядьте. | Дети представляют, что они воздушные шарики, которые умеют летать тихо. Когда шарики сдуваются дети произносят звук ш-ш-ш, когда слышат любые звуки, кроме «ш», дети тихо кружатся, когда слышат звук «ш», присаживаются. | Внимательно слушает, развито слуховое восприятие; закреплено умение различать на слух звук «ш». |
Итоговое мероприятие: Развлечение «Путешествие в «Звукоград»»
Используемая литература: Е.Косинова «Артикуляционная гимнастика», М.Картушина «Театрализованные представления для детей и взрослых»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по звуковой культуре речи " Знакомство со звуком С " ( средняя группа ).
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе, тема " Знакомство со звуком С ".Фотографии к занятию " Знакомство со звуком С "....
Конспект занятия по звуковой культуре речи
конспект...
Конспект занятия по звуковой культуре речи
Конспект занятия по звуковой культуре речи. Тема: "Звуки С, Сь"...
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе "Звук "Ц"
Дети средней группы знакомяться со звуками .это происходит в игровой форме.Д ля этого используються стихи, потешки иллюстрации....
Конспект занятия «Узнай все о себе, воздушный шарик»
Конспект занятия «Узнай все о себе, воздушный шарик»...
Конспект занятия "Узнай всё о себе, воздушный шарик"
Конспект занятия "Узнай всё о себе, воздушный шарик"...
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук «Ш»
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Путешествие в сказочную страну»...