"Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с ранним детским аутизмом"
статья по коррекционной педагогике
"Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с ранним детским аутизмом"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_rda.docx | 19.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с ранним детским аутизмом.
За последние годы увеличилось количество детей с ранним детским аутизмом и другими расстройствами аутистического спектра. Известно, что ранний детский аутизм — это вариант тяжелой аномалии развития ребенка, при котором искажается контакт с внешним миром, близкими людьми и сверстниками.
Современные подходы к обучению и воспитанию детей с ранним детским аутизмом требуют максимальной индивидуализации и учета потребностей каждого ребенка в образовательном процессе. Основными задачами коррекционной помощи детям данной категории являются:
– воспитание интереса к окружающему миру, потребности в общении, расширение круга увлечений;
– развитие и обогащение эмоционального опыта ребенка;
– формирование коммуникативных умений;
– сенсорное развитие;
– повышение двигательной активности ребенка;
– формирование социально-бытовых умений и навыков самообслуживания;
– стимуляция звуковой и речевой активности;
– развитие и коррекция детско-родительских отношений.
Этапы реабилитационной работы с детьми, имеющими диагноз РДА (ранний детский аутизм).
Этапы | Психологическое направление | Педагогическое направление | Логопедическое направление |
Диагностический | Диагностика проявлений психического дизонтогенеза ребенка. | Проведение педагогической диагностики, педагогического обследования ребенка. | Определение особенностей речевого развития ребенка. |
Адаптационный | Установление контакта со взрослым: смягчение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, страхов. Адаптация к новым условиям. | Формирование навыков самообслуживания. Взаимодействие ребенка и взрослого. | Тренировка мускулатуры, артикуляционного аппарата, стимуляция речевых точек. |
Активизирующий | Стимуляция психической активности, направленной на взаимодействие со взрослыми и сверстниками. | Коррекция специфического недоразвития восприятия, моторики, речи. | Активация ребенка с помощью песен, стихов, тонизирующей игры, просмотр фильмов. |
При приеме детей, в ДОУ, уточняется поставленный диагноз, даются рекомендации родителям по особенностям психофизического развития, формируется план реабилитационных мероприятий. После того, когда дети привыкнут к сотрудникам ДОУ, к условиям работы в ДОУ, они включаются в работу с другими специалистам и начинают посещать занятия с элементами сказкотерапии, изотерапии, трудотерапии, музыкальные занятия, занятия с учителем-дефектологом, логопедом, педагогом–психологом. Работа с детьми выстраивается с учетом диагноза.
Коррекционно-развивающая программа подбирается индивидуально для каждого ребенка, имеет свою цель и свои упражнения. Оценка состояния ребенка с ранним детским аутизмом, уровня его развития, запаса знаний, поведенческих навыков проводится комплексно всеми специалистами и служит основой разработки индивидуального плана коррекционных мероприятий. На первых этапах отрабатывается важнейшая реакция оживления и слежения, формируется зрительно-моторный комплекс. В последующем, развивают тактильное, зрительно-тактильное, кинестетическое, мышечное восприятие. Затем проводится работа по воспитанию навыков самообслуживания. На следующем этапе задача усложняется переходом от манипулятивной игры к сюжетной. Наиважнейшей стороной работы остается побуждение к деятельности, многократное повторение игр, формирование игровых штампов, с постоянным использованием зрительно-моторного комплекса, словесные комментарии необходимо давать в краткой форме.
Адаптационная программа направлена на обучение детей понятиям числа, счету определением временных категорий, ориентировке в пространстве. Этап от этапа решается задача усложнения деятельности, увеличивается предполагаемый объем навыков и знаний. Любые задания предлагаются в наглядной форме, объяснения должны быть простыми, повторяющимися по несколько раз. Речевые задания произносятся голосом разной громкости, с обращением внимания на тональность. И на последующих этапах работы по-прежнему решается задача усложнения деятельности с постепенным переходом от индивидуальных к направленным игровым заданиям, еще позднее к сложным играм, упражнениям в группах по 3–5 и более детей.
