«Наполнение и реализация развивающей предметно-пространственной среды для работы с детьми с ОВЗ в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №28 «Надежда» города Смоленска».
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
«Наполнение и реализация развивающей предметно-пространственной среды для работы с детьми с ОВЗ в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №28 «Надежда» города Смоленска».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst.docx | 19.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Рады приветствовать вас на дистанционном мероприятии «Наполнение и реализация развивающей предметно-пространственной среды для работы с детьми с ОВЗ в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №28 «Надежда» города Смоленска».
Большинство детей с различными особенностями развития раньше переводились из массовых садов в сады компенсирующего вида, где с ними работали специалисты по коррекционному обучению.
На сегодняшний день на основании ряда документов («Закона об образовании» РФ, СанПиНа, ФГОС, программы и др.) в любое образовательное учреждение может прийти ребенок с ОВЗ. И тогда образовательное учреждение должно создать специальные образовательные условия, связанные с необходимостью и возможностью образования этих детей.
Поэтому большинство педагогов должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле.
Изменение, улучшение и обогащение развивающей предметно-пространственной среды (РППС) является одним из эффективных условий реализации образовательного процесса ребенка с ОВЗ.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это особая категория детей, которые имеют временные или постоянные отклонения в психическом или физическом развитии. Важной особенностью организации процесса обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья является необходимость создания для них специальных условий в образовательной среде. Спектр специальных условий достаточно широк и подбирается индивидуально для каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей развития. Одним из обязательных специальных условий образования на всех этап обучения, в том числе и в период дошкольного детства является коррекционно-развивающая направленность всего процесса обучения и воспитания и тесное взаимодействия с родителями дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Коррекционно-развивающая направленность процесса обучения предполагает как помощь специалистов службы психолого-педагогического сопровождения школы, а именно учителя-логопеда и педагога-психолога, иногда и учителя-дефектолога, так и воспитателя, являющегося основным педагогом сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. В своей методической разработке мы предлагаем дидактические игры, которые служат универсальным инструментом, который могут использовать в своей работе и воспитатели и специалисты службы психолого-педагогического сопровождения.
По данным современных психологических, логопедических и методологических исследований, умения и навыки связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья при спонтанном их развитии не достигают достаточного уровня, необходимого для полноценного обучения ребёнка в школе. Учитывая специфику данного процесса, выстраивать свою работу по формированию навыка связной речи и его актуализации следует в особой организации специальных условий обучения и, в первую очередь, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка с ограниченными возможностями. Важным элементов является безусловно и социализация таких детей в среде сверстников и взрослых. В этом ключе основную роль играет нахождение ребенка в инклюзивной среде, где дети находятся в благоприятной речевой среде, могут формировать навык и автоматизировать его.
Актуальность данной методической разработки обусловлена тем, что у детей с ОВЗ низкая коммуникативная способность. Наличие у таких детей отклонений в восприятии, внимании, памяти, воображении создает трудности в овладении монологической речью.
В современной практике всё больше используются устаревшие
модифицированные пособия для детей дошкольного возраста. Умение
классифицировать - одна из составляющих творческих способностей
человека. Дети не могут пользоваться имеющимися у них знаниями. В
настоящее время происходит глобальный пересмотр принципов дошкольного
образования. В системе образования детей появились новые игры и
развлечения. Дети легко осваивают информационно-коммуникативные
технологии, и традиционными наглядными средствами их сложно удивить.
♫ Слайд 3. Поэтому Федеральные государственные образовательные
стандарты предлагают интеграцию образовательных областей, которая
сделает развитие способностей и умений детей более успешными. Помочь
соответствовать этому может такая современная технология, как ТРИЗ.
Данная технология - одно из средств развития интеллектуально-
творческих способностей детей. Это пособие вносит элемент игры в
образовательную деятельность, помогает поддерживать интерес к
изучаемому материалу. Данный игровой метод обучения способствует
созданию непринуждённой обстановки, снимает психологическое и
физическое напряжение, способствует повышению уровня речевого развития
воспитанников. В своей деятельности данную технологию я воплощаю через
использование кругов Луллия.
При создании предметно-развивающей среды придерживаюсь таких
принципов, как:
- дистанция и позиция при взаимодействии;
- активность, самостоятельность и творчество;
- гибкость и динамичность;
- индивидуальная комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка.
♫ Слайд 15.Развитие детей дошкольного возраста наиболее успешно
осуществляется в условиях обогащённой развивающей среды, которая
обеспечивает единство социальных и природных средств, разнообразную
деятельность и обогащение речевого опыта. Развивающая среда - это
естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная
разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В
такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-
творческую деятельность всех детей, чего я всегда и добиваюсь. Речевая
развивающая среда направлена на формирование активного познавательного
отношения к окружающему миру и к явлениям родного языка и речи.
Поэтому создание речевой развивающей среды - важнейшее направление
повышения качества работы по развитию речи дошкольников.
По итогам работы наблюдается положительная динамика в
усвоении детьми образовательной программы. Я провожу индивидуальную
работу, подбираю коррекционные игры для развития различных психических
процессов: внимания, мышления, памяти и развития речи.
Некоторым накопленным опытом в данном направлении мы хотели бы поделиться. Представляем вашему вниманию методические разработки детей, родителей и педагогов МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда», которые нам удалось создать и реализовать для работы с детьми с ограниченными возможностями.
♫ Видеоролик.
Благодарим за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аннотация к рабочей программе воспитателя средней группы № 2 «Рябинка» на 2017-2018 учебный год муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 79 «Соловушка» города Смоленска
Аннотация к рабочей программе воспитателя средней группы № 2 «Рябинка» на 2017-2018 учебный год муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 79 &l...
«План работы с родителями (законными представителями) во второй младшей группе № 1 «Белочки» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 79 «Соловушка» города Смоленска на 2019 – 2020 учебный год»
laquo;План работы с родителями (законными представителями) во второй младшей группе № 1 «Белочки»муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 79 ...
«План работы с родителями (законными представителями) в средней группе № 6 «Белочки» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 79 «Соловушка» города Смоленска на 2020– 2021 учебный год»
laquo;План работы с родителями (законными представителями) в средней группе № 6 «Белочки» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 79 «...
План работы с родителями (законными представителями) в средней группе воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 79 «Соловушка» города Смоленска на 2022 – 2023 учебный год
Планработы с родителями (законными представителями) в средней группевоспитателя муниципального бюджетного дошкольногообразовательного учреждения«Детский сад № 79 «Соловушка» города С...
План работы с родителями (законными представителями) в старшей группе воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 79 «Соловушка» города Смоленска на 2023 – 2024 учебный год
План работы с родителями (законными представителями) в старшей группе воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 79 «Соловушка» горо...