Семинар "Особенности коррекционной работы с детьми с ранним детским аутизмом в дошкольном образовательном учреждении."
материал по логопедии на тему

Семинар по аутизму

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_po_autizmu.docx22.57 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности коррекционной работы с детьми с ранним детским аутизмом в дошкольном образовательном учреждении.

        Забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие является неотъемлемой частью деятельности любого образовательного учреждения, особенно актуально это по отношению к детям с аутизмом.  Ранний детский аутизм – это особая форма нарушения психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально-поведенческими, речевыми и интеллектуальными расстройствами, что в большинстве случаев приводит к значительной социальной дезадаптации.  Проблема коррекционной помощи  детям   с   РДА  в последнее время в России встает все острее. Это происходит в связи с увеличением количества таких  детей  в массовых и специальных учреждениях образования, расширением опыта дифференциальной диагностики и опыта коррекционной  работы.

         Необходимо создание  условий  для их адекватного физического, умственного, духовного и социального развития, реабилитации и интеграции в общество.

        В нашем городе (г. Коломна) имеется опыт оказания помощи дошкольникам данной категории на базе МДОУ детского сада №3 комбинированного вида «Ладушки». В детском саду функционируют две группы для детей с РДА: первая группа была открыта в 1999год, вторая в 2009 году.  Группы для детей с ранним детским аутизмом работают в  режиме «полного» дня. Количество воспитанников в группе от 5 до 7 человек. За время существования групп  подтвердился статистический факт: аутизм у мальчиков встречается в 3-4 раза чаще,  чем у девочек, на сегодня: среди 11воспитанников -  1 девочка.

     Организуя работу с аутичными детьми, мы понимали, что эффективность проводимой в данном направлении работы во многом зависит от создания особых условий, в которых реально можно было бы сочетать психологическую, педагогическую, медицинскую и другие виды помощи, когда имеется возможность прослеживать динамику развития каждого воспитанника с аутизмом. Поэтому жизнь в дошкольном учреждении, где получают помощь такие дети, не должна быть хаотичной. В нашем саду выстроена  особая внутренняя структура – и временная и пространственная. Четкий режим дня, продуманное расписание занятий, адаптивная среда – дает детям внутреннюю уверенность, ощущение комфорта, помогает переключиться с одного вида занятий на другой.

За время существования   этих   групп   выделились   следующие направления коррекционно-развивающей  работы.

Основные направления коррекционной работы:

  • Осуществление комплексной коррекционной работы с детьми, направленной на реконструкцию психического развития аутичного ребенка, его социальную адаптацию и возможно более полную интеграцию в общество.
  • Разработка  и    реализация  индивидуальных  программ    воспитания  и  обучения  детей, страдающих ранним детским аутизмом на основе базовых коррекционных   и обучающих программ.
  • Реабилитационная  работа с семьей,  обучение  родителей  и  других  членов  семьи  методам   взаимодействия  с аутичным ребенком.
  • Просветительская  работа    о проблемах аутичных детей  и  их  семей  с  помощью  средств  массовой  информации,     семинаров  и консультаций. Построение коррекционно-воспитательной  работы   с   детьми  в соответствии с названными направлениями обеспечит наиболее полное раскрытие потенциальных возможностей развития каждого  ребенка.

Для реализации этих направлений работы используются следующие методы коррекционной работы:

  • технологии и приемы, разработанные сотрудниками Института коррекционной педагогики в лаборатории О.С.Никольской: эмоционально-смысловой  комментарий, расширение бытового контекста в сюжетной игре, сюжетное рисование и др.;
  • методы бельгийского ученого Т. Питерса – адаптивная организация пространства, визуальное подкрепление при обучении навыкам самообслуживания, выполнение последовательных действий с предметами в быту и в игре;
  • при формировании графических навыков, обучении обращению с предметами используется метод «рука в руке»;
  • метод «копирование движений» И. Ловааса – формирование подражательного навыка, обучение копировать движения и имитировать звуки.

     Коррекционная  работа  осуществляется поэтапно, исходя из степени выраженности аутистического  дизонтогенеза  ребенка   с   РДА. Длительность каждого этапа для каждого воспитанника определяется индивидуально в зависимости от его особенностей и скорости накопления адаптивных возможностей.  Оценка состояния ребенка - аутиста, уровня его развития, запаса знаний, поведенческих навыков проводится комплексно всеми специалистами. Такая оценка служит основой для разработки индивидуального плана коррекционной помощи. Индивидуальная программа для каждого ребенка разрабатывается на короткий срок (обычно на 2-3 месяца). Создание такой программы оправдано тогда, когда в ее разработке принимают участие  все  педагоги   и специалисты группы для детей с РДА. Работа специалистов во многом переплетается, они дополняют друг друга, но не заменяют. Все ищут пути облегченной коммуникации с ребенком, при этом каждый педагог выполняет свои функции и использует свой инструментарий.

