Применение игр по обучению грамоте с использованием наглядного моделирования.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Использование моделей на занятиях обеспечивает мыслительную активность каждого ребёнка, помогает педагогу отслеживать процесс усвоения материала. Опыт показывает, что дети проявляют интерес к таким видам заданий. Кроме этого модели помогают организовать детей в повседневной деятельности (в организации дежурств, в определении распорядка дня, самообслуживания, в развитии умения давать оценку и самооценку выполненной работы ).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игры по обучению детей с ОНР грамоте | 154.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение игры по обучению грамоте с использованием наглядного моделирования.
I. Цель: Формирование Фонематического восприятия.
Упражнение №1.
Логопед: Подними символ звука «М», если услышишь звук «М»: точка, мочка, кочка, лак, мак, ком, слон, камаз, карниз.
Упражнение №2.
Карточка, состоящая из пяти квадратиков могут быть представлены в виде домиков.
Символы звука «М».
Логопед: Посмотри внимательно на карточку, она состоит из пяти квадратиков. Слушай внимательно, я буду поочерёдно произносить слова. Если в слове имеется звук «М», повтори это слово, а в первом квадратике положи звук «М».
Если в слове нет этой буквы, то слово в слух не произноситься, а в квадратике ставиться прочерк. И так с каждым словом.
- Слушай внимательно: «Ваня – Маня – Даня – Таня»
Ребёнок: выполняет выше указанные операции и заполняет карточку:
Упражнение №3.
а)Карточка в виде домика. Окно разделено на 4 части. На каждой цветная картинка.
б)Карточка в виде домика (аналогично выше сказанному, но окна пустые).
Логопед:
- Перед тобой домик. Рассмотри картинки. Если в названии есть звук «Т», ты произносишь это слово в слух. Затем в домики с пустыми окошечками выкладываешь символ звука «Т» в квадратик, расположенный в том же месте, где и рассматриваемая картинка. Если же в слове нет звука «Т», то название картинки вслух не произноситься, а в квадратик остаётся пустым.
Упражнение №4.
Дидактический материал:
Две карточки. На одной из них символ звука «М». На другой ничего нет. Карточки с предметными картинками(цветные): маска – каска, майка – гайка.
Логопед:
- Я раскладываю перед тобой пару картинок. Если в названии картинки есть звук «М», то ты кладёшь её на карточку с символом «М». Если же в названии картинки нет этого звука – тогда на другую карточку.
Упражнение №5.
Дидактический материал:
Демонстрационные картинки; символ звука «Н» на каждого ребёнка.
Логопед называет картинки, а дети поднимают символ звука «Н», если в слове он присутствует.
II. Цель: Формирование фонематического анализа и синтеза.
Упражнение №1. «Какой звук».
Дети учатся различать гласные и согласные звуки.
Дидактический материал:
Символы гласных звуков, символы согласных звуков: П,Т,К,Х,М. «Живые» звуки – согласный и гласный.
Ребёнок прикрепляет символы гласных звуков к Звукарику в красных башмаках, а согласные к Звукарику в синих башмаках.
Дети учатся различать твёрдые и мягкие согласные звуки.
Дидактический материал: Звукарики, символы звуков П-Пь, Т-Ть, К-Кь, М-Мь, Н-Нь.
- Жили были два брата Звукарика. Один жил в синем замке и носил синие башмачки и рукавички, и всё его называли твёрдым братом, потому что он всегда был очень строгим. А другой жил в зеленом замке и носил зелёные башмачки и рукавички, и был, очень-очень добрым и поэтому его все называли мягким. Рядом с братьями всегда было очень много друзей.
- «Узнай кто чей друг?»
Ребёнок прикрепляет символы твёрдых звуков к твёрдому брату, а символы мягких звуков к мягкому брату.
Упражнение №3.
Различие твёрдых и мягких согласных.
Дидактический материал: «Игровизор»; листы-вкладыши, фломастеры – зелёный и синий.
Соединить зелёным фломастером картинки в которых есть мягкий звук «Ль» с подушкой, а синим фломастером картинки с твёрдым звуком «Л» с орехом.( Аналогичные задания со звуками к-кь; г-гь).
Упражнение №4
«Звуковые фигуры»
Дидактический материал: Геометрические фигуры красного цвета.
Сначала перед зеркалом чётко обсуждается и отрабатываются совместно с детьми артикуляция гласных звуков. По форме губ подбираются красные геометрические фигуры разного размера. После этого детям предлагается:
- Поднять ту фигуру, которая обозначает произносимый логопедом звук
- Поднять ту фигуру, которая обозначает беззвучно-жестикулируемый логопедом звук.
- Произнести звук соответствующей определённой фигуре, которую поднимает логопед
- Составить схему звукокомплекса типа:
☻ как дети кричат в лесу: АУ.
☻ как кричит ослик : ИА.
☻ как плачет ребёнок: УА.
☻ как мы удивляемся: ОО.
- «Прочитать составленные или звукокомплексы.
Упражнение №5.
- Различение глухих и звонких согласных.
Дидактический материал: Звукарики, символы согласных звуков.
- Жили были два брата Звукарика. Они очень любили громко петь. Но однажды младший брат пошёл погулять в зимний лес. На улице было очень холодно, а он как всегда распевал свои громкие песенки. Но когда Звукарик вернулся домой, то обнаружил, что от холода совсем потерял голос. Как только братья не лечили младшего Звукарика ничего не помогало. Опечалились братья, ведь они так любили петь вместе. И тут появилась добрая Фея « -Я знаю ка тебе помочь! Я подарю вам волшебные шляпы» И фея подарила старшему брату , со звонким голосом, жёлтую шляпу в форме колокольчика, младшему – красивую серую фетровую шляпу. И с тех пор братья опять могли петь вместе. Старший брат пел: Ба-ба-ба; Да-да-да; Ва-ва-ва. А младший ему вторил: Па-па-па; Га-га-га; Фа-фа-фа.
- Угадай, какие звуки пел старший – звонкий брат, а какие младший – глухой брат.
Упражнение №6
-Различение глухих звонких согласных.
Дидактический материал: «игровизор»; листы – вкладыши; черный фломастер.
- Соедини глухой согласный звук «Т» с звукариком в фетровой шляпе, а звонкий согласный звук «Д» с звукариком в шляпе колокольчика. (Аналогичные задания со звуками «Т» - «Д»; «З» - «С»; «Г» -«К»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка дошкольников с ОНР к обучению грамоте с использованием наглядного моделирования.
«Ребенок употребляет слово, не замечая его, как стекло, через которое виден мир, но не воспринимает его как предмет осознанно...» А.Р.ЛУРИЯУспешное развитие речи в дош...
обучение грамоте через использование наглядного занимательного материала
приемы обучения грамоте детей подготовительной группы...
Использование наглядного моделирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи и обучению грамоте.
Моделирование нагядно - практический метод обучения. заключается он в том, что мышление ребенка развивается при помощи специальных схем и моделей. Для наглядного моделирования, специально подойд...
Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ТИКО -моделирования "Защитники Отечества"
Обучение грамоте...
Консультация «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи»
Консультация будет полезна воспитателям старшей и подготовительной группы при подготовке к образовательной деятельности по обучению грамоты. В консультациии представлен материал для решения следующих ...
Консультация «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи»
Уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию консультацию на тему «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим ...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности с детьми «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей».
Техналогическая карта НОД по теме "Весна"...