Логопедическая работа начинается с определения особенностей речевого развития свойственной детям с ранним детским аутизмом, соответствующая коррекция направлена на развитие слухового внимания, фонематического, речевого слуха. Осуществляется постановка звуков, вводятся дыхательные, голосовые упражнения. Важной является задача расширения словарного запаса, развитие способности к составлению предложений по картинкам, работа над связным текстом. Речь как наиболее молодая функция центральной нервной системы, страдает в болезни в первую очередь и восстанавливается постепенно, поэтапно, в обратном порядке.
Психологическая коррекция также начинается с диагностики проявлений психического дизонтогенеза ребенка в условиях его общей и игровой деятельности. Основной задачей является вовлечение детей с ранним детским аутизмом в разные виды индивидуальной и совместной деятельности, формирование произвольной, волевой регуляции поведения. Освоение системы игровых штампов аутистами способствует формированию у них памяти, внимания, восприятия.
Психотерапевтическая работа с самим аутистом и семьей направлена на коррекцию поведения ребенка, на коррекцию и укрепление семьи, привлечение семьи, привлечение родителей к воспитательной работе с ребенком, обучение приема работы с ним. Как указывалось ранее, реабилитационная работа должна проводиться комплексно, специалистами различного профиля. Такие специалисты как: врач-психиатр, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, воспитатели проводят информационные консультации, обучающие занятия для семей, занятия по телесно-ориентированной терапии для нормализации мышечного тонуса и формирования адекватного представления о своем теле. Особенно важной составной частью в работе специалиста по ТОТ (телесно- ориентированной терапии) является выработка окуломоторного и отомоторного рефлексов. Она необходима для снижения латентности (сокращения времени между командой, посланной специалистом и ответной реакцией ребенка). Подобная работа не заканчивается в стенах дошкольного учреждения, а имеет продолжение в домашних условиях.
Список используемых источников:
- Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с ранним детским аутизмом и другими расстройствами аутистического спектра в условиях ДОУ / Т. Н. Соломахина, Р. Р. Файзулаева, И. М. Михалева [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 42 (176). — С. 178-180. — URL: https://moluch.ru/archive/176/46008/ (дата обращения: 10.03.2021).
- Максимова Е. В. Уровни общения. Причины возникновения раннего аутизма и его коррекция на основе теории Н. А. Бернштейна, изд. Диалог-МИТФИ, 2008.-288с.
- Архипов Б. А., Комплексная методика психомоторной коррекции. М.,1998
- Бернштейн Н. А. О построении движений. М.: Медгиз,1947.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар "Особенности коррекционной работы с детьми с ранним детским аутизмом в дошкольном образовательном учреждении."
Семинар по аутизму...
Принципы организации коррекционной работы с детьми с ранним детским аутизмом.
Основные принципы коррекционного подхода в работе с детьми с синдромом раннего детского аутизма. Параметры, по которым можно определить уровень контактов с окружающим миром и людьми ребенка в данный м...
Особенности развития речевой сферы у детей с ранним детским аутизмом (РДА)
Одним из наиболее характерных проявлений синдрома детского аутизма является отклонение в речевом развитии, на что указывали L. Kanner, В.В. Лебединский, О.С. Никольская и другие исследователи....
ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОЦЕССА С ДЕТЬМИ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ
Н.А. Еремкина, А.А.ЧакучянМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №11 «Теремок» поселка Псебай муниципального образования Мостовский район...
Коррекционная работа с детьми с ранним детским аутизмом
Консультация "Коррекционная работа с детьми с ранним детским аутизмом"...
АРТ-ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ.
МАтериал предназначен для воспитателей, в группе которых есть дети с ОВЗ. В своей практике могут использовать АРТ-терапию.Термин "арт-терапия" (терапия искусством) ввел художник Адриан Хилл ...
Рабочая коррекционно-развивающая программа для детей с синдромом раннего детского аутизма (РДА)
В настоящее время наблюдается активное увеличение числа детей с расстройством аутистического спектра, поэтому проблема обучения и воспитания таких детей является весьма актуальной. В данной ситуации п...