  На первых этапах работы отрабатываются реакции оживления и слежения, формируется зрительно-моторный комплекс. В последующем, в процессе манипуляций с предметами развивают тактильное, зрительно-тактильное, кинестетическое, мышечное восприятие. Вырабатываются связи между определенными частями тела и их словесными обозначениями, видами движений, а также их словесными определениями. У ребенка формируется представление о собственном теле, его частях, членах, сторонах.  Одновременно  проводится работа по воспитанию навыков самообслуживания, участия в направленной деятельности. В дальнейшем происходит поэтапное усложнение деятельности и увеличение предлагаемого объема навыков и знаний.  Задания  предлагаются  в наглядной форме, с  простыми, повторяющимися по несколько раз, с одной и той же последовательностью инструкциями. Речевые задания  предъявляются голосом разной громкости, с обращением внимания на тональность.

   На последующих этапах работы по-прежнему решается задача усложнения деятельности, с постепенным переходом от индивидуальных к направленным групповым занятиям, еще позднее к сложным играм, упражнениям в группах по 3-5 и более детей.

Важным этапом в коррекционно-развивающей работе является организация интегрированных занятий, введение аутичного ребенка в среду здоровых сверстников.    Дети с аутизмом затрудняются в переносе уже освоенных жизненных навыков в новые обстоятельства. В связи с этим одной из основных задач проводимой нами работы является помощь в организации социально адекватных форм поведения с другими людьми. В непосредственном и регулярном общении с другими детьми возможно сформировать у ребенка с аутизмом навыки диалога, способность слушать и приспосабливаться к собеседнику. В процессе совместных занятий с другими детьми у него постепенно развиваются умение ждать, терпение, гибкость в управлении своими непосредственными желаниями. Интегрированные занятия имеют и еще одну цель – научить обычных детей принимать и понимать ребенка с проблемами, помогать и поддерживать его. Мы понимаем, что без опыта коллективных игр и совместной деятельности выход в будущем за пределы дома, минимальная самостоятельность в общественных местах, не говоря уже о возможности учиться и работать, представляется крайне затруднительными для такого ребенка. Известно, что освоение навыков социальной жизни происходит наиболее успешно, если они вырабатываются при адекватной специальной поддержке в ситуации естественной, нормальной жизни.

  Каждый шаг в этом направлении обеспечивается индивидуальной поддержкой педагога: помощь в осмыслении новой ситуации, выстраивание новой линии поведения, отработке необходимых навыков коммуникации.

   Особое значение в коррекционно-развивающей работе с детьми с ранним детским аутизмом имеет работа с родителями. Роль семьи важна сама по себе: как воспринимают близкие особенности поведения аутичного ребенка, как участвуют в коррекционном процессе. Именно родители заинтересованы в преемственности помощи таким детям, начиная с дошкольного возраста и заканчивая профориентцией, трудоустройством, достойным качеством жизни. На индивидуальных и групповых консультациях мы знакомим родителей с разработанной и утвержденной индивидуальной программой развития и воспитания ребенка. Далее работа с семьей продолжается в виде комплексных домашних заданий психолога и дефектолога. Это дает возможность держать родителей в курсе проводимой коррекционной работы, а также обучать их некоторым педагогическим приемам. В этом случае нам на помощь приходит фото и видеосъемка режимных моментов, занятий, праздников и развлечений.

    Вся проводимая нами коррекционно-развивающая работа в идеале нацелена на подготовку ребенка к школьному обучению. Независимо от степени выраженности аутизма, мы стараемся сформировать учебные навыки, заложить  схему школьного поведения. Насколько проводимая работа успешна, говорят результаты: из 12 выпускников 10 обучаются в общеобразовательных школах города и района.

 На протяжении всего времени существования групп мы ищем способы целительного и поддерживающего воспитания. Арсенал таких методов постоянно пополняется и совершенствуется. Практически любые занятия приносят пользу, если проводятся с пониманием и самоотдачей,  исходя из позиции принятия ребенка таким, каков он есть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принципы организации коррекционной работы с детьми с ранним детским аутизмом.

Основные принципы коррекционного подхода в работе с детьми с синдромом раннего детского аутизма. Параметры, по которым можно определить уровень контактов с окружающим миром и людьми ребенка в данный м...

ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОЦЕССА С ДЕТЬМИ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ

Н.А. Еремкина, А.А.ЧакучянМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №11 «Теремок» поселка Псебай муниципального образования Мостовский район...

Коррекционная работа с детьми с ранним детским аутизмом

Консультация "Коррекционная работа с детьми с ранним детским аутизмом"...

АРТ-ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ.

МАтериал предназначен для воспитателей, в группе которых есть дети с ОВЗ. В своей практике могут использовать АРТ-терапию.Термин "арт-терапия" (терапия искусством) ввел художник Адриан Хилл ...

«Наполнение и реализация развивающей предметно-пространственной среды для работы с детьми с ОВЗ в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №28 «Надежда» города Смоленска».

laquo;Наполнение и реализация развивающей предметно-пространственной среды для работы с детьми с ОВЗ в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №28 «Наде...

"Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с ранним детским аутизмом"

quot;Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с ранним детским аутизмом"...